Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.05.2016 № 69 «Об утверждении СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания"»

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва

27 мая 2016 г. № 69

Об утверждении СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания"

Зарегистрировано Минюстом России 23 августа 2016 г.

Регистрационный № 43348

(В редакции Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.05.2017 г. № 61)

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч.1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (часть I), ст. 11; № 27, ст. 3951; № 29 (часть I), ст. 4339 и ст. 4359); № 48 (часть I), ст. 6724) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953)

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" (приложение).

2. Считать утратившими силу: - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.11.2009 № 71 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц пожилого возраста и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы" (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2009, регистрационный № 15884); - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.02.2014 № 7 "О внесении изменений № 1 в СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы" (зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2014, регистрационный № 31996).

А.Ю.Попова

_____________________

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 69

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания

СП 2.1.2.3358-16

Санитарно-эпидемиологические правила

(В редакции Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.05.2017 г. № 61)

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах<1>, предназначенных для оказания социальных услуг лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

______________________ <1> Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52 (часть I), ст. 7007; 2014, № 30 (часть I), ст. 4257).

1.2. Санитарные правила не распространяются на организации здравоохранения, в которых осуществляется медицинское обслуживание лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также на организации, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Санитарные правила не распространяются на объекты организаций социального обслуживания, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания организаций социального обслуживания в части архитектурно-планировочных решений эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций социального обслуживания.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

II. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению организаций социального обслуживания и ее территории

2.1. Организации социального обслуживания размещаются на территории жилой застройки за пределами санитарно-защитных зон организаций, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни физических факторов и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений при размещении зданий организаций социального обслуживания должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами<2>.

Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений на территории и в здании организации социального обслуживания не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

_________________ <2> СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.10.2001 № 29, зарегистрированным Минюстом России 12.11.2001, регистрационный № 3026).

2.2. На территории организации социального обслуживания выделяются и благоустраиваются зоны для отдыха и хозяйственно-бытовой деятельности, физкультурно-оздоровительных занятий.

Места отдыха оборудуются садовой мебелью, навесами, беседками, стационарными или временными туалетами, урнами.

2.3. На территории организации социального обслуживания оборудуется площадка с твердым покрытием и устройством ограждения для установки мусоросборников.

2.4. Расстояние от мусоросборников до зданий, предназначенных для проживания, мест отдыха и занятия физкультурой должно составлять не менее 20 метров.

2.5. Территория отдельно стоящего здания организации социального обслуживания должна иметь наружное электрическое освещение.

III. Санитарно-эпидемиологические требования к зданиям организаций социального обслуживания

3.1. При размещении организаций социального обслуживания в нескольких зданиях между ними предусматриваются отапливаемые переходы.

Здания организаций полустационарного социального обслуживания могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).

Размещение организаций полустационарного социального обслуживания во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) допускается при наличии изолированного от жильцов входа и соблюдении санитарно-эпидемиологических требований к помещениям общественного назначения, размещаемых в жилых зданиях<3>.

__________________ <3> СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, зарегистрированным в Минюсте России 15.07.2010, регистрационный № 17833, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2010 № 175, зарегистрированным в Минюсте России 28.02.2011, регистрационный № 19948).

3.2. В организациях стационарного и полустационарного социального обслуживания предусматриваются основные группы помещений: - для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; - для проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; - для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предусматриваются помещения для организации питания, медицинского, административно-бытового обслуживания, культурно-массового и физкультурно-оздоровительных назначения, профессиональной подготовки и социальной адаптации; - хозяйственные помещения; - санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала организации социального обслуживания.

Помещение для приема вновь поступающих лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в организацию стационарного социального обслуживания оборудуется отдельным входом.

3.3. В строящихся и реконструируемых зданиях организаций социального обслуживания для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна быть создана доступная (безбарьерная) среда.

Здания организаций социального обслуживания высотой два и более этажей оборудуются лифтами и/или другими устройствами для транспортирования лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

3.4. Жилые помещения стационарных организаций социального обслуживания оборудуются по квартирному или коридорному типам.

Жилые помещения по квартирному типу проектируются для группы из 5-6 человек с общей гостиной, кухней, столовой, прихожей, санитарным узлом.

При коридорном типе проектирования спальни и места общего пользования жилой ячейки (кухня, душевая, санузлы) должны быть связаны через коридор или систему коридоров.

В зданиях, жилые помещения которых оборудованы по коридорному типу, предусматриваются санитарные узлы общими на коридор, раздельно для мужчин и женщин, и рекреационные зоны (гостиные).

Для лиц, страдающих психическими расстройствами, помещения для проживания предусматриваются только по коридорному типу.

3.5. Спальные комнаты предусматриваются на 1-3 человека.

Спальные комнаты для лиц, страдающих психическими расстройствами, рассчитываются на 4-6 человек.

Планировка и оборудование всех помещений, включая спальные комнаты должны предусматривать возможность использования их лицами с ограниченными возможностями, в том числе инвалидами-колясочниками. (В редакции Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.05.2017 г. № 61)

3.6. Учебные помещения, учебно-производственные (лечебно-трудовые) мастерские, предусмотренные в составе организаций социального обслуживания в соответствии с их профилем, оборудуются в соответствии с требованиями санитарных правил к условиям труда инвалидов<4>.

При учебно-производственных помещениях предусматриваются помещения для хранения материалов и готовых изделий.

Не допускается размещение учебно-производственных мастерских в одном блоке с помещениями для проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

__________________ <4> СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 № 30, зарегистрированным в Минюсте России 09.06.2009, регистрационный № 14036).

3.7. Электрические выключатели, ручки, звонки и другие аналогичные элементы необходимого бытового окружения размещаются с учетом зон досягаемости в вертикальной и горизонтальной плоскостях, доступных для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в положении стоя, сидя и лежа.

3.8. Для хранения технических средств реабилитации в организациях социального обслуживания предусматриваются отдельные помещения.

3.9. В составе помещений медицинского назначения в организации социального обслуживания предусматривается приемно-карантинное отделение с изолятором. Изолятор оборудуется из расчета не менее четырех коек на 100 человек проживающих. При проживании 100 и менее человек предусматривается изолятор на две койки. Количество палат не менее двух (мужская и женская).

IV. Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и освещенности

4.1. При проектировании и строительстве здания организаций социального обслуживания оборудуются системы водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.<5> Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать оптимальные условия проживания или находиться в границах допустимых параметров микроклимата и воздушной среды помещений согласно показателям микроклимата помещений, установленным в Приложении.

4.2. Вода, используемая для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде<6>.

4.3. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест<7>.

4.4. Все помещения для пребывания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ежедневно проветриваются.

Для проветривания предусматриваются фрамуги, форточки или другие устройства.

_________________________ <5> Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477).

<6> СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24, зарегистрированным в Минюсте России 31.10. 2001, регистрационный № 3011), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: от 07.04.2009 № 20 (зарегистрированным в Минюсте России 05.05.2009, регистрационный № 13891), от 25.02.2010 № 10 (зарегистрированным в Минюсте России 22.03.2010, регистрационный № 16679), от 28.06.2010 № 74 (зарегистрированным в Минюсте России 30.07.2010, регистрационный № 18009).

<7> ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК)

загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114, зарегистрированным в Минюсте России 11.06.2003, регистрационный № 4679) с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: от 17.10.2003 № 150 (зарегистрированным в Минюсте России 21.10.2003, регистрационный № 5187), от 03.11.2005 № 24 (зарегистрированным в Минюсте России 02.12.2005, регистрационный № 7225), от 03.11.05 № 26 (зарегистрированным в Минюсте России 02.12.2005, регистрационный № 7224), от 19.07.2006 № 15 (зарегистрированным в Минюсте России 27.07.2006, регистрационный № 8117), от 04.02.2008 № 6 (зарегистрированным в Минюсте России 29.02.2008, регистрационный № 11260), от 18.08.2008 № 49 (зарегистрированным в Минюсте России 04.09.2008, регистрационный № 12223), от 27.01.2009 № 6 (зарегистрированным в Минюсте России 16.02.2009, регистрационный № 13357), от 09.04.2009 № 22 (зарегистрированным в Минюсте России 18.05.2009, регистрационный № 13934), от 19.04.2010 № 26 (зарегистрированным в Минюсте России 19.05.2010 № 17280), от 12.07.2011 № 98 (зарегистрированным в Минюсте России 30.08.2011, регистрационный № 21709), от 17.06.2014 № 37 (зарегистрированным в Минюсте России 04.07.2014, регистрационный № 32967), от 27.11.2014 № 76 (зарегистрированным в Минюсте России 26.12.2014, регистрационный № 35425), от 12.01.2015 № 3 (зарегистрированным в Минюсте России 09.02.2015, регистрационный № 35937).

4.5. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях организации социального обслуживания должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий <8>.

4.6. В качестве источников искусственного освещения в жилых помещениях, коридорах, гостиных, помещениях для занятий, обеденном зале - столовой и других помещениях применяются люминесцентные лампы или лампы с аналогичными светотехническими характеристиками со светорассеивающей арматурой; для производственных помещений столовой, прачечной и душевых - с влагозащитной арматурой; в помещениях медицинского назначения - с закрытыми светильниками. Не используются в одном помещении одновременно в качестве источника общего освещения лампы разного типа.

4.7. При наличии в организациях социального обслуживания бассейнов должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к плавательным бассейнам<9>.

_________________ <8> СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 № 34, зарегистрированным Минюстом России 23.04.2003, регистрационный № 4443) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2010 № 20, зарегистрированным Минюстом России 08.04.2010, регистрационный № 16824.

<9> СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.01.2003 № 4, зарегистрированным в Минюсте России 14.02.2003, регистрационный № 4219).

V. Санитарно-эпидемиологические требования к помещениям, внутренней отделке помещений

5.1. Потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности, признаков поражения грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Используемые строительные и отделочные материалы не должны оказывать вредное влияние для здоровья человека.

5.2. В производственных и складских помещениях пищеблока, буфетных, коридоров и холлов, помещениях с влажным режимом (душевые, умывальные, туалеты), помещениях прачечной, кладовых для хранения чистого и грязного белья стены должны быть облицованы на высоту не ниже 1,8 м глазурованной плиткой или иными разрешенными к применению материалами, устойчивыми к влажной обработке с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

5.3. Для отделки потолков необходимо использовать водоотталкивающие (влагостойкие) краски.

5.4. Полы в помещениях посудомоечного отделения пищеблока, душевых и постирочной оборудуются канализационными трапами с уклонами полов к отверстиям трапов.

5.5. Помещения медицинского назначения оборудуются и эксплуатируются в соответствии с требованиями санитарных правил к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность<10>.

5.6. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, безопасных для здоровья человека.

___________________ <10> СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58, зарегистрированным в Минюсте России 09.08.2010, регистрационный № 18094), с изменениями внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2016 № 27, зарегистрированным в Минюсте России 15.03.2016, регистрационный № 41424).

VI. Требования к инвентарю и оборудованию

6.1. Жилые комнаты оборудуются кроватями, столами, стульями, тумбочками, шкафами для хранения домашней одежды, белья, обуви.

Каждый проживающий обеспечивается постельными принадлежностями, постельным бельем и полотенцами (для лица, ног, банное).

Количество отделений в шкафах должно соответствовать количеству спальных мест в комнате.

Количество кроватей, тумбочек и стульев должно соответствовать количеству проживающих. Использование двухъярусных кроватей и раскладных кроватей не допускается.

6.2. В организациях социального обслуживания используются оборудование и мебель, покрытие которых обеспечивает возможность проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств. При использовании мягкой мебели предусматриваются съемные чехлы (не менее 2 комплектов) с обязательной стиркой их по мере загрязнения, но не реже один раз в месяц.

6.3. В туалетных помещениях предусматриваются умывальная зона и зона санитарных кабин.

Умывальная зона оборудуется умывальными раковинами и вешалками для полотенец. В умывальных предусматриваются полотенцесушители.

Зона санитарных кабин оборудуется унитазами.

Для хранения уборочного инвентаря предусматриваются отдельные помещения (шкафы).

6.4. Душевые кабины оборудуются душевыми установками из расчета одна установка на 5 человек и резиновыми ковриками с ребристой поверхностью.

6.5. Комната личной гигиены женщин оборудуется биде или поддоном с гибким шлангом, умывальником и унитазом.

6.6. В организациях социального обслуживания оборудуются помещения прачечной для стирки постельного белья, полотенец и личных вещей. При отсутствии условий для стирки постельного белья и личных вещей в организациях социального обслуживания допускается централизованная стирка в иных прачечных.

6.7. В отдельном помещении оборудуется гладильная, оснащенная гладильными досками, утюгами.

6.8. В организациях социального обслуживания обеспечиваются условия для оказания лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам парикмахерских услуг с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к организациям коммунально-бытового назначения, оказывающим парикмахерские и косметические услуги<11>.

______________________ <11> СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 59, зарегистрированным в Минюсте России 06.07.2010, регистрационный № 17694) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.01.2014 № 4, зарегистрированным в Минюсте России 04.03.2014, регистрационный № 31499).

6.9. Кладовые оборудуются стеллажами или шкафами для раздельного хранения грязного и чистого белья, моющих и дезинфицирующих средств, личных вещей проживающих лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

6.10. При размещении лиц, лишенных возможностей к самостоятельному передвижению ("лежачих"), предусматривается специализированное оборудование (специальные кровати, противопролежневые системы, ограждения).

VII. Требования к организации питания

7.1. В организациях стационарного социального обслуживания питание проживающих лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется не менее 3-х раз в день, в том числе диетическое (лечебное) питание по медицинским показаниям.

Устройство, содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, условий и технологии изготовления блюд, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом столовой, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению обязательной документации (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания<12> и настоящим санитарным правилам.

___________________ <12> СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 № 31, зарегистрированным в Минюсте России 07.12.2001, регистрационный № 3077) с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: от 03.04.2003 № 28 (зарегистрированным в Минюсте России 23.04.2003, регистрационный № 4447), постановлением от 03.05.2007 № 25 (зарегистрированным в Минюсте России 07.06.2007, регистрационный № 9614), от 29.12.2010 № 187 (зарегистрированным в Минюсте России 17.03.2011, регистрационный № 20156), от 31.03.2011 № 29 (зарегистрированным в Минюсте России 06.05.2011, регистрационный № 20690).

7.2. В организациях стационарного социального обслуживания допускается доставка готовых блюд из организаций общественного питания.

7.2.1. В случае использования готовых блюд из организаций общественного питания (услуги кейтеринга) в организации стационарного социального обслуживания выделяется помещение для приема готовой продукции и отбора суточных проб. Суточные пробы отбираются производителем блюд стерильными или прокипяченными ложками в стерильную или прокипяченную посуду (банки, контейнеры) с плотно закрывающимися крышками. Каждая проба блюда помещается в отдельную посуду и сохраняется в течение не менее 48 часов при температуре 2 - 6°С. Посуда с пробами блюд маркируется с указанием наименования приема пищи и датой отбора, опечатывается и хранится указанный период в организации социального обслуживания.

7.2.2. При доставке готовой пищи используется тара и термоконтейнеры, разрешенные к применению для контакта с пищевыми продуктами. Готовые первые и вторые блюда могут находиться в термоконтейнерах (термосах) в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи. Время доставки готовых блюд в термоконтейнерах от момента их приготовления до реализации не должно превышать 2 часов.

7.2.3. Доставка готовых блюд и кулинарных изделий осуществляется специально выделенным для перевозки пищевых продуктов транспортом. Транспортные средства для перевозки готовой пищи должны содержаться в чистоте.

7.2.4. Оборотная тара после использования очищается, промывается водой с разрешенными моющими средствами, ошпаривается кипятком, высушивается и хранится в выделенных местах. Термосы подлежат обработке в соответствии с инструкциями по их применению.

При отсутствии в столовой организации социального обслуживания специально выделенного помещения мытье оборотной тары проводится поставщиком готовых блюд и кулинарных изделий.

7.2.5. Реализация готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий осуществляется в буфетах-раздаточных.

В буфетах-раздаточных предусматриваются набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять реализацию блюд, кулинарных изделий, мытье столовой посуды, а также приготовление горячих напитков.

7.3. Для хранения скоропортящихся продуктов в буфетах-раздаточных и блоках жилых помещений предусматривается холодильное оборудование.

VIII. Санитарно-эпидемиологические требования к санитарному содержанию территории, помещений и санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организации социального обслуживания

8.1. Территория организации социального обслуживания должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится ежедневно.

Твердые бытовые отходы и другой мусор убираются в мусоросборники.

Вывоз отходов и очистка мусоросборников проводится специализированными организациями.

После опорожнения мусоросборников проводят их дезинфекцию и дезинсекцию.

Не допускается сжигание мусора на территории организации социального обслуживания и в непосредственной близости от неё.

8.2. Все помещения организации социального обслуживания ежедневно убираются влажным способом с применением моющих средств.

В местах общего пользования (буфетных, столовых, вестибюле, коридорах, гостиных, санитарных узлах, душевых, ванных комнатах)

влажная уборка проводится ежедневно с применением моющих и дезинфицирующих средств.

В столовой и туалетах дезинфицирующие средства применяются в соответствии с режимом, рекомендованным при бактериальных инфекциях; в душевых и ванных комнатах - рекомендованным при грибковых инфекциях. Дезинфицирующие средства используются в соответствии с методическими указаниями/инструкциями по их применению.

В помещениях для занятий физкультурой ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса, спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью. При использовании спортивных матов матерчатые чехлы спортивных матов подвергаются стирке не реже одного раза в неделю и по мере их загрязнения.

8.3. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже двух раз в год (весной и осенью).

Чистка светильников общего освещения проводится по мере загрязнения, но не реже двух раз в год. Замена перегоревших ламп и неисправных источников света осуществляется своевременно.

Вытяжные вентиляционные решетки очищаются от пыли не реже одного раза в месяц.

8.4. Санитарно-техническое оборудование ежедневно обрабатывается дезинфицирующими растворами. Сиденья на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей обрабатываются с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Ванны, раковины, унитазы чистятся квачами или щетками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств.

8.5. Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится не реже одного раза в месяц с применением моющих и дезинфицирующих растворов. Во время генеральных уборок ковровые покрытия подвергаются влажной обработке или проветриваются и выколачиваются на улице. Возможно использование моющего пылесоса.

Постельные принадлежности подвергаются обработке в дезинфекционной камере по мере загрязнения, а также после выписки (смерти) проживающих из организации социального обслуживания. Могут использоваться чехлы для матрацев и подушек, изготовленные из материалов, устойчивых к дезинфицирующим средствам.

8.6. Смена постельного белья и одежды производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

8.7. Для уборки помещений используются разрешенные к применению дезинфицирующие и моющие средства. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в упаковке производителя. Хранение рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств осуществляется в промаркированных емкостях с крышками.

8.8. Уборка прилегающих территорий и помещений организации социального обслуживания, а также профилактическая и текущая дезинфекция могут проводиться профессиональной уборочной компанией (клининговой компанией) или силами собственного персонала организации с соблюдением требований настоящих санитарных правил.

В случае привлечения клининговых компаний предусматриваются отдельные помещения для персонала клининговой компании и хранения и обработки уборочного инвентаря.

8.9. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, уборочный материал, швабры) маркируется с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и хранится в выделенном помещении (шкафу). Для маркировки можно использовать цветовое кодирование.

Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря.

Стиральные машины для стирки мопов и другого уборочного материала устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек. Возможно использование одного держателя мопов для всех видов помещений и поверхности, за исключением санузлов. Для уборки санузлов предусматривается отдельный комплект уборочного инвентаря.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих растворов, ополаскивается проточной водой и просушивается.

8.10. В помещениях организации социального обслуживания не допускается наличие насекомых и грызунов. При обнаружении насекомых и грызунов и следов их пребывания в течение суток организуются и проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации в соответствии с требованиями к проведению дезинфекционных и дератизационных мероприятий. Предусматриваются инженерно-технические мероприятия, исключающие возможность доступа грызунов в помещения организации социального обслуживания.

8.11. Уборка помещений медицинского назначения и обработка изделий медицинского назначения проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность<13>.

Образующиеся медицинские отходы, относящиеся к классам Б и В, подлежат обеззараживанию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями<14>.

8.12. В помещениях столовой, жилых комнат, спален, медицинского назначения устанавливаются москитные сетки на окна в целях предотвращения проникновения насекомых в помещения.

8.13. Для профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний персоналом организации социального обслуживания проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия.

8.14. Каждый поступающий в организацию стационарного социального обслуживания должен иметь медицинскую карту со сведениями о результатах обследования на туберкулез, результатах лабораторных исследований на группу возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов, дифтерию, инфекций, передающихся половым путем, профилактических прививках и справку об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту проживания в течение 21 дня до поступления в организацию социального обслуживания стационарного типа. Результаты бактериологического исследования на группу возбудителей кишечных инфекций действительны в течение двух недель с момента забора материала для исследований.

8.15. Вновь поступающие лица пожилого возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды осматриваются врачом организации, и после проведения комплекса гигиенических мероприятий помещаются в палаты (мужскую или женскую)

приемно-карантинного отделения на период 7 дней для медицинского наблюдения в целях выявления наличия или отсутствия инфекционных заболеваний.

В палаты приемно-карантинного отделения помещают проживающих, отсутствующих в организации в течение 5 и более дней, на период не менее 7 дней.

8.16. Все поступающие в организацию социального обслуживания лица пожилого возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды осматриваются на наличие педикулеза и чесотки. В случае обнаружения лиц, пораженных педикулезом или чесоткой, проводится комплекс мероприятий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями<15>.

8.17. Больные с признаками инфекционного заболевания помещаются в изолятор для временного пребывания до их госпитализации в медицинскую организацию.

_____________________ <13> СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58, зарегистрированным в Минюсте России 09.08.2010, регистрационный № 18094), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2016 № 27 (зарегистрированным в Минюсте России 15.03.2016, регистрационный № 41424).

<14> СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163, зарегистрированным в Минюсте России 17.02.2011, регистрационный № 19871).

<15> СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014 № 50, зарегистрированным Минюстом России 12.11.2014, регистрационный № 34659), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2015 № 97, зарегистрированным Минюстом России 29.01.2016, регистрационный № 40901).

При возникновении случаев инфекционных и паразитарных заболеваний в организации социального обслуживания персонал осуществляет мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. В организации проводятся мероприятия, направленные на предотвращение дальнейшего распространения инфекции, в том числе дезинфекционная обработка помещений, твердого и мягкого инвентаря, оборудования, посуды и других объектов. После госпитализации инфекционного больного проводится заключительная дезинфекция.

8.18. Проживающие, состоящие на диспансерном учете в связи с заболеванием туберкулезом, должны размещаться в одноместных палатах в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.

8.19. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла)

подвергаются обработке в дезинфекционной камере по мере загрязнения, по эпидемическим показаниям, а также после выписки (смерти) проживающих. Организации социального обслуживания обеспечиваются обменным фондом постельных принадлежностей. Для матрацев и подушек используются чехлы, изготовленные из материалов, устойчивых к дезинфицирующим средствам.

8.20. Мероприятия по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями<16, 17, 18>.

При проведении дезинфекции, дезинсекции, дератизации, предстерилизационной очистки и стерилизации должны соблюдаться правила охраны труда и использования средств индивидуальной защиты с учетом инструкции (методических указаний) по применению конкретных средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Для профилактической дезинфекции не применяются фенольные и альдегидсодержащие средства.

_________________ <16> СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131, зарегистрированным Минюстом России 19.06.2003, регистрационный № 4757).

<17> СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 126, зарегистрированным Минюстом России 19.06.2003, регистрационный № 4756).

<18> СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 № 58, зарегистрированным Минюстом России 26.02.2015, регистрационный № 36212).

8.21. Гигиеническая обработка проживающих, в том числе осмотр на педикулез и чесотку, должна осуществляться не реже одного раза в 7 дней. Для проживающих должны быть организованы стрижка и бритье.

8.22. Работники организации социального обслуживания обеспечиваются специальной одеждой (костюмами, халатами, фартуками, шапочками), масками или другими средствами защиты органов дыхания, а также перчатками при работе с грязным бельем и растворами дезинфицирующих средств.

8.23. Стирка постельного белья, полотенец, санитарной и специальной одежды работников организации социального обслуживания осуществляется в прачечной. Стирка постельного белья и полотенец, личных вещей проживающих осуществляется отдельно от стирки специальной и санитарной одежды. Не допускается стирка специальной и санитарной одежды на дому.

Хранение санитарной и специальной одежды осуществляется раздельно от личной одежды персонала в индивидуальных двухсекционных шкафчиках в гардеробной для персонала.

8.24. Работники организаций социального обслуживания проходят предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке<19> и должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям<20>.

Каждый работник организаций социального обслуживания должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, допуск к работе.

___________________ <19> Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный № 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15.05.2013 № 296н (зарегистрирован Минюстом России 03.07.2013, регистрационный № 28970) и от 05.12.2014 № 801н (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015, регистрационный № 35848).

<20> Приказ Минздрава России от 21.03.2014 № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014, регистрационный № 32115).

8.25. Не допускается привлечение лиц, получающих социальные услуги, к приготовлению готовых блюд и раздаче пищи, нарезке хлеба, сбору и сортировке грязного белья.

IX. Требования к соблюдению санитарных правил

9.1. Руководитель организации социального обслуживания является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил и обеспечивает: - наличие в организации социального обслуживания настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников организации социального обслуживания; - выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации социального обслуживания; - необходимые условия для соблюдения санитарных правил; - прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья; - наличие медицинских книжек на каждого работника организации социального обслуживания и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований и профилактической иммунизации; - организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; - проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических и противоэпидемических мероприятий.

________________

Приложение

к СП 2.1.2.3358-16

ПОКАЗАТЕЛИ МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

|--------|-----------------------|----------------------|----------------------|----------------------|-----------------------------| | Период | Наименования |Температура воздуха,°С| Результирующая | Относительная | Скорость движения | | года | помещений | | температура,°С | влажность,% | воздуха, м/с | | | |-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | | |оптимальная|допустимая|оптимальная|допустимая|оптимальная|допусти- |оптимальная, | допустимая, | | | | | | | | | мая, | не более | не более | | | | | | | | |не более | | | |--------|-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| |Холодный|Жилые комнаты |20-22 |20-24 |19-20 |19-23 |45-30 | 60| 0,15| 0,2| | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Помещения |19-21 |18-23 |18-20 |17-22 |45-30 | 60| 0,2| 0,3| | |профессиональной | | | | | | | | | | |подготовки (классы и | | | | | | | | | | |мастерские) | | | | | | | | | | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Библиотека (читальный |20-21 |19-23 |19-20 |19-22 |45-30 | 60| 0,2| 0,3| | |зал) | | | | | | | | | | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Административные |20-21 |19-23 |19-20 |19-22 |45-30 | 60| 0,2| 0,3| | |помещения (кабинеты) | | | | | | | | | | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Гостиная, столовая |20-21 |19-23 |19-20 |19-22 |45-30 | 60| 0,2| 0,3| | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Зрительный зал |20-21 |19-23 |19-20 |19-22 |45-30 | 60| 0,2| 0,3| | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Кинопроекционная и |21-23 |20-25 |20-21 |20-23 |60-40 | 60| 0,1| 0,2| | |радиоузел | | | | | | | | | | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Спортивный зал |17-19 |15-21 |16-18 |14-20 |45-30 | 60| 0,2| 0,3| | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Раздевальные |20-22 |20-24 |19-21 |19-23 |45-30 | 60| 0,15| 0,2| | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Санузлы с умывальником |16-18 |14-20 |15-17 |13-19 |нн<*> | нн| нн| нн| | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Душевые, ванные |24-26 |18-28 |23-25 |17-27 |нн | нн| 0,15| 0,2| | |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| | |Вестибюли, гардеробные,|16-18 |14-20 |15-17 |13-19 |нн | нн| нн| нн| | |коридоры, лестницы, | | | | | | | | | | |курительные, кладовые | | | | | | | | | |--------|-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| |Теплый |Помещения с постоянным |23-25 |18-28 |22-24 |19-27 |60-30 | 65| 0,3| 0,5| | |пребыванием людей | | | | | | | | | |--------|-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------| ____________________ <*> нн - не нормируется.

________________________