Статья 1028. Форма и регистрация договора коммерческой концессии

Законодательство России Гражданский кодекс Российской Федерации

Актуальная редакция статьи 1028 ГК РФ: Статья 1028. Форма и регистрация договора коммерческой концессии

Текст

1. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.

2. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.

Комментарий

1. Комментируемая статья устанавливает письменную форму договора коммерческой концессии. Законодатель подчеркивает юридическую значимость данной формы, установив, что несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность и в силу прямого указания в п. 1 настоящей статьи такой договор считается ничтожным. При этом речь идет о заключении договора путем составления одного документа, подписанного сторонами, а не об обмене сторонами документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК).

Необходимость составления сторонами одного документа обусловлена главным образом тем, что в силу п. 2 комментируемой статьи договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации.

До внесения изменений в гл. 54 ГК РФ (в связи с принятием и вступлением в действие с 1 января 2008 г. части четвертой ГК) регистрация производилась органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качества правообладателя.

Если правообладатель был зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии производилась органом, осуществлявшим регистрацию юридического лица (предпринимателя), являвшегося пользователем. Соответственно, регистрация договоров коммерческой концессии осуществлялась налоговыми органами .

——————————— В судебной практике встречались дела, когда сторонами заявлялись требования о проверке возможной фальсификации регистрации договора коммерческой концессии в налоговом органе. См., например, Постановление ФАС Московского округа от 19 апреля 2010 г.

По-другому определялась судьба договора коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством (имелись в виду изобретения, полезные модели, промышленные образцы), а также на товарные знаки: договор подлежал регистрации в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. При несоблюдении требования о регистрации такого концессионного договора последний считался ничтожным.

После внесения изменений в гл. 54 ГК РФ (Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ) любой договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности — Роспатенте . Несоблюдение данного требования влечет ничтожность договора коммерческой концессии. Изменение органа, осуществляющего регистрацию договора коммерческой концессии, было связано в том числе и с изменением предмета договора, исключившего возможность передачи фирменного наименования как неразрывно связанного с юридическим лицом, обладающим вполне определенной организационно-правовой формой.

——————————— В период перехода к новому правовому регулированию в одном конкретном деле было предъявлено требование к налоговому органу провести государственную регистрацию договора коммерческой концессии по документам, представленным на регистрацию в последний рабочий день 2007 г. Суд, рассматривавший дело, пришел к выводу, что, зарегистрировав договор коммерческой концессии после 1 января 2008 г., инспекция ФНС России фактически выйдет за рамки установленных законом полномочий, но разъяснил, что возможность законной передачи фирменного наименования законодатель оставил, если оно используется правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения в товарном знаке или знаке обслуживания (Постановление ФАС Московского округа от 1 декабря 2008 г.).

2. Действующая редакция комментируемой статьи сняла многие спорные моменты, которые были предметом научного анализа в целом ряде работ . Так, содержавшееся в прежней редакции данной статьи правило о том, что в отношении с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации, вызвало вполне обоснованную критику, поскольку заключение данного вида договора преследовало цель получения юридической возможности пользователю выступать «под именем» (или от имени) правообладателя как раз и именно перед третьими лицами.

——————————— Подробнее см: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. С. 1002; Черепанова Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект. Екатеринбург, 2005. С. 110; Райников А.С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2009.

Впрочем, считать окончательно решенным вопрос о регистрации договора коммерческой концессии было бы преждевременно. Так, уже сейчас делаются предложения о необходимости введения дифференцированного подхода к возложению на стороны обязанности по регистрации договора в зависимости от состава предоставляемого комплекса исключительных прав. В частности, предлагается закрепление обязательной регистрации только для тех договоров коммерческой концессии, по которым предоставляется право на использование объектов, сделки с которыми подлежат обязательной регистрации в соответствии с нормами части четвертой ГК РФ (тогда не потребуется регистрировать договоры в отношении коммерческого обозначения и ноу-хау и будут сняты не всегда оправданные препятствия, сдерживающие развитие франчайзинга в России ). Впрочем, подобные опасения вполне могут быть устранены, если сроки проведения Роспатентом регистрационных процедур не будут затягиваться.

——————————— Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации». Паспорт проекта Федерального закона № 392449-5 «О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации».