Статья 1057. Организация публичного конкурса

Законодательство России Гражданский кодекс Российской Федерации

Актуальная редакция статьи 1057 ГК РФ: Статья 1057. Организация публичного конкурса

Текст

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий

1. Публичный конкурс — разновидность публичного объявления награды, представляет собой один из видов обязательств. Оба института объединяет публичное обещание награды за правомерное действие. Различия состоят в следующем. Обещание награды направлено на достижение личной (частной) цели, а иногда — общеполезной цели. Публичный конкурс организуется всегда в общественно полезных целях.

Следует отметить, что институт публичного объявления награды был известен еще гражданскому законодательству дореволюционной России.

Так, в проекте Гражданского уложения Российской империи от 1905 г. (документ так и не был принят) имелся раздел III «Обязательства, возникающие не из договоров», где была специально предусмотрена глава I «Публичное обещание награды». Как представляется, современная российская правовая доктрина публичного конкурса в некоторой степени заимствовала основные идеи этого проекта.

По нашему мнению, в проекте Гражданского уложения Российской империи был сформулирован основной принцип публичного конкурса — публичного объявления награды, который используется и сегодня. Скажем, согласно ст. 2582 этого проекта «обещавший посредством публичного объявления награду, в случае совершения кем-либо определенного в объявлении действия, обязан выдать ее совершившему это действие, хотя бы последний действовал, не имея в виду объявления награды».

Упоминаемый документ регламентировал также возможность отказа от публичного обещания награды. Например, согласно ст. 2583 проекта «пока не приступлено еще к исполнению действия, за которое обещана награда, обещание может быть взято обратно, разве бы обещавший в самом объявлении отказался от права отменить обещание. Отмена обещания может последовать только посредством публичного объявления, произведенного таким же образом, как и объявление награды.

В случае назначения в объявлении срока для совершения действия безуспешное истечение этого срока влечет за собою отмену обещания».

Предусматривал проект и порядок приобретения права на публичное получение награды. Согласно ст. 2584 проекта «право на получение награды имеет тот, кто первый совершил действие. Между лицами, исполнившими действие одновременно, награда делится поровну. Если в совершении действия участвовало совместно несколько лиц, то обещанная награда распределяется на основании состоявшегося между ними соглашения; в случае спора награда распределяется судом по мере участия каждого в совершении действия».

Особо оговаривался в проекте Гражданского уложения вопрос о публичном объявлении награды за произведение. Так, согласно ст. 2585 проекта «публично объявленное обещание награды, имеющее предметом вызов на соискание награды за произведение, признается действительным лишь в том случае, если в нем назначен определенный срок для представления произведения. Решение вопроса о том, соответствует ли представленное в срок произведение требованиям, определенным в объявлении, а равно о том, которое из нескольких произведений заслуживает преимущества перед прочими, принадлежит обещавшему награду, если в самом объявлении им не было назначено для этого другое лицо, а равно если назначенное лицо отказалось исполнить поручение. Возражение против решения не допускается. Между соискателями, представившими произведения равного достоинства, награда делится поровну. Обещавший награду тогда только становится собственником награжденного произведения, когда это было им выговорено в объявлении» .

——————————— http://www.contitutions.ru/archives/3942/19 В современном российском законодательстве понятие «конкурс» получило правовую регламентацию с принятием в 1964 г. Гражданского кодекса РСФСР (далее — ГК РСФСР) (гл. 39). Вопросы объявления конкурса, изменения условий его проведения, принятия решения о выплате вознаграждения (премии) и некоторые другие содержались в статье 439 — 443 ГК РСФСР.

2. Сегодня публичным конкурсам посвящена гл. 57 ГК РФ. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются правила ст. 447 — 449 ГК РФ и субсидиарно — нормы гл. 57 Кодекса.

Безусловно, за последние десятилетия с момента принятия ГК РСФСР конструкция публичного конкурса претерпела существенные изменения, поскольку его предметом может быть не только лучшее выполнение определенной работы (например, п. 1 ст. 439 ГК РСФСР), но и достижение иных результатов (например, конкурс скрипачей, певцов, танцоров и т.п.).

Публичный конкурс как гражданско-правовой институт охватывает отношения, связанные с постановкой задачи, которая разрешается на основе состязания неопределенного круга лиц с выплатой специального вознаграждения победителю. Существует ряд признаков, характеризующих публичный конкурс, которые по своей сути приближают данную модель к публичному обещанию награды.

Во-первых, обещание вознаграждения за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов должно быть публичным, т.е. обращенным к более чем одному лицу. Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми в зависимости от того, к кому обращено предложение участвовать в конкурсе.

При открытом конкурсе предложение принять в нем участие обращено ко всем желающим, и каждый откликнувшийся на него может стать участником конкурса. В этом случае круг участников конкурса может быть более широким (все пожелавшие принять в нем участие) или более узким (конкурс среди лиц определенной профессии), но он всегда характеризуется количественной неопределенностью и неизвестностью для организатора конкурса конкретного состава его участников.

Закрытый конкурс, напротив, характеризуется тем, что предложение участвовать в нем направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. В этом случае круг участников конкурса всегда ограничен и известен его организатору.

Во-вторых, публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. В противном случае публичный конкурс признается недействительным с последствиями, предусмотренными п. 2 ст. 167 ГК РФ. В частности, «при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом».

В-третьих, обещанное вознаграждение должно быть не обычной предусмотренной законодательством (трудовым, авторским) платой за выполнение той или иной работы, а специально установленной премией, которая выплачивается победителю конкурса за достигнутый результат независимо от его права на получение иных видов вознаграждения за свой труд. При этом премия должна быть денежной или вещевой (например, путевка, автомобиль, электронная аудио-, видеотехника и т.п.). Всякое иное поощрение победителя конкурса (например, выдача кубков, грамот, дипломов, медалей и иных отличительных знаков), если оно не сочетается с выплатой премии, не признается конкурсным вознаграждением.

В-четвертых, награда должна быть обещана за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов, что предполагает возможность сопоставления и выбора одного из многих сравнимых по своим качественным признакам результатов, достигнутых к тому же разными лицами. Следовательно, работа должна отвечать условиям конкурса, а по характеру быть такой, чтобы результаты ее при выполнении разными лицами могли быть сопоставимыми. Поэтому конкурс должен быть признан несостоявшимся, если представлена только одна работа (результат) или хотя и несколько работ, но выполненных одним и тем же лицом.

Если организатором конкурса являются министерства, другие ведомства на правах юридического лица, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, то принимается правовой нормативный акт о порядке проведения конкурса, включающий положение о конкурсе и утверждающий состав оргкомитета и жюри.

Существует и такая практика. Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации, федеральным органом и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимается правовой акт, регламентирующий конкурсные отношения в определенной области. Конкретный организатор принимает положение о проведении отдельного конкурса, которое в зависимости от вида организатора (физическое лицо, коммерческая организация, общественная организация, министерство или ведомство) может иметь статус правового нормативного акта или письменного документа.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 13 февраля 2012 г. № 181 «Об учреждении стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики» учреждены стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. На основании данного Указа согласно Постановлению Правительства РФ от 7 июня 2012 г. № 563 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1061) утверждены специальные Правила назначения и выплаты стипендий Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. В соответствии с п. 4 данных Правил Министерство образования и науки РФ организует и проводит соответствующие открытые конкурсные процедуры.

——————————— Собрание законодательства РФ. 2012. №

8. Ст. 987.

Собрание законодательства РФ. 2012. № 24. Ст. 3194.

В теории гражданского права существуют две конструкции, объясняющие природу обязательств, возникающих из публичного конкурса.

Большинство российских цивилистов считают, что обязательства из публичного конкурса являются следствием двух односторонних сделок: сделки организатора по объявлению конкурса и сделки участника — предоставление результата работы (достижение иных результатов) на конкурс.

Существует точка зрения, согласно которой публичный конкурс можно рассматривать как договор, где объявление конкурса — разновидность публичной оферты, а предоставление результатов работы (достижение иных результатов) — акцепт оферты, направленной на вступление в обязательственное правоотношение с организатором конкурса .

——————————— См.: Отдельные виды обязательств / Под ред. К.А. Граве, И.Б. Новицкого. М., 1954. С. 356; Эрделевский А. Публичный конкурс // Законность. 2000. №

8.

Представляется, что гражданско-правовая природа и структура института публичного конкурса должны объясняться в зависимости от поведения и намерения субъектов этих отношений.

Условия многих конкурсов устанавливают необходимость выражения волеизъявления лица на участие в конкурсе, сделанного до предъявления результата работы (достижения иных результатов). Такой участник представляет письменную заявку, как правило, заполняя утвержденный организатором бланк. В заявке приводятся как минимум сведения о личности участника, а также указывается, что участник ознакомился с условиями конкурса и согласен с ними (или обязуется их выполнять). Более того, условия конкурса устанавливают срок направления заявки организатору. Заявка подписывается участником. Таков порядок в конкурсах артистов-исполнителей, на выбор лучшего по профессии, определения лучшей по каким-либо показателям организации и др.

Представляется, что в указанных случаях публичное обещание награды выполняет роль публичной оферты (направлено неопределенному кругу лиц и содержит существенные условия). Если публичное обещание исходит от юридического лица, то оно оформляется и в виде локального акта этой организации. Заявка на участие в конкурсе является акцептом. Подавший заявку регистрируется организатором в списках участников конкурса.

Оба документа свидетельствуют о намерении организатора конкурса и участника вступить в обязательственные правоотношения и о согласовании их воли в отношении условий конкурса. Таким образом, заключается договор о публичном конкурсе, который следует квалифицировать как договор присоединения.

При этом некоторые обязанности сторон возникают уже до проведения конкурса: обязанность участника внести вступительный взнос, обязанности организатора предоставить помещение для репетиций, обеспечить местом проживания иногородних участников.

Существует и другая организация публичных конкурсов. Возможно, что первое обращение участника к организатору происходит только в момент представления результата работы (достижения иных результатов), т.е. волеизъявления и организатора, и участника автономны, разделены во времени и образуют самостоятельные акты — односторонние сделки.

Следует отличать публичный конкурс в том смысле, о котором идет речь в гл. 57 ГК РФ, от конкурсов для замещения вакантных должностей, хотя последние также проводятся, как правило, публично. Например, согласно ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса.

——————————— Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

Проводятся конкурсы и на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательских учреждениях и учебных заведениях. Скажем, Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Российской академией наук был издан Приказ от 23 мая 2007 г. , которым было утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должностей научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук. Однако целью проведения подобных конкурсов, носящих, как правило, открытый характер, является заключение служебного контракта или трудового договора; элемент публичного обещания награды в них полностью отсутствует.

——————————— Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 2007. № 29.

3. По мнению С.А. Чернышевой, по своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса — односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы — тоже односторонняя сделка, поскольку выражает желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу .

——————————— Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996. С. 37.

Конституция РФ (ст. 43) использует понятие «на конкурсной основе» применительно к получению высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Применение этого понятия значительно шире. Оно встречается во многих законах, принятых за последнее время, и затрагивает различные стороны жизни государства и общества.

Например, во исполнение Указа Президента РФ от 12 апреля 1993 г. № 443 «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и Положения о стипендиях Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 613-рп (в ред. Указов Президента РФ от 14 февраля 2010 г. № 182 , от 22 июня 2010 г. № 773 , от 8 марта 2011 г. № 285 ), было объявлено о проведении открытого публичного конкурса на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2011/2012 учебном году.

——————————— Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №

16. Ст. 1341.

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 37. Ст. 3451.

Собрание законодательства РФ. 2010. №

8. Ст. 837.

Собрание законодательства РФ. 2010. № 26. Ст. 3331.

Собрание законодательства РФ. 2011. №

11. Ст. 1514.

Обычно публичный конкурс объявляют организации, заинтересованные в достижении наилучшего результата в определенной сфере деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не всегда организаторы и участники публичного конкурса отчетливо представляют себе правовую сторону отношений, в которые они вступают в связи с его объявлением.

Публичный конкурс — это в первую очередь один из важнейших институтов гражданского права, в силу которого лицо, объявившее публично о выдаче награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, обязуется провести в установленный срок конкурс и выдать обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Публичный конкурс и публичное объявление награды объединяет публичное обещание награды за совершение правомерного действия.

Публичный характер проявляется в том, что объявление адресовано неопределенному кругу лиц в публичном месте. Таким может быть обращение, сделанное в Интернете или на пресс-конференции во время проведения международной выставки, в печатных и электронных средствах массовой информации.

Под объявлением публичного конкурса понимается сделанное доступным для сведения неопределенного круга лиц способом сообщение организатора конкурса о принятии им на себя обязательства выплатить материальное вознаграждение победителю конкурса, т.е. тому, кто в соответствии с условиями конкурса будет признан наилучшим образом выполнившим определенную работу или достигшим иных наилучших результатов.

4. Необходимым признаком результатов действий участников конкурса должно быть их способствование достижению каких-либо общественно полезных целей. Что касается публичного обещания награды, то сообщение об этом, как и в случае публичного конкурса, должно быть доступно сведению неопределенного круга лиц. В то же время, в отличие от конкурса, здесь награда может быть обещана за совершение не только общественно полезного, но и любого иного правомерного действия, обычно направленного на удовлетворение интересов частного лица (например, отыскание утраченной вещи, получение необходимой информации). Кроме того, награда должна быть выплачена любому, кто совершит указанное в объявлении действие. Если же требуемое действие совершается несколькими лицами, то право на награду приобретает тот, кто совершил это действие первым, а не тот, кто достиг результатов и признан победителем конкурса.

И публичное обещание награды, и публичный конкурс как разновидность публичного обещания награды, как уже отмечалось выше, традиционно считаются односторонними сделками. Между тем применительно к ним в этом аспекте можно усмотреть некоторое различие.

По мнению профессора А.М. Эрделевского , квалификация публичного обещания награды в качестве односторонней сделки не вызывает сомнений. Для возникновения обязательства выплатить награду необходимо наличие двух юридических фактов: публичное объявление обещающего лица о выплате награды; совершение другим лицом того действия, которым обусловлена выплата награды. Из этих действий лишь первое должно быть направлено на наступление юридических последствий, свойственных обещанию награды, а именно на возникновение обязанности выплатить награду. Действительная направленность воли лица, совершившего соответствующее действие, для возникновения этой обязанности юридически безразлична, поскольку согласно п. 4 ст. 1055 ГК РФ обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.

——————————— Эрделевский А.М. Публичный конкурс. С.

11.

Направленность воли совершающего требуемое действие лица на получение награды имеет правовое значение лишь как основание возникновения его права на возмещение расходов, понесенных в связи с совершением этого действия, в случае правомерной отмены публичного обещания награды, поскольку такое право может возникнуть у лица, «отозвавшегося» на объявление (п. 2 ст. 1056 ГК РФ).

Односторонний характер такой сделки, как публичный конкурс, не столь очевиден. Для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие четырех юридических фактов: объявление организатора о публичном конкурсе; выполнение участниками конкурса определенной работы или достижение иных результатов; представление результатов конкурсного задания на участие в конкурсе; признание участника конкурса победителем.

Нетрудно заметить, что выполнение конкурсного задания и представление результатов для участия в конкурсе в совокупности образуют то действие, совершением которого обусловлено обещание награды в публичном конкурсе. Совершение первой части этого действия — выполнение конкурсного задания вполне может не быть связано с объявлением о конкурсе и не быть направлено на принятие участия в нем. Однако вторая часть действия участника конкурса — представление результатов выполненной работы на конкурс всегда направлена на вступление в обязательственные правоотношения с организатором публичного конкурса и достижение свойственных такому конкурсу правовых последствий.

Изложенное дает основания некоторым российским ученым-цивилистам (в их числе В.П. Мозолин, С.А. Чернышева, А.М. Эрделевский и др.) рассматривать публичный конкурс, как уже отмечалось выше, не как одностороннюю сделку, а как своего рода договор, где объявление о конкурсе оказывается разновидностью публичной оферты, становящейся по истечении первой половины установленного для представления работ срока безотзывной, а представление результатов работы на конкурс — акцептом оферты в порядке п. 3 ст. 438 ГК РФ, где указано, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

5. Организаторами публичного конкурса могут быть как юридические лица, так и граждане.

Юридическими лицами применительно к организации публичных конкурсов могут выступать, во-первых, различные федеральные министерства. Например, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2013 г. № 151н (зарегистрировано в Минюсте России 5 апреля 2013 г. № 28005) проводился Всероссийский конкурс врачей в номинациях по основным врачебным специальностям.

——————————— Российская газета. № 89. 24.04.2013.

Организаторами публичных конкурсов могут быть и иные юридические лица. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2013 г. № 402-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» было дано поручение ФГУП РАМИ «РИА «Новости» (юридическое лицо) провести два журналистских конкурса, победители которых в составе команды «РИА «Новости» должны были работать на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 г. в г. Казани, XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 г. в г. Сочи.

——————————— Собрание законодательства РФ. 2013. №

12. Ст. 1399.

Круг участников конкурса зависит от его вида. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации.

Судебная практика, как представляется, еще не выработала четких критериев в определении надлежащего средства массовой информации применительно к опубликованию в этом средстве массовой информации сведений о проведении того или иного публичного конкурса. Казалось бы, Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) дает четкие дефиниции понятий «средства массовой информации» и «периодическое печатное издание». Например, под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (п. 3 ст. 2 Закона).

——————————— Российская газета. № 32. 08.02.1992.

По нашему мнению, именно такой критерий должен браться за основу при возникновении конфликтов между участниками публичного конкурса по поводу возможности (или невозможности) получения информации о проведении конкурса, размещенной в том или ином периодическом печатном издании.

Открытый конкурс может быть обусловлен и предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Например, перед проведением XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, который состоялся с 14 июня по 2 июля 2011 г. в г. Москве, всем подавшим заявки для участия в этом конкурсе было предложено пройти предварительный отбор, который и сформировал окончательный состав конкурсантов в четырех номинациях (фортепьяно, скрипка, виолончель, сольное пение). Следует отметить, что на данном конкурсе был установлен и определенный возрастной ценз.

Дееспособность граждан — участников конкурса определяется общими нормами гражданского права. Это значит, что, как правило, в конкурсе могут участвовать не только совершеннолетние граждане, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, ибо они вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК РФ). За несовершеннолетних до 14 лет согласно ст. 28 ГК РФ сделки могут совершать от их имени законные представители (родители, усыновители, опекуны).

К участникам открытого конкурса могут применяться и иные ограничения.

Круг участников конкурса зависит от вида конкурса. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации.

При закрытом конкурсе участники составляют определенный круг лиц по выбору организатора конкурса.

Возможность проведения закрытого конкурса применительно, скажем, к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентирована специальным Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 2 июля 2013 г. № 188-ФЗ, от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ).

——————————— Собрание законодательства РФ. 2013. №

14. Ст. 1652.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации своим Приказом от 3 мая 2006 г. № 124 (в ред. Приказов Минэкономразвития России от 24 декабря 2007 г. № 454, от 15 июня 2009 г. № 215) (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2006 г. № 8069) утвердило Порядок, который регламентирует вопросы проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) .

——————————— Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 30.

Тем не менее само сообщение об объявлении закрытого конкурса должно быть сделано публично, хотя в этом случае не обязательно через средства массовой информации, а любым способом (например, через стенную печать, вывешивание объявлений, распространение информационных листков). Этот вывод следует из п. 1 комментируемой статьи, где публичность объявления о выплате награды указана в качестве обязательного признака любого публичного конкурса, как открытого, так и закрытого.

6. Содержание односторонней сделки (публичное объявление организатором о конкурсе) или договора о публичном конкурсе составляют существенные и иные условия. В п. 4 комментируемой статьи установлены достаточно жесткие требования к содержанию объявления о публичном конкурсе. Оно должно включать условия, предусматривающие существо задания (т.е. какая именно работа должна быть выполнена или какие результаты должны быть достигнуты), критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений (самим организатором конкурса, специально формируемым жюри и т.п.), место, сроки и порядок представления результатов на конкурс, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Установление критериев оценки результатов необходимо, в частности, для того, чтобы исключить возможность произвольного определения победителя конкурса. Отсутствие в объявлении о конкурсе любого из необходимых условий влечет его недействительность.

Таким образом, к существенным условиям публичного конкурса следует отнести предмет сделки, место, срок и порядок представления работы или иных достижений, критерий и порядок оценки результатов работы, размер и форму награды, порядок и сроки объявления результатов конкурса.

В качестве иных условий могут быть указаны порядок и сроки выплаты вознаграждения, судьба представленных на конкурс работ, не удостоенных награды.

Предмет сделки — это осуществление правомерных действий, направленных на достижение общественно полезной цели и составляющих существо задания.

Наличие общественно полезной цели означает, что сам конкурс и его результаты служат обществу в целом, поскольку оно заинтересовано в выявлении и поддержке талантливых исполнителей, разработке проектов по охране памятников, защите окружающей среды и т.п.

Существо задания описывается как требования, предъявляемые к работе и ее результату. Практикуется и детализация требований к результату работы. Так, программа XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского подробно регламентировала содержание каждого тура, а также обязательные требования к исполнению конкурсантами в каждом туре определенного рода музыкальных произведений.

Место представления работы — это обычно адрес организатора или его управомоченного. В условиях конкурса может быть установлено, что представление работы производится в публичном месте, т.е. наряду с жюри обеспечивается также доступ зрителям, слушателям.

Установление срока представления работы необходимо для того, чтобы все участники находились в одинаковых по времени условиях для успешного выполнения указанного в объявлении задания. Срок должен быть реальным. Для представления работы могут устанавливаться окончательный и промежуточные сроки. Для конкурса исполнителей организатор обычно утверждает календарный план конкурса с указанием дат регистрации, жеребьевки, каждого тура (прослушивания, просмотра), церемонии вручения наград и закрытия.

Условиями конкурса может быть предусмотрено представление работы под девизом с целью сохранения тайны имени участника для объективного определения победителя.

К существенным относится условие о критериях и порядке оценки результатов работы. Организатор вправе самостоятельно оценивать достижения, представленные на конкурс, либо привлечь третьих лиц. Иногда, как уже отмечалось выше, создается специально для этих целей жюри, конкурсная комиссия или комитет. Оценку результатов работы может осуществлять какой-либо постоянный орган организатора конкурса.

Для каждого конкурса с учетом его специфики устанавливаются критерии оценки результатов работы. Оценка может выводиться по сумме набранных баллов по каждому критерию.

Обязательным условием является определение порядка и срока объявления результатов конкурса. Устанавливается точная дата объявления результатов конкурса или период, в течение которого результат объявляется после принятия решения о выборе победителя.

Результат сообщается либо устно всем участникам, возможно, через средства массовой информации одновременно с извещением каждого победителя, либо письменно. Иногда специально оговаривается объявление результата в торжественной обстановке.

7. Многие российские цивилисты применительно к публичному конкурсу особое значение придают объявлению о проведении конкурса. Так, О.С. Иоффе отмечал, что «объявление — не только односторонняя сделка, вместе с другими юридическим действиями порождающая конкурсное обязательство, но и фактор, оказывающий решающее влияние на содержание самих связанных с конкурсом отношений» . С данным выводом ученого следует полностью согласиться.

——————————— Иоффе О.С. Избранные труды. В 4 т. Т. III: Обязательственное право. М., 1975. С. 753.

8. Отдельную группу представляют собой нормы, регулирующие заключение договоров на торгах, одной из форм которых являются конкурсы (ст. 447 ГК РФ). Цель этих конкурсов — отчуждение определенного имущества тому, кто предложил за него оптимальные условия. В результате таких конкурсов для организаторов возникает обязанность заключить с победителем договор, который определяет их обязательства. Объектом же конкурса в смысле гл. 57 ГК РФ являются заранее объявленные обязательства организатора. Поэтому нормы данной главы могут применяться к отношениям, возникающим при проведении торгов, только в тех случаях, когда они не урегулированы и не противоречат им.

9. В международной практике конкурсные торги обычно называются тендерами (от английского слова «tender»). Поэтому в литературе достаточно часто встречается термин «тендер», который используется как зарубежный аналог российского термина «конкурс». Что касается нормативной базы, то подавляющее большинство нормативных актов, использовавших этот термин, принимались до вступления в силу действующего ГК РФ. При этом данному термину придавались разные смысловые оттенки, довольно сильно влиявшие на его понимание и применение. Отсюда следует, что, сталкиваясь с термином «тендер», необходимо очень внимательно разобраться, какой именно смысл вкладывает в него контрагент .

——————————— Турсунова Ю.С. Юридическая природа конкурса и правовое положение организатора торгов // Юридическая практика. 2003. № 2(33). С. 129.

По мнению О.Б. Ломакиной , термин «тендер» может употребляться при проведении торгов в разных значениях:

——————————— Ломакина О.Б. Подготовка, контроль и управление исполнением государственного контракта при проведении конкурсных торгов (прокьюремента). М., 2003. С. 2 —

13.

1) как извещение о предстоящих торгах, как приглашение ряда известных фирм, располагающих необходимой технической и финансовой базой, для участия в торгах, как специальное приглашение одной или нескольких отобранных заранее фирм для участия в ограниченных (закрытых) торгах;

2) как комплект тендерной документации, отражающей требование тендерного законодательства страны-заказчика;

3) как проформа предложения, составленная организатором торгов, входящая в состав тендерной документации (проформа тендера — это формуляр, подлежащий заполнению и подписанию оферентом, когда он согласен взять на себя все обязательства по выполнению работы в соответствии с общими и специальными условиями тендерной документации);

4) как предложение (оферта) потенциального поставщика, участвующего в торгах;

5) как закрытая процедура (без приглашения участников торгов) по выбору поставщика на конкурсной основе.

Ранее действовавшее (а в некоторых случаях и ныне действующее) законодательство придавало данному термину различные смысловые оттенки. Прежде всего основное смысловое значение тендера заключалось в его отождествлении с конкурсной формой торгов как соревнованием представленных претендентам коммерческих предложений с точки зрения их соответствия условиям конкурса, некоторым заранее установленным критериям . Другой смысловой оттенок вносило законодательство о приватизации, которое предполагало, что коммерческий конкурс мог проводиться «в виде открытых аукционных торгов или закрытого тендера» . Таким образом, под тендером понимались закрытые конкурсы, претенденты на победу в которых подавали предложение о цене в запечатанных конвертах.