Как избежать двойного налогообложения?



В статье описываются основные проблемы двойного налогообложения и механизмы их решения.


В настоящее время всё больше организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, расширяют сферу своей деятельности и открывают филиалы и представительства за границей. При выборе иностранного государства, в котором российское предприятие планирует работать, необходимо учитывать наличие и положения международных соглашений Российской Федерации о порядке зачета налоговых платежей и взносов, уплаченных вне пределов России, с обособленных подразделений зарегистрированных в России организаций, с целью избежания «двойного налогообложения». В противном случае, при отсутствии таких межгосударственных актов, не исключена ситуация, когда отечественное предприятие обязано отчислять с полученного дохода налоговые взносы и платежи в бюджет Российской Федерации и иностранного государства, на территории которого зарегистрированы его филиалы или представительства.

Таким образом, ключевым моментом при определении необходимости открытия филиала или представительства российского юридического в другой стране должно служить наличие у России соглашений об избежании двойного налогообложения с этими странами.

Статьей 7 Налогового Кодекса РФ установлен принцип приоритета действия международных соглашений России, касающихся налогообложения и сборов, над нормами национального законодательства. В случае, если в Налоговой Кодексе РФ содержаться иные правила и нормы, чем установлены международным актом, подлежат применению положения международных соглашений.

В зависимости от того, заключено ли у Российской Федерации с государством, в котором организована деятельность обособленного подразделения отечественного юридического лица, международное соглашение об избежании двойного налогообложения или такого соглашения нет, действуют различные механизмы зачета и возврата излишне взысканных доходов с российской организации.

Первая ситуация - когда порядок зачета налоговых платежей страной регистрации юридического лица при получении дохода обособленными подразделениями предприятия за пределами Российской Федерации, урегулирован:

  • двусторонними международными соглашениями об избежании двойного налогообложения;

  • иными международными актами, косвенно касающимися вопросов налогообложения;

  • либо иными международными договорами, заключенными несколькими странами, в форме Конвенций и Типовых положений.

  • По результатам 2011 года Россия заключила двусторонние международные договора об избежании двойного налогообложения с 74 странами.

  • Подробный перечень двусторонних международных документов, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами по вопросам определения порядка налогобложения, содержится в Письме ФНС РФ от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@ «О направлении Перечня действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения».

Также вопросы применимого порядка налогообложения могут быть затронуты в международных соглашениях, тема налогообложения в которых рассматривается наряду с другими вопросами:

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана о поощрении и взаимной защите инвестиций (Ратифицировано РФ на основании Распоряжения Правительства РФ от 24.03.2009г. №347-р);

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13.11.1992г.

Проблемы устранения двойного налогообложения обсуждаются на совещаниях таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты совместного рассмотрения налоговых вопросов странами-участниками находят свое отражение в международных актах, например, таких как:

  • Типовая конвенция ООН об устранении двойного налогообложения между развитыми и развивающимися странами, 1980г.;

  • Многосторонняя конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения от 13.12.1979г. (Мадрид);

  • Модельная налоговая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 1971 г.;

  • Типовая конвенция ОЭСР об избежании двойного обложения налогами доходов и капитала, 1977 г.;

  • Конвенция об избежании двойного налогообложения при взаимоотношениях стран, входящих в Андский пакт, с другими странами, 1971 г.;

  • Межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения, предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал и о пообщрении региональной торговли и инвестиций Ассоциации свободной торговли стран — членов Андской группы (CARICOM4) от 6 июля 1994 г.;

  • Ломейская конвенция о регулировании взаимоотношений между ЕЭС и развивающимися странами в области налогообложения, 1976 г.;

  • Типовая конвенция ОЭСР об оказании взаимной административной помощи в налоговых вопросах, 1981г.

Согласно статьи 232 Налогового Кодекса РФ, для освобождения от уплаты налогов, проведения зачетов и получения налоговых вычетов при сдаче налоговой отчетности в Российской Федерации, налогоплатильщик обязан предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие, что он является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, а также справку, подтверждающую полученныый доход и уплату налога в иностранном государстве.

При этом, такое подтверждение должно быть предоставлено в налоговые органы России до уплаты налога или авансовых платежей по налогу либо в течение одного года после окончания налогового периода, по результатам которого налогоплатильщик претендует на освобожение от уплаты налога, зачета или налоговых вычетов.

Вторая ситуация - при получении организацией доходов на территории иностранного государства, с которым у Российской Федерации отсутствует действующее соглашение во избежание двойного налогообложения, либо если российская организация не воспользовалась своим правом по зачету налога, удержанного в государстве, с которым Россия имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения.

В этих случаях зачет оплаченных на территории иностранного государства налоговых платежей при оплате российской организацией налога на прибыль в Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 311 Налогового Кодекса РФ.

Организация, местом регистрации которой является Российская Федерация, имеет право на зачет сумм уплаченных или удержанных с другом государстве налоговых платежей вне зависимости от наличия или отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Налогового Кодекса РФ, размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Следовательно, сумму налога, которая была удержана с российской организации в иностранном государстве, не всегда в полном объеме можно принять к зачету при уплате этой организацией налога на прибыль в России.


Источник:


Новости

Документы

Статьи