Порядок легализации документов



В статье описываются особенности легализации документов.


Для выданных государственными учреждениями Российской Федерации  документов, предъявляемых в компетентные государственные органы  и коммерческие организации иностранных государств, например, для оформления разрешения на работу, в сфере семейных отношений, в связи с участием в деятельности юридических лиц, требуется проведение процедуры легализации.

Такое же правило установлено в отношении  документов, изготовленных компетентными органами иностранных государств и представляемых в Российскую Федерацию для установления прав: о владении на праве собственности недвижимостью за рубежом, свидетельства о рождении, стаже трудовой деятельности , регистрации организации  и в других случаях.

Под легализацией понимается факт подтверждения того, что документ, исходящий от властей  государства или составленный при их участии, соответствует законодательству этой страны. Процедура легализации заключается в удостоверении подлинности  подписи должностного лица на документе и печати уполномоченного государственного органа, а также соответствия содержания документа требованиям законодательства выдавшего его государства, что подтверждает его юридическую силу.

Необходимость и порядок легализации правоустанавливающих документов в мировой практике можно условно разделить на четыре категории:

  • Документы, требующие обязательной консульской легализации;

  • Документы, признаваемые действительными на территории иных государств после прохождения упрощенного порядка легализации – проставления апостеля;

  • Документы, взаимно признаваемые на территории иностранных государств, участников международных соглашений,  в отсутствие легализации;

  • Документы, которые могут быть легализированы в Торгово-пормышленной палате РФ.

Порядок консульской легализации документов в России регламентируется Административным регламентом исполнения государственной функции по консульской легализации документов, утвержденным приказом МИД РФ от 26 мая 2008 г. N 6093. (далее «Регламент»), Консульским Уставом СССР от 25 июня 1976 г. и Инструкцией о консульской легализации, утвержденной МИД СССР  6 июля 1984 г.

На основании пунктов 2 и 26 указанного Регламента, легализация документов, выданных уполномоченными органами Российской Федерации, для предъявления за границей, на территории России поручена Министерству иностранных дел РФ. Ответственным за исполнением обязанности по легализации документов является Консульский департмент МИД РФ.

За границей полномочиями по удостоверению документов, составленных при участии официальных органов на территории страны пребывания, наделены консульские  учреждения Российской Федерации в этих иностранных государствах (пункт 27 Регламента).

На основании пп. "а" п. 1) ст. 1  Венской конвенции «О консульских сношениях» 1963 года, «консульское учреждение» означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство».

В соответствии с общепризнанными нормами международного права документы, составленные на территории одного государства, принимаются к рассмотрению на территории другого государства, только при условии легализазии их в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством государств либо положениями международных договоров, отменяющих процедуру легализации.

К основным международным актам об отмене легализации документов, выданных иностранных государством, является Гаагская конвенция от 5 октября 1961 года. Россией указанная Конвенция ратифицирована 31.05.1992 г. Соответственно, для всех документов, предназначенных для предоставления в официальные органы государств-участников Конвенции, установлен упрощенный порядок заверения соответствия составленного документа законодательству страны, выдавшей такой документ.

На основании статья 3 Гаагской Конвенции от 5.10.1961 г., «единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление ... апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был выдан».

На основании статьей 2 и 5 Гаагской Конвенции,  процедура легализации документа путем проставления апостеля,  используется  для «удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ». Достоверность содержания самого официального документа апостиль не подтверждает. Органы, обладающими полномочиями по проставлению апостеля, назначаются госудраствами-участниками Конвенции самостоятельно.

Однако, Конвенция указывает на необходимость проставления апостиля  только в случаях, если отсутствует договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами об отмене, упрощении или отмены процедуры легализации документа, в том числе путем скрепления документов удостоверяющим штампом - апостилем.  С рядом государств Россия заключила договоры о взаимном признании официальных документов. Это значит, что оформленный надлежащим образом на территории одной из сторон договора документ признается другим государством, стороной такого договора, без прохождения процедуры легализации и каких-либо формальностей. Необходимо только заверение перевода документа на  государственный язык страны, в которую предоставляется документ.

К таким соглашениям относятся ряд двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Российской Федерацией:

  • Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 22 января 1993 г.;

  • Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов,  от  05.10.1961 г.;

  • Договор между РФ и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам от 23.09.1997 г.

Для ряда документов, исходящих от коммерческих организаций  и связанных с внешнеэкономической деятельностью (договора, инвойсы, коносаменты, товарораспоряжительные документы), прохождения процедуры консульской легализации и апостирования не требуется. На основании Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 07.07.1993 г. №5340-I, для них предусмотрена специальная процедура установления подлинности и соответствия законодательству выдавшего государства – легализация в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Однако, проведение данной процедуры не является обязательным, и такого вида легализация может быть проведена только по требованию иностранной организации-контрагента, в которую документ в последствии предоставляется. Легализация в ТПП РФ осуществляется в два этапа - удостовение в Торгово-промыленной палате РФ, затем в консульстве  страны назначения документа на территории РФ.


Источник:


Новости

Документы

Статьи