Правовой режим исключительной экономической зоны в международном праве и законодательстве России



В 60-х годах прошлого века перед мировым сообществом остро встал вопрос установления нового порядка использования государствами мировых водных ресурсов. В связи с этим возникла необходимость унификации международных норм морского права и создание единой общеприемлемой Конвенции по морскому праву и других актов.


Национальность иностранных юридических лиц в международном праве

В 60-х годах прошлого века перед мировым сообществом остро встал вопрос установления нового порядка использования государствами мировых водных ресурсов. В связи с этим возникла необходимость унификации международных норм морского права и создание единой общеприемлемой Конвенции по морскому праву и других актов. Формирование современного межгосударственного законодательства по морской среде было проведено основываясь на принципах:

  • тесной взаимосвязи проблем морского пространства и необходимости рассмотрения их как единое целое,

  • признания желательности установления с должным учетом суверенитета всех государств, правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды,

  • а также с учетом того факта, что достижение этих целей будет способствовать установлению справедливого и равноправного международного экономического порядка, при котором будут учитываться интересы и потребности всего человечества, и в частности особые интересы и потребности развивающихся стран как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю» (Преамбула Конвенции по морскому праву, 1982 г.)

На специально проведенных по этому случаю I, II и III Конференциях ООН по морскому праву были приняты следующие Конвенции, устанавливающие правовой режим морского пространства, в том числе исключительной экономической зоны:

  • Конвенция об открытом море, Женева, 1958 г.;

  • Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, Женева, 1958 г.;

  • Конвенция о континентальном шейфе, Женева, 1958 г.;

  • Конвенция ООН по морскому праву, Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.

Также режим использования морского пространства был урегулирован рядом специальных отраслевых межнациональных соглашений, таких как:

  • Международная конвенция по охране подводных кабелей, 1884г.;

  • Конвенция об учреждении ИМКО (Международная морская организация), 1948 г.;

  • Международная конвенция электросвязи, 1983 г.;

  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 года и многие другие.

Во исполнение требований международного законодательства и достигнутых соглашений в области определения вопросов определения экономического статуса морских зон, в Российской Федерации 17 декабря 1998 был принят Федеральный закон №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» (далее - ФЗ №191).

На основании статьи 55 Конвенции ООН по морскому праву, исключительная экономическая зона представляет собой «район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, который подпадает под установленный особый правовой режим». Ширина исключительно экономической зоны, в соответствии со статьей 57 Конвенции по морскому праву не должна устанавливаться прибрежными государствами, выше уровня 200 морских миль, от которых отмеряется ширина территориального моря. Определение границ исключительной экономической зоны Российской Федерации регламентируется статьей 1 Федерального закона РФ «Об исключительной экономической зоне», и установлен в пределах, обозначенных Конвенции по морскому праву 1982 года: «на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря», что соотвествует 370, 4 км.

Также согласно положениям российского законодательства о правовом режиме морского пространства, «понятие исключительной экономической зоны применяется ко всем островам, за исключением скал, непригодных для поддержания жизни человека или осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности» (ч. 1 ст. 1 ФЗ №191). Конвенцией ООН по морскому праву в пределах установленных законом границ исключительной экономической зоны установлен режим суверенитета прав прибрежного государства (ст. 56 Конвенции по морскому праву, ст. 5 ФЗ №191).

К исключительной юрисдикции прибрежного государства относятся:

  • Право на разведку, разработку и сохранение всех видов природных ресурсов, управление этими ресурсами и их использование в хозяйсвенной деятельности (производство энергии путем использования воды, течений и ветра);

  • Право на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений;

  • Право на проведение научных исследований, защита и сохранение морской среды (ч. 1 ст. 56, ст. 60-67 Конвенции ООН по морскому праву).

Основной особенностью правового режима, действующего в исключительной экономической зоне, является то, что другие госудраства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, могут использовать территорию исключительной морской зоны. В этих границах другие государства обладают свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права, в мирных целях, видами использования моря. Условием реализации своих прав и обязанностей государств является прежде всего учет интересов прибрежного государства и соблюдение установленных им законов и правил в отношении водных ресурсов (ст. 58, 73 Конвенции ООН по морскому праву, ст. 6 ФЗ №191).

В случаях, когда в водах исключительной экономической зоны содержится такой объем живых ресурсов, что их размер превышает необходимый для удовлетворения потребностей прибрежного государств и образуется остаток, государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на основании достигнутых международных соглашений получить доступ к эксплуатации ресурсов этих зон (ст. 69-72 Конвенции по морскому праву).

Для соблюдения прав прибрежного государства по отношению к иным странам, осуществляющим пользование водными ресурсами в пределах исключительной экономической зоны, международным правом разработан соответствующий механизм контроля и привлечения к ответственности. Прибрежное государство, в случае нарушение установленных им правил и законов в отношении ресурсов исключительной экономической зоны, может применить следующие меры: задержание судна, досмотр, инспекцию, арест (включая арест судна и его экипажа), судебное разбирательство. А также наложить соответствующее наказание. Обо всех совершенных действиях в отношении нарушителя, прибрежное государство обязано сообщить государству флага о принятых мерах и наказании.


Источник:


Новости

Документы

Статьи