Постановление Европейского суда по правам человека от 06.10.2005 Дело Шиляев (shilyayev) против Российской Федерации [рус., англ.]

Город принятия

[неофициальный перевод]*
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ
ДЕЛО "ШИЛЯЕВ (SHILYAYEV) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(Жалоба N 9647/02)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА
(Страсбург, 6 октября 2005 года)
____________________________
*Перевод предоставлен Уполномоченным Российской Федерации при Европейском суде по правам человека П. Лаптевым.

По делу "Шиляев против Российской Федерации" Европейский суд по правам человека (Первая секция), заседая Палатой в составе:

Х.Л. Розакиса, Председателя Палаты,

П. Лоренсена,

Н. Ваич,

С. Ботучаровой,

А. Ковлера,

Э. Штейнер,

Х. Гаджиева, судей,

а также при участии С. Кесады, заместителя Секретаря Секции Суда,

заседая 15 сентября 2005 г. за закрытыми дверями,

вынес следующее Постановление:

ПРОЦЕДУРА
1. Дело было инициировано жалобой (N 9647/02), поданной 7 февраля 2002 г. в Европейской суд против Российской Федерации гражданином Российской Федерации Шиляевым Александром Анатольевичем (далее - заявитель) в соответствии со статьей 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

2. Власти Российской Федерации в Европейском суде были представлены Уполномоченным Российской Федерации при Европейском суде по правам человека П. Лаптевым.

3. 16 марта 2004 г. Европейский суд решил коммуницировать властям Российской Федерации жалобу заявителя на длительное неисполнение Решений судов Российской Федерации от 20 июля и от 11 сентября 2001 г. В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Конвенции Европейский суд решил рассмотреть данную жалобу одновременно по вопросу приемлемости и по существу. В этом отношении Европейский суд решил отклонить просьбу властей Российской Федерации прекратить применение пункта 3 статьи 29 Конвенции.

ФАКТЫ
I. Обстоятельства дела
4. Заявитель - гражданин Российской Федерации, 1959 года рождения, в настоящее время проживает в Пермской области.

1. Вынесенный заявителю приговор и его последующая отмена
5. 24 октября 1997 г. судебная коллегия по уголовным делам Пермского областного суда в качестве суда первой инстанции приговорила заявителя к 19 годам лишения свободны за убийство и изнасилование. 19 февраля 1998 г. Верховный суд Российской Федерации оставил приговор без изменения, и он вступил в силу.

6. 20 января 1999 г. Пермский областной суд отменил приговор по вновь открывшимся обстоятельствам и передал дело в прокуратуру для проведения дополнительного расследования. 8 февраля 1999 г. органы прокуратуры сняли с заявителя все обвинения.

2. Иск о возмещении ущерба, предъявленный
к властям Российской Федерации
7. Заявитель подал иск к властям Российской Федерации о возмещении ущерба за незаконное осуждение и содержание под стражей в течение 20 месяцев.

8. 20 июля 2001 г. Лысьвенский городской суд Пермской области удовлетворил исковые требования заявителя. Лысьвенский городской суд Пермской области принял во внимание обстоятельства уголовного производства по делу заявителя и его осуждение, включая общую продолжительность пребывания под стражей, которая составляла один год, восемь месяцев и 21 день, и связанные с этим последствия, такие как внутренняя тревога, страдания и чувство одиночества. В пользу заявителя была взыскана сумма в возмещение ущерба в размере 70 тысяч рублей (приблизительно 2740 евро), которую должно было выплатить Министерство финансов Российской Федерации.

9. 11 сентября 2001 г. судебная коллегия по гражданским делам Пермского областного суда оставила данное Решение без изменения, и оно вступило в силу.

3. Исполнительное производство
10. В неустановленный день заявитель получил исполнительный лист и направил его вместе с необходимыми документами в службу судебных приставов. Служба судебных приставов письмами от 30 марта и 21 мая 2001 г. отказала заявителю в возбуждении исполнительного производства и возвратила ему исполнительные документы. В письме службы судебных приставов, в частности, отмечалось, что в соответствии с действующим законодательством исполнительные листы по решениям, в которых ответчиком являются власти Российской Федерации, должны направляться непосредственно в Министерство финансов Российской Федерации (см. ниже раздел "Применимое национальное законодательство").

11. Заявитель обратился в Министерство финансов Российской Федерации с требованием об исполнении Судебного решения. 13 ноября 2001 г. исполнительные документы были получены Министерством финансов Российской Федерации, в которых было установлено, что в исполнительном листе были неправильно указаны адрес и данные должника. Письмом от 2 июня 2002 г. Министерство финансов Российской Федерации возвратило исполнительные документы заявителю.

12. Получив в Лысьвенском городском суде Пермской области исполнительный лист с внесенными изменениями, заявитель 3 октября 2002 г. повторно направил исполнительные документы в Министерство финансов Российской Федерации, где они были получены 11 октября 2002 г. Письмом от 4 июня 2003 г. Министерство финансов Российской Федерации вновь проинформировало заявителя о том, что новый исполнительный лист был также недействительным, поскольку в нем не был указан срок подачи к исполнению, и возвратило ему документы.

13. 20 июня 2003 г. заявитель направил исправленные документы ответчику, и 15 октября 2003 г. Министерство финансов Российской Федерации перечислило заявителю денежные средства в соответствии с Судебными решениями от 20 июля и от 11 сентября 2001 г.

II. Применимое национальное законодательство
1. Компенсация за незаконное осуждение
14. На основании статей 151 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации "вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации... в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом".

2. Исполнительное производство
15. Статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что "в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока...".

16. В соответствии со статьей 13 указанного Федерального закона "исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа".

17. В соответствии с пунктами 1 - 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. № 143 "Об утверждении правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета", действовавшего на момент событий, взыскатель должен обращаться с заявлением в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия должником лицевого счета.

18. В течение пяти дней после обращения взыскателя территориальный орган Федерального казначейства (далее - казначейство) рассматривает полученное заявление и прилагающиеся к нему исполнительные документы. По результатам рассмотрения казначейство либо принимает обращение о взыскании денежных средств, в этом случае оно уведомляет должника об исполнительном листе, принуждая его исполнить соответствующие решения суда (пункты 7 - 12 Постановления), либо отклоняет заявление в связи с несоблюдением взыскателем установленного законом порядка (пункт 5). В этом случае казначейство возвращает взыскателю документы в установленный срок. "При неисполнении должником в течение 2 месяцев со дня поступления исполнительного документа в территориальный орган Федерального казначейства требований, содержащихся в исполнительном документе... территориальные органы Федерального казначейства приостанавливают в установленном порядке осуществление операций по расходованию средств с соответствующих лицевых счетов должника до момента устранения нарушения" (пункт 3).

ПРАВО
I. Предполагаемое нарушение статьи 5 Конвенции
и статьи 3 Протокола N 7 к Конвенции
19. Заявитель жаловался на то, что присужденная 20 июля 2001 г. компенсация была недостаточной. Он ссылался на статью 5 Конвенции и статью 3 Протокола № 7 к Конвенции, которые в части, применимой к настоящему делу, гласят:

Пункт 5 статьи 5 Конвенции
"Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию".

Статья 3 Протокола № 7 к Конвенции
"Если какое-либо лицо на основании окончательного приговора было осуждено за совершение уголовного преступления, а вынесенный ему приговор впоследствии был отменен, или оно было помиловано на том основании, что какое-либо новое или вновь открывшееся обстоятельство убедительно доказывает, что имела место судебная ошибка, то лицо, понесшее наказание в результате такого осуждения, получает компенсацию согласно закону или существующей практике соответствующего государства, если только не будет доказано, что ранее неизвестное обстоятельство не было своевременно обнаружено полностью или частично по его вине".

20. Европейский суд напомнил, что вышеуказанные положения предусматривают право на компенсацию лицам, лишенным свободы в нарушение одного из пунктов статьи 5 Конвенции (см. Решение Европейской комиссии по делу "Солдюк против Турции" (Solduk v. Turkey) от 16 апреля 1998 г., жалоба N 31789/96), а также право на компенсацию за судебную ошибку, когда заявитель был признан виновным в совершении преступления окончательным решением суда и подвергся соответствующему наказанию (см., например, Решение Европейского суда по делу "Наков против Македонии" (Nakov v. Makedonia) от 24 октября 2002 г., жалоба № 68286/01). Положения Конвенции, однако, не препятствуют Договаривающимся государствам присуждать компенсацию в зависимости от возможности пострадавшего лица доказать наличие вреда, причиненного ему соответствующим нарушением; Конвенция также не устанавливает каких-либо определенных размеров компенсации (см. Постановление Европейского суда по делу "Вассинк против Нидерландов" (Wassink v. Netherlands) от 27 сентября 1990 г., Series A, № 185-A, § 38 и Решение Европейской комиссии по делу "Камбер против Соединенного Королевства" (Cumber v. United Kingdom) от 27 ноября 1996 г., жалоба № 28779/95).

21. Из представленных документов Европейский суд установил, что власти Российской Федерации признали судебную ошибку в уголовном деле заявителя. Приговор заявителю от 24 октября 1997 г., оставленный в силе Верховным судом Российской Федерации при кассационном рассмотрении дела 19 февраля 1998 г., впоследствии был отменен как незаконный. Заявителю в связи с этим была присуждена сумма в размере 70 тысяч рублей (приблизительно 2740 евро) в качестве возмещения ущерба. Данная компенсация не представляется произвольной или необоснованной, поскольку суды двух инстанций тщательно изучили все имеющие отношение к делу аспекты индивидуального положения заявителя, включая характер предъявленных ему обвинений, общую длительность его содержания под стражей и последствия этого, и пришли к обоснованным заключениям в отношении размера компенсации. Заявитель имел возможность принимать участие в данном процессе, и размер компенсации не представляется несоответствующим даже во внутригосударственном понимании.

22. Принимая во внимание указанное выше, Европейский суд счел, что данная часть жалобы является явно необоснованной по смыслу пункта 3 статьи 35 Конвенции. Следовательно, она должна быть отклонена в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Конвенции.

II. Предполагаемое нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции
и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции
23. Заявитель жалуется на тот факт, что несвоевременное исполнение Решения от 20 июля 2001 г. нарушило его права, гарантированные Конвенций. Европейский суд рассмотрит данную часть жалобы в свете пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, которые в части, применимой в настоящем деле, гласят:

Пункт 1 статьи 6 Конвенции
"Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях... имеет право на справедливое... разбирательство дела... судом...".

Статья 1 Протокола № 1 к Конвенции
"Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов".

A. Приемлемость
24. Власти Российской Федерации представили два возражения против признания жалобы приемлемой. Во-первых, власти утверждали, что в соответствии с законодательством Российской Федерации заявитель мог требовать исполнения вынесенного в его пользу Судебного решения от соответствующего территориального органа Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, а также обращаться в связи с этим в службу судебных приставов. В соответствии с утверждениями властей Российской Федерации в первом случае предусмотрено добровольное исполнение решения, в то время как во втором случае власти Российской Федерации должны были бы исполнить его в принудительном порядке. Власти Российской Федерации утверждали, что заявитель обратился только за добровольным исполнением Судебного решения и не воспользовался возможностью принудительного исполнения. Соответственно, власти Российской Федерации предложили отклонить жалобу на основании неисчерпания заявителем всех средств правовой защиты на внутригосударственном уровне. Во-вторых, власти Российской Федерации утверждали, что рассматриваемое Решение уже исполнено и что заявитель более не является жертвой предполагаемых нарушений.

25. Заявитель не согласился с обоими возражениями и подтвердил доводы своей жалобы.

26. В отношении первого возражения Европейский суд счел, что даже предположив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Конвенции заявитель должен был обратиться в службу судебных приставов для исполнения вынесенного по его делу Судебного решения, из материалов дела