Решение Совета глав правительств СНГ О деятельности Межгосударственного совета по гидрометеорологии Содружества Независимых Государств (Вместе с Отчетом..., Основными документами, регламентирующими сотрудничество в рамках Межгосударственного совета..., Членами Межгосударственного совета..., Списком руководителей рабочих групп..., Перечнем сессий...) (Принято в г. Душанбе 25.05.2006)

Город принятия

РЕШЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Душанбе, 25 мая 2006 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:

1. Принять к сведению отчет о деятельности Межгосударственного совета по гидрометеорологии Содружества Независимых Государств.

2. Отметить положительную деятельность Межгосударственного совета по гидрометеорологии СНГ в области сохранения общего пространства обмена гидрометеорологической информацией и укрепления сотрудничества государств-участников Содружества в вопросах предупреждения об опасных природных явлениях гидрометеорологического характера, глобальных изменениях погодно-климатических условий.

3. Межгосударственному совету по гидрометеорологии СНГ во взаимодействии с другими отраслевыми органами Содружества продолжить реализацию задач, направленных на повышение гидрометеорологической безопасности в целях противодействия угрозам жизнедеятельности и экономике государств-участников СНГ от опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических процессов.

Совершено в городе Душанбе 25 мая 2006 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

(Подписи)


ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Учитывая важность регулярного получения достоверной гидрометеорологической информации для эффективного развития экономики, обеспечения безопасности населения и обороноспособности государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ), Совет глав правительств 8 февраля 1992 года принял Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии, один из первых межправительственных документов СНГ по отраслевому сотрудничеству. В соответствии с этим Соглашением был образован Межгосударственный совет по гидрометеорологии Содружества Независимых Государств (далее - МСГ или Совет). Деятельность Совета регламентируется документами, принятыми высшими органами Содружества (Приложение 1), а в оперативной практике и в рамках своих полномочий документами, принятыми на заседаниях Совета.

В состав Совета входят руководители гидрометеорологических служб всех государств-участников Содружества (Приложение 2).

В своей работе МСГ опирается на деятельность 14 рабочих групп, в которые входят ведущие специалисты национальных гидрометеорологических служб государств-участников СНГ (Приложение 3). Основная задача рабочих групп МСГ - глубокая проработка проблем по направлениям своей деятельности, представляющих общий интерес для национальных гидрометеорологических служб (далее - НГМС), подготовка соответствующих вопросов для рассмотрения на сессиях МСГ, разработка проектов рекомендаций и решений.

За прошедшее время проведено 17 сессий Совета, которые проходили поочередно во всех государствах-участниках Содружества (Приложение 4).

Решения Совета принимаются на основе консенсуса, что позволяет учесть интересы всех служб и является основой успешного выполнения принимаемых на сессиях решений.

Одной из первоочередных задач, стоявших перед Советом, была задача не допустить одновременного с распадом СССР распада сложившейся системы обмена информацией. Гидрометеорологические процессы не признают административных границ, а правильная интерпретация гидрометеорологических ситуаций требует информации с больших территорий. Необходимо было разработать принципы и правила добровольного обмена информацией, согласовать списки станций, участвующих в обмене, объем передаваемой информации и сроки ее обмена. Эта работа была выполнена в самые сжатые сроки. И сегодня можно констатировать, что за все время деятельности СНГ не было ни одного случая срыва поступления информации в связи с какими-то недоговоренностями. Можно сказать, что на территории государств-участников СНГ сохранено общее пространство обмена гидрометеорологической информацией.

В целях выполнения задачи, поставленной Соглашением о взаимодействии в области гидрометеорологии об обеспечении согласованной методологии наблюдений, определены головные институты по методике всех видов наблюдений. Изданы и применяются во всех НГМС новые наставления по наблюдениям с использованием метеорологических радиолокаторов, актинометрическим наблюдениям, наблюдениям за загрязнением природной среды и др.

Проведена большая работа по оптимизации системы связи, которая связана с большими финансовыми затратами. Удалось, используя современные средства, в том числе телевизионные сигналы, электронную почту, существенно сократить расходы, практически не изменяя объемы передаваемой информации.

Создание таможенных границ, спад производства, трудности финансирования - все это остро поставило вопрос о приборном обеспечении НГМС, особенно в связи с тем, что соответствующие заводы находились только в нескольких государствах СНГ. В сентябре 1994 года Советом глав правительств СНГ принято Соглашение о поставках товаров для обеспечения национальных гидрометеорологических служб государств-участников СНГ. Соглашение, в частности, предоставляет определенные таможенные льготы при поставке приборов и оборудования гидрометеорологического назначения. Данное Соглашение облегчило проблему, но снять все вопросы приборного обеспечения не могло. Начало развиваться собственное производство приборов. Для того чтобы обеспечить необходимое единство требований к приборам, возможность их использования во всех государствах СНГ, Совет принял ряд документов:

единые технические требования (по точности измерений, алгоритмам обработки данных и т.д.) для новых гидрометеорологических приборов и оборудования, что позволило обеспечить их производство в ряде государств-участников СНГ, ранее не производивших приборы, которые могут использоваться на наблюдательной сети всех стран Содружества;

разработан и ежегодно обновляется каталог гидрометеорологических приборов и оборудования, выпускаемых предприятиями и организациями стран СНГ;

подготовлен перечень методик и оборудования для проведения государственной поверки средств измерения гидрометеорологических параметров;

утверждены базовые организации по видам наблюдений для обеспечения единых методов производства наблюдений и метрологического обеспечения, устанавливающих общие требования к приборам и необходимую точность. Сейчас кроме Российской Федерации приборы производятся в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республике Узбекистан и Украине.

В центре внимания МСГ были также вопросы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации в метеорологическом отношении, переоснащения аэродромов современными метеоприборами и оборудованием, совершенствования обмена метеоинформацией между аэродромами, унификации форм и методов метеорологического обеспечения полетов, снижения расходов на авиационное метеорологическое обеспечение, сокращения различий между национальными правилами метеорологического обеспечения гражданской авиации со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и ВМО.

Так сложилось, что основные научные институты и научные кадры в области гидрометеорологии были сосредоточены в России. В Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Таджикистан, Туркменистане вообще не было НИИ гидрометеорологического профиля. Поэтому для всех НГМС очень важно проведение совместных научно-исследовательских работ (НИР) по направлениям, представляющим общий интерес.

В 1997 году МСГ разработал и принял первую Программу совместных НИР на период до 2000 года, в рамках которой выполнялись 11 совместных НИР. На последней 17-й сессии МСГ (Киев, 10 - 11 ноября 2005 г.) принята третья Программа совместных НИР.

В рамках данных Программ проведены актуальные для всех НГМС исследования по оптимизации сети наблюдений, разработке автоматических метеостанций. Подготовлены общие для территории государств-участников СНГ Строительные нормы и правила по строительной климатологии. Это дает возможность установить общие нормативные показатели для строительных норм и правил, что является необходимым условием соответствующей кооперации. Подготовленные в рамках выполнения совместных НИР Руководство по гляциологическим наблюдениям, Наставление по агрометеорологическим наблюдениям и ряд других нормативных документов по проведению наблюдений на наземной гидрометеорологической сети, сбору и передаче информации внедрены в оперативно-производственную деятельность НГМС и используются в практической работе. Разработаны, проходят оперативно-производственные испытания и внедряются в практику различные методы и модели прогноза осадков, уровней половодья, ветроволновые и другие модели. Совершенствуются модели прогнозов погоды различной заблаговременности, включая прогнозы стихийных гидрометеорологических явлений. Разработан программный комплекс диагноза и прогноза перемещения тропических циклонов. Продолжаются работы по прикладной климатологии и общим проблемам изменения климата, автоматизации наблюдений. Подготовлен Толковый словарь по сельскохозяйственной метеорологии.

Внедрение новых разработок в НГМС государств-участников СНГ обеспечивает сохранение и развитие единой научно-методической и технологической базы производственной деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды на территории государств-участников СНГ.

Ряд исследований связан с мониторингом загрязнения природной среды, в том числе трансграничным переносом загрязнения, активным воздействием на гидрометеорологические процессы. Реализуется Комплексная программа в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и загрязнения морей, в рамках которой разработана и внедрена в оперативную практику технология прогноза непериодических колебаний уровня Каспийского моря.

На постоянной основе ведется обмен издаваемой НГМС научной и практической литературой.

Результаты проводимых работ регулярно публикуются в научных изданиях и докладываются на научно-практических совещаниях и семинарах.

В 1999 году была проведена I Научная конференция государств-участников СНГ по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. На конференции работало 8 секций и было представлено около 150 докладов. В работе конференции приняли участие специалисты Китая, Германии и других стран. В 2002 году проведена II Научная конференция, посвященная 10-летию образования Совета. В работе конференции приняло участие более 300 ведущих ученых и специалистов из 48 организаций стран СНГ и Балтии. В декабре 1999 года в Москве проведена I Конференция молодых ученых национальных гидрометслужб государств-участников СНГ, в октябре 2006 года также в Москве планируется проведение II Конференции молодых ученых НГМС государств-участников СНГ.

Погода и экстремальные гидрометеорологические явления не только являются одним из чрезвычайно важных факторов, учитываемых в процессе принятия решений при управлении в случаях стихийных бедствий и в рамках деятельности чувствительных к погоде экономических секторов, но также влияют на каждодневную жизнь всего населения.

По оценке Всемирной метеорологической организации в течение десятилетия с 1991 по 2000 год до 90% людей, пострадавших от стихии, стали жертвами опасных природных явлений, обусловленных неблагоприятными метеорологическими и гидрологическими причинами, а размеры ущерба составляют от 50 до 100 млрд. долларов США ежегодно, или более 70% материальных потерь.

Исследования показывают, что своевременное принятие необходимых мер может снизить ущерб почти на 40%, предотвратить гибель людей. Поэтому чрезвычайно важны соответствующий своевременный прогноз, предупреждение, согласованные действия НГМС. МСГ утвержден порядок взаимодействия национальных гидрометслужб при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; на последней стадии разработки (на апробации в НГМС) находится Методика компьютерных типовых расчетов экономического эффекта от использования гидрометеорологической информации отраслями экономики; определен Региональный специализированный метеорологический центр (НПО "Тайфун" Росгидромета) по обеспечению государств-участников СНГ необходимой прогностической информацией о траектории распространения загрязняющих веществ при техногенных авариях (в том числе на АЭС). Всемирная метеорологическая организация включила Центр в списки ВМО и распространила зону его действия на ряд стран, не входящих в СНГ. Проведенные учения по условной аварии на АЭС показали высокую эффективность деятельности Центра.

Впервые в мире Советом подготовлена и 16 апреля 2004 года в г. Чолпон-Ате (Кыргызская Республика) главами правительств государств-участников СНГ утверждена Концепция гидрометеорологической безопасности государств-участников СНГ (далее - Концепция). Она была разработана во исполнение Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 20 июня 2000 года, и в ответ на Обращение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, Экономического и Социального Совета в адрес ВМО с призывом внести вклад в рамках областей ее компетенции в действия, предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях для оказания содействия и обеспечения устойчивого развития, особенно деятельности в отношении стихийных бедствий, связанных с погодой и климатом.

Разработка Концепции обусловлена задачей определения роли и места обеспечения безопасности жизни и благосостояния населения и экономики от опасных природных явлений гидрометеорологического характера в системе национальной безопасности каждого из государств-участников СНГ.

Главной целью Концепции является формирование официального взгляда на роль и значение обеспечения гидрометеорологической безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности каждого из государств-участников СНГ.

В Концепции сформулированы важнейшие цели, задачи и принципы обеспечения гидрометеорологической безопасности. Впервые введено основополагающее определение: "гидрометеорологическая безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий".

Основной задачей Концепции является обеспечение условий, которые способствовали бы достижению необходимого уровня и качества гидрометеорологического обеспечения государств-участников СНГ, позволяющего снизить отрицательное воздействие опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений на безопасность жизни и имущества людей, а также на функционирование экономик стран.

Поэтому очевидно,