Решение Совета глав правительств СНГ О Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Принято в г. Душанбе 25.05.2006)

Город принятия

РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Душанбе, 25 мая 2006 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:

1. Утвердить Концепцию развития образования взрослых в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.

2. Поручить Совету по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств разработать проект Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках Содружества Независимых Государств и внести его на рассмотрение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.


Совершено в городе Душанбе 25 мая 2006 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

(Подписи)


Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Концепции развития образования
взрослых в государствах-участниках
Содружества Независимых Государств
от 25 мая 2006 года
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1. Общие положения
Концепция развития образования взрослых в государствах-участниках Содружества Независимых Государств разработана в соответствии с Решением о Межгосударственной программе реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2001 года, на основе Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года, Соглашения о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых от 17 января 1997 года, с учетом Модельного закона "Об образовании взрослых" от 7 декабря 2002 года.

Концепция определяет основные цели, задачи, принципы, направления и этапы развития образования взрослых.

Образование взрослых - процесс и результат, которые обеспечиваются системой учреждений и образовательных программ и направлены на получение новых знаний и преемственное обогащение знаний и умений, приобретенных человеком до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности.

Признание образования взрослых в качестве необходимого элемента системы образования в государствах-участниках Содружества Независимых Государств должно способствовать:

развитию образования как целостной системы, обеспечивающей гарантии права каждого гражданина в государствах-участниках Содружества на непрерывное образование в течение всей жизни;

созданию условий для организации образования взрослых и просветительской деятельности и дальнейшему развитию интеграции государств-участников СНГ в области образования, формированию и развитию единого (общего) образовательного пространства Содружества;

использованию образования взрослых и просветительской деятельности как действенного фактора социально-экономического развития.

2. Цели и задачи развития образования взрослых
Основные цели развития образования взрослых:

расширение возможностей для образования взрослых;

создание условий для постоянного самосовершенствования личности, ее адаптации к социально-экономическим переменам;

развитие национальных систем образования взрослых;

содействие формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств.

Основные задачи развития образования взрослых:

координация действий государств-участников Содружества в области развития образования взрослых в рамках единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств;

создание условий для реализации прав граждан государств-участников Содружества на образование в течение всей жизни;

расширение выбора образовательных услуг, повышение их качества;

развитие теоретической и научно-методической базы образования взрослых;

развитие межгосударственного информационного обмена в сфере образования взрослых;

обеспечение признания квалификации, полученной в системе образования взрослых государств-участников Содружества, и мобильности трудовых ресурсов.

3. Основные принципы развития образования взрослых
Основными принципами развития образования взрослых являются:

признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека;

ориентация образования взрослых на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

гармонизация интересов личности и общества;

системность развития образования взрослых;

непрерывность и преемственность образования взрослых;

доступность образования;

взаимодействие и партнерство государственных органов, неправительственных и общественных организаций;

учет специфики образовательных потребностей различных категорий взрослого населения;

государственная поддержка образования взрослых.

4. Основные направления развития образования взрослых
Основными направлениями развития образования взрослых являются:

создание и развитие правовой, экономической и научно-методической основ системы образования взрослых;

развитие национальных государственно-общественных систем управления образованием взрослых;

расширение доступности общего и профессионального образования, иных образовательных программ для различных групп населения, в том числе безработных, лиц с ограниченными возможностями, мигрантов, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, пенсионеров;

активизация просветительской деятельности, направленной на повышение общей культуры и социальной активности населения;

улучшение условий и качества обучения взрослых;

совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы образования взрослых;

проведение научных исследований в области образования взрослых;

развитие содержания образования взрослых с учетом актуальных проблем современного общества;

расширение использования информационно-коммуникационных технологий в образовании взрослых, внедрение инновационных технологий в системе образования взрослых;

развитие механизмов финансирования образования взрослых;

развитие сотрудничества государств-участников Содружества в области образования взрослых.

5. Этапы реализации Концепции
Исходя из основных целей, принципов и направлений образования взрослых определяются следующие этапы реализации настоящей Концепции.

Первый этап - разработка и принятие Плана мероприятий по развитию образования взрослых в государствах-участниках СНГ.

Второй этап - гармонизация национальных законодательств государств-участников Содружества в области образования взрослых.

Третий этап - развитие организационно-управленческих механизмов межгосударственного сотрудничества в области образования взрослых.