Решение Совета глав правительств СНГ О Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах-участниках СНГ на 2006 - 2010 годы (Вместе с Планом мероприятий по реализации Концепции..., Долевыми взносами государств-участников СНГ по финансированию плана...) (Принято в г. Душанбе 25.05.2006)

Город принятия

РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И МЕДИЦИНСКИХ
ОСНОВ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПОТЕРИ
ТРУДОСПОСОБНОСТИ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН, УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ
КОНФЛИКТОВ, МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И ЖЕРТВ ТЕРРОРИЗМА
В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ НА 2006 - 2010 ГОДЫ
(Душанбе, 25 мая 2006 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:

1. Утвердить Концепцию развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах-участниках СНГ на 2006 - 2010 годы, подготовленную во исполнение пункта 3 Решения Совета глав правительств СНГ от 3 июня 2005 года о финансировании в 2005 году Основных мероприятий Межгосударственной комплексной программы реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма на 2001 - 2005 годы.

2. Предоставить Экономическому совету Содружества Независимых Государств право вносить изменения в План мероприятий по реализации Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах-участниках СНГ на 2006 - 2010 годы.

3. Комитету по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников Содружества ежегодно информировать Экономический совет Содружества Независимых Государств о ходе реализации указанной Концепции.

4. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств-участников Содружества Независимых Государств, законодательство которых требует проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты получения депозитарием соответствующего уведомления.

Совершено в городе Душанбе 25 мая 2006 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

(Подписи)


Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств о Концепции
развития социальных
и медицинских основ
улучшения качества жизни
и профилактики потери
трудоспособности ветеранов
войн, участников локальных
конфликтов, миротворческих
операций и жертв терроризма
в государствах-участниках СНГ
на 2006 - 2010 годы
от 25 мая 2006 года
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И МЕДИЦИНСКИХ ОСНОВ
УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПОТЕРИ
ТРУДОСПОСОБНОСТИ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН, УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ
КОНФЛИКТОВ, МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И ЖЕРТВ ТЕРРОРИЗМА
В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ НА 2006 - 2010 ГОДЫ
I. Общие положения
В период глобализации экономики мирового сообщества одной из важнейших проблем развития общества становится качество жизни населения в целом и его отдельных групп. В связи с образованием новых независимых государств, экономика которых находится в основном в стадии реформирования, в тяжелом положении оказались отдельные слои населения государств Содружества. Особое внимание заслуживают проблемы качества жизни наиболее уязвимых граждан СНГ - ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма.

Согласованный подход к формированию общих принципов определения обоснованных приоритетов медико-социальной помощи указанным выше группам населения действительно будет содействовать улучшению качества жизни.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в государствах-участниках СНГ к началу XXI века, - медленный рост производства, отсутствие стабильности на финансовом рынке, недостаточное финансирование здравоохранения, безадресное распределение выделенных средств - приводит к низкому уровню жизни населения и в первую очередь социально уязвимых его слоев. Практически во всех государствах-участниках Содружества отсутствует система контроля эффективности адресного использования средств, выделяемых для поддержки ветеранов. Получившая развитие в последние годы реабилитация доступна, и то не в полной мере, только инвалидам, а то, что ветераны всех войн - это основная группа риска инвалидности и что инвалидность легче и экономически выгоднее предотвратить, не заложено ни в одном из принятых в государствах-участниках СНГ законов в последнее 10-летие. Тем самым как бы поддерживается и воспроизводится состояние инвалидности, а не принимаются меры по ее предотвращению. Наиболее существенным недостатком законодательства всех государств-участников СНГ является отсутствие механизма реализации важнейших правовых норм в области профилактики инвалидности среди ветеранов войн. Более того, профилактические мероприятия практически исчезают из работы органов и учреждений соответствующих ведомств.

Здоровье человека лишь на 18 - 20% связано с проведением медицинских мероприятий. Основными определяющими являются экономические, политические, социальные, экологические, культурные факторы, взаимоотношения в обществе и зрелость этого общества.

В связи с этим создание и реализация Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах-участниках СНГ на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция) позволят поднять на должный уровень здоровье данной категории граждан, их работоспособность, т.е. качество их жизни. Реализация межгосударственных медико-социальных программ позволит выделить основные группы факторов, влияющих на качество жизни.

Концепция определяет основные цели, принципы и направления сотрудничества правительств и общественных организаций государств-участников СНГ в сфере улучшения качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма - категории граждан, требующей повышенного социального внимания, поддержки, милосердия и участия органов управления всех уровней, государственных и негосударственных структур и организаций.

Понятие качества жизни данной категории граждан включает удовлетворенность своим физическим, психическим, экономическим и социальным благополучием, способность функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни во всех ее аспектах.

Правовой основой Концепции являются законодательные акты государств-участников Содружества по проблемам инвалидов, ветеранов, семей погибших, а также документы, принятые в рамках Содружества Независимых Государств.

Категория качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма - интегральная качественная характеристика жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, родителей погибших и членов их семей, раскрывающая критерии жизнедеятельности, а также условия жизнеобеспечения и жизнеспособности данного контингента как целостного социального организма.

Под качеством жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, родителей погибших и жертв терроризма понимается совокупность условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) индивидуальное и общественное (физическое и психическое) здоровье, интегрально отражаемое средней продолжительностью жизни, уровнем общей заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидности, стандартизованных для данной группы населения; соответствие среды жизни социально-психологическим установкам личности.

Образ жизни фиксирует формы жизнедеятельности данной категории, типичные для определенных социально-экономических, политических, национальных отношений и характеризующие особенности жизни индивидуума и определенной категории лиц.

Стиль жизни конкретизирует содержание образа жизни, раскрывая его особенности, выражающиеся в общении и поведении. На основе этой категории можно рассматривать типы поведения как отдельных индивидов, их манеры, черты, привычки, вкусы, наклонности, так и данной категории граждан в целом.

Качество рабочей силы - совокупность свойств индивидуума, проявляющихся в процессе труда и включающих квалификацию и личностные характеристики работника, его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности, а также адаптированность, в том числе профориентированность и профессиональную пригодность).

Качество трудовой жизни - это условия производственной жизни, позволяющие учесть степень реализации интересов работника и использования его интеллектуальных, творческих, моральных, организационных способностей и др. Качество трудовой жизни выражается в повышении чувства удовлетворенности трудом, стремлении повышать квалификацию.

Мониторинг качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма - периодически проводимые массовые опросы, дающие объективную информацию об изменениях изучаемого объекта на основе специально составленных анкет и их последующего анализа (социально-демографические обследования, изменения качества и уровня жизни семьи, социально-трудовой сферы, динамика состояния здоровья, инвалидности и т.д.).

Минимальный потребительский бюджет - стоимостная оценка набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций - необходим как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни, определения необходимых размеров выплат.

Целью Концепции является выработка стратегии, согласованных позиций, определение эффективных путей реализации государственной социальной политики в соответствии с экономическим положением, национальным законодательством государств-участников СНГ и международными договорами, направленными на профилактику потери трудоспособности, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, членов семей погибших. Для реализации Концепции разработан План мероприятий по реализации Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах-участниках СНГ на 2006 - 2010 годы (далее - План) (Приложение 1), включающий совместные практические и научные мероприятия в государствах-участниках СНГ на период 2006 - 2010 годы.

Развитие социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах-участниках СНГ основывается на следующих принципах:

- гарантированность социальных прав и обеспечение условий для участия в жизни общества в соответствии со способностями и возможностями;

- социальная справедливость и отказ от политики, приводящей к общественному иждивенчеству;

- ориентация на достижение общепризнанных международных социальных стандартов;

- единство и взаимодействие социальной политики на межгосударственном, федеральном и региональном уровнях;

- партнерство и совместное решение социальных вопросов государственными и общественными организациями.

Концепция учитывает опыт межведомственного сотрудничества органов здравоохранения, социального развития, образования, культуры, министерств обороны, министерств внутренних дел, служб безопасности, общественных организаций, социальной политики государств-участников СНГ и государственных целевых программ, реализации межгосударственной стратегии активного воздействия на интеграционные и социально-экономические процессы.

II. Основные тенденции и особенности
качества жизни ветеранов войн, участников локальных
конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма
в государствах-участниках СНГ
Качество жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма крайне низкое. Более 30% из них - одинокие люди. В неудовлетворительных жилищных условиях проживает более 60% этой категории граждан. Более 85% из них оценивают уровень пенсий как недостаточный, условиями работы не удовлетворены 73%, от 60 до 87% ветеранов в государствах-участниках Содружества не могут обеспечить себя полноценным питанием, приобрести необходимые бытовые предметы длительного пользования (холодильник, телевизор, мебель и т.п.).

Проведенное изучение качества жизни ветеранов афганской войны в отдельных государствах-участниках Содружества свидетельствует о значительном снижении всех составляющих качества жизни у воинов-интернационалистов, членов их семей и родителей погибших.

Удовлетворены качеством жизни 31,4%. Основными причинами неудовлетворенности являются плохие жилищные условия, низкий материальный уровень, невостребованность, тяжелый психологический климат в обществе, плохая семейная обстановка, отсутствие постоянной работы и др.

Анализ занятости данного контингента свидетельствует, что большая часть из них работает в общественных организациях (46%), коммерческих структурах (25%), государственных организациях и учреждениях (18%). Не имеют работы 11% трудоспособных граждан этой категории.

Отмечена низкая социальная интеграция инвалидов: по своей профессии работает менее 20% инвалидов III группы; более 80% инвалидов I и II групп не участвуют в общественной жизни, половина из них является одинокими, а 2/3 живущих в семье не проявляют интереса к семье и воспитанию детей.

Практически здоровыми считают себя менее 30% ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма. Улучшение в состоянии здоровья за последние пять лет отмечают лишь 21,4%; без изменений - 14,3%; 64,3% считают, что состояние их здоровья ухудшилось (частые обострения имеющихся хронических заболеваний, вновь диагностированные болезни, изменение группы инвалидности или вновь признаны инвалидами).

Отношения воинов-интернационалистов с учреждениями здравоохранения как хорошие оценивают только 1,4% респондентов, как средние - 47,1%, как плохие - 46,4%.

Особенности состояния здоровья участников боевых действий определяются следующим:

- характер боевых травм и ранений;

- возникновение тяжелых отдаленных последствий;

- распространенность тяжелых форм хронических заболеваний, требующих узкоспециализированной медицинской помощи;

- заболеваемость контингента характеризуется значительной распространенностью нервных и психических болезней, болезней головного и спинного мозга, тяжелейших циррозов печени, почечной недостаточности, а в последние годы