Постановление Европейского суда по правам человека от 15.06.2006 Дело Ликурезос (lykourezos) против Греции

Город принятия

[неофициальный перевод]*
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ
ДЕЛО "ЛИКУРЕЗОС (LYKOUREZOS) ПРОТИВ ГРЕЦИИ"
(Жалоба N 33554/03)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(Страсбург, 15 июня 2006 года)
____________________________
*Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.

По делу "Ликурезос против Греции" Европейский суд по правам человека (Первая секция), заседая Палатой в составе:

Л. Лукаидеса, Председателя Палаты,

Х.Л. Розакиса,

Ф. Тюлькенс,

Э. Штейнер,

Х. Гаджиева,

Д. Шпильманна,

С.Э. Йебенса, судей,

а также при участии С. Нильсена, Секретаря Секции Суда,

заседая 23 мая 2006 г. за закрытыми дверями,

вынес следующее Постановление:

ПРОЦЕДУРА
1. Дело было инициировано жалобой (N 33554/03), поданной 9 октября 2003 г. в Европейский суд по правам человека (далее - Европейский суд) против Греческой Республики гражданином Греции Александросом-Леоном Ликурезосом ({Akexandros-Leon}*Lykourezos) (далее - заявитель) в соответствии со статьей 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

____________________________
*Здесь и далее по тексту слова на национальном языке набраны латинским шрифтом и выделены фигурными скобками.

2. Интересы заявителя в Европейском суде представляли Н. Аливизатос (N. Alivizatos), профессор Университета г. Афин (Athens University), и Э. Киуссопулу (E. Kioussopoulou) и Э. Маллиос (E. Mallios), члены Коллегии адвокатов г. Афин. Власти Греции в Европейском суде были представлены со-Уполномоченными Греции при Европейском суде по правам человека С. Спиропулосом (S. Spyropoulos), советником Государственного Совета Греции, и Д. Калогиросом (D. Kalogiros), референтом Государственного Совета Греции.

3. Заявитель утверждал, что вследствие пересмотра Конституции Греции относительно несовместимости любой профессиональной деятельности с функциями депутата Парламента его заставили оставить свое парламентское место, хотя он не получал какого-либо вознаграждения за свою профессиональную деятельность. Заявитель ссылался на статью 3 Протокола № 1 к Конвенции и статью 8 Конвенции.

4. Жалоба была передана на рассмотрение в Первую секцию Европейского суда (пункт 1 правила 52 Регламента Суда). В рамках этой Секции в соответствии с пунктом 1 правила 26 Регламента Суда была сформирована Палата для рассмотрения этого дела (пункт 1 статьи 27 Конвенции).

5. 1 ноября 2004 г. Европейский суд изменил состав своих Секций (пункт 1 правила 25 Регламента Суда). Настоящее дело было направлено на рассмотрение в Первую секцию Европейского суда в новом составе (пункт 1 правила 52 Регламента Суда).

6. Решением от 13 декабря 2005 г. Европейский суд объявил жалобу приемлемой для рассмотрения по существу.

7. Заявитель и власти Греции представили доводы по существу дела (пункт 1 правила 59 Регламента Суда).

8. 16 марта 2006 г. во Дворце прав человека в г. Страсбурге состоялись открытые слушания по делу (пункт 3 правила 59 Регламента Суда).

В Европейский суд явились:

a) от властей Греции:

М. Апессос (M. Apessos), старший советник, Государственный Совет Греции, Уполномоченный Греции при Европейском суде по правам человека,

С. Спиропулос, советник, Государственный Совет Греции,

С. Трекли (S. Trekli), референт, Государственный Совет Греции, эксперты;

b) от заявителя:

Н. Аливизатос, профессор Университета г. Афин, советник,

Э. Маллиос, адвокат Коллегии адвокатов г. Афин, эксперт.

Заявитель также присутствовал.

Европейский суд заслушал обращения Н. Аливизатоса и М. Апессоса и их ответы на вопросы.

ФАКТЫ
I. Обстоятельства дела
9. Заявитель являлся членом Коллегии адвокатов г. Афин с 1960 года. Заявитель участвовал в парламентских выборах 9 апреля 2000 г. в первом избирательном округе г. Афин и проходил в списке кандидатов от партии "Неа Димократиа" (Nea Dimorkatia). Он получил 44387 голосов и был избран депутатом Парламента на четырехлетний срок на основании Решения N 799/2000 суда первой инстанции г. Афин.

10. 18 февраля 2003 г. госпожа Апостолу (Apostolou), избиратель первого избирательного округа г. Афин, подала на заявителя жалобу в Специальный верховный суд - судебный орган, который согласно статьям 58 и 100 Конституции Греции обладает юрисдикцией, inter alia, лишать депутатского мандата в случае дисквалификации. Госпожа Апостолу ссылалась, в частности, на несовместимость функций депутата Парламента и того факта, что заявитель работал в качестве адвоката. Эта несовместимость была впервые закреплена в Конституции Греции в связи с ее пересмотром в 2001 году. В новой статье 57 Конституции Греции теперь указывается, что функции депутата Парламента несовместимы с любой профессиональной деятельностью, хотя она предусматривает введение исключений на основании закона. Тем не менее, законодательство по ее реализации так и не было введено, поскольку согласно информации, представленной заявителем, Палата депутатов проголосовала против проекта закона в феврале 2003 года. Часть 7 статьи 115 пересмотренной Конституции Греции указывала, что рассматриваемая дисквалификация вступит в силу после принятия законодательства по ее реализации, предусмотренного статьей 57 Конституции Греции, но не позднее 1 января 2003 г. (см. ниже § 16).

11. Рассмотрение жалобы в Специальном верховном суде состоялось 7 мая 2003 г. В этом суде заявитель утверждал, inter alia, что имело место нарушение статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции, и заявлял, что пока не будет принято законодательство по реализации, предусмотренное статьей 57 Конституции Греции, дисквалификация не может вступить в силу. Заявитель также утверждал, что дисквалификация не могла быть применена в отношении депутатов Парламента, которые были избраны до пересмотра Конституции Греции. Представив несколько документов в качестве доказательств, заявитель добавил, что прекратил получать адвокатские гонорары с 1 января 2003 г. и что осуществлял свою деятельность бесплатно с тем, чтобы он не мог рассматриваться в качестве лица, занимающегося профессиональной деятельностью, по смыслу статьи 57 Конституции Греции.

12. 3 июля 2003 г. Решением № 11/2003 Специальный верховный суд удовлетворил жалобу госпожи Апостолу и постановил, что заявитель должен быть лишен депутатского мандата. В частности, Специальный верховный суд отклонил довод заявителя о том, что он не мог рассматриваться в качестве лица, занимавшегося профессиональной деятельностью, потому что не получал адвокатские гонорары за свои услуги, поскольку критерий дисквалификации вступил в силу. Тем не менее, трое судей Специального верховного суда сочли, что "концепция занятия профессиональной деятельностью очень тесно связана с получением дохода, в частности посредством систематической и долгосрочной деятельности, осуществляемой в целях получения средств к существованию". Что касается других доводов, приведенных заявителем, то Специальный верховный суд установил следующее:

"...Как следует из части 7 статьи 115 и пункта 3 части 1 статьи 57 Конституции Греции, законодательный орган при принятии правила, посредством которого обязанности депутата Парламента несовместимы с осуществлением любой профессиональной деятельности, сделал это не только с целью обеспечения независимости депутатов Парламента, но также и в целях гарантии того, что последние могут осуществлять свои обязанности в наилучших возможных условиях, не отвлекаясь на что-либо другое... В то же время Конституция Греции делегировала Парламенту полномочия вводить исключения в [общее] правило профессиональной дисквалификации, иными словами, полномочие указывать те виды профессиональной деятельности, которые совместимы с обязанностями депутата Парламента... Кроме того, [те же положения указывают, что] правило, устанавливающее несовместимость исполнения обязанностей депутата Парламента с любой профессиональной деятельностью, должно было вступить в силу не позднее 1 января 2003 г...., даже если законы, указывающие виды профессиональной деятельности, совместимой с исполнением обязанностей депутата Парламента, не вступят в силу к этой дате... Единственным результатом невведения этого законодательства... является то, что критерий дисквалификации для депутатов Парламента применим без исключения с 1 января 2003 г. ...Далее довод, приведенный заявителем в своих замечаниях о том, что дисквалификация неприменима к депутатам действующей Палаты депутатов, поскольку она будет противоречить конституционному принципу законного ожидания, должен быть отклонен как безосновательный, особенно поскольку конституционное положение не может быть отменено на том основании, что это противоречит другому положению или... принципу Конституции Греции. Это следует из формального равенства всех положений Конституции Греции и вытекающих из них принципов, которое требует, чтобы при применении каждое конституционное положение имело обязательную силу в отношении конкретной сферы, которую оно регулирует...".

13. В июле 2003 года заявитель был лишен депутатского мандата в Палате депутатов и был заменен следующим за ним кандидатом в партийном списке первого избирательного округа г. Афин.

II. Применимое национальное законодательство
и правоприменительная практика
A. Конституция Греции
14. На момент проведения парламентских выборов 9 апреля 2000 г., в которых заявитель был кандидатом в депутаты, часть 1 статьи 57 Конституции Греции гласила:

"Функции депутата Парламента несовместимы с деятельностью или статусом члена совета директоров, управляющего и генерального директора или их заместителей, служащего коммерческой фирмы или предприятия, пользующегося особыми привилегиями или государственными концессиями или получающего регулярные государственные субсидии...".

15. Новая статья 57 исправленной Конституции Греции предусматривает:

"1. [Абзац 3] Функции депутата Парламента также несовместимы с осуществлением любой профессиональной деятельности. Виды деятельности, совместимые с функциями депутата Парламента, а также вопросы, относящиеся к страхованию и пенсионному обеспечению, и способы, посредством которых депутаты Парламента возвращаются к своей профессиональной деятельности к концу парламентского срока, подлежат определению законом...

[Абзац 4] ...Нарушение положений настоящей части влечет за собой лишение депутатского мандата и признание соответствующих контрактов или других действий недействительными в порядке, установленном законом.

/.../".

16. Переходное положение части 7 статьи 115 Конституции Греции предусматривает:

"Несовместимость функций депутата Парламента с любой профессиональной деятельностью, предусмотренная предпоследним абзацем части 1 статьи 57, должна вступить в силу путем опубликования закона, предусмотренного в этом положении, но не позднее 1 января 2001 г."
17. В декабре 2005 года пребывавшее в то время у власти Правительство объявило о своем намерении провести последующий пересмотр Конституции Греции. 17 января 2006 г. Премьер-министр Греции Караманлис (Karamanlis) представил общий обзор предлагаемого пересмотра парламентской группе своей партии. Он утверждал, inter alia: "недавний опыт показывает, что необходимо внести изменения в конституционное положение в отношении профессиональной дисквалификации депутатов Парламента; мы предлагаем отмену абсолютного запрета и замену его частичным запретом".

B. Протоколы парламентских заседаний
18. Во время заседаний от 13 января 1998 г. и 20 января 1998 г. парламентского комитета, ответственного за подготовку пересмотра Конституции Греции, депутаты оппозиции выразили свои следующие мнения (выдержки):

Депутат Суфлиас (Souflias):

"Я предлагаю добавить в статье 57 Конституции Греции положения следующего содержания: "функции члена Парламента несовместимы с осуществлением любой профессиональной деятельности".

Депутат Панайотопулос (Panagiotopoulos):

"Конституционное положение: "депутат Парламента не может работать по любой другой профессии".

Депутат Варвициотис (Varvitsiotis):

"Я полагаю, что депутат Парламента не должен заниматься любой другой профессиональной деятельностью на протяжении своего срока полномочий".

В своем окончательном Докладе от 30 марта 1998 г. указанный парламентский комитет предложил, чтобы в статью 57 Конституции Греции были внесены изменения, и выразил свое мнение следующим образом:

"Большинством депутатов предлагается пересмотреть статью 57 Конституции Греции в целях переопределения работы, полномочий и деятельности, которые несовместимы с функциями депутата Парламента для учета текущей информации о роли государства в экономике. Лишение депутатского мандата также предусматривается в качестве санкции за превышение [пределов] расходования средств на избирательную кампанию".

В своем Докладе от 23 октября 2000 г. парламентский комитет, ответственный за подготовку пересмотра Конституции Греции после выборов 9 апреля 2000 г., не упомянул о введении абсолютной профессиональной дисквалификации.

19. На заседании от 28 февраля 2001 г. депутат партии большинства Парламента и бывший министр юстиции Греции Яннопулос (Yannopoulos) отметил следующее (выдержки):

"Какой тип Парламента Вы хотите? Вы хотите исключить ученых и выдающихся личностей?... Этот запрет не существует ни в одной другой стране... Вы окажетесь на скамье подсудимых Европейского суда по правам человека, поскольку законодательный запрет на избрание в Парламент на основании профессиональной деятельности лица считается нарушением личных прав каждого гражданина...".

20. На заседании от 6 апреля 2001 г. депутат Парламента Павлопулос (Pavlopoulos), в то время представитель оппозиции, а в настоящее время министр внутренних дел Греции, утверждал (выдержки):

"...Изначальная философия, лежавшая в основе пересмотра этой статьи, состояла в том, чтобы депутаты Парламента могли заниматься своей профессиональной деятельностью за исключением деятельности, запрещенной Конституцией Греции; это является логикой решения [которое мы приняли в рамках парламентского комитета по пересмотру]. Уже сейчас до пленарного заседания Палаты депутатов Вы выдвигаете совершенно противоположную позицию... Внезапно, в середине процедуры, Вы предлагаете изменение, которое в действительности полностью переворачивает содержание пересмотра статьи 57 Конституции Греции... Это не просто изменение, а полная смена логики, лежащей в основе пересмотра статьи 57 Конституции Греции".

III. Сравнительное законодательство
A. Различные виды дисквалификации
1. Дисквалификации, относящиеся к разделению властей
21. Несколько законодательных систем предусматривают несовместимость между занятием поста в Парламенте и обладанием высшими должностями в исполнительной власти (глава государства, премьер-министр, министр или государственный министр) или высокими постами в рамках судебной власти