Решение № 305 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества О Бюджетном послании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества О бюджетной политике на 2007 год (Принято в г. Минске 23.06.2006)

Город принятия

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
РЕШЕНИЕ № 305
О БЮДЖЕТНОМ ПОСЛАНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА "О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2007 ГОД"
(Минск, 23 июня 2006 года)
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств)
решил:

1. Принять Бюджетное послание Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества "О бюджетной политике на 2007 год".

2. Органам ЕврАзЭС в своей деятельности в 2007 году руководствоваться положениями данного документа.

(Подписи)


Приложение
к Решению
Межгоссовета ЕврАзЭС
от 23 июня 2006 г. № 305
БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СООБЩЕСТВА "О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2007 ГОД"
Настоящее Бюджетное послание разработано в соответствии с порядком формирования и исполнения бюджета Евразийского экономического сообщества (далее - Сообщества) и содержит основные направления бюджетной и экономической политики на 2007 год и основные итоги в области бюджетной политики в 2005 году и начале 2006 года.


ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРАЗЭС
В 2005 ГОДУ И НАЧАЛЕ 2006 ГОДА
Интеграционные процессы в ЕврАзЭС оказывают положительное влияние на развитие национальной экономики всех государств его членов.

В целом в 2005 году состояние экономики государств-членов Сообщества характеризовалось продолжением роста (хотя и несколько замедленными темпами по сравнению с 2004 годом), стабилизацией инфляции и увеличением доходов населения. Улучшились практически все основные показатели социально-экономического положения как по Сообществу в целом, так и по каждому государству-члену ЕврАзЭС (исключение по отдельным показателям - Кыргызская Республика).

Валовой внутренний продукт в 2005 году по сравнению с 2004 годом в среднем по ЕврАзЭС вырос на 6,8%, объем промышленной продукции - на 4,1%, объем сельскохозяйственной продукции - на 2,1%. Объем взаимной торговли товарами государств-членов ЕврАзЭС в 2005 году составил 54,1 млрд. долларов США и по сравнению с 2004 годом вырос на 0,5%, в том числе экспорт - на 1,5%, импорт снизился - на 0,4%.

В 2005 году в странах ЕврАзЭС доходы государственных бюджетов превысили расходы (Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан допущен незначительный дефицит республиканских бюджетов в размере 0,2% к ВВП, консолидированных бюджетов соответственно - 0,7% и 0,3% к ВВП), курсы национальных валют по отношению к доллару США поддерживались на сравнительно устойчивом уровне.

Деятельность органов ЕврАзЭС в 2005 году осуществлялась в соответствии с Приоритетными направлениями развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы и Мероприятиями по их реализации и направлялась на решение первоочередных задач развития Сообщества.

В целях сближения уровней экономического развития государств-членов Сообщества утвержден Порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС.

Для содействия в разработке стратегии и тактики развития Сообщества и реализации целей и задач ЕврАзЭС по ключевым вопросам экономики и финансов создан Совет по финансово-экономической политике государств-членов ЕврАзЭС.

Достаточно динамично велась разработка международной правовой основы для завершения процесса формирования Таможенного союза, решения вопросов развития Сообщества, в том числе относящихся к этапу Единого экономического пространства.

Подписано Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств-членов ЕврАзЭС.

Продолжалась работа по формированию единых мер нетарифного регулирования, в том числе по унификации законодательств государств-членов Сообщества в области экспортного контроля, применения количественных ограничений в отношении третьих стран, технического регулирования.

Проводилась работа по унификации правил и процедур таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, упрощению таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних таможенных границах.

С целью обеспечения экономической безопасности на внешних границах государств-членов ЕврАзЭС реализовывалась Совместная целевая программа по обустройству пунктов пропуска на внешних границах государств-участников Таможенного союза на период 2001 - 2005 годов.

Продолжалось рабочее взаимодействие с Всемирной таможенной организацией (ВТО). Принята Резолюция об активизации работы таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС с ВТО в рамках Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Осуществлен переход на Единые правила взимания косвенных налогов в торговле между государствами-членами ЕврАзЭС - взимание НДС по стране назначения.

Утверждены минимальные ставки акцизов на спирт этиловый и алкогольную продукцию в Базовом перечне подакцизных товаров государств-членов ЕврАзЭС.

Принята Концепция сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в валютной сфере. В развитие ее положений подписано Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов ЕврАзЭС, которое будет способствовать расширению сферы использования национальных валют для обслуживания внешнеэкономической деятельности государств-членов ЕврАзЭС.

Продолжалась работа по формированию общего энергетического рынка и рациональному использованию потенциалов топливно-энергетических комплексов стран Сообщества для максимального обеспечения потребностей национальных экономик в энергетических ресурсах. Начато строительство Сангтудинской ГЭС-1 и первой очереди Рогунской ГЭС в Республике Таджикистан, которые имеют важное значение для развития экономики Центрально-Азиатского региона.

Принято Соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса (ТЭБ) государств-членов ЕврАзЭС, целью которого является создание правовой основы для составления ТЭБ стран Сообщества и подготовки предложений по максимальному обеспечению потребностей внутренних рынков в энергоресурсах.

Принято Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров Евразийского экономического сообщества, которое направлено на эффективное использование транзитного потенциала государств-членов ЕврАзЭС. Утвержден Перечень транспортных маршрутов Евразийского экономического сообщества.

В целях осуществления финансирования инвестиционных проектов и программ на евразийском пространстве создан Евразийский банк развития.

Ключевым событием для Евразийского экономического сообщества явился прием Республики Узбекистан в члены Сообщества и интеграция ОЦАС в ЕврАзЭС. В январе 2006 года на внеочередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС подписаны документы, юридически оформляющие членство Республики Узбекистан в Сообществе, а также решение о правовом оформлении интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС.


Финансирование деятельности органов Евразийского экономического сообщества в 2005 году осуществлялось из бюджета Сообщества, который утвержден в размере 96,4 млн. российских рублей. Фактическое финансирование составило 91,0 млн. российских рублей, или 94,4% от утвержденного, против 82,6% в 2004 году, что свидетельствует об улучшении положения с выполнением государствами-членами ЕврАзЭС обязательств перед бюджетом Сообщества по перечислению долевых взносов в 2005 году.

Постоянно осуществлялся контроль за исполнением бюджета Сообщества. В соответствии с установленным порядком проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности органов Сообщества за 2002 - 2003 годы. По результатам ревизии фактов необоснованного и нецелевого расходования средств, а также нарушений законодательства в органах сообщества не установлено.

В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 25 января 2006 г. № 266 "Об организационно-финансовом обеспечении деятельности органов ЕврАзЭС в связи с приемом Республики Узбекистан в члены ЕврАзЭС" подготовлены предложения по внесению изменений в бюджет Сообщества на 2006 год.


В 2007 году будет продолжена работа по:

- совершенствованию стратегии и тактики развития ЕврАзЭС на среднесрочную перспективу с учетом завершения корректировки Мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы;

- формированию в государствах-членах ЕврАзЭС действенного механизма исполнения решений, принятых органами Сообщества;

- сближению уровней экономического развития и направлений экономических преобразований в государствах-членах ЕврАзЭС;

- завершению присоединения Республики Узбекистан к международным договорам, принятым в рамках ЕврАзЭС;

- интегрированию в деятельность ЕврАзЭС положительного опыта регионального сотрудничества ОЦАС, а также разработанных в рамках ОЦАС экономических, гуманитарных и экологических проектов;

- завершению формирования Общего таможенного тарифа ЕврАзЭС и создания Таможенного союза;

- дальнейшей координации переговорных позиций государств-членов Сообщества по присоединению к Всемирной торговой организации;

- гармонизации национальных законодательств государств-членов Сообщества в части, необходимой для формирования Единого экономического пространства (принятию проектов основ бюджетного, налогового, таможенного законодательства государств-членов ЕврАзЭС);

- проведению согласованной бюджетной, налоговой, валютно-финансовой политики государствами-членами Сообщества;

- расширению сфер использования национальных валют;

- наполнению интеграционных процессов в ЕврАзЭС реальными экономическими и социальными программами и проектами с участием всех государств Сообщества, прежде всего, в сфере микроэлектроники, биотехнологии и информационных технологий;

- формированию общего энергетического рынка и рациональному использованию энергетических ресурсов, а также по расширению сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в сфере глобальной энергетической безопасности, в мирном использовании атомной энергии;

- максимальному использованию транзитного потенциала государств-членов ЕврАзЭС и формированию Транспортного союза;

- взаимодействию с Евразийским банком развития для финансирования инвестиционных проектов и программ на евразийском пространстве;

- углублению сотрудничества в социально-гуманитарной сфере, в том числе по созданию единого рынка труда и регулированию трудовой миграции;

- осуществлению практических мер по реализации Заявления глав государств "О десяти простых шагах навстречу простым людям" от 28 апреля 1998 года;

- повышению международной роли ЕврАзЭС, расширению международных контактов и их активизации по ключевым направлениям деятельности Сообщества;

- дальнейшему развитию сотрудничества с Организацией Договора о коллективной безопасности для обеспечения стабильности с учетом общих интересов государств-членов ЕврАзЭС.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Бюджетная политика должна содействовать дальнейшей экономической интеграции государств-членов Сообщества, проводиться на основе приоритетных направлений развития ЕврАзЭС и строиться на соблюдении бюджетной дисциплины и на строгой ответственности государств-членов Сообщества за выполнение в полной мере принятых обязательств.

Одной из основных задач бюджетной политики является финансовое обеспечение реализации межгосударственных целевых программ и инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, позволяющих сосредоточить финансовые, материальные и трудовые ресурсы государств-членов ЕврАзЭС на решении наиболее важных проблем Сообщества.

В этих целях необходимо ускорить работу по отбору конкретных инвестиционных проектов и программ в приоритетных отраслях экономики и в социальной сфере. Это относится, прежде всего, к микроэлектронике, к сфере информационных и биотехнологий, к сотрудничеству в энергетическом, нефтегазовом секторе, к использованию транзитно-транспортного потенциала государств-членов ЕврАзЭС.

Для финансирования инвестиционных проектов и программ, реализуемых в рамках Сообщества, необходимо развивать сотрудничество с Евразийским банком развития, созданным в целях содействия расширению взаимной торговли и развития иных форм экономических связей, поощрению прямых инвестиций, и имеющего для этого мощный финансовый потенциал.

Реализация указанных мероприятий позволит углубить взаимодействие в реальном секторе экономики, которое является основой интеграционного развития Сообщества, а также эффективно использовать социально-экономический потенциал Сообщества для повышения уровня жизни граждан государств-членов ЕврАзЭС.

Первоочередные задачи в области доходов
Бюджетная политика в области доходов должна быть направлена на обязательность, своевременность и полноту перечисления долевых взносов государствами-членами Евразийского экономического сообщества в бюджет ЕврАзЭС в соответствии с принятыми обязательствами, а также на не допущение образования задолженности по долевым взносам перед бюджетом Сообщества.

Государствам-членам Сообщества при наличии задолженности по уплате долевых взносов в бюджет ЕврАзЭС за 2006 год следует обеспечить ее погашение в 2007 году и не допускать в дальнейшем невыполнения финансовых обязательств перед бюджетом Сообщества по своевременному их перечислению.

Интеграционному Комитету ЕврАзЭС необходимо регулярно рассматривать вопросы о выполнении государствами-членами Сообщества финансовых обязательств перед бюджетом Сообщества и информировать Межгосударственный Совет ЕврАзЭС о полноте перечисления долевых взносов государств-членов ЕврАзЭС в бюджет Сообщества.

Первоочередные задачи в области расходов
Повышение эффективности и оптимизация расходования средств бюджета Сообщества является одной из важнейших задач бюджетной политики в области расходов.

В этой связи расходование средств бюджета ЕврАзЭС должно осуществляться строго по целевому назначению в соответствии с бюджетной росписью расходов бюджета Сообщества, утверждаемой в установленном порядке.

Основными направлениями расходования средств бюджета Сообщества должны быть финансирование деятельности органов Евразийского экономического сообщества, обеспечение совместных мероприятий, проводимых в рамках Сообщества, а также участие в финансировании межгосударственных целевых программ и инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики.

Отчет об исполнении бюджета Евразийского экономического сообщества подлежит заслушиванию на Межгосударственном Совете ЕврАзЭС в установленном порядке.

Необходимо соблюдать принципы прозрачности и гласности бюджета ЕврАзЭС, которые должны обеспечиваться путем практики опубликования утвержденных бюджетов Сообщества и отчетов об их исполнении.

Достижение названных в Бюджетном послании задач является одним из основных условий динамичного развития Евразийского экономического сообщества.