Сайт по международному праву

Электронная почта: admin@conventions.ru

Получить бесплатно книги по международному праву

Ваше имя на русском: *
Ваш e-mail: *

Юридическая консультация онлайн

Конвенции

Толерантность

Права инвалидов

Космос

Культура

Окружающая среда

Транспорт

Преступления

Общие принципы

Интеллектуальная собственность

Уголовное право

Морское право

Трудовое право

Международная торговля

Образование

Спорт

Здравоохранение

Права женщин

Налогообложение

Сельское хозяйство

Финансы

Таможня

Безопасность

Энергетика

Экономика

Авиация

Военная сфера

Международные организации

Конференция ООН по торговле и развитию

Международная организация труда

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

Совет Европы

Содружество Независимых Государств

Всемирная организация здравоохранения

Организация Объединенных Наций

Международная организация гражданской авиации

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

Европейская Экономическая Комиссия ООН


Навигация


Российское



Партнеры

Российская газета

Рекомендация МОТ № 195. О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение

Место принятия: Женева

Принята: 2004

Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 1 июня 2004 года на свою 92-ю сессию,

признавая, что образование, подготовка кадров и непрерывное обучение вносят существенный вклад в обеспечение интересов отдельных граждан, предприятий, экономики и общества в целом, особенно учитывая исключительно важный вызов, связанный с достижением полной занятости, искоренением бедности, обеспечением социальной интеграции и устойчивого экономического роста в условиях глобальной экономики;

призывая правительства, работодателей и работников вновь подтвердить свою приверженность процессу непрерывного обучения: правительства –посредством инвестирования средств и создания условий для дальнейшего развития образования и подготовки кадров на всех уровнях; предприятия – посредством обеспечения подготовки своих наемных работников; и отдельных граждан – посредством использования возможностей, предоставляемых в области образования, подготовки кадров и непрерывного обучения;

признавая, что образование, подготовка кадров и непрерывное обучение имеют основополагающий характер и должны быть неотъемлемой частью и отвечать особенностям всеобъемлющих политики и программ в экономической, финансовой и социальной областях, а также в области рынка труда, которые имеют большое значение для устойчивого экономического роста, создания занятости и социального развития;

признавая, что многие развивающиеся страны нуждаются в поддержке при разработке, финансировании и реализации соответствующей политики в области образования и подготовки кадров для обеспечения развития человека, экономического роста, создания занятости и искоренения бедности;

признавая, что образование, подготовка кадров и непрерывное обучение являются факторами, способствующими развитию личности, открывающими доступ к культурным ценностям и активной гражданской позиции;

напоминая о том, что реализация концепции достойного труда для работников где бы то ни было является одной из основных задач Международной организации труда;

отмечая права и принципы, воплощенные в соответствующих актах Международной организации труда, в частности:

а) в Конвенции 1975 года о развитии людских ресурсов; Конвенции и Рекомендации 1964 года о политике в области занятости; Рекомендации 1984 года о политике в области занятости (дополнительные положения); и Конвенции и Рекомендации 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках;

b) в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда;

c) в Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики;

d) в Заключениях о развитии людских ресурсов и подготовке кадров, принятых на 88-й сессии (2000 г.) Международной конференции труда;

постановив принять ряд предложений о развитии людских ресурсов и подготовке кадров, что является четвертым пунктом повестки дня сессии;

решив придать этим предложениям форму рекомендации,

принимает сего семнадцатого дня июня месяца две тысячи четвертого года следующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 2004 года о развитии людских ресурсов.

I. Цель, сфера применения и определения

1. Государства-члены должны, опираясь на социальный диалог, формулировать, проводить в жизнь и пересматривать национальную политику в области развития людских ресурсов, образования, подготовки кадров и непрерывного обучения, которая была бы совместима с политикой, проводимой в экономической, финансовой и социальной областях.

2. Применительно к настоящей Рекомендации:

a) термин «непрерывное обучение» охватывает всю учебную деятельность, предпринимаемую в течение всей жизни для развития компетентности и квалификации;

b) термин «компетентность» охватывает знания, навыки и производственный опыт, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях;

c) термин «квалификация» означает официальное выражение технических или профессиональных навыков работника, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровнях;

d) термин «потенциал к трудоустройству» означает уровень универсальных компетентности и квалификации, которые усиливают потенциал человека в использовании предоставляемых образованием и подготовкой кадров возможностей для получения достойной работы и закрепления на ней, достижения прогресса на предприятии и на различных рабочих местах, а также преодоления проблем, вызванных изменениями в технологии и условиях на рынке труда.

3. Государства-члены должны определять политику в области развития людских ресурсов, образования, подготовки кадров и непрерывного обучения, которая обеспечивала бы:

а) содействие непрерывному обучению, укрепление потенциала к трудоустройству и входила бы в круг политических мер, направленных на создание достойных рабочих мест и на достижение устойчивого экономического и социального развития;

b) учет в равной степени экономических и социальных целей, повышение значения устойчивого экономического развития в контексте глобальной экономики и в условиях общества, основанного на знаниях и квалификации, а также развитие компетентности, содействие достойному труду, сохранение рабочих мест, социальное развитие, социальную интеграцию и сокращение масштабов бедности;

c) повышение значения нововведений, конкурентоспособности, производительности и роста экономики, создания достойных рабочих мест и потенциала людей к трудоустройству, принимая во внимание, что нововведения создают новые возможности для занятости и требуют новых подходов к образованию и подготовке кадров в целях удовлетворения спроса на новые специальности;

d) решение задачи преобразования деятельности в неформальной экономике в достойный труд, в полной мере интегрированный в основное русло экономической жизни; следует разработать политические меры и программы с целью создания достойных рабочих мест и возможностей для образования и подготовки кадров, а также аттестации полученных ранее образования и квалификации, чтобы помочь работникам и работодателям в переходе в реальный сектор экономики;

e) содействие устойчивым государственным и частным инвестициям в инфраструктуру, необходимую для использования информационных и телекоммуникационных технологий в области образования и подготовки кадров, а также в подготовку преподавательских и педагогических кадров с использованием местных, национальных и международных сетей сотрудничества;

f) снижение уровня неравенства в участии в процессах образования и подготовки кадров.

4. Государства-члены должны:

a) признавать право каждого гражданина на образование и подготовку и, в сотрудничестве с социальными партнерами, обеспечивать доступность непрерывного обучения для всех;

b) признавать, что реализация процесса непрерывного обучения должна иметь в основе твердую приверженность, которую правительства проявляют посредством инвестирования средств и создания условий для дальнейшего развития образования и подготовки кадров на всех уровнях; предприятия – посредством обеспечения подготовки своих наемных работников; и отдельные граждане – посредством использования возможностей для развития своей компетентности и профессиональной карьеры.

II. Разработка и осуществление политики в области образования и подготовки кадров

5. Государства-члены должны:

а) определять, с участием социальных партнеров, национальную стратегию в области образования и подготовки кадров, а также устанавливать руководящие принципы проведения политики в области подготовки кадров на национальном, региональном, местном и отраслевом уровнях и на уровне предприятий;

b) разрабатывать благоприятную социальную и иную политику, создавать экономические условия и стимулы, побуждать предприятия инвестировать средства в сферу образования и подготовки кадров, отдельных граждан – развивать свою компетентность и профессиональную карьеру и предоставлять всем возможности для участия в программах образования и подготовки кадров и стимулировать их;

c) содействовать развитию системы образования и подготовки кадров, соответствующей национальным условиям и практике;

d) брать на себя основную ответственность за направление инвестиций в повышение качества образования и предварительной профессиональной подготовки, признавая, что квалифицированные преподаватели и педагоги, работающие в достойных условиях, имеют основополагающее значение;

e) разрабатывать национальные квалификационные основы, способствующие непрерывному обучению работников, оказывать предприятиям и службам занятоcти помощь в приведении в соответствие спроса и предложения специалистов нужной квалификации, ориентировать граждан в их выборе форм профессиональной подготовки и направлений профессионального роста, а также содействовать признанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков, компетентности и опыта; эти квалификационные основы должны следовать изменениям в технологии и тенденциях на рынке труда, а также учитывать региональные и местные особенности и не утрачивать прозрачность на национальном уровне;

f) укреплять социальный диалог и коллективные переговоры по вопросам подготовки кадров на международном, национальном, региональном, местном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий как основополагающий принцип для развития систем, приближения программ к реальной жизни, повышения их качества и обеспечения эффективности затрат;

g) содействовать равным возможностям для женщин и мужчин в сфере образования, подготовки кадров и непрерывного обучения;

h) обеспечивать доступность образования, подготовки кадров и непрерывного обучения для лиц с особыми нуждами, которые определены в этом качестве на национальном уровне, таких как молодежь, лица с низким уровнем квалификации, инвалиды, мигранты, пожилые работники, лица коренной национальности, группы этнических меньшинств и социально изолированные категории граждан, а также работники малых и средних предприятий, работники в неформальной экономике, сельском секторе и самозанятые работники;

i) оказывать поддержку социальным партнерам, чтобы они получали возможность принимать участие в социальном диалоге по подготовке кадров;

j) оказывать поддержку и помощь отдельным гражданам посредством обеспечения образования, подготовки кадров и непрерывного обучения и проведения другой политики и программ, направленных на приобретение и применение ими навыков предпринимательской деятельности с целью создания достойных условий труда для себя и других.

6. 1) Государства-члены должны создавать, поддерживать и совершенствовать координируемую систему образования и подготовки кадров в рамках концепции непрерывного обучения, принимая во внимание основную ответственность правительства за вопросы образования и предварительной профессиональной подготовки, а также за подготовку безработных, признавая в то же время роль социальных партнеров в обеспечении дополнительной подготовки, в частности жизненно важную роль работодателей в предоставлении возможностей для приобретения производственного опыта.

2) Образование и предварительная профессиональная подготовка включают обязательное базовое образование, предусматривающее наличие базовых знаний, умение читать и считать, а также умение использовать должным образом информационные и телекоммуникационные технологии.

7. Государства-члены, принимая решения относительно инвестиций в образование и подготовку кадров, должны учитывать показатели, служащие ориентирами для сопоставимых стран, регионов и секторов.

III. Образование и предварительная профессиональная подготовка

8. Государства-члены должны:

a) признавать свою ответственность за образование и предварительную профессиональную подготовку и повышать, в сотрудничестве с социальными партнерами, их всеобщую доступность для укрепления потенциала к трудоустройству и содействия социальной интеграции;

b) развивать подходы к неофициальным формам образования и подготовки кадров, особенно в интересах взрослых, которые в молодости были лишены возможностей для получения образования и профессиональной подготовки;

c) поощрять, по мере возможности, использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения и подготовки кадров;

d) обеспечивать информацию и консультирование по вопросам профессионально-технической подготовки, рынка труда, развития карьеры, профориентации и занятости, дополняя их информацией о правах и обязанностях всех заинтересованных сторон в соответствии с трудовым законодательством и иными формами регулирования вопросов труда;

e) обеспечивать, чтобы программы образования и предварительной профессиональной подготовки имели актуальный характер, а их качество поддерживалось на должном уровне;

f) обеспечивать разработку и укрепление систем профессионального образования и подготовки кадров, предоставляющих надлежащие возможности для развития и аттестации квалификации, отвечающей требованиям рынка труда.

IV. Развитие компетентности

9. Государства-члены должны:

a) содействовать, с участием социальных партнеров, постоянному выявлению тенденций в отношении компетентности, в которой нуждаются отдельные граждане, предприятия, экономика и общество в целом;

b) признавать роль социальных партнеров, предприятий и работников в подготовке кадров;

c) поддерживать инициативы социальных партнеров в области подготовки кадров, выдвигаемые в рамках двустороннего диалога, в том числе на коллективных переговорах;

d) принимать меры позитивного характера в целях стимулирования инвестиций в подготовку кадров и участия в ней;

е) признавать обучение, полученное на производстве, включая официальное и неофициальное обучение, а также производственный опыт;

f) способствовать расширению обучения и подготовки кадров на производстве посредством:

i) применения высокоэффективной производственной практики, повышающей уровень квалификации;

ii) организации подготовки с отрывом и без отрыва от производства с привлечением государственных и частных образовательных учреждений, а также посредством более широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий;

iii) использования новых форм обучения одновременно с проведением надлежащей социальной политики и мер, способствующих участию в подготовке кадров;

g) побуждать работодателей частного и государственного секторов к использованию передовых практических методов развития людских ресурсов;

h) разрабатывать стратегии, меры и программы равных возможностей, направленные на содействие и обеспечение подготовки женщин и особых категорий населения, работников отдельных секторов экономики и лиц с особыми нуждами, с целью снижения уровня неравенства;

i) содействовать равным возможностям и доступу к профессиональной ориентации и повышению квалификации для всех работников, а также поддерживать переподготовку наемных работников, которые рискуют потерять рабочие места;

j) призывать многонациональные предприятия обеспечивать подготовку своих наемных работников всех уровней в направляющих и принимающих странах, чтобы удовлетворять потребности предприятий и вносить вклад в развитие страны;

k) содействовать разработке справедливой политики и созданию равных возможностей в области подготовки кадров для всех наемных работников государственного сектора, признавая роль социальных партнеров в этом секторе;

l) содействовать проведению политики, которая способствует совмещению отдельными гражданами трудовой деятельности с семейными обязанностями и интересами непрерывного обучения.

V. Подготовка кадров к достойному труду и социальной интеграции

10. Государства-члены должны признавать:

a) основную ответственность правительства за подготовку безработных, лиц, впервые или повторно выходящих на рынок труда, а также лиц с особыми нуждами, чтобы развивать и укреплять их потенциал к трудоустройству, обеспечивая достойный труд на предприятиях частного и государственного секторов с помощью таких методов, как стимулирование и оказание содействия;

b) роль социальных партнеров в обеспечении поддержки процессу интеграции безработных и лиц с особыми нуждами на рабочих местах посредством проведения политики развития людских ресурсов и иных мер;

с) роль местных органов власти и общин и других заинтересованных сторон в деле осуществления программ в интересах лиц с особыми нуждами.

VI. Рамки для признания и аттестации квалификации

11. 1) На основе консультаций с социальными партнерами, а также с использованием национальных квалификационных основ, следует принимать меры, направленные на содействие разработке, реализации и финансированию прозрачного механизма оценки, аттестации и признания уровня квалификации, в том числе ранее приобретенных знаний и опыта, независимо от того, в какой стране они были получены и были ли они получены в рамках официальных или неофициальных систем.

2) Такая методология оценки должна иметь объективный и недискриминационный характер и быть основана на нормах.

3) Национальные рамки должны включать надежную систему аттестации, которая обеспечивает универсальный характер квалификации работников и ее признание в различных секторах, отраслях, предприятиях и образовательных учреждениях.

12. Следует разработать специальные положения, обеспечивающие признание и аттестацию уровня знаний и квалификации трудящихся-мигрантов.

VII. Образовательные учреждения

13. Государства-члены должны, в сотрудничестве с социальными партнерами, способствовать разнообразию методов подготовки кадров, чтобы удовлетворять различные потребности отдельных граждан и предприятий и обеспечивать высокие стандарты качества, признание и универсальный характер компетентности и квалификации в рамках национальных систем гарантии качества.

14. Государства-члены должны:

а) разрабатывать рамки для аттестации квалификации образовательных учреждений;

b) определять роль правительства и социальных партнеров в содействии расширению и диверсификации подготовки кадров;

c) включать гарантии качества в государственные системы и содействовать их развитию на частном рынке подготовки кадров, оценивая результаты образования и подготовки кадров;

d) разрабатывать стандарты качества для преподавательских кадров и создавать для них возможности соответствовать этим стандартам.

VIII. Службы профессиональной ориентации и поддержки подготовки кадров

15. Государства-члены должны:

a) оказывать поддержку и способствовать тому, чтобы человек в течение всей жизни имел доступ к службам профессиональной ориентации и информации о развитии карьеры, службам трудоустройства и методам поиска работы, а также к службам поддержки подготовки кадров и мог участвовать в их деятельности;

b) содействовать и поощрять использование информационных и телекоммуникационных технологий, а также традиционной передовой практики в службах профессиональной ориентации и информации о развитии карьеры и службах поддержки подготовки кадров;

c) определять, на основе консультаций с социальными партнерами, роль и обязанности служб занятости, образовательных учреждений и других соответствующих органов и организаций, оказывающих услуги в области информации о профессиональной подготовке, профессиональной карьере и профессиональной ориентации;

d) представлять информацию и ориентиры относительно предпринимательской деятельности, содействовать развитию предпринимательских навыков и повышать понимание педагогами и преподавателями важной роли предприятий, в том числе в обеспечении роста и создании достойных рабочих мест.

IX. Исследования в области развития людских ресурсов, образования, подготовки кадров и непрерывного обучения

16. Государства-члены должны оценивать воздействие, оказываемое их политикой в области образования, подготовки кадров и непрерывного обучения, на прогресс в деле достижения более обширных целей развития людских ресурсов, таких как создание достойных рабочих мест и искоренение бедности.

17. Государства-члены должны развивать собственный национальный потенциал, а также оказывать поддержку и способствовать развитию потенциала социальных партнеров в отношении анализа тенденций на рынках труда и в области развития людских ресурсов и подготовки кадров.

18. Государства-члены должны:

а) осуществлять сбор информации, в разбивке по полу, возрасту и другим социально-экономическим параметрам, об уровне образования, квалификации, деятельности в области подготовки кадров, а также о занятости и доходах, особенно в рамках регулярных обследований населения, с целью выявления тенденций и проведения сравнительного анализа для определения направлений развития политики;

b) формировать базы данных и разрабатывать количественные и качественные показатели, в разбивке по полу, возрасту и другим параметрам, касающиеся национальных систем подготовки кадров, а также осуществлять сбор данных о подготовке кадров в частном секторе, принимая во внимание влияние сбора данных на деятельность предприятий;

c) осуществлять сбор информации об уровне компетентности работников и о новых тенденциях на рынке труда, используя для этого различные источники, включая результаты продольного анализа, которые не ограничиваются традиционными классификаторами специальностей.

19. Государства-члены должны, на основе консультаций с социальными партнерами и принимая во внимание влияние сбора данных на деятельность предприятий, оказывать поддержку и способствовать исследованиям в области развития людских ресурсов и подготовки кадров, в том числе в следующих областях:

а) методологии обучения и подготовки кадров, включая применение информационных и телекоммуникационных технологий в подготовке кадров;

b) признание уровня профессиональных навыков и разработка квалификационных требований;

c) политика, стратегии и основы развития людских ресурсов и подготовки кадров;

d) направление инвестиций в подготовку кадров, а также повышение эффективности и влияния подготовки кадров;

e) определение, измерение и прогнозирование тенденций спроса и предложения в области компетентности и квалификации на рынке труда;

f) выявление и преодоление барьеров, снижающих доступность профессиональной подготовки и образования;

g) выявление и преодоление гендерных различий при оценке уровня компетентности;

h) подготовка, публикация и распространение докладов и документации о политике, исследованиях и имеющихся данных.

20. Государства-члены должны использовать информацию, полученную в результате исследований, для планирования, осуществления и оценки программ.

X. Международное и техническое сотрудничество

21. Международное и техническое сотрудничество в области развития людских ресурсов, образования, подготовки кадров и непрерывного обучения должно быть направлено на:

а) разработку механизма, снижающего отрицательные последствия для развивающихся стран потери квалифицированных кадров вследствие миграции, включая разработку стратегий, укрепляющих системы развития людских ресурсов в странах происхождения, признавая при этом, что создание условий, благоприятных для экономического роста, инвестиций, создания достойных рабочих мест и развития человека, будет оказывать положительное влияние на закрепление в стране квалифицированной рабочей силы;

b) содействие расширению возможностей для женщин и мужчин в получении достойной работы;

c) содействие развитию национального потенциала в реформировании и развитии политики и программ в области подготовки кадров, включая развитие потенциала для социального диалога и установления партнерских отношений в области подготовки кадров;

d) содействие развитию предпринимательской деятельности и достойной занятости, а также обмену опытом, касающимся передовой международной практики;

e) укрепление потенциала социальных партнеров в содействии динамичной политике непрерывного обучения, в частности, в отношении новых аспектов региональной экономической интеграции, миграции и возникающего поликультурного общества;

f) содействие признанию и универсальности навыков, компетентности и квалификации на национальном и международном уровнях;

g) повышение технической и финансовой помощи развивающимся странам и содействие на уровне международных финансовых институтов и специализированных финансовых учреждений согласованной политике и программам, которые ставят вопросы образования, подготовки кадров и непрерывного обучения в центр политики в области развития;

h) учет специфических проблем имеющих задолженности развивающихся стран, изучение возможностей для разработки и использования новаторских подходов к вопросу о выделении дополнительных средств на цели развития людских ресурсов;

i) содействие сотрудничеству между правительствами, социальными партнерами, частным сектором и международными организациями по всем другим аспектам и стратегиям, охваченным в настоящем акте.

XI. Заключительное положение

22. Настоящая Рекомендация пересматривает и заменяет Рекомендацию 1975 года о развитии людских ресурсов.

Просмотров:





Постоянная ссылка на страницу:

http://www.conventions.ru/view_base.php?id=626



Комментарии к этой конвенции:

Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.
Если Вы зарегистрированы, то войдите на сайт используя Ваш логин и пароль, указанный при регистрации.


Оформление ссылки на данный документ в соответствии с требованиями ГОСТа

Рекомендация МОТ № 195. О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=626 (дата обращения: 24.04.2014)


Официальный источник опубликования


Справка о документе


Статус документа


Связанные документы

Документ на других языках

Организация

Категория документа

Трудовое право

Место принятия

Женева


Вход

Вы вошли на сайт,
как гость

Автоматический вход

Регистрация
Забыли пароль?


Статистика

Конвенции:2010

Слов в словаре: 523




Электронная почта: admin@conventions.ru





карта сайта | реклама на сайте


Яндекс.Метрика

© 2008 - 2013 www.conventions.ru