Перспективы аудиторского дела в России




Аудит в современном понимании этого термина пришел в Россию сравнительно недавно (около 25 лет). До наступления этих времен на территории страны была Советская власть, которая всячески препятствовала развитию капитализма. Однако, развитие внешних торговых связей и налаживание экспорта и импорта привело к тому, что аудит стал необходим в стране.

Проблемы аудита и перспективы его развития

Причиной возникновения аудита как такового является разные стремления и интерес административных работников и инвесторов. То есть, инвесторы, которые вкладывают свои деньги в бизнес желают знать что происходит на предприятии, об этом в свою очередь докладывает директор, менеджер и главный бухгалтер.

Важно учесть, что согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Однако, информация, которую предоставляют административные работники не всегда отвечает действительности. Таким образом, в целях узнать о реальном положении дел инвесторы и нанимают независимых инвесторов.

Отсюда напрашивается вывод, что развитие аудита напрямую зависит от развития других видов бизнеса в стране. То есть, при увеличении количества компаний и фирм увеличивается объем работы у аудиторов.

Развитие аудита в России прошло несколько этапов. Сегодня же данная отрасль стабильна, хоть и имеет ряд проблем, которые требуют решения:

1. Российский аудит отличается от европейского тем, что он регламентируется государством. То есть, государство не только издает законы и нормативные акты, которых нужно придерживаться, но и целиком контролирует аудиторскую деятельность: выдает лицензии на ведение этой деятельности, дает образование аудиторам, собирает отчетность и контролирует работу независимых аудиторов.

Проблема этого аспекта заключается в том, что государство своим излишним контролем тормозит развитие отрасли. Именно поэтому рассматривается внедрение нового законопроекта, касающегося регламентации аудиторской деятельности, согласно которого будет создан негосударственный орган контроля за аудиторскими компаниями, который и будет выдавать лицензии и контролировать их работу. Это будет способствовать улучшению качества аудиторских услуг и увеличению престижа профессии, так как лучшего контроля, чем со стороны коллег-профессионалов не найти.

2. Отсутствие должного престижа профессии. В связи с тем, что в последнее время аудиторы стали терять своих клиентов, в силу изменений в законах и ухудшения экономической ситуации в стране, молодые люди перестали рассматривать профессию аудитора, как перспективную и желаемую.

Чтобы решить эту проблему, стоит наладить аудиторскую отрасль так, чтобы она стала перспективной и привлекательной. Возможно нужно пересмотреть качество образования по данной специальности, ведь аудиторы - это высококвалифицированный персонал, который должен обладать большим багажом знаний. В этом деле без иностранного опыта не обойтись, ведь западные страны преуспели в этом вопросе куда больше, чем Россия.

3. Проблемой и спецификой российской аудиторской отрасли является то, что она как бы разделена на две части. Одна часть - это внутренний аудит, который обслуживает интересы внутри страны. Проводят его, как правило, мелкие компании. И вторая часть - внешний аудит, который подразумевает аудит крупных корпораций с иностранным капиталом или государственных предприятий. Такой аудит проводится иностранными компаниями, которые представлены на российском рынке.

Перспективой в решении данной особенности должно стать сближение этих двух частей. То есть, сближаться эти отрасли должны не путем поглощения мелких компаний крупными иностранными корпорациями, а путем обмена опытом и внедрением во внутренний аудит стандартов и норм работы мирового образца.

Таким образом должно происходить не только сближение на законодательном уровне, но и на методологическом. Причем заинтересованными в этом должны быть прежде всего государство и представители внутреннего аудита.

4. Трудности на отечественном рынке из-за нововведений в законодательной базе. Стремясь уменьшить нагрузку на бизнес, государство повысило порог годовой выручки, которая обязывает компании проходить обязательный аудит. Прежде чем принимать подобные законы, государство должно думать обо всех участниках нововведений, а не лишь о тех, кому они адресованы напрямую.

В целом же стране нужно разъяснять пользу независимого и качественного аудита, ведь аудиторы проверяют не только соответствие бухгалтерского учета нормативам и стандартам, а и предлагают решения некоторых проблем в компании или перспективные направления развития. Аудит не должен восприниматься как пустая трата денег, предприниматели и бизнесмены должны идти к аудиторам не тогда, когда их заставляет государство, а по собственной инициативе.


Автор: piyanzo (piyanzo)


Новости

Документы

Статьи