Как уволить сотрудника?




Увольнение тяжело переносится обычно как компанией, так и работником независимо от инициатора процесса. На то существует несколько причин:

  • стресс при увольнении считается одним из сильнейших, даже если оно случается по собственному желанию;
  • в организации случается торможение рабочих процессов во время поиска замены сотруднику и привыкания новичка к новым обязанностям;
  • страдает также коллектив фирмы, особенно если увольнение случается неожиданно для всех или работник был негласным лидером коллектива, не всем легко смириться с грядущими переменами в коллективе и не каждый готов принять нового человека;
  • также это большой стресс для отдела по персоналу, ведь для обеих сторон он является виноватым.

Кроме того, увольнение часто сопряжено с конфликтами, что добавляет еще больше стресса ситуации. Конфликты обычно происходят на почве несогласия с законодательством, защищающем работника.

Увольнение инициирует начальство

Уволить человека не по собственному желанию очень сложно. Многие люди в такой ситуации начинают бороться за справедливость, подают заявление в суд и чаще всего их приходится восстанавливать в должности.

Что же тогда делать, если человек увольняться отказывается, но категорически не устраивает работодателя по профессиональным, деловым, дисциплинарным или другим качествам?

Необходимо подготовить сотрудника к этому, объяснять ему причину, указывать на недостатки, предупреждать. Нужно, чтобы человек начал самостоятельно анализировать свою работу и пришел к выводу, что начальство действительно право.

Самый удобный и эффективный способ без скандалов увольнять сотрудников – регулярная аттестация, оценка показателей динамики работы. Но и тут некоторые работодатели идут на небольшие хитрости психологического плана, и проводят такие аттестации не в привычной атмосфере родной офисной мебели и привычного рабочего места, а привлекают сторонние организации и работнику приходится ехать в другое место, и порой демонстрировать свои знания и навыки в условиях пустой аудитории, без привычных инструментов, которыми он обычно оперирует в повседневной работе. Это очень сильно выбивает некоторых из колеи и им не удаётся пройти успешно аттестацию.

Увольнение работника – психологически трудный процесс как для работника, так и для его работодателя. Но способность уволить работника показывает зрелость человека как начальника.

Работник решил уволиться

В случае когда работник пришел к начальнику с заявлением об увольнении в первую очередь важно определить первопричину. Бывают ситуации, когда действительно человек по каким-то личным причинам ни при каких обстоятельствах не может продолжать работу в этой фирме. Другая ситуация, когда человек может и хотел бы остаться, но не видит для себя никаких перспектив в компании. Бывает и третья ситуация, когда человек увольняться вовсе не хочет, а просто приходит манипулировать начальством для достижения собственных выгод.

Дальше следует понять ценность сотрудника для компании. Если компания не заинтересована в сотруднике и сама собиралась менять кадры, то это даже положительный момент.

Но может возникнуть ситуация, когда уволиться хочет ценный сотрудник. Это огромное потрясение для компании. Нужно попробовать найти вместе с работником варианты его продолжения работы в компании. Если он категорически не хочет оставаться в фирме, можно попросить его повременить с увольнением или помочь подыскать достойную замену. Ведь 2 недели, за которые положено предупреждать об уходе, катастрофически маленький срок для нахождения достойной кандидатуры.

Чтобы увольнение ценных сотрудников не происходило внезапно для начальства, следует периодически осуществлять мониторинг удовлетворенности работников условиями работы и выявлять слабые места.

Как сотруднику уволится по-хорошему?

Никто не хочет создавать себе лишние проблемы, тем более что после подписания заявления на увольнения, придется работать в компании еще 2 недели. Человек будет находиться постоянно в состоянии стресса, если это время будет сопряжено с напряженной обстановкой и скандалами. Как же этого избежать?

Подготовить себе замену. За 2 недели работодателю это будет сделать очень сложно, поэтому работник может позаботиться об этом заранее. В некоторых компаниях даже существует практика наставничества, когда работник кроме основной работы еще обучает нижестоящего по должности человека. Привести в порядок дела, чтобы упростить их передачу приемнику. Часто большой объем информации находиться в голове у работника, а не в документах. Например, такая информация, как взаимоотношения с клиентами. Перед уходом необходимо все систематизировать, навести порядок на рабочем месте и по возможности завершить все задания. Оповестить о своем уходе всех, с кем сотрудник взаимодействует. Другие сотрудники тоже должны быть в курсе, ведь для них изменения в коллективе – тоже стрессовая ситуация. По возможности заранее познакомьте их с преемником и подскажите последнему как лучше общаться и чего делать не стоит. Устроить прощание с коллегами. Обмен благодарностями и символические подарки оставят о работнике приятные впечатления.

Исследование динамики текучести персонала может сказать руководству многое о правильности работы организации. Конечно, показатели текучести персонала во многом зависят от отрасли. В каждой отрасли есть свои нормальные значения. Когда в компании происходит переходный период от одного этапа к другому, превышение этих значений – нормальное явление. Но если ничего подобного не происходит, а показатели все равно превышены, значит в фирме существует серьезная проблема, которую необходимо срочно устранить.

Но если состав сотрудников очень долго остается неизменным, это тоже тревожный сигнал. Это означает, что компания стоит на месте, не развивается, сотрудники мало инициативные и не хотят работать в принципе. Нужно разнообразить корпоративную культуру и обновить коллектив.

Как видно, уволить или уволиться без скандалов, сохранив теплые чувства друг к другу, не так уж и сложно. Важно проявить уважение к противоположной стороне и подойти к вопросу увольнения с умом, а со стороны управления отслеживать настроение сотрудников и качество их работы.


Автор:


Новости

Документы

Статьи