Основные формы развития интеллектуального капитала предприятия




Интеллектуальный капитал предприятия по форме - основные элементы, которые определяют структуру указанного термина. В рамках имеющихся в науке теорий интеллектуального капитала ученые выделяют человеческий капитал, структурный капитал, организационный капитал и социальный капитал.

При этом считается, что человеческий капитал включает персонал предприятия и его контрагентов - поставщиков, потребителей; организационный капитал формируют объекты промышленной собственности (зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки http://www.tm-reg.ru, промышленные образцы, изобретения, полезные модели), объекты интеллектуальной собственности (программное обеспечение, банки и базы данных), инновационный капитал и социальный капитал (организационная культура, менеджерские качества и коммуникационные способности).

Однако рассматривая интеллектуальный капитал предприятия в общем виде, целесообразно выделить коллективный интеллектуальный капитал (находится в собственности предприятия) и индивидуальный интеллектуальный капитал (владельцами являются наемные работники, его непосредственные носители).

Основные формы развития интеллектуального капитала предприятия находятся в пределах каждого из составных элементов, прослеживается создание "интеллигентных предприятий", которые характеризуются высоким уровнем инновационности и эластичности, - способностью быстро приспосабливаться к изменениям окружения.

Среди современных форм развития интеллектуального капитала предприятий есть: налаженность перманентной учебы (длительность определяется в течение всей жизни), повышение квалификации (опыта, умений, навыков) каждого работника предприятия для повышения своего IQ в рамках процесса как групповой учебы (например, методики, которые настроены на усовершенствование групп через проведение тренингов, использование методов учебы во внеробочее время "off, - the - job", проведение семинаров), так и индивидуальное самообучение (например, по методике индивидуального совершенствования работников известной под названием "Тренировка" ("Coaching"); расширение использования преимуществ информационных технологий для получения добавленной стоимости на базе индивидуальных и коллективных знаний, которые есть в распоряжении субъекта ведения хозяйства; формирование инновационной организационной культуры на предприятии.

Между сущностью, явлением, формой и содержанием интеллектуального капитала предприятия в результате действия закона единства и борьбы противоположностей, с одной стороны, существует тесная диалектическая взаимосвязь, а с другой - имеются определенные противоречия, что способствует глубокому познанию теоретико-практических доминант функционирования интеллектуального капитала предприятия.

Так, определенное несоответствие возникает в перераспределительных отношениях созданной добавленной стоимости между предпринимателями и наемными работниками (владельцами индивидуального интеллектуального капитала), ведь последние почти всегда вынуждены ограничивать свои интересы в пользу первых.

Отмеченное несоответствие может усиливаться в решении вопросов, кто несет ответственность за стратегическое развитие предприятия - предприниматели или наемные работники? Следовательно, полностью оправданным будет рассматривать интеллектуальный капитал предприятия, с одной стороны, как экономические отношения относительно поиска, превращения, обогащения и распространения знаний, а с другой - как отношения экономической собственности, которые возникают в результате распределения и перераспределения созданной добавленной стоимости между предпринимателями и наемными работниками - носителями индивидуального интеллектуального капитала.

Учитывая наработку современной экономической науки и опираясь на результаты мониторинга интеллектуального капитала предприятия, представим дефиницию этого термина. Интеллектуальный капитал предприятия - это совокупность экономических отношений, которые возникают между предпринимателями и наемными работниками - владельцами индивидуального интеллектуального капитала относительно поиска, превращения, обогащения, диффузии (распространения) и использования знаний, генерируемых интеллектом, а также распределения и перераспределения созданной добавленной стоимости, что положительно динамизирует процесс капитализации предприятия.

Таким образом, можем утверждать, что на современном этапе развития экономики интеллектуальный капитал предприятия как терминологическое понятие, объединяет ряд структурообразующих элементов, которые функционируют как в материальной так и нематериальной сферах, что предопределяет определенные трудности в его идентификации (например, сравнительно с физическим капиталом), а также доказывает необходимость определения его компонент и очерчивания функций.


Автор: saturn13 (Олег)


Новости

Документы

Статьи