Особенности коучинга в России




как стать коучем

В первом случае речь идет о нахождении учеником оптимальных решений в процессе бесед с наставником. Последний в данном случае выполняет функцию своеобразного зеркала, позволяя увидеть клиенту ситуацию изнутри. Путем диалога, правильной постановки вопросов, наставник наталкивает подопечного на принятие единственно верного решения. В этой связи все больше людей задаются вопросом о том, как стать коучем и преуспеть в этом деле.

Консультирование может осуществляться как в бизнесе (бизнес-коучинг), так и сфере личной жизни (лайф-коучинг). Бизнес коучинг может подразделяться в зависимости от субъектного состава клиентов (например, коучинг для менеджеров среднего звена), тематики (например, развитие навыков продаж). Лайфкоучинг является более разнообразным, что связано с неповторимостью и индивидуальностью каждого человека. С его помощью можно развить коммуникативные навыки, концентрацию, реализовать заветную мечту, просто стать более счастливым.

Если говорить о коучинге как о стиле управления, то стоит отметить, что он все чаще приходит на смену командному стилю. В идеале освоить навыки коучинга должны не только менеджеры, но и рядовые сотрудники. Естественно, что любой сотрудник не может быть наставником. Но умение не просто автоматически выполнять команды руководства, а самостоятельно находить оптимальные решения, претворять их в жизнь, не только позволит раскрыться конкретному работнику, но и положительным образом скажется на работе всего коллектива.

Коучинг отличается высокой степенью индивидуализации при обучении, возможностью проверки приобретенных знаний и навыков, осуществлением обратной связи между тренером и клиентами. Внедрение коучинга также имеет ряд положительных моментов. Улучшается моральная обстановка в коллективе. Каждый сотрудник чувствует себя не просто исполнителем, а важной деталью механизма, обеспечивающей его нормальное функционирование. Повышается способность работников к проведению самоанализа, критической оценки своих действий. Использование коучинга в стратегии управления влечет за собой поднятие производительности труда, улучшение качества продукции, укрепление дисциплины, падение объема претензий со стороны контрагентов и потребителей, увеличение рентабельности.

Вместе с тем коучинг имеет и ряд негативных моментов. При его внедрении происходит увеличение затрат рабочего времени со стороны управленческого персонала. При этом не всегда ощущается готовность со стороны менеджеров на передачу в определенной степени своих полномочий. Кроме того, слишком сильные изменения профессиональных и личностных качеств сотрудника в результате коучинга, могут привести к выпадению его из целостной системы, которую представляет собой организация. Ведь руководство не всегда готово к появлению относительно большого числа лидеров. Поэтому не везде внедрение коучинга происходит безболезненно.

Напоследок необходимо отметить особенности развития коучинга в нашей стране. С одной стороны, данный сегмент рынка постоянно растет. Неизбежность интеграции в мировую экономику влечет за собой необходимость использования передовых технологий. Основную долю заказчиков составляют крупные корпорации и небольшие компании, нуждающиеся в повышении эффективности работы. Причем их основная доля приходится на столицу и Санкт-Петербург, что, несомненно, свидетельствует о необходимости проведения просветительской работы в регионах. Однако данный рост сопровождается увеличением доли некачественных предложений. Многие компании под видом коучинга предлагают обычные семинары, тренинги. Выходом из данной ситуации видится введение сертификации на данный вид услуг, создание специализированных образовательных центров. Дополнительные трудности при внедрении коучинга возникают в связи с все еще недостаточным осознанием людьми персональной ответственности. Это является наследием прошлого, когда само понятие ответственности было излишне расплывчатым.


Автор: besttext1 (Кульбака Сергей Александрович)


Новости

Документы

Статьи