Подписаться на риски




В последнее время наши соотечественники озаботились проблемами получения налоговых вычетов. Налоговым кодексом предусмотрено много случаев, когда гражданин имеет право получить от государства обратно часть уплаченного налога. Соответственно, возрос интерес и к порядку оформления документов, требованиям к подаче налоговой декларации и поиску возможностей сделать документооборот максимально простым для себя.

Поиск в интернете предоставляет массу возможностей заказать услугу по заполнению документов не выходя из дома. В этом есть резон: зачем разбираться в инструкциях и регламентах, изучать множество мнений членов интернет-сообщества и консультироваться у налоговиков, когда можно за сравнительно небольшую сумму поручить это профессионалам – они знают, где и какую информацию получить и каким образом ее в декларации отразить. Но это совершенно обычная услуга юриста-консультанта, даже возможные ошибки в заполнении не должны привести к негативным последствиям для гражданина.

Гораздо больший интерес вызывает другая опция – подача налоговой декларации за гражданина в налоговый орган – тоже достаточно популярная услуга, предлагаемая множеством консультантов… В чем же опасность незнания установленного законом порядка подачи декларации?

Прежде всего хотелось бы отметить: если вы решили искать информацию в интернете (тоже непростое занятие, так как среди вала сведений необходимо выявить соответствующие закону и актуальные), то начните с официальных сайтов. Где можно узнать о правилах подачи налоговой декларации? Разумеется, на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ (www.nalog.ru).

Закон закрепляет право налогоплательщика подать налоговую декларацию как на бумажном носителе, так и в электронной форме.

В бумажном виде декларация может быть подана самим налогоплательщиком или его уполномоченным представителем непосредственно в налоговый орган или направлена по почте с описью вложения (при этом датой подачи декларации будет считаться дата, указанная на почтовом штемпеле).

Что касается электронной формы подачи декларации, то в этом случае необходимо воспользоваться телекоммуникационными каналами связи через оператора электронного документооборота либо с использованием электронной подписи налогоплательщика через сайт ФНС России. Что такое электронная подпись, слышали уже многие, однако понять и осознать последствия и риски, связанные с ненадлежащим хранением электронной подписи, смогли не все.

Электронная подпись гражданина может использоваться им в ряде случаев при получении государственных и муниципальных услуг. Переход на электронные взаимоотношения осуществлен для целей удобства граждан, оптимального учета обращений и экономии (как бумаги, так и места для ее хранения). Получить электронную подпись возможно в специализированном удостоверяющем центре (их сейчас очень много), предоставив копии паспорта, ИНН и СНИЛС. При этом личность получателя должна быть удостоверена, ЭП должна быть выдана исключительно ему или лицу, действующему по доверенности.

Документ, подписанный электронной подписью, признается равнозначным бумажному документу, подписанному лично гражданином.

Что это значит? Что человек, владеющий электронной подписью другого человека, сможет совершенно безнаказанно направлять в различные органы и организации документы, имеющие правовое значение, от имени владельца электронной подписи, даже без его уведомления.

Недавно сеть всколыхнули истории о мошенниках, получивших имущественные налоговые вычеты за граждан (не такая уж маленькая сумма получается – 260 тыс. рублей). Ими были предоставлены в налоговые органы поддельные документы от имени граждан, имеющих право на получение соответствующего вычета. Налоговые органы, проверив документы и установив право на возмещение денежных средств из бюджета, требуемые суммы перечислили.

В истории с электронной подписью все может быть гораздо проще. Даже подделывать ничего не нужно. Передавая свою электронную подпись кому бы то ни было, гражданин фактически лишается возможности контролировать законность ее использования.

Каким образом предлагается оказать услугу «подача налоговой декларации»? Чтобы осуществить онлайн-подачу декларации, у гражданина должна быть электронная подпись. Если ее нет, исполнитель будет готов ее получить для гражданина. Для этого к гражданину направляется курьер для получения подписей гражданина и идентификации личности. При этом гарантировать тут чистоту эксперимента тоже достаточно сложно – в 90% случаев курьеры личность не проверяют, ограничившись проверкой тех документов, которые им переданы.

Разумеется, большинство организаций, получающих электронные подписи граждан с целью подачи за них деклараций, тщательно следят за хранением и уничтожением подписей. Но гарантировать отсутствие недобросовестного их использования никто не может.

Так, можно будет подать исковое заявление (или признать иск), получить налоговый вычет, написать заявление или жалобу, результатом рассмотрения которых могут быть серьезные убытки для человека.

Причем «отыграть назад» любой такой документ будет чрезвычайно сложно, так как документ, подписанный электронной подписью, считается исходящим от подписанта. И только в случае мошенничества при получении электронной подписи (например, получение подписи на другое лицо с использованием его документов) возможно считать себя правым и требовать защиты. В случае же легкомысленного отношения к собственной электронной подписи винить придется только себя.

Судебные споры организаций, связанные с незаконным использованием электронной подписи, уже не редкость. А вот граждане пока не испытали на себе массово негативных последствий от действий нового поколения мошенников.

Именно поэтому основной рекомендацией может быть отказ от безответственного отношения к электронному документообороту, соблюдение правил безопасного хранения электронной подписи. Понимание последствий своих действий – основная защита от мошенничества.

статья "Подписаться на риски" (статья Коваленко Егор Амулекс)

Источник: SPEAR'S Russia #6(69)

http://pbwm.ru/articles/podpisatsya-na-riski


Автор: Коваленко Егор Амулекс


Новости

Документы

Статьи