Три группы процессов мирового уровня, единство которых изменяет мировоззрение, ценностный контекст эпохи, логику истории




Внешние реалии противоречивые. Десятки и сотни народов и культур живут так, как жили их родители, деды, прадеды, не изменяя уклад своей жизни на протяжении веков, а в некоторых случаях даже тысячелетий. Вместе с тем, храня собственную идентичность, они пристально "присматриваются" к тем изменениям, которые происходят в мире, пытаются уловить их смысл, привлечь к собственному практическому опыту.

В качестве инициаторов прогрессивных инноваций, как правило, выступают так называемые цивилизационные народы. Именно они изменяют общий контекст эпохи, причем не только в собственных государствах, но и преодолевая пассивное или активное сопротивление консервативных народов в мировом измерении. Современное общество все чаще пользуются новыми технологиями. Сегодня, например, заказать реферат по международным отношениям гораздо проще, чем писать его самостоятельно.

Резкие изменения вызывают, как писал О. Тоффлер, "шок перед будущим", умеренные готовят для них соответствующий грунт. Единство первого и второе как раз и формирует общие тенденции изменений, познание которых позволяет приблизиться к восприятию "духа эпохи", отобразить его в логике понятий.

Следует выделять и анализировать как наиболее актуальные и значимые три группы процессов мирового уровня, единство которых изменяет мировоззрение, ценностный контекст эпохи, логику истории.

Первая из них охватывает ситуацию глобализации мира и информационной революции, распада последних империй, в том числе и СССР, отказа человечества от таких форм организации жизни, как тоталитаризм и авторитаризм, преодоление пренебрежения к личности, ее свободе и демократическим ценностям.

Также переосмысление философии развернутых форм технократизма, с его техногенными и экологическими угрозами и катастрофами, а также кризис экономических систем, основанных на государственной форме собственности и административной регуляции.

Вторая группа новых мировых реалий, которые подлежат переосмыслению, охватывает конструктивный процесс динамического утверждения рыночных отношений, демократических форм организации власти и управления, подъема авторитета личности, толерантного взаимодействия народов, держав и культур в открытом и прозрачном (благодаря глобализации и информационной революции) международном пространстве.

Наконец, третья группа реалий, которая изменяет ценностный контекст эпохи и должна учитываться как восходящая установка формирования новейшей парадигмы развития образования, связана с утверждением нашей страны не только как локальной, но и как европейской и мировой цивилизации, которая имеет собственную идентичность, национальный характер и культуру и, строя свой собственный государственный дом, нуждается в собственных национальных системах науки, образования и воспитания подрастающего поколения.


Автор: saturn13 (Олег)


Новости

Документы

Статьи