Правовое положение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации
Правовое положение иностранных граждан, выполняющих трудовые функции на территории Российской Федерации, регулируется в первую очередь ратифицированными Российской Федерацией международными актами, такими как:
Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, утвержденная Резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.;
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.);
Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.);
Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.).
Наряду с указанными документами в отношении статуса иностранных работников применяются двухсторонние международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, прежде всего, в рамках СНГ:
Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.). Регулирует деятельность, связанную с привлечением трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1997 г.);
Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Тбилиси, 15 сентября 1995 г.).
На уровне национального законодательства РФ, нормативными актами Российской Федерации, регулирующими условия труда иностранных граждан, являются:
Конституция Российской Федерации,
Трудовой кодекс Российской Федерации,
Гражданский кодекс Российской Федерации,
Налоговый кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - №115-ФЗ),
Приказ ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. N 1/4/1/2 «Об утверждении Административного регламента...» (далее – Административный регламент).
В части 1 статьи 2 №115-ФЗ содержится определение понятия: «иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».
На основании статьи 13 № 115-ФЗ «Условия участия иностранных граждан в трудовых отношенииях», работодателем или заказчиком работ (услуг) для иностранных граждан может выступать российское физичесое или юридическое лицо либо иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Быть участником гражданско-правовых или трудовых отношений с иностранцем работодатель имеет право только при условии получения им разрешения на привлечение и использование иностранных граждан. При этом на иностранного гражданина должно быть оформлено в установленном порядке индивидуальное разрешение на работу. Однако, данное правило не распространяется на следующих иностранных граждан:
постоянно проживающих в России;
являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Россию;
являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций;
являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;
являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
приглашенных в Россию в качестве научных работников или преподавателей, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими образователными учреждениями;
являющихся работниками аккредитованных на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в РФ в установленном законодательством порядке.
Таким образом, при заключении работодателем (заказчиком услуг) трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами согласно приведенного выше перечня, разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников и разрешений на работу, оформляемых органами миграционного контроля Российской Федерации, не требуется.
Для некоторых категорий иностранных граждан, привлекаемых для выполнения трудовых обязанностей в Российской Федерации, установлены специальные правила, такие как:
Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Определение понятия этой категории граждан содержится в абзаце 7 части 1 статьи 2 № 115-ФЗ: «иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - иностранный гражданин прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство). Специальные нормы, регулирующие условия выполнения ими трудовых функций на территории РФ, содержатся в статье 13.1 № 115-ФЗ;
Для иностранных граждан-высоковалифицированных специалистов, которыми признаются согласно статье 13.2 № 115-ФЗ иностранные граждане, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения их к трудовой деятельности в РФ предполагают получение заработной платы (вознаграждения):
в размере 1 миллиона рублей в год при условии занятия ими научно-исследовательской или преподавательской деятельностью,
в размере не менее 700 тысяч рублей в год в случае привлечения к труду иностранца резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны,
в размере не менее 2 миллионов рублей в год для всех иных иностранцев.
Труд иностранцев, работающих по трудовых договорам у работодателей-физических лиц, регулируется статьей 13.3 № 115-ФЗ.
Иностранные граждане, прибывающие на территорию Российской Федерации в порядке, требующем оформления визы – пункты 9.1, 10 Административного регламента;
Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности - пункты 9.2, 11 Административного регламента;
Высококвалифицированные специалисты - пункты 9.3, 11.1 Административного регламента.
По смыслу статьей 9, 10, 11, 11.1 Административного регламента, иностранные граждане, для привлечения которых к труду необходимо обращение в органы миграционного контроля Российской Федерации, делятся на три группы:
О порядке получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу в органах Федеральной миграционной службы Российской Федерации, а также особенностях регулирования труда иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров мы расскажем в следующих статьях.
Автор: Коновалова В.В.
John Doe
March 27, 2018 at 8:00 am ReplyLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
John Doe
March 27, 2018 at 8:00 am ReplyLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
John Doe
March 27, 2018 at 8:00 am ReplyLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.