Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2018 № 307-КГ18-19923 по делу № А56-43571/2017


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 декабря 2018 г. № 307-КГ18-19923

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атриос" на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.08.2018 по делу № А56-43571/2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Атриос" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет), выразившегося в невнесении сведений в государственный лесной реестр и несовершении необходимых действий, связанных с обеспечением регистрации изменений права собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда на территории Рощинского лесничества; обязании Комитета внести изменения в единый государственный реестр прав, исключив 63 принадлежащих Обществу земельных участка, совершив таким образом действия, связанные с обеспечением регистрации изменений права собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда на территории Рощинского лесничества, и внести сведения в государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении 63 земельных участков Общества к землям лесного фонда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2017 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018, требования удовлетворены.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 06.08.2018 отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на существенное нарушение судом округа норм права, просит отменить постановление от 06.08.2018 и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что Управлением Росреестра по Ленинградской области осуществлена государственная регистрация права собственности на спорные земельные участки, которые последовательно образованы путем раздела и последующего перераспределения земельного участка 47:01:00-00-000:0012, площадью 20968701 кв. м, ранее принадлежавшего СПК "Колхоз Нива", что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2004 по делу № А56-316732004. Судом в рамках указанного дела установлено, что данные земли не являются землями лесного фонда, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам № А56-101752013, № А56-379252013, № А56-379672013 установлено отсутствие у Комитета права распоряжаться указанными земельными участками, так как они относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

С учетом того, что границы принадлежащих Обществу указанных земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из категории земель лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации, Общество обратилось в Комитет с заявлением об исключении из государственного лесного реестра указанных выше земельных участков.

Письмом от 16.06.2017 № крг-01-765117-0-1 подтвердил ООО "Атриус" факт пересечения границ земельных участков, указанных в обращении, с Лесным участком Рощинского лесничества из категории земель лесного фонда.

Принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дел № А56-316732004, № А56-101752013, А56-359302017, а именно, что земельный участок с кадастровым номером 47:01:00-00-000:0012 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, границы участков, принадлежащих заявителю, установлены в соответствии с действующим законодательством, на данные участки зарегистрированы права, которые никем не оспорены, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:01:00000006501, напротив, кадастровые работы не проводились, границы на местности не установлены до настоящего времени, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 1, 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое бездействие Комитета является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества.

Как следует из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 1022 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Поскольку границы земельного участка установлены в 2006, необоснованным является вывод суда округа о том, что данный иск об установлении границ и не относится к иску о праве.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебный акт, состоявшийся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как установлено судами, на основании соглашения от 21.04.2016 о перераспределении земельных участков за Обществом 16-19.05.2016 зарегистрировано право собственности на 63 земельных участка, находящихся в Выборгском районе Ленинградской области, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и вида разрешенного использования - для дачного строительства.

Перераспределенные земельные участки последовательно образованы из земельного участка площадью 20 968 701 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0012, расположенного в пос. Ленинское Выборгского района Ленинградской области. Таким образом, названный земельный участок является исходным для 63 земельных участков, право собственности на которые в настоящее время зарегистрировано за Обществом.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2004 по делу № А56-31673/2004 признан незаконным отказ администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" в удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива "Коопхоз "Нива" (далее - Кооператив) о приобретении в собственность названного земельного участка, находившегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования; на администрацию возложена обязанность предоставить Кооперативу указанный земельный участок. Этим же решением арбитражного суда установлено, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не землям лесного фонда.

В то же время в отношении лесного участка общей площадью 2 592 360 795 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:501, относящегося к землям лесного фонда, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу № А56-10175/2013 установлено наложение границ лесных участков, являющихся частями земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из состава земель лесного фонда, на границы участков земель сельскохозяйственного назначения, образованных в результате последовательного переформирования земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:0012.

Факт двойного учета земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения не оспаривается сторонами. При этом в ЕГРП были внесены сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:501, а также сведения о государственной регистрации права собственности Общества на 63 земельных участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Общество обратилось в Комитет с заявлением от 23.05.2017 об исключении из государственного лесного реестра недостоверных сведений о нахождении в нем земель лесного фонда, имеющих наложение на принадлежащие Обществу участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В ответ Комитет направил письмо от 16.06.2017, в котором, подтвердив факт пересечения границ указанных в заявлении участков с лесным участком Рощинского лесничества, сообщил о невозможности внесения изменений в сведения государственного лесного реестра без внесения соответствующих изменений в правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на лесной участок, и в сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка из земель лесного фонда, полагая, что имеется спор о праве на земельные участки, который может быть разрешен только в судебном порядке.

Общество, считая, что со стороны Комитета допущено незаконное бездействие по внесению изменений в сведения государственного лесного реестра и обеспечению внесения соответствующих изменений в сведения единого государственного реестра прав в части права Российской Федерации на лесной участок, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что границы участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из состава земель лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации, не установлены; отнесение земельных участков Общества, образованных из земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:0012, к землям сельскохозяйственного назначения подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу № А56-31673/2004; границы принадлежащих Обществу земельных участков установлены в надлежащем порядке и на участки зарегистрированы права, никем не оспоренные; Общество представило Комитету первичные документы (свидетельства о государственной регистрации прав, кадастровые паспорта), необходимые для внесения соответствующих изменений в сведения государственного лесного реестра; в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель с 11.08.2017 законодательно (Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ) установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра.

Отменяя судебные акты и отказывая в удовлетворении требований, суд округа обоснованно исходил из следующего.

В данном случае в ЕГРН были внесены сведения о государственной регистрации как права собственности Общества на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, так и права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:501, относящийся к землям лесного фонда. Отсутствие в ЕГРН на момент рассмотрения настоящего спора сведений о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок судами не установлено.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 5 этой статьи).

В силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в частности, о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Пунктом 2.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341, на Комитет возложены полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области.

Исключение из состава участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 территорий, на которые налагаются земельные участки Общества, связано с установлением границ таких территорий. Однако, как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 (далее - постановление от 29.04.2010 № 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Таким образом, спор, связанный с установлением границ земельных участков, в том числе по причине их наложения, подлежит рассмотрению в исковом порядке, избранный Обществом способ защиты права следует признать ненадлежащим, не соответствующим характеру спорного правоотношения.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Атриос" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website