Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2018 № 8-АПГ18-6


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 сентября 2018 г. № 8-АПГ18-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 18 мая 2018 года, которым удовлетворен административный иск Камкина Д.И. об оспаривании решения муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области от 14 декабря 2016 года № 127 "Об отмене отдельных положений муниципальных правовых актов, устанавливающих дополнительные гарантии в связи с прекращением осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления городского поселения Данилов".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области от 3 сентября 2014 года № 204 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления городского поселения Данилов" с учетом изменений, внесенных в пункт 1.4 данного решения решением этого же Совета от 10 февраля 2016 года № 78, определены гарантии полномочий главы городского поселения Данилов.

Решением муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области от 14 декабря 2016 года № 127 "Об отмене отдельных положений муниципальных правовых актов, устанавливающих дополнительные гарантии в связи с прекращением осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления городского поселения Данилов" с 1 января 2017 года отменено действие пунктов 1.4 и 1.5 решения этого же Совета от 3 сентября 2014 года № 204 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления городского поселения Данилов" в редакции решения от 10 февраля 2016 года № 78.

Камкин Д.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области от 14 декабря 2016 года № 127 "Об отмене отдельных положений муниципальных правовых актов, устанавливающих дополнительные гарантии в связи с прекращением осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления городского поселения Данилов" в части отмены действия пункта 1.4 решения этого же Совета от 3 сентября 2014 года № 204 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления городского поселения Данилов" в редакции решения от 10 февраля 2016 года № 78.

В обоснование своего требования заявитель указал, что являлся главой городского поселения Данилов в течение одного срока полностью с 1 января 2006 года по 11 октября 2009 года; затем был избран на второй срок и исполнял обязанности главы до 25 сентября 2014 года, полномочия прекращены на основании личного заявления досрочно. На основании решения от 3 сентября 2014 года № 204 ему назначалась доплата к пенсии, которая с 1 октября 2014 года составляла 4813,36 рублей. В связи с принятием оспариваемого решения выплата данной доплаты прекращена.

По мнению заявителя, оспариваемое решение противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права на дополнительное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Решением Ярославского областного суда от 18 мая 2018 года административный иск удовлетворен: оспариваемое положение решения муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области признано не действующим с момента принятия.

В апелляционной жалобе Муниципальный Совет городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Утверждает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления, в пределах его компетенции и в надлежащей форме. Поводом к принятию данного акта явился дефицит бюджета, отсутствие бюджетных возможностей производить дополнительные выплаты к пенсии. Также указывает, что пункт 1.4 решения от 3 сентября 2014 года № 204 вступал в противоречие с действующим законодательством.

Относительно доводов апелляционной жалобы Камкиным Д.И. и заместителем прокурора Ярославской области представлены письменные возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацам первому и второму части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 названного федерального закона.

Пунктом 3 части 2 статьи 3 Закона Ярославской области от 8 мая 2014 года № 13-З "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Ярославской области" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в соответствии с федеральными законами, уставом соответствующего муниципального образования вправе предоставлять должностным лицам, исполняющим свои полномочия на постоянной основе, помимо гарантий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, также пенсионное обеспечение.

В соответствии с частью 1 статьи 4 данного закона Ярославской области гарантии осуществления полномочий должностных лиц устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и настоящим законом.

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 10 этого же закона Ярославской области пенсионное обеспечение должностных лиц осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Предусмотренная уставом муниципального образования Ярославской области ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" должностному лицу, работавшему на постоянной основе и не менее одного срока исполнявшего свои полномочия, рассчитывается в порядке, установленном решением соответствующего представительного органа с соблюдением предусмотренных пунктами 1 и 2 части 2 данной статьи условий.

В соответствии с частью 10 статьи 26 Устава городского поселения Данилов (в редакции решения муниципального Совета городского поселения Данилов от 28 декабря 2010 года № 51) главе городского поселения Данилов гарантируется пенсионное обеспечение. Порядок предоставления гарантий устанавливается решением муниципального Совета городского поселения Данилов.

Таким образом, Закон Ярославской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Ярославской области", Устав городского поселения Данилов предусматривают гарантии по дополнительному пенсионному обеспечению выборному должностному лицу органа местного самоуправления, которые должны производиться за счет средств муниципального образования и предусматриваться в бюджете как расходные обязательства.

Федеральный законодатель, предусматривая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации") и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.

При рассмотрении вопроса о природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2008 года № 108-О-О).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Положениями пункта 1.4 решения муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления городского поселения Данилов" с учетом изменений, внесенных в пункт 1.4 данного решения решением этого же Совета от 10 февраля 2016 года № 78, было закреплено право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Право на данную доплату имели граждане, не менее одного срока исполнявшие полномочия главы городского поселения Данилов.

Принимая решение по настоящему административному делу, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу том, что оспариваемое положение решения муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области является незаконным, так как не соответствует приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Отменяя действие пункта 1.4 решения муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления городского поселения Данилов", иной нормативный правовой акт, который определял бы порядок предоставления гарантий пенсионного обеспечения, закрепленных в части 10 статьи 26 Устава городского поселения Данилов, предусмотренных Законом Ярославской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Ярославской области", орган местного самоуправления не принял.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласилась, находит обжалуемое решение Ярославского областного суда законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ярославского областного суда от 18 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website