Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2020 № 1138-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мамедова Али Новрузовича на нарушение его конституционных прав положениями частей 4 и 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 мая 2020 г. № 1138-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

МАМЕДОВА АЛИ НОВРУЗОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТЕЙ 4 И 7

СТАТЬИ 240 КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУНКТА 2 СТАТЬИ 78 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И

ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Н. Мамедова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин А.Н. Мамедов оспаривает конституционность положений частей 4 и 7 статьи 240 КАС Российской Федерации, в соответствии с которыми административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения; указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска, а также положения пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения и указанный срок восстановлению не подлежит.

Как следует из представленных материалов, А.Н. Мамедову, выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5, решением окружной избирательной комиссии от 2 августа 2019 года отказано в регистрации кандидатом. Согласно жалобе, 9 августа 2019 года заявителем было подано административное исковое заявление об оспаривании данного решения, а также административное исковое заявление об оспаривании решения окружной избирательной комиссии от 30 июля 2019 года о регистрации кандидатом по тому же избирательному округу гражданина Е., также выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Решением Хабаровского краевого суда от 14 августа 2019 года, впоследствии оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2019 года, отказ в регистрации А.Н. Мамедова кандидатом был признан незаконным и на окружную избирательную комиссию возложена обязанность зарегистрировать заявителя кандидатом с указанием на обращение данного решения к немедленному исполнению. 15 августа 2019 года заявитель был зарегистрирован кандидатом.

Определением судьи Хабаровского краевого суда от 12 августа 2019 года А.Н. Мамедову отказано в принятии к рассмотрению административного искового заявления об оспаривании решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом гражданина Е. со ссылкой на отсутствие у него права на обращение с таким заявлением. 21 августа 2019 года А.Н. Мамедов вновь обратился с указанным заявлением. Решением Хабаровского краевого суда от 26 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2019 года, в удовлетворении заявления отказано в связи с пропуском установленного десятидневного срока на оспаривание решения о регистрации кандидата.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения в той мере, в какой они лишают гражданина, зарегистрированного кандидатом с нарушением установленного срока, возможности обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата, не соответствуют статьям 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (определения от 14 декабря 1999 года № 220-О, от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О, от 20 декабря 2016 года N 2802-О и др.).

В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, в отношении которого вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу. При этом такое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения и данный срок восстановлению не подлежит (части 4 и 7 статьи 240 КАС Российской Федерации, пункт 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме").

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решения ранее указывал, что установление федеральным законодателем сокращенных сроков судебного оспаривания отдельных решений избирательных комиссий, принимаемых в рамках конкретных избирательных кампаний, в том числе решений об отказе в регистрации кандидатов, предопределено строгими временными рамками избирательного процесса и необходимостью оперативного разрешения соответствующих дел (постановления от 25 декабря 2001 года № 17-П и от 26 декабря 2005 года № 14-П) и что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (определения от 20 декабря 2016 года N 2599-О, от 28 февраля 2017 года N 360-О, от 27 сентября 2018 года № 2494-О и др.).

Таким образом, оспариваемые положения частей 4 и 7 статьи 240 КАС Российской Федерации и пункта 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", будучи направленными на обеспечение стабильности избирательных правоотношений и реализации пассивного избирательного права и предоставляя равные гарантии всем гражданам, реализующим свое пассивное избирательное право, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в его жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мамедова Али Новрузовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website