Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2018 № 50-АПГ18-1


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 марта 2018 г. № 50-АПГ18-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Назаровой И.В. о признании недействующими в части решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. № 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области" и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. № 201, по апелляционной жалобе административного ответчика Омского городского Совета на решение Омского областного суда от 23 ноября 2017 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Назарова И.В. обратилась в Омский областной суд с административным иском о признании Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25 июля 2017 г. № 43 недействующим, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером <...> рекреационной зоны с включением его в общественно-деловую зону, а также Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. № 201 недействующими, в части определения территориальной зоны ИТ-2 в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, и установить зону ОД1-1631, с момента вступления решения суда в законную силу.

Истец полагает, что установленные Генеральным планом функциональные зоны и Правилами землепользования и застройки территориальные зоны нарушают ее права собственника на пользование земельным участком в соответствии с видом разрешенного использования.

Определением Омского областного суда от 27 сентября 2017 г. истцу отказано в принятии административного искового заявления в части требований о включении земельного участка с кадастровым номером <...> в общественно-деловую зону и об отнесении указанного земельного участка к территориальной зоне ОД1-1631.

Решением Омского областного суда от 23 ноября 2018 г. принятые судом к производству административные требования истца удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Омский городской Совет обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, принятый с нарушением норм материального права.

Относительно апелляционной жалобы административным истцом и прокуратурой Омской области представлены возражения.

В судебное заседание представители административного истца и административного ответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

В соответствии со статьями 7 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения.

В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с Уставом города Омска постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления является Омский городской Совет.

Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. № 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден Генеральный план города Омска, опубликованный в издании "Третья столица" от 3 августа 2007 г. № 50, от 24 октября 2007 г. № 71.

Омским городским Советом решением от 10 декабря 2008 г. № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, опубликованные в издании "Третья столица" от 19 декабря 2008 г. № 69/1.

Приложением № 1 к указанным Правилам землепользования и застройки установлена Карта градостроительного зонирования территорий города Омска.

Назарова И.В. и Назаров М.И. на основании договора купли-продажи от 29 июля 2013 г. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 625 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки и жилого дома с местоположением: относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - жилой дом, почтовый адрес ориентира: <...>.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 3 октября 2005 г. с декларированной площадью с видом разрешенного использования - для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

Генеральным планом муниципального образования в границах земельного участка установлены зона магистрали общегородского значения регулируемого движения улица 7-я Северная, а также рекреационная (проектируемая) зона.

Согласно Карте градостроительного зонирования территорий города Омска (приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки), в границах земельного участка с кадастровым номером <...> установлены две территориальные зоны: зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД1) и зона городского наземного транспорта (ИТ2). При этом граница между названными зонами проходит через указанный земельный участок.

В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка - для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, бани, истец обратился 14 января 2017 г. с заявлением в Управление Росреестра по Омской области. В изменении вида разрешенного использования истцу отказано на основании нахождения земельного участка в зоне ОД1-1631 (для размещения административно-деловых, общественно-культурных и иных объектов федерального значения, регионального и общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан) и в зоне ИТ-2 (городского наземного транспорта). А также Администрацией города Омска 04 мая 2017 г. отказано истцу в удовлетворении его заявления о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа в части изменения границ территориальных зон путем исключения территориальной зоны ИТ-2 в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Удовлетворяя заявленное требование о признании Генерального плана и Правил землепользования и застройки не действующими в части отнесения земельного участка одновременно к двум функциональным зонам и двум территориальным зонам, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые положения противоречат требованиям градостроительного законодательства.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.

Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).

Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

В силу части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

В силу требований части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с нормами статьи 1, статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса, пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. № 150.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

Поскольку Генеральным планом городского округа город Омск земельный участок истца отнесен к функциональным зонам магистрали общегородского значения и рекреационной зоне, а согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город Омск он отнесен к территориальным зонам: зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД1) и зоне городского наземного транспорта (ИТ2), то в данном случае не соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. Правила землепользования и застройки городского округа в соответствие с Генеральным планом городского округа не приводились.

Кроме того частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером <...> не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, то Правила землепользования и застройки в этой части приняты в нарушение действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы относительно невозможности на момент принятия Генерального плана индивидуализировать земельный участок, сведения о границах которого были внесены в ГКН 15 апреля 2013 г. отклоняются, в связи с тем, что участок поставлен на кадастровый учет 3 октября 2005 г., где определено его местоположение. Отсутствие в ГКН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, не свидетельствует об отсутствии его на местности в установленных границах, определенных соответствующими ориентирами.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Омского областного суда от 23 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Омского городского Совета - без удовлетворения.

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website