Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2017 № 75-АПГ17-7


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 октября 2017 г. № 75-АПГ17-7

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.

при секретаре Сметаниной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Захарова П.С. о признании недействующими решений Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия XXIII сессии III созыва от 22 марта 2016 г. № 3 "Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения" и от 5 мая 2016 г. № 18 "О внесении изменений в Решение Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <...> к зоне рекреационного назначения размещение лесов Р(Л), по апелляционной жалобе Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 6 июня 2017 г., которым заявление административного истца удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя административного истца Литвинова Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Захаров П.С. обратился в Верховный Суд Республики Карелия с уточненным административным исковым заявлением о признании недействующими решений Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия от 22 марта 2016 г. № 3 "Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения" и от 5 мая 2016 г. № 18 "О внесении изменений в Решение Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного в <...>, общей площадью 30 000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных и складских объектов, не требующих установления санитарно-защитной зоны более 300 м, к зоне рекреационного назначения размещение лесов Р(Л).

В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемыми решениями внесены изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения, в результате которых арендованный им земельный участок отнесен к Р(Л) - зоне рекреационного назначения размещение лесов, что послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство на земельном участке.

Заявитель просит признать оспариваемые акты недействующими, ссылаясь на нарушение процедуры их принятия, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в генеральный план и правила землепользования и застройки и принятии решения по результатам слушаний, отсутствие официального опубликования проектов.

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 6 июня 2017 г. административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия просит отменить судебный акт, указав на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом Захаровым П.С. представлены возражения.

Представители Совета Прионежского муниципального района, Администрации Главы Республики Карелия, Администрации Нововилговского сельского поселения, Администрации Прионежского муниципального района, прокуратуры Республики Карелия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Статьей частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса генеральный план поселения и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, в состав муниципального образования "Прионежский муниципальный район Республики Карелия" входит Нововилговское сельское поселение, на территории которого находится п. Новая Вилга.

В соответствии с Уставом муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия Совет муниципального образования Прионежского муниципального района является представительным органом муниципального образования и к его полномочиям относится утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки.

Совет Прионежского муниципального района Республики Карелия XXIII сессии III созыва принял решения № 3 от 22.03.2016 "Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения" и № 18 от 05.05.2016 "О внесении изменений в Решение Совета Прионежского муниципального района от 22.03.2016 № 3" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного в <...>, общей площадью 30 000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных и складских объектов, не требующих установления санитарно-защитной зоны более 300 м, к зоне рекреационного назначения размещение лесов Р(Л), арендатором которого является Захаров П.С.

Таким образом, указанными муниципальными правовыми актами изменено градостроительное зонирование земельного участка, правообладателем которого является административный истец.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса (пункт 11 статьи 24 указанного Кодекса).

В силу части 1 и части 2 статьи 28 Градостроительного кодекса публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи.

Согласно части 5 статьи 28 Градостроительного кодекса в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органом местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и на телевидении.

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев в соответствии с частью 8 Градостроительного кодекса.

Как следует из материалов дела Главой администрации Прионежского муниципального района 11 марта 2015 г. № 373 принято постановление "О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план Нововилговского сельского поселения", согласно которому утвержден план мероприятий со сроками исполнения с марта по сентябрь 2015 г., включая проведение публичных слушаний в июне 2015 г.

Вместе с тем только 23 декабря 2015 г. Главой Прионежского муниципального района вынесено постановление "О назначении проведения публичных слушаний по проекту изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения" № 26, которое опубликовано в газете "Прионежье" от 25 декабря 2015 г. № 50 (9178). Проект внесения изменений в генеральный план сельского поселения, выносимой на публичные слушания, органами местного самоуправления не опубликован (обнародован), в том числе путем организации выставок, экспозиции демонстрационных материалов проектов, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проектов на собраниях жителей, по радио и телевидению, доказательств обратного ответчиком в дело не представлено.

Публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план, запланированные на июнь 2015 г., проведены 11 - 12 января 2016 г., заключение о результатах публичных слушаний по вопросу принятия проекта внесения изменений в Генеральный план Нововилговского сельского поселения опубликовано в газете "Прионежье" от 15 января 2016 г. № 1 (9180).

Минимальный срок для публичных слушаний, установленный частью 8 статьи 28 Градостроительного кодекса, который не может быть менее одного месяца и более трех месяцев, административным ответчиком нарушен, поскольку с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний - 25 декабря 2015 г. до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний 15 января 2016 г. прошло менее одного месяца.

Таким образом, административным ответчиком нарушен порядок проведения публичных слушаний, предусмотренный градостроительным законодательством.

Согласно статье 33 Градостроительного кодекса внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса.

В соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Порядок, установленный градостроительным законодательством по внесению изменений в Правила землепользования и застройки административным ответчиком не соблюден.

Совет Прионежского муниципального района, приняв 22 марта 2016 г. решение № 3 "Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения", 5 мая 2016 г. внес изменения в его преамбулу и резолютивную часть, дополнив преамбулу ссылкой на нормы градостроительного законодательства, регулирующие внесение изменений не только в генеральный план, но и в правила землепользования и застройки поселения, дополнив резолютивную часть, указанием на утверждение проектов внесения изменения, как в Генеральный план, так и в Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения, без проведения подготовительных этапов необходимых для принятия такого решения.

Главой администрации Прионежского муниципального образования решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки не принималось, комиссия по подготовке проекта не создавалась. Решение о проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки главой муниципального образования не принималось.

Поскольку нормативные акты, которыми утверждены внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения, приняты с нарушением порядка установленного градостроительным законодательством Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал их недействующими.

Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что административным ответчиком с 19 августа 2015 г. обеспечен доступ к проекту изменений вносимых в генеральный план сельского поселения путем размещения проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) для согласования, отклоняется, поскольку данная информационная система не является общедоступной для населения, и опубликование проектов в указанной системе не освобождало административного ответчика от обязанности соблюдения порядка проведения публичных слушаний.

Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Карелия от 6 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website