ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №66-УД17-2 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о передаче кассационной жалобы с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции г. Москва 11 августа 2017 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Безуглый Н.П., изучив кассационную жалобу осужденной Щегловой Н С . на приговор Чу некого районного суда Иркутской области от 10 июня 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда от 20 сентября 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
по приговору Чунского районного суда Иркутской области от 10 июня 2016 года Щеглова Наталья Сергеевна, 16 февраля 1976 года рождения, несудимая, осуждена по ч.1 ст.2261 УК РФ к 4 годам лишения свободы.
В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное Щегловой Н С . наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 3 года, с возложением обязанностей, перечисленных в приговоре.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда от 20 сентября 2016 года вышеуказанный приговор оставлен без изменения.
Щеглова Н С . признана виновной в контрабанде, то есть незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденная просит об отмене состоявшихся в 2 отношении нее судебных решений и прекращении уголовного дела ввиду отсутствия в ее действиях состава преступления. Указывает, что суд неверно истолковал понятие такого способа контрабанды как «недостоверное декларирование», связав его с тем, определялся ли фактически качественный и количественный состав декларируемого товара лицом, составившим декларацию на товары, сведения о котором указаны в графе № 54 в 42-х декларациях. При этом обращает внимание, что недостоверное декларирование представляет собой заявление в декларации на товары заведомо ложных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Предоставление недостоверных сведений относительно иных обстоятельств, связанных с таможенным оформлением товара, в том числе сведения о лице, составившем таможенную декларацию, не является способом совершения контрабанды, в связи с чем предоставление таких сведений не может быть основанием для уголовной ответственности по ст.2261 УК РФ. Также указывает, что у нее не было ни мотива для совершения данного преступления, ни умысла, ни корыстных побуждений. Оформление таможенных деклараций, с учетом того, что судом установлено, что декларантом являлось ООО «Северная стрела» в ее лице, за подписью Хусенова Н.Я. не принесло ей (Щегловой) какой-либо дополнительной выгоды.
Проверив доводы жалобы и истребованные материалы уголовного дела, нахожу, что имеются основания для ее передачи с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии с ч.1 ст.401 15 УПК РФ основаниями отмены либо изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Представляется, что такие нарушения закона, повлиявшие на исход настоящего уголовного дела, имеются.
Согласно положениям ст.299 УПК РФ при постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает вопросы, в частности о том, доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, является ли это деяние преступление и какими пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса РФ оно предусмотрено, виновен ли подсудимый в совершении этого преступления.
Исходя из требований ст.307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать, в частности, описание преступного деяния, признанного доказанным, а также доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по 3 которым суд отверг другие доказательства.
Постановленный в отношении Щегловой Н С . приговор данным требованиям закона в полной мере не отвечает.
Как следует из приговора, признавая Щеглову Н С . виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.2261 УК РФ, суд пришел к выводу о том, что последняя, являясь генеральным директором и единственным учредителем ООО «Северная Стрела», в период с 1 июля 2014 года по 13 ноября 2014 года подала в отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 3 Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни 42 декларации на товары, в которых в качестве мастера погрузки указала Хусенова Н.Я., фактически являющегося директором ООО «БАМ» и функций мастера погрузки ООО «Северная стрела» не выполнявшего, то есть недостоверно задекларировала товар, указав сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара, тогда как фактически при погрузке вагонов определение объема, качества и количества пиломатериалов мастером погрузки Хусеновым Н.Я. не производилось.
Между тем, в соответствии с ч.1 ст.2261 УК РФ преступлением признается контрабанда, то есть незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Понятие незаконности перемещения товаров определено в пп.19 п.1 ст.4 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой незаконным перемещением товаров через таможенную границу признается их перемещение через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Недостоверное декларирование представляет собой заявление в декларации на товары заведомо ложных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что способом совершения контрабанды является недостоверное декларирование товаров или использование документов, содержащих недостоверные сведения только о товарах. Предоставление недостоверных сведений относительно иных обстоятельств, связанных с таможенным оформлением товара, не является способом совершения контрабанды.
4 Судом же установлено, что способом совершения Щегловой Н.С.
контрабанды явилось то, что она подала в отдел таможенного оформления и таможенного контроля 42 декларации на товары, в которых в качестве мастера погрузки указала Хусенова Н.Я., фактически являющегося директором ООО «БАМ» и функций мастера погрузки ООО «Северная стрела» не выполнявшего, то есть недостоверно задекларировала товар, указав сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.
Между тем, как следует из материалов уголовного дела, сведения о мастере погрузки Хусенове Н.Я. указаны в декларациях на товары в графе №54.
Исходя из инструкции по заполнению таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257, в графе 54 - «Место и дата» грузовых таможенных деклараций, указываются с новой строки с проставлением их порядкового номера сведения о лице, составившем декларацию на товары, фамилия, имя, отчество физического лица, составившего декларацию на товары, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего его личность (а также наименование такого документа для Российской Федерации), занимаемая должность в штате декларанта или таможенного представителя и номер контактного телефона.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными правилами заполнения таможенных деклараций в графе № 54 декларации на товары указываются сведения о лице, составившем декларацию, а не сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара. Такие сведения не являются юридически значимыми ни для таможенных органов, ни для налоговых органов, и на права и обязанности, возникающие при таможенном оформлении и налогообложении, никак не влияют.
Как было указано выше, способом совершения контрабанды является недостоверное декларирование товаров или использование документов, содержащих недостоверные сведения только о товарах. Предоставление же недостоверных сведений относительно иных обстоятельств, связанных с таможенным оформлением товара, в том числе сведений о лице, составившем таможенную декларацию, не является способом совершения контрабанды.
При этом следует отметить, что согласно ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантом может быть лицо государства - члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку.
В соответствии со ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза в 5 обязанности декларанта входит таможенное декларирование товаров, предоставление в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, предъявление декларируемых товаров, уплата таможенных платежей и прочее.
Судом было установлено, что при декларировании пиломатериалов декларантом являлось ООО «Северная стрела» в лице Щегловой Н.С., как директора и учредителя предприятия, следовательно, и таможенные декларации были поданы от ее имени, независимо от того, кто их подписал электронно-цифровой подписью.
Кроме того, признавая Щеглову Н.С. виновной в незаконном перемещении товаров через таможенную границу путем недостоверного декларирования товаров (сведений о его количественном и качественном составе), суд не указал, какие именно количественные и качественные характеристики отгруженного пиломатериала были недостоверно указаны в грузовых таможенных декларациях по сравнению с тем, что фактически было погружено в вагоны.
Факты расхождения не были установлены ни таможенными органами в процессе декларирования и таможенного досмотра, ни в ходе предварительного и судебного следствия.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы осужденной Щегловой Н.С. о неправильном применении судом норм уголовного закона при квалификации ее действий заслуживают внимания и подлежат рассмотрению в судебном заседании суда кассационной инстанции президиума Иркутского областного суда.
С учетом изложенного и руководствуясь п.2 ч.2 ст.401 УПК РФ, ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу осужденной Щегловой Натальи Сергеевны на приговор Чунского районного суда Иркутской области от 10 июня 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда от 20 сентября 2016 года передать с уголовным делом на рассмотрение президиума Иркутского областного суда.
Судья Верховного Суда Российской Федерации <^С%Ж^%*п/^ Н.П. Безуглый
John Doe
March 27, 2018 at 8:00 am ReplyLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
John Doe
March 27, 2018 at 8:00 am ReplyLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
John Doe
March 27, 2018 at 8:00 am ReplyLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.