ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

Определение ВС РФ №




ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 64-Г01-13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В. П., судей Горохова Б. А., Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 26 октября 2001 г. по кассационным жало­ бам Сахалинской областной Думы и Администрации Сахалинской области на решение Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001 г. дело по заявле­ нию прокурора Сахалинской области о признании пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области частично противоречащим федеральному законодатель­ ству, недействующим и не подлежащим применению.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо­ ва Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федера­ ции Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судеб­ ная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

УСТАНОВИЛА:

прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и испол­ нительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 29 июля 2000 года № 106-ФЗ и от 8 февраля 2001 года № 3-ФЗ) пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 года в части, предусматривающей возможность принятия Сахалинской областной Думой постановления о самороспуске двумя третями голосов от ус­ тановленного числа депутатов.

В обоснование заявления прокурор указал на то, что норма о принятии Думой постановления о самороспуске двумя третями голосов от установленно­ го числа депутатов Сахалинской областной Думы противоречит пункту 3 ста­ тьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, в котором установлено, что постановления законодательного (представительного) орга­ на государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не преду­ смотрено данным федеральным законом. Подпунктом «а» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ установлено, что пол­ номочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае принятия указанным органом решения о самороспуске, которое принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Рос­ сийской Федерации. По мнению прокурора, положением подпункта «а» пункта 1 статьи 9 Федерального закона к компетенции законодательного (представи­ тельного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от­ несено лишь установление порядка принятия решения вопроса о самороспуске, а не определение кворума для принятия такого постановления.

Решением Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационных жалобах Сахалинской областной Думы и Администра­ ции Сахалинской области поставлен вопрос об отмене решения, как вынесен­ ного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Россий­ ской Федерации находится установление общих принципов организации сис­ темы органов государственной власти и местного самоуправления.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соот­ ветствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Россий­ ской Федерации.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Феде­ рации в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противо­ речить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный за­ кон.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи- тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос­ сийской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 29 июля 2000 года № 106ФЗ и от 8 февраля 2001 года № 3-ФЗ) постановления законодательного (пред­ ставительного) органа государственной власти субъекта Российской Федера­ ции принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Из статей 44 и 49 Устава Сахалинской области видно, что областная Ду­ ма принимает Устав, законы Сахалинской области и постановления.

Суд правильно указал в решении на то, что на федеральном уровне зако­ нодатель установил необходимый кворум голосов для принятия постановлений законодательным (представительным) органом государственной власти субъ­ екта Российской Федерации, который не может быть произвольно изменен за­ конодательным органом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия законодательного (представи­ тельного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации мо­ гут быть прекращены досрочно в случае принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.

Как правильно указано в решении суда пунктом 3 статьи 23 Устава Саха­ линской области от 9 июля 2001 года установлена процедурная гарантия возбуждения вопроса о самороспуске Думы: по письменному требованию не менее одной трети установленного числа депутатов Думы; а необходимый кворум голосов для принятия постановления Думой о самороспуске установлен в две трети голосов от установленного числа депутатов,.

Сопоставляя нормы Федерального закона и оспариваемый пункт статьи 23 Устава, суд пришёл к правильному выводу о том, что норма о кворуме для принятия областной Думой постановления о самороспуске установлен произ­ вольно, поскольку пунктом 3 статьи 7 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года № 184- ФЗ уже определено необходимое количество голосов депута­ тов от числа избранных для принятия решения областным законодателем в форме постановления, в том числе и о самороспуске законодательного (пред­ ставительного) органа государственной власти субъекта Российской Федера­ ции, составляющее большинство голосов от числа избранных депутатов, а не от установленного числа депутатов, как это указано в оспариваемой норме Ус­ тава области.

Устав Сахалинской области определяет статус Сахалинской области в Российской Федерации, в связи с чем суд правильно указал в решении на то, что оспариваемая норма Устава затрагивает права и интересы населения Саха­ линской области, и может быть оспорена прокурором в порядке нормоконтроля.

Согласно статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на зако­ нодательную исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполни­ тельной и судебной власти самостоятельны. Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви, вытекает необ­ ходимость гарантий нормального функционирования каждой из них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.

В соответствии с этим пунктом 3 статьи 19 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ установлены определенные гарантии пре­ кращения полномочий высшего должностного лица органа исполнительной власти по инициативе законодательного (представительного) органа путем принятия решения квалифицированным большинством голосов от установлен­ ного числа депутатов. Такая специальная гарантия прекращения полномочий высшего должностного лица органа государственной власти установлена Фе­ деральным законом только для данного случая и для данного органа государ­ ственной власти федерального уровня. Она на может произвольно распростра­ няться на иные решения, принимаемые законодательным ( представитель­ ным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по до­ водам кассационных жалоб не имеется.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная колле­ гия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001 г. оставить без из­ менения кассационные жалобы Сахалинской областной Думы и Администра­ ции Сахалинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website