Определение ВС РФ от 13.04.1999 №


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 58-Г01-55

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В. П., судей Горохова Б. А., Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2001 г. по кассационной жалобе администрации Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2001 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о призна­ нии недействительным постановления главы администрации Хабаровского края от 13.04.1999 года № 164 «О порядке лицензирования деятельности по за­ готовке древесины в лесном фонде Хабаровского края» ( в редакции постанов­ ления главы администрации Хабаровского края от 29.09.1999 года № 353 «О внесении изменений и дополнений во временное положение и состав комиссии по лицензированию деятельности по заготовке древесины в лесном фонде Ха­ баровского края»).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо­ ва Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федера­ ции Федотовой А.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судеб­ ная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

УСТАНОВИЛА:

прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании не­ действительным постановления главы администрации Хабаровского края от 13.04.1999 года №164 «О порядке лицензирования деятельности по заготовке древесины в лесном фонде Хабаровского края» (в редакции постановления главы администрации Хабаровского края от 29.09.1999 года №353 «О внесе­ нии изменений и дополнений во временное положение и состав комиссии по лицензированию деятельности по заготовке древесины в лесном фонде Хаба­ ровского края»), ссылаясь на то, что спариваемый нормативный правовой акт главы администрации Хабаровского края принят вне пределов ведения субъ­ екта Российской Федерации, в противоречие с нормами Конституции Россий­ ской Федерации и федерального законодательства.

Решением Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2001 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе администрации Хабаровского края поставлен во­ прос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела усматривается, что обжалуемым постановлением главы администрации Хабаровского края «О порядке лицензирования деятель­ ности по заготовке древесины в лесном фонде Хабаровского края» утверждено Временное Положение о порядке лицензирования деятельности по заготовке древесины в лесном фонде Хабаровского края.

Суд при рассмотрении дела правильно применил нормы материального права и пришёл к правильному выводу о том, что указанное постановление принято вне пределов ведения субъекта Российской Федерации, с нарушением норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

В соответствии с п.п. «ж» и «о» ст. 71 Конституции Российской Федера­ ции в исключительном ведении Российской Федерации находится установле­ ние правовых основ единого рынка и гражданское законодательство.

Лицензирование отдельных видов деятельности относится к гражданско­ му законодательству и направлено на обеспечение единой государственной по­ литики в области экономики, в связи с чем установление правил лицензирова­ ния является прерогативой Российской Федерации.

Это подтверждается и ст. 46 Лесного кодекса РФ, согласно которой к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защи­ ты и воспроизводства лесного фонда относятся: установление норм и правил пользования лесным фондом, установление видов платежей за пользование лесным фондом, а также минимальных ставок платы за древесину, отпускае­ мую на корню, утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса и т.д.

В силу ст. 81 Лесного кодекса РФ деятельность по использованию лесно­ го фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Рос­ сийской Федерации.

Из п.2 Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2000 года «О ли­ цензировании отдельных видов деятельности» следует, что полномочия феде­ ральных органов исполнительной власти по лицензированию конкретных ви- дов деятельности определяются Постановлениями Правительства РФ, утвер­ ждающих положения о лицензировании этих видов деятельности, если иное не установлено соответствующими федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона «О лицензировании от­ дельных видов деятельности», а также указами Президента Российской Феде­ рации.

Пунктом 4 данного Постановления Правительства РФ утвержден пере­ чень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Лицензирование деятельности по заготовке древесины в этот перечень не входит.

Правительством РФ на время рассмотрения дела в суде не принято поло­ жение о лицензировании деятельности по заготовке древесины. Такие полно­ мочия не делегированы субъектам Российской Федерации, поэтому суд пра­ вильно пришел к выводу о том, что администрация Хабаровского края не име­ ла законных оснований для разработки и утверждения такого положения.

Поскольку в п.2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», который был принят 16.09.98 г., указано, что он не рас­ пространяется на деятельность по охране окружающей среды, а также связан­ ную с использованием природных ресурсов, суд правильно указал в решении на то, что правила (положения) о лицензировании деятельности по заготовке древесины могли быть приняты только Президентом РФ, Правительством РФ, или же такие полномочия должны быть делегированы ими другим федераль­ ным органам государственной власти.

Применительно к данному делу ни Президент РФ, ни Правительство РФ таких правил не утвердили и никаких нормативных актов, свидетельствующих о том, что они делегировали полномочия по разработке и утверждению правил по заготовке леса каким-либо иным органам государственной власти, не имеет­ ся.

В ст. 51 Лесного кодекса РФ указано на то, что Правительство РФ может осуществлять государственное управление в области использования лесного фонда через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Однако, в положениях «О федеральной службе лесного хозяйства Рос­ сии» (п.п. 30 п.7) и «О министерстве природных ресурсов Российской Федера­ ции» (п.п. «б» п.6) указано, что эти ведомства осуществляют лицензирование деятельности, связанной с лесопользованием, в соответствии с законодательст­ вом Российской Федерации. Из этого следует вывод о том, что федеральные органы управления лесным хозяйством могут решать вопросы лицензирования только на основании нормативного акта о лицензировании (Закон, Указ Прези­ дента РФ, Постановление Правительства РФ).

При таких обстоятельствах ссылка администрации Хабаровского края на то, что вопросы природопользования находятся в совместном ведении Россий­ ской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому администрация области имела права принимать положение о лицензировании деятельности по заготовке древесины, несостоятельны.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Рос­ сийской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение услуг и товаров, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Лицензирование отдельных видов деятельности является ограничением этого права и в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации может вводиться только на основании федерального законода­ тельств.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная колле­ гия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2001 г. оставить без изме­ нения, кассационную жалобу администрации Хабаровского края - без удовле­ творения.

Л Председательствующий

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website