Определение ВС РФ от 31.01.2022 №


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 58-Г01-52 Дело №

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В. П., судей Горохова Б. А., Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 23 октября 2001 г. по кассационной жалобе администрации Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 24 августа 2001 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о призна­ нии недействительными п. 2; п.п. 3.1 и п. 4 постановления главы администра­ ции Хабаровского края от 14 мая 2001 г. № 188 «О вопросах управления фи­ нансовыми средствами системы здравоохранения Хабаровского края», (в ре­ дакции постановления от 2 июля 2001 г. № 257 «О внесении изменений и до­ полнений в постановление главы администрации края от 14 мая 2001 г. № 188).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо­ ва Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федера­ ции Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судеб­ ная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

УСТАНОВИЛА:

прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании недей­ ствительными п. 2; п.п. 3.1 и п. 4 постановления Главы Администрации Хаба­ ровского края от 14.05.01. № 188 «О вопросах управления финансовыми сред­ ствами системы здравоохранения Хабаровского края» (в редакции постановле­ ния от 02.07.01 № 257 «О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации края от 14.05.01 №188), ссылаясь на то, что это поста­ новление устанавливает иной, чем установленный федеральным и краевым за­ конодательством, порядок осуществления финансово-хозяйственной деятель- ности краевого фонда обязательного медицинского страхования и распоряже­ ния его средствами, порядок взаимодействия субъектов обязательного меди­ цинского страхования; устанавливает порядок заключения четырехсторонних договоров о финансировании деятельности по оказанию медицинской помощи из средств фонда обязательного медицинского страхования, между админист­ рацией края, фондом, департаментом здравоохранения, главами местных адми­ нистраций; предписывает аккумулировать финансовые средства системы обя­ зательного медицинского страхования на специально открываемых внебюд­ жетных счетах администраций и муниципальных образований.

Решением Хабаровского краевого суда от 24 августа 2001 г. заявление было удовлетворено.

В кассационной жалобе администрации Хабаровского края поставлен во­ прос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Пунктом 2 постановления главой администрации Хабаровского края от 14 мая 2001г. № 188 «О вопросах управления финансовыми средствами систе­ мы здравоохранения Хабаровского края» (в редакции постановления главы ад­ министрации Хабаровского края от 02.07.01г. № 257 «О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации края от 14.05.01 № 188») предусмотрено заключение четырехсторонних соглашений о финансировании медицинской помощи между финансовым департаментом и департаментом здравоохранения администрации края, администрациями муниципальных об­ разований и краевым фондом обязательного медицинского страхования.

Подпунктом 3.1 пункта 3 постановления предусмотрено открытие фи­ нансовым департаментом администрации края специального внебюджетного счета для финансирования территориальной программы обязательного меди­ цинского страхования , а пунктом 4- открытие главами администраций городов и районов края специальных внебюджетных счетов для зачисления средств на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования.

При рассмотрении дела суд пришёл к правильному выводу о том, что указанные нормы обжалуемого постановления главы администрации Хабаров­ ского края противоречат федеральному и краевому законодательству.

В соответствии с п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации во­ просы управления федеральной государственной собственностью отнесены к ведению Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут проти- воречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» нормативные пра­ вовые акты главы органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­ рации не могут, противоречить Конституции (Уставу) и законодательству субъекта Российской Федерации.

Суд в решении надлежащим образом обосновал вывод о том, что оспари­ ваемые прокурором нормы постановления главы администрации Хабаровского края противоречит ч. 6 ст. 12 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов всех уров­ ней, изъятию не подлежат; финансовые средства на обязательное медицинское страхование аккумулируются в Федеральном и территориальных фондах обя­ зательного медицинского страхования. В соответствии с п.п. 3.1-3.4 «Положе­ ния о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», ут­ вержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1, распоряжение финансовыми средствами системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации входит в компетенцию территориального фонда обязательного ме­ дицинского страхования. Порядок образования и деятельности такого фонда определяется законодательством Российской Федерации, «Положением», зако­ нодательством субъекта Российской Федерации.

Частями 2, 3 статьи 5 Закона Хабаровского края «О Хабаровском краевом фонде обязательного медицинского страхования» установлено, что использо­ вание финансовых средств фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в пределах утвержденного Законодательной Думой бюджета названного фонда. При этом, в соответствии с п. «ж» статьи 8 краевого закона исполнительный директор фонда использует финансовые средства фонда для реализации задач фонда по выполнению территориальной программы обяза­ тельного медицинского страхования населения Хабаровского края.

Статьи 6, 14 Закона Хабаровского края «Об утверждении бюджета Хаба­ ровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год» предусматривают расходование финансовых средств фонда исполнитель­ ной дирекцией фонда в соответствии с законодательством Российской Федера­ ции и территориальной программой обеспечения населения бесплатной меди­ цинской помощью В силу статьи 23 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Рос­ сийской Федерации» медицинская помощь, оказываемая застрахованному на­ селению, оплачивается фондом обязательного медицинского страхования на основании заключенных с лечебными учреждениями договоров. Таким обра­ зом, законом установлен порядок непосредственного договорного взаимодей­ ствия фондов обязательного медицинского страхования с лечебными учрежде­ ниями. Статьей 4 указанного Закона РФ установлен так же непосредственный договорной порядок взаимодействия фондов обязательного медицинского страхования и местных администраций, выступающих, в силу части 2 статьи 2 того же Закона, в качестве страхователей неработающего населения соответст­ вующей территории.

Таким образом, вывод суда о том, что порядок деятельности фондов обя­ зательного медицинского страхования определен федеральным законодатель­ ством и законодательством Хабаровского края, которому противоречат п. 2, п.п. 3.1 и п. 4 обжалуемого постановления Главы Администрации Хабаровско­ го края от 14.05.01. № 188 «О вопросах управления финансовыми средствами системы здравоохранения Хабаровского края», является правильным.

Оснований для отмены законного решения суда по доводам кассацион­ ной жалобы администрации Хабаровского края не имеется.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная колле­ гия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Хабаровского краевого суда от 24 августа 2001 г. оставить без изме­ нения, кассационную жалобу администрации Хабаровского края - без удовле­ творения.

.

// Председательствующий Судьи Копия верна:

Ответственный секретарь Вет хоу. того Суд." > , т

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website