ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело№49-Г01-125
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий ской Федерации в составе председательствующего В.П.Кнышева судей А. В. Харланова Б.А.Горохова рассмотрела в судебном заседании 4 декабря 2001 г. гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании противореча щими федеральному законодательству отдельных норм Положения о Госу дарственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Респуб лики Башкортостан по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного постановлением Кабинета Мини стров Республики Башкортостан от 19 августа 1998 г. №179 по кассацион ным жалобам Кабинета Министров Республики Башкортостан и Министер ства юстиции Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Рес публики Башкортостан от 28 августа 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Башкор тостан Валеева В.К., Министерства юстиции Республики Башкортостан Га лина А.А., поддержавших доводы жалоб, заключение прокурора Генераль ной прокуратуры РФ Федотовой А.В., поддержавшей доводы протеста, Су дебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Феде рации,
установила:
Прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащими применению пунктов 3.2;
4.2; 5.1; 5.3 Положения о Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Башкортостан по государственной ре гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики-Башкортостан от 19 авгу ста 1998 г. №179, ссылаясь на их противоречие федеральному законодатель ству.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 августа 2001 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационных жалобах Кабинета министров Республики Башкорто стан и Министерства юстиции Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Су дебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Суд пришел к выводу о том, что п.З.2 оспариваемого Положения не содержит нормы о том, что Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Республики Башкортостан обязана направлять в ус тановленном порядке централизуемую долю средств, получаемых в виде платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, которая имеется в Примерном положении об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденном постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г.
№228 (пункт 11), в связи с чем он противоречит федеральному законода тельству.
Между тем у суда не было оснований для признания п.3.2 противоре чащим федеральному законодательству в целом, поскольку в нем содержат ся также и нормы, устанавливающие обязанности Государственной регист рационной палаты, аналогичные нормам Примерного положения.
По указанным причинам не было оснований у суда и для признания в целом противоречащим федеральному законодательству п.4.2 оспариваемо го Положения.
Само по себе отсутствие в этом пункте указания на право руководите ля палаты заключать и расторгать трудовые договоры, не свидетельствует в данном случае о противоречии его федеральному законодательству, так как в нем определено, что Председатель палаты - Главный регистратор прав Республики Башкортостан осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством (последний абзац п.4.2). Очевидно, что в оспариваемом Положении нет необходимости перечислять все без исключе ния полномочия руководителя палаты.
То обстоятельство, что в оспариваемом Положении указано на то, что регистрационную палату возглавляет Председатель палаты - Главный реги стратор прав Республики Башкортостан, не свидетельствует также о проти воречии п.4.2 федеральному законодательству. По существу речь идет в нем о наименовании должности руководителя учреждения, соответствующей наименованию учреждения, которое в различных субъектах РФ может быть различным.
При этом в п.4.2 одновременно отражено, что Палату возглавляет ре гистратор прав. В связи с чем само по себе это обстоятельство не ущемляет чьих либо прав. Утверждение суда о том, что при решении вопроса о назна чении пенсии такое название должности повлечет отказ в установлении ежемесячной доплаты к госпенсии, не мотивировано. В решении суда не указано, на основании какого конкретно положения Указа Президента РФ от 16.08.96 г. №857 Главный регистратор прав будет ограничен в праве полу чать ежемесячную доплату к госпенсии.
По смыслу п.472 оспариваемого Положения Кабинет министров Рес публики Башкортостан устанавливает лишь предельную численность работ ников палаты, саму же штатную численность устанавливает в пределах это го лимита сам Главный регистратор прав Республики Башкортостан, что со гласуется с п. 15 подп.6 Примерного положения.
Согласно п.5.1 оспариваемого Положения, финансирование Государ ственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Башкортостан и ее филиалов осуществляется за счет внесения платы за го сударственную регистрацию и предоставление информации о зарегистриро ванных правах в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Башкортостан и средств иных, не запрещенных законов источников. Сред ства, получаемые в виде платы за регистрацию прав и предоставление ин формации о зарегистрированных правах, поступают в бюджет республики Башкортостан и используются исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое иму щество и сделок с ним, в том числе на обеспечение государственных гаран тий зарегистрированных прав.
С выводом суда о том, п.5.1 Положения не предусмотрен источник финансирования Регистрационной Палаты как поступление средств в виде платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, а поступление средств за регистрацию прав и за предоставление ин формации в доход бюджета субъекта РФ противоречит федеральному зако нодательству, согласиться нельзя.
В п.5.1 прямо указано, что финансирование Государственной регист рационной палаты при Министерстве юстиции Республики Башкортостан и ее филиалов осуществляется за счет внесения платы за государственную ре гистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах и эти средства используются исключительно на создание, поддержание и раз- витие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущест во и сделок с ним.
Статья 11 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регулирует только вопрос об ис точниках средств для создания и развития системы государственной регист рации прав и не регулирует вопрос о порядке поступления этих средств.
Примерное положение также не устанавливает, что регистрационные сборы поступают непосредственно в учреждение юстиции, а предусматривает, что финансирование осуществляется в порядке, определяемом субъектами Рос сийской Федерации (п.21).
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1998 г. №248 опре делено, что субъекты РФ самостоятельно обеспечивают решение вопросов, связанных с порядком и формой внесения платы за государственную реги страцию прав и за предоставление информации о зарегистрированных пра вах.
В оспариваемом п.5.1, в соответствии с названными выше положе ниями федерального законодательства, в пределах компетенции субъекта РФ установлено, что средства поступают в республиканский бюджет и рас ходуются исключительно на нужды Регистрационной палаты и ее филиалов.
Нарушение порядка расходования средств, само по себе не является основанием для признания оспариваемой нормы противоречащей федераль ному законодательству, а может быть основанием для предъявления соот ветствующих требований регистрационной палатой к органу, нарушающему порядок расходования средств.
В силу п.5.3 оспариваемого Положения расходование средств осуще ствляется в соответствии со сметой, представляемой Государственной реги страционной палатой при Минюсте Республики Башкортостан и утверждае мой Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
Действительно, в соответствии с п.22 Примерного положения расхо дование средств учреждения юстиции и его филиалов производится в соот ветствии со сметой, утверждаемой регистратором прав, возглавляющим уч реждение юстиции.
В тоже время в решении суда не содержится выводов по доводам представителей кабинета Министров Республики Башкортостан и Минюста Республики Башкортостан о противоречии оспариваемого пункта, в частно сти, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, другим положениям федеральных за конов, и о том соответствуют ли содержащиеся в Примерном положении нормы по этому вопросу требованиям Федеральных законов.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст.305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Фе дерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 августа 2001 г.
отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
John Doe
March 27, 2018 at 8:00 am ReplyLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
John Doe
March 27, 2018 at 8:00 am ReplyLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
John Doe
March 27, 2018 at 8:00 am ReplyLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.