Определение ВС РФ от 19.01.1998 № 49Г01-113


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д е л о № 49Г01-113

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Рос­ сийской Федерации в составе председательствующего КнышеваВ.П.

судей Харланова А.В., Горохова Б.А.

рассмотрела в судебном заседании от 20 ноября 2001 г. дело по кас­ сационной жалобе Министерства юстиции Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 мая 2001 г. по заявлению природоохранного межрайонного прокурора о признании не­ действительными пунктов 4.4 и 5.4.4 «Положения об управлении по ох­ ране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения начальника Департамента по охране и ра­ циональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России Яхина И.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Федото­ вой А.П., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федера­ ции

установила:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительными п.п. 4.5, 5.4.4 «Поло­ жения об Управлении по охране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства, природных ре- сурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан» (далее Положения), утвержденного приказом Министра лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкор­ тостан № 64 от 7 июня 1999 г., в части предоставления сотрудникам Управления по охране права рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны животного мира, а также выносить постановления об административных взысканиях физическим, юридиче­ ским лицам, нарушающим законодательство по охране и использованию ресурсов животного мира и правила охоты, ссылаясь на то, что данные пункты Положения противоречат действующему федеральному законо­ дательству, поскольку дела об административных правонарушениях за нарушения правил охоты, а также правил осуществления других видов использования животным миром рассматривают органы, осуществляю­ щие государственный надзор за соблюдением правил охоты.

Постановлением Правительства РФ «О специально уполномочен­ ных государственных органах по охране, контролю и регулированию ис­ пользования объекта животного мира и среды их обитания» № 67 от 19.01.98 г. к таковым отнесено Министерство сельского хозяйства и про­ довольствия РФ и его территориальные подразделения. В составе мини­ стерства приказом Министра сельского хозяйства от 4 августа 1993 г. об­ разован Департамент по охране и рациональному использованию ресур­ сов охотничьих животных (далее Департамент) и одновременно утвер­ ждено Положение о нем.

Департамент является специально уполномоченным госорганом по охране окружающей природной среды в части сохранения охотничьих ресурсов, воспроизводства и регулированию использования данных ре­ сурсов. А территориальным органом Минсельхоза РФ Департамента в Республике Башкортостан является Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных РБ, которые впра­ ве рассматривать дела о нарушениях правил охоты и налагать админист­ ративные взыскания.

Представитель Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Халиуллин Р.А. поддержал предъявленное заявление.

Представители Министерства лесного хозяйства, природных ресур­ сов и охраны окружающей среды РБ Латыпова З.К. (по доверенности) и Едренкин А.В. (по доверенности), представитель Министерства юстиции РБ Галин А.А. (по доверенности) заявление не признали и считают, что согласно ст.222 КоАП РСФСР рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий относится к компетенции руководителей именно республиканских органов (т.е. ор­ ганов субъектов федерации), осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты и поэтому республиканское Управление по охране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства и природных ресурсов Республики Башкортостан вправе рассматривать дела об административных право- нарушениях и налагать взыскания в отношении лиц, нарушивших прави­ ла охоты.

Кроме того, оспариваемые подпункты Положения соответствуют ст.4 Договора от 3 августа 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Рес­ публики Башкортостан» согласно п. 10 которого к совместному ведению РФ и РБ относится охрана окружающей среды, осуществление мер по ее восстановлению.

Представитель Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Башкортостан Яхин И.Р. (по доверенности) полностью поддержал заявленное требование и согласился с заявлением Башкирского природоохранного межрайонного прокурора.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 мая 2001 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Министерства юстиции Республики Баш­ кортостан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его неза­ конности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

Согласно ч.1 ст.85 Кодекса РСФСР об административных правона­ рушениях за нарушение правил охоты, а также правил осуществления других видов пользования животным миром установлена администра­ тивная ответственность.

В силу ст.222 ч.1 КоАП РСФСР дела об административных право­ нарушениях, предусмотренных ч.1 ст.85 КоАП РСФСР, рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением пра­ вил охоты.

Частью 2 ст.222 КоАП РСФСР предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать администра­ тивные взыскания от имени органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, вправе руководители республи­ канских, краевых, областных и районных органов, осуществляющие го­ сударственный надзор за соблюдением охоты.

В соответствии со ст.5 Федерального Закона «О животном мире» от 22.03.95 г. создание специально уполномоченных государственных ор­ ганов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и ис­ пользования животного мира.

Постановлением Правительства РФ «О специально уполномочен­ ных государственных органах по охране, контролю и регулированию ис­ пользования объектов животного мира и среды их обитания» от 19.01.98 г. № 67 к таковым отнесено Министерство сельского хозяйства и продо- вольствия РФ и его территориальные подразделения. В составе мини­ стерства приказом Министра сельского хозяйства от 4 августа 1993 г. об­ разован Департамент по охране и рациональному использованию ресур­ сов охотничьих животных и одновременно утверждено Положение о нем.

Согласно этому положению Департамент и его управления охот­ ничьего хозяйства в субъектах федерации составляют единую систему го­ сударственных органов управления охотничьим хозяйством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.98 г. № 1594 «О специ­ ально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» закреплено, что Де­ партамент является специально уполномоченным -государственным ор­ ганом по охране окружающей природной среды в части сохранения, вос­ производства и регулирования использования охотничьих ресурсов.

Территориальным органом Департамента Минсельхоза РФ в Рес­ публике Башкортостан является Управление по охране, контролю и регу­ лированию использования охотничьих животных РБ, в компетенцию ко­ торого входит вынесение постановлений по охране и регулированию ис­ пользования ресурсов животного мира.

Данное Управление создано на основании приказа «О создании Управления по охране, контролю и регулированию использования охот­ ничьих животных Республики Башкортостан» № 776 от 22.09.2000 г., а 8 ноября 2000 г. утверждено « Положение об Управлении по охране, кон­ тролю и регулированию использования охотничьих животных Республи­ ки Башкортостан».

Вышеупомянутое Управление является специально уполномочен­ ным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, и в связи с этим выносит по­ становления об административных взысканиях физическим, юридиче­ ским лицам и иностранным гражданам, нарушившим законодательство по охране и регулированию использования ресурсов животного мира. С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что рассмотрение материалов о правонарушениях и наложение ад­ министративных взысканий Управлением по охране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства при Министерстве лестно­ го хозяйства и природных ресурсов РБ не соответствует законодательст­ ву, а поэтому оспариваемые нормы Положения подлежат признанию не­ действительными со дня их принятия.

Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права являются несостоятельными.

Руководствуясь ст.ст.305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 мая 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства юстиции Республики Башкортостан - без удовлетворения.

нк

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website