ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

Определение ВС РФ от 01.06.2001 №




Дело № 93-Г01-29

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В. П., судей Горохова Б. А., Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2001 г. по кассационной жалобе Избирательной комиссии Магаданской области и по кассационному протесту прокурора на решение Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 года дело по жалобе Даричевой Валентины Николаевны о признании недействи­ тельными результатов выборов депутата Магаданской областной Думы по из­ бирательному округу № 6 и об отмене решения окружной избирательной ко­ миссии № 6 от 21 мая 2001 года о результатах выборов по этому округу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо­ ва Б.А., объяснения представителя Избирательной комиссии Магаданской об­ ласти Соколовой Т.П. (доверенность от 1.06.2001г.) и заявительницы Дариче­ вой В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Феде­ рации Федотовой А.В., не поддержавшей кассационный протест и полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским де­ лам Верховного Суда Российской Федерации

УСТАНОВИЛА:

20 мая 2001 года состоялись выборы депутатов Магаданской областной Думы третьего созыва.

Решением окружной избирательной комиссии по шестому избирательно­ му округу от 21 мая 2001 года был утверждён протокол по итогам голосования по одномандатному избирательному округу № 6, в соответствии с которым за кандидата в депутаты Магаданской областной Думы Борисову Нину Васильев­ ну подано 794 голоса избирателей, за кандидата в депутаты Малютину Т.Г. - 605 голосов избирателей, за Даричеву В.Н. - 508 голосов избирателей, за Шемчишина И.И. - 166 голосов, за Якименко А.В. - 122 голоса, за Ханжина Г.Л. 97 голосов, против всех кандидатов - 452 голоса.

На основании этого протокола окружной избирательной комиссией 21 мая 2001 г. было вынесено решение о признании Борисовой Н.В. избранной депутатом Магаданской областной Думы.

Постановлением Избирательной комиссии Магаданской области от 24 мая 2001 г. № 77 / 321 выборы депутатов Магаданской областной Думы третьего созыва, включая избирательный округ № 6, были признаны состояв­ шимися и действительными.

Даричева В.Н. обратилась в суд с жалобой на бездействие Избирательной комиссии Магаданской области, с заявлением о признании недействительными результатов голосования в связи с нарушениями норм закона Магаданской об­ ласти «О выборах депутатов Магаданской областной Думы», об отмене реше­ ния избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному округу № 6, ссылаясь на неравное положение при освещении избирательной компа­ нии в средствах массовой информации.

Даричева В.Н. ссылалась на нарушения правил составления списков из­ бирателей, на нарушения при формировании избирательных округов; на нару­ шения, допущенные в информационных материалах в день выборов; на зло­ употребления в средствах массовой информации, в которых были распростра­ нены клеветнические сведения о ней среди избирателей округа № 6; и на на­ рушения, допущенные при проведении голосования, при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.

При рассмотрении дела в суде Даричева В.Н. уточнила свои требования:

она просила признать результаты выборов депутата Магаданской областной Думы по избирательному округу № 6 недействительными и отменить решение окружной избирательной комиссии по этому округу от 21 мая 2001 года о ре­ зультатах выборов по округу, ссылаясь на то, что в ходе подготовки и проведе­ ния выборов были допущены нарушения избирательного законодательства, ко­ торые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявле­ ния избирателей.

Заявительница ссылалась на то, что кандидат Борисова Н.В., являясь ге­ неральным директором телевизионной компании «ТВ-Колыма», формально сложила с себя должностные обязанности, но фактически продолжала испол­ нять обязанности журналиста и руководителя средства массовой информации;

использовала преимущества своего служебного положения, установив расцен­ ки на телевизионные услуги, отличные от тех, которые указывала 20 марта 2001 года при подаче заявления в окружную избирательную комиссию об уча­ стии «ТВ-Колыма» в освещении избирательной кампании; ввела посекундную оплату эфирного времени; изготавливала рекламные ролики за счет средств те­ лекомпании «ТВ-Колыма»; использованное ею эфирное время не оплачено в установленные законом сроки и не в полном объеме; эфирное время было пре­ доставлено Борисовой Н.В. в «ТВ-Колыма» в неограниченном количестве;

снималась и выходила в эфир в программах телекомпании «ТВ-Колыма» «Только что» и «Вы нам писали», которые носили характер агитационной на­ правленности, но оплачены Борисовой Н.В. не были; в период предвыборной кампании Борисова Н.В. исполняла свои обязанности журналиста и брала ин­ тервью у лидера КПРФ Зюганова Г.А. во время его приезда в г. Магадан; брала интервью у избирателей этого округа с последующей демонстрацией в про­ граммах «ТВ-Колыма», использовала видеосюжеты «ТВ-Колыма» в агитаци­ онном материале; приобрела тираж газеты «Деловой мир Колымы» от 17.05.2001 г., распространявший агитационные материалы среди избирателей;

заключила договор аренды с «ТВ-Колыма», директором которого она является, по заниженным тарифам. Допускала нарушение сроков оплаты за показ видео­ роликов.

Данные нарушения, допущенные Борисовой Н.В., как и развёрнутая в средствах массовой информации кампания по дискредитации заявительницы, не были пресечены окружной избирательной комиссией. Окружной избира­ тельной комиссией было нарушено законодательство Магаданской области о выборах при составлении списков избирателей и при определении результатов выборов.

Решением Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. заявле­ ние Даричевой В.Н. было удовлетворено.

В кассационной жалобе Избирательной комиссии Магаданской области и в кассационном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции было с достоверностью установлено, что кандидат в депутаты Магаданской областной Думы Борисова Н.В., являясь депутатом Магаданской городской Думы и генеральным дирек­ тором ОАО «ТВ-Колыма», при проведении предвыборной агитации допустила ряд существенных нарушений федерального и областного законодательства о выборах, которые, как правильно указал в решении суд, являются достаточным основанием для признания выборов недействительными.

Обстоятельства дела подробно и правильно установлены при рассмотре­ нии дела и отражены в решении суда; в кассационной жалобе и в кассационном протесте эти обстоятельства фактически не оспариваются.

Доводы кассационной жалобы и кассационного протеста о нарушении судом норм материального права, поскольку судом не установлены обстоятель­ ства, ставящие под сомнение достоверность волеизъявления избирателей, обос­ нованными быть признаны не могут.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 19 сентября 1997 годаИ 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ ферендуме граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ) недопустимы злоупотребления правом на проведение агитации:

1. Избирательные комиссии, комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, аги­ тации при проведении референдума.

2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления сво­ бодой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостно­ сти государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.

3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организа­ циям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные ма­ териальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (де­ журство на избирательных участках, участках референдума, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществ­ лявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосо­ вания, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, мате­ риалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвоз­ мездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избира­ тельные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по прове­ дению референдума и их уполномоченные представители и иные лица и орга­ низации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а так­ же предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объ­ единения, избирательные блоки, выдвинувшие или зарегистрировавшие списки кандидатов и (или) отдельных кандидатов либо входящие в состав избиратель­ ных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, доверенные лица и уполномоченные представители избирательных объедине­ ний, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также организации, учредителями, собственниками, владель­ цами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, в ходе избиратель­ ной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотвори­ тельной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обра­ щаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказа­ нии материальной и финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума и организациям, расположенным на территории избирательного округа, территории проведения референдума. Физическим и юридическим ли­ цам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объ­ единений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению рефе­ рендума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зареги­ стрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных бло­ ков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объе­ динений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных канди­ датов, членов и уполномоченных представителей инициативных групп по про­ ведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указан­ ные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении ре­ ферендума осуществляются на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 39 и пунктом 3 статьи 41 настоящего Федерального закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

6. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляю­ щих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и редакции периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, участвуя в избиратель­ ных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) инфор­ мации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодиче­ ские печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъясне­ ние в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания сро­ ка предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и в периодических печатных изданиях, ука­ занных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, которые обна­ родовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, дос­ тоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может яв­ ляться основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих телеи (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Рос­ сийской Федерации.

7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избира­ тельным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи из­ бирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, ука­ занные в пункте 4 статьи 63 настоящего Федерального закона, вправе обра­ титься в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кан­ дидатов). В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избиратель­ ным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по прове­ дению референдума установленных статьями 37 - 45 настоящего Федерального закона иных правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопро­ сам референдума избирательная комиссия, комиссия референдума своим реше­ нием выносит предупреждение зарегистрированному кандидату, избиратель­ ному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведе­ нию референдума либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом избирательная комиссия вправе также отменить реше­ ние о регистрации кандидата (списка кандидатов). Соответствующее решение избирательной комиссии передается в средства массовой информации.

8. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресе­ чению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготов­ ления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитаци­ онных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных ма­ териалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соот­ ветствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах.

9. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установ­ ленных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным за­ коном, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации правил проведения агитации соответствующая избирательная комиссия, ко­ миссия референдума вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, ис­ полнительные органы государственной власти, осуществляющие государст­ венную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении орга- низации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодиче­ ского печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Статья 63 данного Федерального закона устанавливает порядок обжало­ вания решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации: в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными конститу­ ционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Рос­ сийской Федерации, суд может отменить решение соответствующей избира­ тельной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования или о резуль­ татах выборов, референдума или иное решение избирательной комиссии, ко­ миссии референдума (часть 5).

Статья 64 Закона предусматривает санкции за нарушения избирательного законодательства:

1. Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (ан­ нулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в слу­ чае: нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов (списков кан­ дидатов);

нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;

использования кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или слу­ жебного положения в целях избрания;

установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательны­ ми объединениями, избирательными блоками, иными организациями, дейст­ вующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов);

по иным основаниям, установленным настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если после установления соответствующей избирательной ко­ миссией итогов голосования или определения результатов выборов суд устано­ вит, что нарушения, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления из­ бирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах го­ лосования, о результатах выборов.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном уча­ стке, территории, в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, поряд­ ка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений из- бирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Суд соответствующего уровня, окружная избирательная комиссия, изби­ рательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избиратель­ ная комиссия Российской Федерации может отменить решение участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также комиссии референдума субъекта Рос­ сийской Федерации, комиссии местного референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований, рег­ ламентирующими проведение соответствующих выборов, референдума.

В соответствии с п. 5 ст. 38 закона Магаданской области «О выборах де­ путатов Магаданской областной Думы» должностным лицам, журналистам и творческим работникам организаций, осуществляющих телерадиовещание, и редакций средств массовой информации , либо доверенным лицам зарегистри­ рованных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, либо уполномоченными представителями объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, запрещается участвовать в освещении избиратель­ ной кампании через средства массовой информации.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантируется равные условия доступа к средствам массовой информации, однако, это равенство доступа к средствам массовой информации было нарушено. При проведении предвыборной агитации в избирательном округе № 6 равные для всех кандидатов условия доступа к средствам массовой информации обеспечены не были.

Суд установил, что кандидат в депутаты Борисова Н.В., являясь гене­ ральным директором телевизионной компании «ТВ-Колыма», формально сло­ жила с себя должностные обязанности, но фактически продолжала исполнять обязанности журналиста и руководителя средства массовой информации; ис­ пользовала преимущества своего служебного положения, установив расценки на телевизионные услуги, отличные от тех, которые указывала 20 марта 2001 года при подаче заявления в окружную избирательную комиссию об участии «ТВ-Колыма» в освещении избирательной кампании; ввела посекундную опла­ ту эфирного времени; изготавливала рекламные ролики за счет средств теле­ компании «ТВ-Колыма»; использованное ею эфирное время не оплачено в ус­ тановленные законом сроки и не в полном объеме; эфирное время было пре­ доставлено Борисовой Н.В. в «ТВ-Колыма» в неограниченном количестве; она снималась и выходила в эфир в программах телекомпании «ТВ-Колыма» «Только что» и «Вы нам писали», которые носили характер агитационной на­ правленности, но оплачены Борисовой Н.В. не были; в период предвыборной кампании Борисова Н.В. исполняла свои обязанности журналиста и брала ин­ тервью у лидера КПРФ Зюганова Г.А. во время его приезда в г. Магадан; брала интервью у избирателей этого округа с последующей демонстрацией в про­ граммах «ТВ-Колыма», использовала видеосюжеты «ТВ-Колыма» в агитаци­ онном материале; приобрела тираж газеты «Деловой мир Колымы» от 17.05.2001 г., распространявший агитационные материалы среди избирателей;

заключила договор аренды с «ТВ-Колыма», директором которого она является, по заниженным тарифам; допускала нарушение сроков оплаты за показ видео­ роликов.

Судом также установлено, что имели место нарушения правил составле­ ния списков избирателей, нарушения при формировании избирательных окру­ гов; нарушения, допущенные в информационных материалах в день выборов;

злоупотребления в средствах массовой информации, в которых были распро­ странены клеветнические сведения о Даричевой В.Н. среди избирателей окру­ га № 6; нарушения, при проведении голосования, при подведении итогов голо­ сования и определении результатов выборов.

Эти нарушения избирательного законодательства судом правильно оце­ нены как существенные и не позволяющие с достоверностью определить ре­ зультат волеизъявления избирателей.

В соответствии с п. 2 ст. 14 закона Магаданской области «О выборах де­ путатов Магаданской областной Думы» образование избирательных округов производится по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанав­ ливается законом области, вступившим в силу до дня официального опублико­ вания (публикации) решения о назначении выборов.

По постановлению Магаданской областной Думы от 15.03.2001 года № 597 «О схеме образования избирательных округов по выборам депутатов Ма­ гаданской областной Думы» утверждена схема образования избирательных ок­ ругов, в соответствии с вводной частью которой определена средняя норма из­ бирателей на один округ в количестве 8 627 человек, при допустимом отклоне­ нии от средней нормы в 10 % - от 7 764 до 9 490 человек. По избирательному округу № 6 этим постановлением установлена численность избирателей в 7 765 человек.

Данным же постановлением Магаданской областной Думы два дома № 59 и № 61 по ул. Пролетарской в г. Магадане из округа № 6 были переданы в округ № 4, в связи с чем фактически была уменьшена численность избирателей по округу № 6 на 246 избирателей. Однако, корректировка численности изби­ рателей Магаданской областной Думой не производилась.

Согласно стенограмме заседания Магаданской областной Думы, до пере­ дачи домов в округе № 6 было 7 720 избирателей, что ниже предельно допус- тимой нормы отклонения, установленной на основании вышеприведенного по­ становления Магаданской областной Думы.

Согласно протоколу окружной избирательной комиссии о результатах выборов число избирателей, внесенных в списки, составляло 7 676 человек.

Разница от допустимой нормы отклонения составляет 88 человек, а без учета воинской части 96 454 (165 человек), которая не должна была голосовать по данному округу, фактическая численность избирателей была меньше предель­ но допустимой нормы на 253 избирателя.

В соответствии с п. 1 ст. 11 закона Магаданской области «О выборах де­ путатов Магаданской областной Думы» списки избирателей составляются ок­ ружной избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному уча­ стку по форме, установленной Избирательной комиссией Магаданской области не позднее, чем за 40 дней до дня голосования на основании сведений об изби­ рателях, представляемых главой муниципального образования, а также руко­ водителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают, команди­ ром воинской части.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что списки избирателей окружной избирательной комиссией не составлялись, не были подписаны в ус­ тановленном порядке и не заверялись печатью окружной избирательной ко­ миссии, как это требует п. 3 статьи 11 областного закона.

Второй экземпляр списков избирателей в нарушение п. 4 ст. 11 областно­ го закона не составлялся, в окружной избирательной комиссии отсутствовал, в связи с чем установить, по каким спискам проходило досрочное голосование избирателей округа № 6 в окружной комиссии невозможно.

В соответствии с п. 6 той же ст. 11 указанного закона первый экземпляр списка избирателей должен быть передан по акту в соответствующую участко­ вую избирательную комиссию не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а второй экземпляр хранится в окружной избирательной комиссии и использует­ ся в порядке, устанавливаемом Избирательной комиссией Магаданской облас­ ти. Список избирателей подписывается председателем и секретарем окружной избирательной комиссии и заверяется печатью окружной избирательной ко­ миссии, а в случае составления списка избирателей участковой избирательной комиссии -подписывается председателем и секретарем участковой избиратель­ ной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

В данном же случае списки не были подписаны и заверены председате­ лем и секретарем окружной избирательной комиссии. Суд обоснованно указал в решении на то, что это свидетельствует об отсутствии контроля со стороны окружной избирательной комиссии за составлением списков и повлекло за со­ бой искажение в списках данных об избирателях. В ответе на запрос суда пред­ седатель избирательной комиссии муниципального образования г. Магадан указал, что по округу № 6, количество избирателей составляется 7 316 человек, что ниже предельно допустимого отклонения от числа избирателей, установ­ ленных постановлением Магаданской областной Думы № 597 от 15.03.2001 г., на 449 избирателей. Письмом от 13.04.2001 г. № 154 мэрия г. Магадана указы­ вала на различия в границах по округам, и составляющими их границами изби­ рательных участков, в связи с чем для приведения их в соответствие просила вернуть дома 59 и 61 по ул. Пролетарской в округ № 6 из округа № 4. Числен­ ность избирателей на 20 мая 2001 года составила участку № 1 7 - 2 183 избира­ телей, по участку № 25 - 2333, по участку № 26 - 2132, участку № 27 - 668.

В деле имеются акты от 25 апреля 2001 года, согласно которым избира­ тельная комиссия Муниципального образования г. Магадан передала списки избирателей в участковые избирательные комиссии. Окружная избирательная комиссия списки в участковые избирательные комиссии не передавала.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоян­ ного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета в соответствии с федеральным законодательством.

В дополнительных списках по округу № 6 из проверенных 101 избирате­ ля, включенных в дополнительные списки и проголосовавших 20 мая 2001 го­ да, 37 избирателей не имели права голосовать, а 12 избирателей включены в списки дважды.

На участке № 17 из 19 избирателей 10 не имели права голосовать, а 4 избирателя включены в список дважды.

На участке № 25 из 36 избирателей, включенных в дополнительный спи­ сок, 14 не имели права голосовать, а 5 избирателей включены в список дважды.

По участку № 25 были включены 165 человек войсковой части 96 454, которые не могли голосовать на этом участке и в этом округе, поскольку в/ч 96 454 включена в избирательный округ № 4.

На участке № 26 из 26 избирателей не могли голосовать 8 человек.

Не были исключены из списков все избиратели, которые не должны были голосовать по избирательному участку № 27 в количестве 22 человек (умер­ шие, выписавшиеся и находящиеся в армии).

Эти нарушения при составлении списков избирателей с учётом неболь­ шого разрыва между кандидатами на выборах правильно признаны судом су­ щественными и ставящими под сомнение достоверность волеизъявления изби­ рателей.

Судом были установлены нарушения порядка голосования: на всех изби­ рательных участках голосовали граждане, не имевшие права голосовать, по­ скольку они не проживали в данном округе.

Дом 71 по ул. Набережная реки Магаданки, насчитывающий 473 избира­ теля, в одном приложении к Постановлению областной Думы от 15.03.2001 го­ да № 597 отнесен к округу № 4, а в другом приложении этого же Постановле­ ния этот же дом 71 отнесён к округу № 6, а фактически же часть избирателей голосовала в округе № 7.

В нарушение п. 3 ст. 15 закона Магаданской области, в соответствии с ко­ торым пересечение границ избирательных округов и избирательных участков не допускается, дом № 71 по Набережной реки Магаданки включен в участок № 16, границы участка № 16 и округа № 6 пересекаются.

Постановлением мэра г. Магадана об образовании избирательных участ­ ков, к участку № 17, входящему в округ № 6, отнесены дома 59 и 61 по улице Пролетарской. По постановлению Магаданской областной Думы № 597 от 15.03.2001 года эти же дома включены в избирательный округ № 4.

Войсковая часть № 96 454 по постановлению Магаданской областной Думы включена в избирательный округ № 4, а проголосовала по округу № 6.

В постановлении Магаданской областной Думы от 15.03.01 № 597 в ок­ руг № 6 была включена войсковая часть № 03222, которая по состоянию на 20 мая 2001 года была расформирована.

С учетом того, что разница между числом голосов, отданных избирателя­ ми за разных кандидатов на выборах по избирательному округу № 6, является незначительной, что при проведении избирательной кампании были допущены многочисленные и существенные нарушения правил ведения предвыборной агитации, незаконное использование кандидатом Борисовой Н.В. своего слу­ жебного положения, а также нарушения порядка составления списков избира­ телей и порядка голосования, суд пришёл к правильному выводу о том, что эти нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъяв­ ления избирателей, и вынес законное решение об удовлетворении заявленных Даричевой В.Н. требований о признании выборов недействительными.

Вместе с тем, судом допущены неточности при формулировании резолю­ тивной части решения, в связи с чем это решение подлежит изменению.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд, признав действия и решения избирательной комиссии неза­ конными, выносит решение об отмене решений избирательной комиссии. В решении Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. указание об от­ мене решения окружной избирательной комиссии № 6 от 21 мая 2001 года о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 6 отсутст­ вует, в связи с чем резолютивная часть решения должна быть дополнена соот­ ветствующими словами.

В связи с тем, что исполнение решения суда в данном случае должно на­ чаться не с момента его вынесения, а с момента вступления этого решения в законную силу, из абзаца четвёртого резолютивной части решения следует ис­ ключить слова «не позднее чем через три месяца со дня признания выборов не­ действительными» и заменить их словами «в установленные законодательст­ вом порядке и сроки со дня вступления решения о признании выборов недей­ ствительными в законную силу».

На основании п. 4 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная колле­ гия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. изменить в час­ ти.

Абзац второй резолютивной части решения после слов «признать неза­ конными» дополнить словами «и отменить».

Из абзаца четвёртого резолютивной части решения исключить слова «не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными» и заменить их словами «в установленные законодательством порядке и сроки со дня вступления решения о признании выборов недействительными в закон­ ную силу».

В остальной части решение Магаданского областного суда от 17 сентяб­ ря 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Избирательной ко­ миссии Магаданской области и кассационный протест прокурора - без удовле­ творения.

Председательствующий Судьи

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website