*****
ДИРЕКТИВА СОВЕТА
от 25 июля 1985 г.
о сближении законов, правил и административных положений государств-членов, касающихся ответственности за дефектную продукцию
(85/374/ЕЕС)
СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО
СООБЩЕСТВА,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского экономического сообщества, и в частности его статью 100,
Принимая во внимание предложение Комиссии (1),
Принимая во внимание мнение Европейского парламента (2),
Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета (3),
Принимая во внимание, что сближение законодательства государств-членов, касающееся ответственности производителя за ущерб, причиненный дефектностью его продукции, необходимо, поскольку существующие расхождения могут исказить конкуренцию и повлиять на движение товаров внутри общего рынка и повлечь за собой разную степень защиты потребителя от ущерба, причиненного некачественным товаром его здоровью или имуществу;
Принимая во внимание, что ответственность без вины со стороны производителя является единственным средством адекватного решения проблемы, свойственной нашему веку растущей техничности, справедливого распределения рисков, присущих современному технологическому производству;
Принимая во внимание, что безвинная ответственность должна распространяться только на движимое имущество, произведенное промышленным способом; поскольку, как следствие, целесообразно исключить ответственность за сельскохозяйственную продукцию и дичь, за исключением случаев, когда они подверглись переработке промышленного характера, которая могла бы вызвать дефект этой продукции; поскольку ответственность, предусмотренная настоящей Директивой, должна также применяться к движимому имуществу, которое используется при строительстве недвижимого имущества или установлено в недвижимом имуществе;
Поскольку защита потребителя требует, чтобы все производители, участвующие в производственном процессе, несли ответственность, если их готовая продукция, комплектующие или любое поставляемое ими сырье оказались дефектными; поскольку по той же причине ответственность должна распространяться на импортеров продукции в Сообщество и на лиц, которые выдают себя за производителей путем указания своего имени, товарного знака или другого отличительного признака или которые поставляют продукцию, производитель которой не может быть идентифицирован;
Принимая во внимание, что в ситуациях, когда несколько человек несут ответственность за один и тот же ущерб, защита потребителя требует, чтобы потерпевший имел возможность требовать полной компенсации ущерба от любого из них;
поскольку для защиты физического благополучия и собственности потребителя дефектность продукта должна определяться не по его пригодности к использованию, а по отсутствию безопасности, на которую имеет право рассчитывать общество в целом; поскольку безопасность оценивается путем исключения любого неправильного использования продукта, не разумного в данных обстоятельствах;
Принимая во внимание, что справедливое распределение риска между потерпевшим лицом и производителем подразумевает, что производитель должен иметь возможность освободить себя от ответственности, если он предоставит доказательства существования определенных оправдывающих обстоятельств;
Поскольку защита потребителя требует, чтобы ответственность производителя не затрагивалась действиями или бездействием других лиц, способствовавших причинению ущерба; принимая во внимание, однако, что содействующая халатность потерпевшего лица может быть принята во внимание для уменьшения или исключения такой ответственности;
Поскольку защита потребителя требует компенсации за смерть и телесные повреждения, а также компенсации за ущерб имуществу; поскольку последняя, тем не менее, должна быть ограничена товарами для личного использования или потребления и подлежит вычету нижнего порога фиксированной суммы во избежание судебных разбирательств в чрезмерном количестве случаев; поскольку настоящая Директива не должна наносить ущерб компенсации за боль, страдания и другой нематериальный ущерб, подлежащей выплате, где это применимо, в соответствии с законодательством, применимым к данному случаю;
Принимая во внимание, что единый срок исковой давности для предъявления иска о компенсации отвечает интересам как потерпевшего, так и производителя;
Поскольку продукция со временем стареет, разрабатываются более высокие стандарты безопасности и развивается состояние науки и техники; тогда как, следовательно, было бы неразумно возлагать на производителя ответственность в течение неограниченного периода времени за дефектность его продукта; поскольку, следовательно, ответственность должна истечь по истечении разумного периода времени, без ущерба для претензий, находящихся на рассмотрении по закону;
Принимая во внимание, что для достижения эффективной защиты потребителей не следует допускать никаких договорных отступлений в отношении ответственности производителя по отношению к потерпевшему лицу;
Принимая во внимание, что в соответствии с правовыми системами государств-членов ЕС потерпевшая сторона может иметь требование о возмещении убытков на основании договорной ответственности или на основании внедоговорной ответственности, отличной от той, которая предусмотрена в настоящей Директиве; поскольку эти положения также служат достижению цели эффективной защиты потребителей, настоящая Директива не должна затрагивать их; поскольку, поскольку эффективная защита потребителей в секторе фармацевтической продукции уже достигнута в государстве-члене в рамках специальной системы ответственности, претензии, основанные на этой системе, также должны оставаться возможными;
Принимая во внимание, что ответственность за ядерное повреждение или ущерб уже охвачена во всех государствах-членах соответствующими специальными правилами, стало возможным исключить ущерб этого типа из сферы действия настоящей Директивы;
Принимая во внимание, что, поскольку исключение основных сельскохозяйственных продуктов и дичи из сферы действия настоящей Директивы может восприниматься в некоторых государствах-членах ЕС как необоснованное ограничение такой защиты, с учетом того, что ожидается от защиты потребителей, должно быть возможно Государство-член ЕС распространило ответственность на такую продукцию;
Принимая во внимание, что по тем же причинам изготовителю предоставляется возможность освободиться от ответственности, если он докажет, что состояние научных и технических знаний на момент, когда он ввел продукт в обращение, не было таким, чтобы позволить наличие дефекта обнаружение может быть воспринято в некоторых государствах-членах как неоправданное ограничение защиты потребителя; поскольку поэтому государство-член ЕС должно иметь возможность сохранить в своем законодательстве или предусмотреть новым законодательством, что это освобождающее от ответственности обстоятельство не признается; поскольку в случае нового законодательства использование этого отступления должно, однако, подлежать процедуре ожидания Сообщества, чтобы повысить, если возможно, уровень защиты единообразно на всей территории Сообщества;
Принимая во внимание, что, принимая во внимание правовые традиции большинства государств-членов, нецелесообразно устанавливать какой-либо финансовый потолок ответственности производителя без вины; тогда как, однако, поскольку существуют различные традиции, кажется возможным допустить, что государство-член может отступить от принципа неограниченной ответственности, устанавливая предел общей ответственности производителя за ущерб, возникший в результате смерти или личного вред, причиненный идентичными предметами с одним и тем же дефектом, при условии, что этот предел установлен на достаточно высоком уровне, чтобы гарантировать адекватную защиту потребителя и правильное функционирование общего рынка;
Принимая во внимание, что гармонизация, возникающая в результате этого, не может быть тотальной на современном этапе, но открывает путь к большей гармонизации; поскольку поэтому необходимо, чтобы Совет получал через регулярные промежутки времени отчеты Комиссии о применении настоящей Директивы, сопровождаемые, в зависимости от обстоятельств, соответствующими предложениями;
Принимая во внимание, что в этом отношении особенно важно, чтобы был проведен повторный анализ тех частей Директивы, которые касаются отступлений, доступных государствам-членам, по истечении периода, достаточного для сбора практического опыта в отношении последствий этих отступления от защиты потребителей и функционирования общего рынка,
ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
Статья 1
Производитель несет ответственность за ущерб, причиненный дефектом его продукции.
Статья 2
Для целей настоящей Директивы «продукт» означает все движимое имущество, за исключением основных сельскохозяйственных продуктов и дичи, даже если оно включено в другое движимое или недвижимое имущество. «Первичная сельскохозяйственная продукция» означает продукты земледелия, животноводства и рыболовства, за исключением продуктов, прошедших первоначальную обработку. «Продукт» включает электроэнергию.
Статья 3
1. «Производитель» означает изготовителя готовой продукции, производителя любого сырья или производителя комплектующей детали и любое лицо, которое путем нанесения на продукцию своего имени, товарного знака или другого отличительного признака представляет себя в качестве ее производителя. . 2. Без ущерба для ответственности производителя любое лицо, которое импортирует в Сообщество продукцию для продажи, проката, лизинга или любой формы распространения в ходе своей деятельности, считается производителем в значении настоящей Директивы. и несет ответственность как производитель.
3. Если производитель товара не может быть идентифицирован, каждый поставщик товара считается его производителем, если только он не сообщит в разумный срок потерпевшему лицу личность производителя или лица, предоставившего ему товар. продукт. То же самое применяется в отношении импортируемого продукта, если в этом продукте не указана личность импортера, упомянутого в пункте 2, даже если указано имя производителя.
Статья 4
Потерпевшее лицо обязано доказать факт причинения ущерба, наличие дефекта и причинную связь между дефектом и ущербом.
Статья 5
Если в результате положений настоящей Директивы два или более лица несут ответственность за один и тот же ущерб, они несут ответственность солидарно, без ущерба для положений национального законодательства, касающихся прав возмещения или регресса.
Статья 6
1. Товар является дефектным, если он не обеспечивает безопасность, на которую лицо имеет право рассчитывать с учетом всех обстоятельств, в том числе:
(а) презентация продукта;
(b) использование, в котором можно разумно ожидать использования продукта;
(c) время, когда продукт был введен в обращение.
2. Товар не может считаться дефектным только на том основании, что впоследствии в обращение введен более качественный товар.
Статья 7
Производитель не несет ответственности в результате действия настоящей Директивы, если он докажет:
(а) что он не пустил товар в обращение; или
(b) что, принимая во внимание обстоятельства, вполне вероятно, что дефект, вызвавший ущерб, не существовал в то время, когда продукт был запущен им в обращение, или что этот дефект возник впоследствии; или
(c) что продукт не производился им для продажи или какой-либо формы распространения в экономических целях, а также не производился и не распространялся им в ходе его деятельности; или
(г) дефект вызван соответствием продукта обязательным нормам, изданным государственными органами; или
(д) что состояние научных и технических знаний на момент запуска продукта в обращение не было таким, чтобы можно было обнаружить наличие дефекта; или
(f) в случае производителя компонента, что дефект обусловлен конструкцией продукта, в который установлен этот компонент, или инструкциями, данными производителем продукта.
Статья 8
1. Без ущерба для положений национального законодательства, касающихся права возмещения или регресса, ответственность производителя не может быть уменьшена, если ущерб причинен как дефектом продукции, так и действием или бездействием третьей стороны.
2. Ответственность изготовителя может быть уменьшена или исключена, если с учетом всех обстоятельств ущерб причинен как дефектом товара, так и по вине потерпевшего лица или любого лица, за которого несет ответственность потерпевший. .
Статья 9
Для целей статьи 1 «ущерб» означает:
(a) ущерб, причиненный смертью или телесными повреждениями;
(b) повреждение или уничтожение любого предмета имущества, кроме самого дефектного продукта, с меньшим порогом в 500 ЭКЮ, при условии, что этот предмет имущества:
(i) относится к типу, обычно предназначенному для частного использования или потребления, и
(ii) использовалось потерпевшим главным образом для личного использования или потребления.
Настоящая статья не наносит ущерба национальным положениям, касающимся нематериального ущерба.
Статья 10
1. Государства-члены ЕС должны предусмотреть в своем законодательстве, что трехлетний срок исковой давности применяется к разбирательствам о возмещении убытков, как это предусмотрено настоящей Директивой. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда истцу стало известно или разумно должно было стать известно о повреждении, дефекте и личности производителя.
2. Настоящая Директива не затрагивает законодательство государств-членов ЕС, регулирующее приостановление или прерывание срока исковой давности. Статья 11
Государства-члены ЕС должны предусмотреть в своем законодательстве, что права, предоставленные потерпевшему лицу в соответствии с настоящей Директивой, аннулируются по истечении 10-летнего периода с даты, когда производитель ввел в обращение фактический продукт, причинивший ущерб, за исключением случаев, когда Тем временем потерпевший возбудил дело против производителя.
Статья 12
Ответственность производителя, вытекающая из настоящей Директивы, не может в отношении потерпевшего лица быть ограничена или исключена положением, ограничивающим его ответственность или освобождающим его от ответственности.
Статья 13
Настоящая Директива не затрагивает никаких прав, которые потерпевшее лицо может иметь в соответствии с нормами права договорной или внедоговорной ответственности или специальной системой ответственности, существующей на момент уведомления о настоящей Директиве.
Статья 14
Настоящая Директива не применяется к травмам или ущербу, возникшим в результате ядерных аварий и предусмотренным международными конвенциями, ратифицированными государствами-членами.
Статья 15
1. Каждое государство-член может:
(a) в порядке отступления от Статьи 2 предусмотреть в своем законодательстве, что по смыслу Статьи 1 настоящей Директивы «продукт» также означает первичные сельскохозяйственные продукты и дичь;
(b) путем отступления от статьи 7 (е) сохранить или, с соблюдением процедуры, установленной в пункте 2 настоящей статьи, предусмотреть в настоящем законодательстве, что производитель несет ответственность, даже если он докажет, что состояние научных и технические знания на момент запуска продукта в обращение не позволяли обнаружить наличие дефекта.
2. Государство-член, желающее ввести меру, указанную в параграфе 1 (b), должно сообщить текст предлагаемой меры Комиссии. Комиссия информирует об этом другие государства-члены.
Соответствующее государство-член должно приостановить предложенную меру в течение девяти месяцев после того, как Комиссия будет проинформирована об этом, и при условии, что за это время Комиссия не представила Совету предложение о внесении поправок в настоящую Директиву по соответствующему вопросу. Однако, если в течение трех месяцев после получения указанной информации Комиссия не уведомит заинтересованное государство-член о своем намерении подать такое предложение в Совет, государство-член может немедленно принять предлагаемую меру.
Если Комиссия действительно представит Совету такое предложение о внесении поправок в настоящую Директиву в течение вышеупомянутых девяти месяцев, соответствующее государство-член должно приостановить предложенную меру еще на 18 месяцев с даты подачи предложения.
3. Через десять лет после даты уведомления о настоящей Директиве Комиссия должна представить Совету отчет о влиянии решений судов на применение статьи 7 (e) и параграфа 1 (b) настоящей статьи. на защиту потребителей и функционирование общего рынка. В свете этого отчета Совет, действуя по предложению Комиссии и в соответствии с условиями статьи 100 Договора, должен решить, следует ли отменить статью 7 (e).
Статья 16
1. Любое государство-член может предусмотреть, что общая ответственность производителя за ущерб, возникший в результате смерти или телесного повреждения и причиненный идентичными изделиями с одним и тем же дефектом, ограничивается суммой, которая не может составлять менее 70 миллионов ЭКЮ.
2. Через десять лет после даты уведомления о настоящей Директиве Комиссия должна представить Совету отчет о влиянии на защиту потребителей и функционирование общего рынка внедрения финансового лимита ответственности теми государствами-членами, которые использовал вариант, предусмотренный в пункте 1. В свете настоящего доклада Совет, действуя по предложению Комиссии и в соответствии с условиями статьи 100 Договора, принимает решение об отмене пункта 1.
Статья 17
Настоящая Директива не применяется к продуктам, выпущенным в обращение до даты вступления в силу положений, упомянутых в Статье 19.
Статья 18
1. Для целей настоящей Директивы ЭБУ должен соответствовать Регламенту (ЕЕС) № 3180/78 (1) с поправками, внесенными Регламентом (ЕЭС) № 2626/84 (2). Эквивалент в национальной валюте первоначально рассчитывается по курсу, действующему на дату принятия настоящей Директивы.
2. Каждые пять лет Совет, действуя по предложению Комиссии, должен проверять и, при необходимости, пересматривать суммы, указанные в настоящей Директиве, в свете экономических и валютных тенденций в Сообществе.
Статья 19
1. Государства-члены должны ввести в силу не позднее трех лет с даты уведомления о настоящей Директиве законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию (1).
2. Процедура, изложенная в статье 15 (2), применяется с даты уведомления о настоящей Директиве.
Статья 20
Государства-члены должны передать Комиссии тексты основных положений национального законодательства, которые они впоследствии принимают в области, регулируемой настоящей Директивой.
Статья 21
Каждые пять лет Комиссия представляет Совету отчет о применении настоящей Директивы и, при необходимости, представляет ему соответствующие предложения.
Статья 22
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Брюсселе 25 июля 1985 года.
Для Совета
Президент
Дж. ПУС
(1) Официальный журнал № C 241, 14.10.1976, с. 9 и OJ № C 271, 26.10.1979, с. 3.
(2) ОЖ № C 127, 21.5.1979, с. 61.
(3) OJ № C 114, 7.5.1979, с. 15.
(1) ОЖ № L 379, 30.12.1978, с. 1.
(2) ОЖ № L 247, 16.9.1984, с. 1.
(1) Настоящая Директива была доведена до сведения государств-членов 30 июля 1985 г.
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959