*****
ДИРЕКТИВА СОВЕТА
от 7 июня 1990 г.
о свободе доступа к информации об окружающей среде
(90/313/ЕЕС)
СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского экономического сообщества и, в частности, его статью 130,
Принимая во внимание предложение Комиссии (1),
Принимая во внимание мнение Европейского парламента (2),
Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета (3),
Принимая во внимание принципы и цели, определенные программами действий Европейских сообществ по окружающей среде 1973 (4), 1977 (5) и 1983 (6), и, в частности, программой действий 1987 года (7), которая призывает, в частности, за разработку «путей улучшения доступа общественности к информации, которой располагают природоохранные органы»;
Принимая во внимание, что Совет Европейских сообществ и представители правительств государств-членов, собравшиеся в рамках Совета, заявили в своей резолюции от 19 октября 1987 года о продолжении и осуществлении политики и программы действий Европейского сообщества в области окружающей среды (с 1987 по 1992) (8) что важно, в соответствии с соответствующими обязанностями Сообщества и государств-членов, сосредоточить действия Сообщества на определенных приоритетных областях, включая лучший доступ к информации об окружающей среде;
Принимая во внимание, что Европейский парламент в своем заключении по четвертой программе действий Европейского сообщества по окружающей среде (9) подчеркнул, что «доступ к информации для всех должен быть сделан возможным благодаря конкретной программе Сообщества»;
Принимая во внимание, что доступ к информации об окружающей среде, которой располагают государственные органы, улучшит защиту окружающей среды;
Принимая во внимание, что различия между действующими законами в государствах-членах относительно доступа к информации об окружающей среде, находящейся в распоряжении органов государственной власти, могут создать неравенство внутри Сообщества в отношении доступа к информации и/или в отношении условий конкуренции;
Поскольку необходимо гарантировать любому физическому или юридическому лицу на всей территории Сообщества свободный доступ к имеющейся информации об окружающей среде в письменной, визуальной, слуховой форме или в форме базы данных, хранящейся государственными органами, относительно состояния окружающей среды, деятельности или мер, наносящих ущерб влияющие или способные повлиять на окружающую среду, а также меры, предназначенные для ее защиты;
Принимая во внимание, что в некоторых конкретных и четко определенных случаях может быть оправдано отклонение запроса на информацию, касающуюся окружающей среды;
Принимая во внимание, что отказ государственного органа передать запрошенную информацию должен быть обоснованным;
Принимая во внимание, что заявитель должен иметь возможность обжаловать решение государственного органа;
Принимая во внимание, что доступ к информации об окружающей среде, находящейся в распоряжении органов, несущих общественную ответственность за окружающую среду и находящихся под контролем государственных органов, также должен быть обеспечен;
Принимая во внимание, что в рамках общей стратегии распространения информации об окружающей среде необходимо активно предоставлять общественности общую информацию о состоянии окружающей среды;
Принимая во внимание, что действие настоящей Директивы должно подлежать пересмотру в свете полученного опыта,
ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
Статья 1
Целью настоящей Директивы является обеспечение свободы доступа и распространения информации об окружающей среде, находящейся в распоряжении государственных органов, а также определение основных условий, на которых такая информация должна быть доступна.
Статья 2
Для целей настоящей Директивы:
(a) «информация, относящаяся к окружающей среде» означает любую доступную информацию в письменной, визуальной, слуховой форме или в форме базы данных о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и природных объектов, а также о деятельности (включая те, которые вызывают неудобства, такие как шум) или меры, которые отрицательно влияют или могут повлиять на них, а также о деятельности или мерах, предназначенных для их защиты, включая административные меры и программы управления окружающей средой;
(b) «государственные органы» означают любую государственную администрацию на национальном, региональном или местном уровне, имеющую обязанности и владеющую информацией, касающейся окружающей среды, за исключением органов, действующих в судебном или законодательном порядке.
Статья 3
1. За исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, государства-члены должны обеспечить, чтобы государственные органы были обязаны предоставлять информацию, касающуюся окружающей среды, любому физическому или юридическому лицу по его запросу и без необходимости доказывать свою заинтересованность.
Государства-члены ЕС должны определить практические механизмы, согласно которым такая информация будет эффективно доступна.
2. Государства-члены ЕС могут предусмотреть отказ в предоставлении такой информации, если это затрагивает:
- конфиденциальность деятельности органов государственной власти, международных отношений и национальной обороны,
- общественная безопасность,
- вопросы, которые находятся или находились на рассмотрении суда или на расследовании (включая дисциплинарные расследования), или которые являются предметом предварительного расследования,
- коммерческая и промышленная конфиденциальность, включая интеллектуальную собственность,
- конфиденциальность персональных данных и/или файлов,
- материал, предоставленный третьей стороной без юридического обязательства этой стороны сделать это,
- материал, раскрытие которого повысит вероятность нанесения ущерба окружающей среде, к которой относится такой материал.
Информация, которой располагают государственные органы, предоставляется частично, если можно выделить информацию по вопросам, касающимся указанных выше интересов.
3. В запросе на информацию может быть отказано, если он предполагает предоставление незаконченных документов или данных или внутренних сообщений либо если запрос явно необоснован или сформулирован в слишком общей форме.
4. Орган публичной власти обязан ответить лицу, запрашивающему информацию, как можно скорее, но не позднее двух месяцев. Должны быть указаны причины отказа в предоставлении запрошенной информации.
Статья 4
Лицо, которое считает, что его запрос на информацию был необоснованно отклонен или проигнорирован или на него неадекватно ответил орган государственной власти, может потребовать судебного или административного пересмотра решения в соответствии с соответствующей национальной правовой системой.
Статья 5
Государства-члены ЕС могут взимать плату за предоставление информации, но такая плата не может превышать разумную стоимость.
Статья 6
Государства-члены должны предпринять необходимые шаги для обеспечения того, чтобы информация, касающаяся окружающей среды, которой владеют органы, несущие общественную ответственность за окружающую среду и находящаяся под контролем государственных органов, была доступна на тех же условиях, которые изложены в Статьях 3, 4 и 5 либо через компетентный государственный орган, либо непосредственно самим органом.
Статья 7
Государства-члены должны предпринять необходимые шаги для предоставления общественности общей информации о состоянии окружающей среды с помощью таких средств, как периодическая публикация описательных отчетов.
Статья 8
Через четыре года после даты, указанной в статье 9 (1), государства-члены должны отчитаться перед Комиссией о полученном опыте, в свете которого Комиссия должна представить отчет Европейскому парламенту и Совету вместе с любым предложением о пересмотре. которые он может счесть целесообразными. Статья 9
1. Государства-члены ЕС должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 31 декабря 1992 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.
2. Государства-члены должны сообщить Комиссии основные положения национального законодательства, которые они принимают в области, регулируемой настоящей Директивой.
Статья 10
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Люксембурге 7 июня 1990 года.
Для Совета
Президент
П. ФЛИНН
(1) Официальный журнал № C 335, 30.12.1988, с. 5.
(2) Официальный журнал № C 120, 16.5.1989, с. 231.
(3) ОЖ № C 139, 5.6.1989, с. 47.
(4) OJ № C 112, 20.12.1973, с. 1.
(5) OJ № C 139, 13.6.1977, с. 1.
(6) Официальный журнал № C 46, 17.2.1983, с. 1.
(7) Официальный журнал № C 70, 18.3.1987, с. 3.
(8) ОЖ № C 289, 29.10.1987, с. 3.
(9) OJ № C 156, 15.6.1987, с. 138.
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959