ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

Директива Совета 91/308/EEC от 10 июня 1991 г. о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег.



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Council Directive 91/308/EEC of 10 June 1991 on prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering
ru Директива Совета 91/308/EEC от 10 июня 1991 г. о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег.

ДИРЕКТИВА СОВЕТА от 10 июня 1991 г. о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег (91/308/EEC)

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского экономического сообщества, в частности статью 57 (2), первое и третье предложения, и статью 100а,

Принимая во внимание предложение Комиссии (1),

В сотрудничестве с Европейским парламентом (2),

Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета (3),

Принимая во внимание, что когда кредитно-финансовые учреждения используются для отмывания доходов от преступной деятельности (далее именуемых «отмыванием денег»), надежность и стабильность соответствующего учреждения, а также доверие к финансовой системе в целом могут оказаться под серьезной угрозой, что приведет к потере доверие общественности;

Принимая во внимание, что отсутствие действий Сообщества по борьбе с отмыванием денег может привести к тому, что государства-члены с целью защиты своих финансовых систем примут меры, которые могут быть несовместимы с завершением создания единого рынка; поскольку для облегчения своей преступной деятельности лица, занимающиеся отмыванием денег, могут попытаться воспользоваться свободой движения капитала и свободой предоставления финансовых услуг, которые предполагает интегрированная финансовая сфера, если определенные координационные меры не будут приняты на уровне Сообщества;

Принимая во внимание, что отмывание денег оказывает очевидное влияние на рост организованной преступности в целом и незаконного оборота наркотиков в частности; поскольку все больше и больше осознается, что борьба с отмыванием денег является одним из наиболее эффективных средств противодействия этой форме преступной деятельности, которая представляет особую угрозу для обществ государств-членов;

Принимая во внимание, что с отмыванием денег необходимо бороться главным образом уголовными средствами и в рамках международного сотрудничества между судебными и правоохранительными органами, как это было сделано в области наркотиков в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принятая 19 декабря 1988 года в Вене (именуемая в дальнейшем «Венская конвенция») и в более общем плане в отношении всей преступной деятельности Конвенцией Совета Европы об отмывании, отслеживании, аресте и конфискации доходов от преступлений, открытая для подписания 8 ноября 1990 г. в Страсбурге;

Принимая во внимание, что уголовный подход не должен быть единственным способом борьбы с отмыванием денег, поскольку финансовая система может играть весьма эффективную роль; поскольку в этом контексте следует упомянуть рекомендацию Совета Европы от 27 июня 1980 г. и декларацию принципов, принятую в декабре 1988 г. в Базеле органами банковского надзора Группы десяти, которые представляют собой важные шаги в направлении предотвращение использования финансовой системы для отмывания денег;

Принимая во внимание, что отмывание денег обычно осуществляется в международном контексте, чтобы можно было лучше замаскировать преступное происхождение средств; поскольку меры, принимаемые исключительно на национальном уровне, без учета международной координации и сотрудничества, будут иметь весьма ограниченный эффект;

Принимая во внимание, что любые меры, принимаемые Сообществом в этой области, должны быть совместимы с другими действиями, предпринимаемыми на других международных форумах; поскольку в этом отношении любые действия Сообщества должны принимать во внимание рекомендации, принятые целевой группой по финансовым действиям по борьбе с отмыванием денег, созданной в июле 1989 года Парижским саммитом семи наиболее развитых стран;

Принимая во внимание, что Европейский парламент в нескольких резолюциях потребовал создания глобальной программы Сообщества по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, включая положения о предотвращении отмывания денег;

Поскольку для целей настоящей Директивы определение отмывания денег взято из определения, принятого в Венской конвенции; однако, поскольку отмывание денег происходит не только в отношении доходов от преступлений, связанных с наркотиками, но и в отношении доходов от другой преступной деятельности (например, организованной преступности и терроризма), государства-члены должны, по смыслу их законодательства, распространить действие Директивы на доходы от такой деятельности в той степени, в которой они могут привести к операциям по отмыванию денег, оправдывающим санкции на этом основании;

Принимая во внимание, что запрет на отмывание денег в законодательстве государств-членов, подкрепленный соответствующими мерами и штрафами, является необходимым условием борьбы с этим явлением;

Принимая во внимание, что обеспечение того, чтобы кредитные и финансовые учреждения требовали идентификации своих клиентов при вступлении в деловые отношения или проведении транзакций, превышающих определенные пороговые значения, необходимо во избежание использования анонимностью лицами, занимающимися отмыванием денег, для осуществления своей преступной деятельности; поскольку такие положения также должны быть распространены, насколько это возможно, на любых бенефициарных владельцев;

Принимая во внимание, что кредитные и финансовые учреждения должны хранить в течение как минимум пяти лет копии или ссылки на требуемые документы, удостоверяющие личность, а также подтверждающие доказательства и записи, состоящие из документов, касающихся транзакций, или их копий, которые также допустимы в судебных разбирательствах в соответствии с применимым национальным законодательством для использования в качестве доказательств. в любом расследовании отмывания денег;

Принимая во внимание, что обеспечение того, чтобы кредитные и финансовые учреждения с особым вниманием проверяли любую транзакцию, которую они считают особенно вероятной по своему характеру связанной с отмыванием денег, необходимо для сохранения устойчивости и целостности финансовой системы, а также для содействия борьба с этим явлением; поскольку с этой целью им следует уделять особое внимание сделкам с третьими странами, которые не применяют стандарты борьбы с отмыванием денег, сопоставимые со стандартами, установленными Сообществом, или с другими эквивалентными стандартами, установленными международными форумами и одобренными Сообществом;

Принимая во внимание, что в этих целях государства-члены могут попросить кредитные и финансовые учреждения зафиксировать в письменной форме результаты проверки, которую они обязаны провести, и гарантировать, что эти результаты доступны органам власти, ответственным за усилия по пресечению отмывания денег;

Принимая во внимание, что предотвращение использования финансовой системы для отмывания денег является задачей, которую не могут выполнить органы, ответственные за борьбу с этим явлением, без сотрудничества кредитно-финансовых учреждений и их надзорных органов; поскольку в таких случаях банковская тайна должна быть снята; поскольку обязательная система сообщения о подозрительных операциях, обеспечивающая передачу информации в вышеупомянутые органы без уведомления заинтересованных клиентов, является наиболее эффективным способом осуществления такого сотрудничества; поскольку необходима специальная оговорка о защите, освобождающая кредитно-финансовые учреждения, их сотрудников и директоров от ответственности за нарушение ограничений на раскрытие информации;

Поскольку информация, полученная органами власти в соответствии с настоящей Директивой, может быть использована только в связи с борьбой с отмыванием денег; тем не менее, государства-члены ЕС могут предусмотреть, что эта информация может использоваться для других целей;

Поскольку установление кредитными и финансовыми учреждениями процедур внутреннего контроля и программ обучения в этой области являются дополнительными положениями, без которых другие меры, содержащиеся в настоящей Директиве, могут стать неэффективными;

Принимая во внимание, что, поскольку отмывание денег может осуществляться не только через кредитные и финансовые учреждения, но также через другие виды профессий и категории предприятий, государства-члены должны расширить положения настоящей Директивы полностью или частично, включив в них те профессии и предприятия, деятельность с наибольшей вероятностью будет использоваться в целях отмывания денег;

Принимая во внимание, что важно, чтобы государства-члены уделяли особое внимание обеспечению скоординированных действий в Сообществе, где есть веские основания полагать, что профессии или виды деятельности, условия, регулирующие занятие которыми, были гармонизированы на уровне Сообщества, используются для отмывание денег;

Принимая во внимание, что эффективность усилий по ликвидации отмывания денег особенно зависит от тесной координации и гармонизации национальных мер по осуществлению; поскольку такая координация и гармонизация, которая осуществляется в различных международных органах, требует, в контексте Сообщества, сотрудничества между государствами-членами и Комиссией в рамках контактного комитета;

Принимая во внимание, что каждое государство-член ЕС должно принять соответствующие меры и наказать за нарушение таких мер соответствующим образом, чтобы обеспечить полное применение настоящей Директивы,

ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

Для целей настоящей Директивы:

- «кредитная организация» означает кредитную организацию, как она определена в первом абзаце статьи 1 Директивы 77/780/EEC (4) с последними поправками, внесенными Директивой 89/646/EEC (5), и включает филиалы в пределах значения третьего абзаца этой статьи и расположенных в Сообществе кредитных учреждений, головные офисы которых находятся за пределами Сообщества,

- «финансовое учреждение» означает предприятие, отличное от кредитного учреждения, основной деятельностью которого является выполнение одной или нескольких операций, включенных в номера со 2 по 12 и номер 14 списка, приложенного к Директиве 89/646/ЕЭС, или страхование. компания, должным образом уполномоченная в соответствии с Директивой 79/267/EEC (6) с последними поправками, внесенными Директивой 90/619/EEC (7), в той степени, в которой она осуществляет деятельность, подпадающую под действие этой Директивы; это определение включает филиалы финансовых учреждений, расположенных в Сообществе, головные офисы которых находятся за пределами Сообщества,

- «отмывание денег» означает следующее деяние, совершенное умышленно:

- конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате преступной деятельности или в результате участия в такой деятельности, с целью сокрытия или маскировки незаконного происхождения имущества или оказания помощи любому лицу, причастному к совершение такой деятельности во избежание правовых последствий своих действий,

- сокрытие или маскировка истинного характера, источника, местонахождения, расположения, движения, прав в отношении или принадлежности имущества, зная, что такое имущество получено в результате преступной деятельности или в результате участия в такой деятельности,

- приобретение, владение или использование имущества, если на момент получения было известно, что такое имущество получено в результате преступной деятельности или в результате участия в такой деятельности,

- участие, причастность к совершению, попытки совершения, а также пособничество, подстрекательство, содействие и консультирование в совершении любого из действий, упомянутых в предыдущих пунктах.

Знания, намерения или цели, необходимые в качестве элемента вышеупомянутой деятельности, могут быть выведены из объективных фактических обстоятельств.

Отмывание денег считается таковым даже в том случае, если деятельность, в результате которой было получено отмываемое имущество, была совершена на территории другого государства-члена ЕС или на территории третьей страны.

- «Собственность» означает активы любого рода, материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, материальные или нематериальные, а также юридические документы или инструменты, подтверждающие право собственности или интересы в таких активах.

- «Преступная деятельность» означает преступление, указанное в статье 3 (1) (а) Венской конвенции, и любую другую преступную деятельность, обозначенную как таковая для целей настоящей Директивы каждым государством-членом.

- «Компетентные органы» означают национальные органы, уполномоченные законом или нормативными актами осуществлять надзор за кредитными или финансовыми учреждениями.

Статья 2

Государства-члены ЕС должны гарантировать, что отмывание денег, определенное в настоящей Директиве, запрещено.

Статья 3

1. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы кредитные и финансовые учреждения требовали идентификации своих клиентов посредством подтверждающих доказательств при вступлении в деловые отношения, особенно при открытии счета или сберегательных счетов или при предложении услуг ответственного хранения.

2. Требование идентификации также применяется к любой сделке с клиентами, кроме тех, которые указаны в пункте 1, на сумму, составляющую 15 000 ЭКЮ или более, независимо от того, осуществляется ли сделка в виде одной операции или нескольких операций, которые кажутся быть связанным. Если сумма неизвестна на момент совершения операции, заинтересованное учреждение должно приступить к идентификации, как только оно получит информацию о сумме и установит, что порог был достигнут.

3. В отступление от параграфов 1 и 2 требования к идентификации в отношении страховых полисов, заключенных страховыми организациями в значении Директивы 79/267/ЕЕС, если они осуществляют деятельность, подпадающую под действие этой Директивы, не должны быть требуется, если сумма или суммы периодических страховых взносов, подлежащих уплате в любом конкретном году, не превышают или не превышают 1 000 ЭКЮ или если выплачивается разовый страховой взнос на сумму 2 500 ЭКЮ или меньше. Если сумма или суммы периодических страховых взносов, подлежащие выплате в любом конкретном году, увеличиваются или увеличиваются настолько, что превышают порог в 1 000 ЭКЮ, требуется идентификация.

4. Государства-члены ЕС могут предусмотреть, что требование идентификации не является обязательным для страховых полисов в отношении пенсионных схем, заключенных на основании трудового договора или профессии застрахованного, при условии, что такие полисы не содержат положения о передаче и не могут быть использованы в качестве залога. для кредита.

5. В случае возникновения сомнений относительно того, действуют ли клиенты, указанные в предыдущих пунктах, от своего имени, или если установлено, что они действуют не от своего имени, кредитно-финансовые учреждения обязаны принять разумные меры для того, чтобы получить информацию о личности лиц, от имени которых действуют эти клиенты.

6. Кредитно-финансовые учреждения проводят такую ​​идентификацию, даже если сумма операции ниже установленного порога, а также при наличии подозрений в отмывании денег.

7. Кредитные и финансовые учреждения не подлежат требованиям идентификации, предусмотренным в настоящей статье, если клиент также является кредитным или финансовым учреждением, на которое распространяется действие настоящей Директивы.

8. Государства-члены ЕС могут предусмотреть, что требования идентификации в отношении транзакций, упомянутых в параграфах 3 и 4, выполняются, когда установлено, что оплата за транзакцию должна быть списана со счета, открытого на имя клиента в кредитном учреждении, подпадающем под действие настоящего пункта. Директива согласно требованиям пункта 1.

Статья 4

Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы кредитные и финансовые учреждения хранили следующее для использования в качестве доказательств в любом расследовании отмывания денег:

- в случае идентификации, копии или ссылок на требуемые доказательства в течение как минимум пяти лет после прекращения отношений с их клиентом,

- в случае сделок - подтверждающие доказательства и записи, состоящие из оригиналов документов или копий, допустимых в судебном разбирательстве в соответствии с применимым национальным законодательством в течение периода не менее пяти лет после совершения сделок.

Статья 5

Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы кредитные и финансовые учреждения с особым вниманием проверяли любую транзакцию, которую они считают наиболее вероятной по своему характеру связанной с отмыванием денег.

Статья 6

Государства-члены должны обеспечить, чтобы кредитные и финансовые учреждения, их директора и сотрудники полностью сотрудничали с органами, ответственными за борьбу с отмыванием денег:

- путем информирования этих органов по собственной инициативе о любом факте, который может указывать на отмывание денег,

- путем предоставления этим органам по их запросу всей необходимой информации в порядке, установленном действующим законодательством.

Информация, указанная в первом абзаце, передается органам, ответственным за борьбу с отмыванием денег государства-члена, на территории которого находится учреждение, передающее информацию. Лицо или лица, назначенные кредитными и финансовыми учреждениями в соответствии с процедурами, предусмотренными статьей 11 (1), обычно передают информацию.

Информация, предоставленная органам власти в соответствии с первым пунктом, может быть использована только в связи с борьбой с отмыванием денег. Однако государства-члены могут предусмотреть, что такая информация может также использоваться для других целей.

Статья 7

Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы кредитные и финансовые учреждения воздерживались от проведения операций, которые, как они знают или подозревают, связаны с отмыванием денег, до тех пор, пока они не проинформируют органы, указанные в Статье 6. Эти органы могут, на условиях, определенных их национальным законодательством, предоставить инструкции не выполнять операцию. Если есть подозрение, что такая сделка может привести к отмыванию денег и если воздержание таким образом невозможно или может помешать усилиям по преследованию бенефициаров предполагаемой операции по отмыванию денег, соответствующие учреждения должны немедленно уведомить об этом власти.

Статья 8

Кредитные и финансовые учреждения, их директора и сотрудники не должны сообщать заинтересованному клиенту или другим третьим лицам о том, что информация была передана властям в соответствии со статьями 6 и 7 или о том, что проводится расследование по отмыванию денег.

Статья 9

Добросовестное раскрытие сотрудником или директором кредитного или финансового учреждения органам, ответственным за борьбу с отмыванием денег, информации, указанной в статьях 6 и 7, не является нарушением какого-либо ограничения на раскрытие информации, установленного договором или любым законодательным, нормативным или административным положением и не должно привлекать кредитное или финансовое учреждение, его директоров или сотрудников к какой-либо ответственности.

Статья 10

Государства-члены ЕС должны гарантировать, что если в ходе проверок, проводимых в кредитных или финансовых учреждениях компетентными органами или любым другим способом, эти органы обнаруживают факты, которые могут представлять собой доказательства отмывания денег, они информируют органы, ответственные за борьбу с деньгами. отмывание.

Статья 11

Государства-члены должны гарантировать, что кредитные и финансовые учреждения:

1. установить адекватные процедуры внутреннего контроля и связи в целях предупреждения и предотвращения операций, связанных с отмыванием денег,

2. принять соответствующие меры, чтобы их сотрудники были осведомлены о положениях, содержащихся в настоящей Директиве. Эти меры должны включать участие соответствующих сотрудников в специальных программах обучения, чтобы помочь им распознавать операции, которые могут быть связаны с отмыванием денег, а также проинструктировать их о том, как действовать в таких случаях.

Статья 12

Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы положения настоящей Директивы распространялись полностью или частично на профессии и категории предприятий, кроме кредитных и финансовых учреждений, упомянутых в Статье 1, которые занимаются деятельностью, которая с наибольшей вероятностью будет использоваться для целях отмывания денег.

Статья 13

1. Контактный комитет (далее именуемый «Комитет») создается под эгидой Комиссии. Его функцией должно быть:

(a) без ущерба для статей 169 и 170 Договора, способствовать гармонизированному осуществлению настоящей Директивы посредством регулярных консультаций по любым практическим проблемам, возникающим в результате ее применения и по которым обмен мнениями считается полезным;

(b) облегчить консультации между государствами-членами по поводу более строгих или дополнительных условий и обязательств, которые они могут установить на национальном уровне;

(c) консультировать Комиссию, при необходимости, о любых дополнениях или поправках, которые следует внести в настоящую Директиву, или о любых корректировках, которые считаются необходимыми, в частности, для гармонизации действия Статьи 12;

(d) изучить вопрос о том, следует ли включать профессию или категорию предприятий в сферу действия статьи 12, если установлено, что такая профессия или категория предприятий использовались в государстве-члене ЕС для отмывания денег.

2. В функцию Комитета не входит оценка существа решений, принятых компетентными органами в отдельных случаях.

3. Комитет состоит из лиц, назначенных государствами-членами, и представителей Комиссии. Секретариат обеспечивается Комиссией. Председателем является представитель Комиссии. Он созывается его председателем по собственной инициативе или по требованию делегации государства-члена.

Статья 14

Каждое государство-член должно принять соответствующие меры для обеспечения полного применения всех положений настоящей Директивы и, в частности, определить штрафы, которые будут применяться за нарушение мер, принятых в соответствии с настоящей Директивой.

Статья 15

Государства-члены ЕС могут принять или сохранить в силе более строгие положения в области, охватываемой настоящей Директивой, для предотвращения отмывания денег.

Статья 16

1. Государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные решения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 1 января 1993 года.

2. Если государства-члены ЕС принимают эти меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.

3. Государства-члены должны сообщить Комиссии текст основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, регулируемой настоящей Директивой.

Статья 17

Через год после 1 января 1993 г., когда это необходимо, и не реже одного раза в три года после этого, Комиссия должна составить отчет о выполнении настоящей Директивы и представить его Европейскому Парламенту и Совету.

Статья 18

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Люксембурге 10 июня 1991 года.

За Совет Президент

Ж.-К. ЮНКЕРС

(1) Официальный журнал № C 106, 28.4.1990, с. 6; и С 319, 19.12.1990, с. 9.

(2) ОЖ № C 324, 24.12.1990, с. 264; и С 129, 20.5.1991.

(3) ОЖ № C 332, 31.12.1990, с. 86.

(4) ОЖ № L 322, 17.12.1977, с. 30.

(5) ОЖ № L 386, 30.12.1989, с. 1.

(6) ОЖ № L 63, 13.3.1979, с. 1.

(7) ОЖ № L 330, 29.11.1990, с. пятьдесят.

Заявление представителей правительств государств-членов, заседающих в рамках Совета

Представители правительств государств-членов, собравшиеся в рамках Совета,

Напоминая, что государства-члены подписали Конвенцию Организации Объединенных Наций против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятую 19 декабря 1988 года в Вене;

Напоминая также, что большинство государств-членов уже подписали Конвенцию Совета Европы об отмывании, отслеживании, аресте и конфискации доходов от преступлений 8 ноября 1990 года в Страсбурге;

Сознавая тот факт, что описание отмывания денег, содержащееся в статье 1 Директивы Совета 91/308/EEC (1), основано на соответствующих положениях вышеупомянутых Конвенций;

Настоящим обязуемся принять все необходимые меры не позднее 31 декабря 1992 года для принятия уголовного законодательства, позволяющего им выполнять свои обязательства по вышеупомянутым документам.

(1) См. стр. 77 настоящего Официального журнала.