15 мая 1993 г.
В
Официальный журнал Европейского Союза
Л 121/1
ДИРЕКТИВА СОВЕТА 93/14/ЕЕС
от 5 апреля 1993 г.
при торможении двух- и трехколесных транспортных средств
СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского экономического сообщества и, в частности, его статью 100а,
Принимая во внимание Директиву Совета 92/61/EEC от 30 июня 1992 г., касающуюся официального утверждения типа двух- или трехколесных механических транспортных средств (1),
Принимая во внимание предложение Комиссии (2),
В сотрудничестве с Европейским парламентом (3),
Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета (4),
Принимая во внимание, что должны быть приняты меры, направленные на постепенное создание внутреннего рынка в течение периода, истекающего 31 декабря 1992 года; поскольку внутренний рынок представляет собой территорию без внутренних границ, в которой обеспечивается свободное движение товаров, людей, услуг и капитала;
Принимая во внимание, что в отношении торможения в каждом государстве-члене ЕС два или трехколесные транспортные средства должны иметь определенные технические характеристики, установленные обязательными положениями, которые различаются от одного государства-члена ЕС к другому; поскольку в результате их различий такие положения представляют собой барьеры для торговли внутри Сообщества;
Принимая во внимание, что эти барьеры на пути создания и функционирования внутреннего рынка могут быть устранены, если одинаковые требования будут приняты всеми государствами-членами вместо их национальных правил;
Принимая во внимание, что необходимо разработать гармонизированные требования, касающиеся торможения двух- или трехколесных механических транспортных средств, чтобы обеспечить возможность применения процедур утверждения типа и утверждения типа компонентов, изложенных в Директиве 92/61/EEC, для каждого типа такое транспортное средство;
Поскольку для облегчения доступа к рынкам стран, не входящих в Сообщество, необходимо установить эквивалентность требований настоящей Директивы и требований Регламента ЕЭК ООН № 78,
ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
Статья 1
Настоящая Директива применяется к торможению всех типов транспортных средств, как это определено в Статье 1 Директивы 92/61/ЕЕС.
Статья 2
Процедура выдачи официального утверждения типа компонента в отношении торможения типа двух- или трехколесного автомобиля и условия, регулирующие свободное передвижение таких транспортных средств, должны соответствовать требованиям, изложенным в главах II и III Директивы 92/. 61/ЕЕС.
Статья 3
В соответствии со статьей 11 Директивы 92/61/ЕЕС, эквивалентность требований, изложенных в настоящей Директиве, и требований, изложенных в Правилах ЕЭК ООН № 78 (E/ECE/324 и E/ECE(TRANS/505 REV 1 ADD) 77 от 20 октября 1988 г.) настоящим подтверждается.
Органы государств-членов, выдающие одобрение типа компонентов, должны принимать официальные утверждения, выданные в соответствии с требованиями вышеупомянутого Регламента № 78, а также знаки официального утверждения типа компонентов в качестве альтернативы соответствующим одобрениям и знакам официального утверждения типа компонентов, выдаваемым в соответствии с настоящей Директивой.
Статья 4
В настоящую Директиву могут быть внесены поправки в соответствии со статьей 13 Директивы 70/156/EEC (5) с целью:
—
принимать во внимание любые поправки к Регламенту ЕЭК, упомянутому в статье 3,
—
адаптировать Приложение к техническому прогрессу.
Статья 5
1. Государства-члены должны принять и опубликовать положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, до 5 октября 1994 г. и немедленно проинформировать об этом Комиссию.
Когда государства-члены ЕС принимают эти положения, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.
С даты, указанной в первом подпараграфе, государства-члены не могут по причинам, связанным с торможением, запрещать первоначальный ввод в эксплуатацию транспортных средств, соответствующих настоящей Директиве.
Они будут применять положения, упомянутые в первом выше абзаце, с 5 апреля 1995 года.
2. Государства-члены должны сообщить Комиссии тексты положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.
Статья 6
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Люксембурге 5 апреля 1993 года.
Для Совета
Президент
Й. ТРОЙБЕРГ
(1) ОЖ № L 225, 10.8.1992, с. 72.
(2) ОЖ № C 93, 13. 4. 1992, с. 24.
(3) ОЖ № C 305, 23.11.1992, с. 114; и
ОЖ № C 72, 15. 3. 1993.
(4) ОЖ № C 313, 30.11.1992, с. 7.
(5) ОЖ № L 42, 23. 2. 1970, с. 1. Директива с последними поправками, внесенными Директивой 92/53/EEC (ОЖ № L 225, 10.8.1992, стр. 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей настоящей Директивы:
1.1. Тип транспортного средства с точки зрения его торможения:
означает транспортные средства, которые не отличаются друг от друга в таких существенных отношениях, как:
1.1.1.
категория транспортного средства, как она определена в статье 1 настоящей Директивы;
1.1.2.
максимальная масса, определенная в 1.13;
1.1.3.
распределение массы между осями;
1.1.4.
максимальная расчетная скорость;
1.1.5.
другой тип тормозной системы;
1.1.6.
количество и расположение осей;
1.1.7.
Тип двигателя;
1.1.8.
количество передач и их общее передаточное число;
1.1.8а.
передаточные числа главной передачи;
1.1.9.
размеры шин.
1.2. Тормозное устройство:
означает комбинацию частей, помимо двигателя, функция которых заключается в постепенном снижении скорости движущегося транспортного средства или его остановке, или удержании его в неподвижном состоянии, если оно уже остановлено; эти функции указаны в 2.1.2. Устройство состоит из управления, трансмиссии и собственно тормоза.
1.3. Контроль:
означает часть, приводимую в действие непосредственно водителем для передачи трансмиссии энергии, необходимой для торможения или для ее управления. Эта энергия может быть мышечной энергией водителя или энергией другого источника, контролируемого водителем, или комбинацией этих различных видов энергии.
1.4. Передача инфекции:
означает комбинацию компонентов, находящихся между системой управления и тормозами и функционально связывающих их. Если тормозная мощность создается или поддерживается источником энергии, независимым от водителя, но управляемым им, запас энергии в устройстве также является частью трансмиссии.
1,5. Тормоз:
означает части тормозного устройства, в которых развиваются силы, препятствующие движению транспортного средства.
1.6. Различные типы тормозных устройств:
означает устройства, которые отличаются в таких существенных отношениях, как:
1.6.1.
компоненты, имеющие разные характеристики;
1.6.2.
деталь, изготовленная из материалов, имеющих разные характеристики, или деталь, отличающаяся по форме или размеру;
1.6.3.
другая сборка компонентов.
1.7. Компонент(ы) тормозного устройства:
означает одну или несколько отдельных частей, которые в собранном виде составляют тормозное устройство.
1.8. Комбинированная тормозная система означает:
1.8.1.
в случае двухколесных мопедов и двухколесных мотоциклов - система, при которой по меньшей мере два тормоза на разных колесах одновременно приводятся в действие одним органом управления;
1.8.2.
в случае трехколесных мопедов и трехколесных велосипедов - тормозное устройство, действующее на все колеса;
1.8.3.
в случае мотоциклов с коляской - тормозное устройство, действующее как минимум на переднее и заднее колеса. Поэтому тормозное устройство, которое действует одновременно на заднее колесо и на колесо коляски, считается задним тормозом.
1.9. Прогрессивное и постепенное торможение:
означает торможение, во время которого в пределах нормального рабочего диапазона устройства, как во время применения, так и во время отпускания тормозов:
1.9.1.
водитель может в любой момент увеличить или уменьшить тормозное усилие, воздействуя на орган управления;
1.9.2.
тормозная сила изменяется пропорционально действию на орган управления (монотонная функция); и
1.9.3.
тормозное усилие можно легко регулировать с достаточной точностью.
1.10. Максимальная расчетная скорость:
означает скорость, которую транспортное средство не может превышать на уровне и без чрезмерного внешнего воздействия, принимая во внимание любые специальные ограничения, налагаемые на конструкцию и конструкцию транспортного средства.
1.11. Нагруженный автомобиль:
означает, если не указано иное, транспортное средство, нагруженное до достижения максимальной массы.
1.12. Незагруженный автомобиль:
означает только транспортное средство, представленное для испытаний, плюс только водителя и любое необходимое испытательное оборудование или приборы.
1.13. Максимальная масса:
означает максимальную массу, заявленную производителем транспортного средства как технически допустимую (эта масса может превышать максимально допустимую массу, установленную национальной администрацией).
1.14. Мокрый тормоз:
означает тормоз или тормоза, которые прошли обработку в соответствии с разделом 1.3 Приложения 1.
2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И МОНТАЖУ
2.1. Общий
2.1.1. Тормозное устройство
2.1.1.1.
Тормозное устройство должно быть спроектировано, изготовлено и установлено таким образом, чтобы транспортное средство при нормальной эксплуатации соответствовало положениям настоящей Директивы, несмотря на вибрацию, которой оно может подвергаться.
2.1.1.2.
В частности, тормозное устройство должно быть спроектировано, изготовлено и установлено таким образом, чтобы оно могло противостоять явлениям коррозии и старения, которым оно подвергается.
2.1.2. Функции тормозного устройства
Тормозное устройство, определенное в 1.2, должно удовлетворять следующим условиям:
2.1.2.1. Рабочее торможение
Рабочее торможение должно позволять контролировать движение транспортного средства и останавливать его безопасно, быстро и эффективно, независимо от его скорости и нагрузки, на любом подъеме или спуске. Должна быть предусмотрена возможность плавного регулирования этого тормозного действия. Водитель должен иметь возможность осуществлять такое торможение со своего сиденья, не отрывая рук от рулевого управления.
2.1.2.2. Вторичное (экстренное) торможение (где применимо)
Вспомогательное (экстренное) торможение должно обеспечивать возможность остановки транспортного средства на разумном расстоянии в случае отказа рабочего торможения. Должна быть предусмотрена возможность плавного регулирования этого тормозного действия. Водитель должен иметь возможность осуществлять это торможение со своего сиденья, удерживая хотя бы одну руку на рулевом управлении. Для целей настоящих положений предполагается, что одновременно может произойти не более одного отказа рабочего торможения.
2.1.2.3. Стояночный тормоз (если установлен)
Стояночный тормоз должен позволять останавливать неподвижное транспортное средство на подъеме или спуске даже в отсутствие водителя, при этом рабочие части удерживаются в заблокированном положении с помощью чисто механического устройства. Водитель должен иметь возможность осуществлять такое торможение со своего сиденья.
2.2. Характеристики тормозных устройств
2.2.1.
Каждый двухколесный мопед или двухколесный мотоцикл должен быть оборудован двумя рабочими тормозными устройствами с независимыми органами управления и трансмиссией, одно из которых действует по крайней мере на переднее колесо, а другое - по крайней мере на заднее колесо.
2.2.1.1.
Два рабочих тормозных устройства могут иметь общее торможение при условии, что отказ одного тормозного устройства не влияет на работу другого. Некоторые детали, такие как сам тормоз, тормозные цилиндры и их поршни (кроме уплотнений), толкатели и кулачки тормозов, не должны считаться склонными к поломке, если они имеют достаточные размеры, легко доступны для доступа. техническое обслуживание и иметь достаточные функции безопасности.
2.2.1.2.
Наличие стояночного тормозного устройства не является обязательным.
2.2.2.
Каждый мотоцикл с коляской должен быть оборудован тормозными устройствами, которые потребовались бы, если бы он не имел коляски; если эти устройства позволяют достичь требуемых характеристик при испытаниях транспортного средства с коляской, тормоз на колесе коляски не требуется; наличие стояночного тормозного устройства не является обязательным.
2.2.3.
Каждый трехколесный мопед должен быть оборудован:
2.2.3.1.
либо два независимых рабочих тормозных устройства, которые вместе приводят в действие тормоза всех колес; или
2.2.3.2.
рабочее тормозное устройство, действующее на все колеса, и дополнительное (аварийное) тормозное устройство, которым может быть стояночный тормоз.
2.2.3.3.
Кроме того, каждый трехколесный мопед должен быть оборудован стояночным тормозным устройством, воздействующим на колесо или колеса хотя бы одной оси. Устройство стояночного тормоза, которое может быть одним из двух устройств, указанных в 2.2.3.1, должно быть независимым от устройства, действующего на другую ось или оси.
2.2.4.
Каждый трехколесный велосипед должен быть оборудован:
2.2.4.1.
обслуживаемое тормозное устройство с ножным управлением, которое действует на все колеса, и вторичное (аварийное) тормозное устройство, которым может быть стояночный тормоз; и
2.2.4.2.
стояночное тормозное устройство, действующее на колеса хотя бы одной оси. Управление парковочным устройством должно быть независимым от управления рабочим тормозным устройством.
2.2.5.
Тормозные устройства должны воздействовать на тормозные поверхности, постоянно соединенные с колесами либо жестко, либо через компоненты, которые вряд ли могут выйти из строя.
2.2.6.
Составные части всех тормозных устройств, прикрепленных к транспортному средству, должны быть закреплены таким образом, чтобы тормозные устройства не нарушали свою функцию в нормальных условиях эксплуатации.
2.2.7.
Тормозные устройства должны работать свободно, если они правильно смазаны и отрегулированы.
2.2.7.1.
Износ тормозов должен легко компенсироваться посредством ручной или автоматической регулировки. Тормоза должны обеспечивать возможность перевода в эффективное рабочее положение до тех пор, пока тормозные накладки не изнашиваются до такой степени, что потребуется их замена.
2.2.7.2.
Органы управления и компоненты трансмиссии и тормозов должны иметь такой запас хода, чтобы при нагреве тормозов и достижении максимально допустимой степени износа тормозных накладок обеспечивалось эффективное торможение без необходимости немедленной регулировки.
2.2.7.3.
При правильной регулировке компоненты тормозного устройства при работе не должны соприкасаться ни с чем, кроме предусмотренных для этого частей.
2.2.8.
В тормозных устройствах с гидравлической трансмиссией емкости, содержащие резервную жидкость, должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы уровень резервной жидкости можно было легко проверить.
Данное положение не распространяется на мопеды с максимальной скоростью 25 км/ч и ниже.
Приложение 1
Тормозные испытания и работоспособность тормозных устройств
1. ТЕСТЫ ТОРМОЖЕНИЯ
1.1. Общий
1.1.1.
Характеристики тормозных устройств, предписанные для тормозных устройств, основаны на тормозном пути. Эффективность тормозного устройства определяется либо путем измерения тормозного пути в зависимости от начальной скорости, либо по времени срабатывания устройства и среднему значению полного замедления.
1.1.2.
Тормозной путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента, когда водитель начинает приводить в действие управление устройством, до момента остановки транспортного средства. Начальная скорость – это скорость в момент, когда водитель начинает приводить в действие управление устройством. В приведенной ниже формуле для измерения эффективности торможения:
В
"="
начальная скорость в километрах в час и
С
"="
тормозной путь, в метрах.
1.1.3.
Для утверждения типа компонента эффективность торможения должна быть измерена во время дорожных испытаний, проводимых при следующих условиях:
1.1.3.1.
состояние транспортного средства по массе должно соответствовать предписанному для каждого вида испытаний и должно быть указано в протоколе испытаний;
1.1.3.2.
испытание должно проводиться на скорости и в порядке, предусмотренном для каждого вида испытания: если максимальная скорость транспортного средства не соответствует предписанной скорости, испытание должно проводиться в предусмотренных особых альтернативных условиях;
1.1.3.3.
предписанные характеристики должны быть достигнуты без блокировки колес(ов), без отклонения транспортного средства от курса и без какой-либо аномальной вибрации;
1.1.3.4.
во время испытаний усилие, прикладываемое к органу управления тормозом для достижения предписанных характеристик, не должно превышать максимальное значение, установленное для категории испытуемого транспортного средства.
1.1.4. Условия испытаний
1.1.4.1.
Испытания на рабочее торможение должны проводиться при следующих условиях:
1.1.4.1.1.
в начале испытания или любой серии испытаний шины должны быть холодными и иметь давление, предписанное для нагрузки, фактически воспринимаемой колесами, когда транспортное средство неподвижно;
1.1.4.1.2.
транспортное средство должно быть загружено, если требуется испытание в нагруженном состоянии, с распределением нагрузки в соответствии с предписаниями изготовителя;
1.1.4.1.3.
для всех испытаний типа 0 тормоза должны быть холодными: тормоз считается холодным, если температура, измеренная на диске или снаружи барабана, составляет менее 100 °С;
1.1.4.1.4.
водитель должен сидеть в седле, как при обычном вождении, и сохранять это положение на протяжении всего испытания;
1.1.4.1.5.
испытательная площадка должна быть ровной, сухой и иметь поверхность, обеспечивающую хорошую адгезию;
1.1.4.1.6.
испытание должно проводиться при отсутствии ветра, способного повлиять на результат испытания.
1.2. Испытание типа 0 (испытание работоспособности при холодных тормозах)
1.2.1. Общий
1.2.1.1.
Пределы, предписанные для эффективности рабочего торможения, установлены для каждой категории транспортных средств.
1.2.2. Тест типа 0 с отключенным двигателем
1.2.2.1.
Испытание должно проводиться на скорости, предписанной для категории, к которой принадлежит транспортное средство, причем предписанные в этой связи значения имеют определенный допуск.
На транспортных средствах, в которых два рабочих тормоза могут применяться отдельно, тормозные устройства должны испытываться отдельно. Должны быть достигнуты минимальные характеристики каждого тормозного устройства для каждой категории транспортных средств.
1.2.2.1.1.
В случае транспортного средства с механической коробкой передач или автоматической коробкой передач, где коробку передач можно отключить вручную, испытания должны проводиться при неработающей коробке передач и/или двигателе, отключенном путем выключения сцепления или иным образом.
1.2.2.1.2.
В случае автомобиля с другими типами автоматической коробки передач испытания необходимо проводить в нормальных условиях эксплуатации.
1.2.3. Испытание типа 0 с подключенным двигателем для мотоциклов (с коляской или без нее) и трициклов.
1.2.3.1.
Испытания должны проводиться в порожнем состоянии при различных скоростях, причем наименьшая из них равна 30 % максимальной скорости транспортного средства, а наибольшая — 80 % этой скорости или 160 км/ч, в зависимости от того, какая из них ниже.
Измеряются максимальные практические показатели производительности, которые вместе с поведением автомобиля должны быть записаны в протоколе испытаний. В случае, когда два рабочих тормозных устройства могут быть задействованы отдельно, оба устройства должны испытываться вместе и одновременно на порожнем транспортном средстве.
1.2.4. Испытание типа 0 с отключенным двигателем: с мокрыми тормозами
1.2.4.1.
Это испытание должно (с учетом исключения, содержащегося в 1.3.1) проводиться на мопедах и мотоциклах (но не на трехколесных велосипедах). Процедура испытания идентична процедуре испытания типа 0 при отключенном двигателе, за исключением положений по смачиванию тормозов, описанных в 1.3.
1.3. Специальные положения, касающиеся испытаний с мокрыми тормозами
1.3.1.
Закрытые тормоза: нет необходимости проводить эту серию испытаний типа 0 на транспортных средствах, оснащенных обычными барабанными тормозами или полностью закрытыми тормозами, которые не подвержены проникновению воды в нормальных условиях эксплуатации.
1.3.2.
Испытание тормозов, подверженных смачиванию, должно проводиться в тех же условиях, что и испытание сухих тормозов. Не допускается никакая регулировка или модификация тормозного устройства, кроме установки оборудования, обеспечивающего смачивание тормозов.
1.3.3.
Испытательное оборудование должно непрерывно смачивать тормоза при каждом испытательном пробеге при расходе 15 л/ч на каждый тормоз. Два дисковых тормоза на одном колесе будут считаться двумя тормозами.
1.3.4.
Для открытых или частично открытых дисковых тормозов предписанное количество воды должно быть направлено на вращающийся диск таким образом, чтобы она равномерно распределялась по поверхности или поверхностям диска, омываемым фрикционной накладкой или колодками.
1.3.4.1.
Для полностью открытых дисковых тормозов вода должна быть направлена на поверхность(и) диска на 45° перед фрикционной накладкой(ями).
1.3.4.2.
Для частично открытых дисковых тормозов вода должна быть направлена на поверхность(и) диска на 45° перед щитком или перегородкой.
1.3.4.3.
Вода должна быть направлена на поверхность(и) диска(ов) непрерывной струей в направлении, перпендикулярном поверхности диска, из одноструйных форсунок, расположенных так, чтобы они находились между внутренним концом и точкой. две трети расстояния от внешнего края той части диска, по которой проходит фрикционная накладка(и) (см. рисунок 1).
1.3.5.
Для полностью закрытых дисковых тормозов, к которым не применяются положения 1.3.1, вода должна быть направлена по обеим сторонам щитка или перегородки в точке и способом, соответствующим описанным в 1.3.4.1 и 1.3.4.3. . Если сопло совпадает с вентиляционным или смотровым отверстием, воду необходимо подавать на четверть оборота перед указанным отверстием.
1.3.6.
Если в 1.3.3 и 1.3.4 невозможно подать воду в указанном положении из-за наличия какой-либо неподвижной части транспортного средства, воду следует подавать в первой точке, превышающей 45° при непрерывном применении. возможно.
1.3.7.
Для барабанных тормозов, к которым не применяются требования 1.3.1, предписанное количество воды должно распределяться поровну по обе стороны тормозного устройства (то есть по неподвижному затыльнику и вращающемуся барабану) из форсунок, расположенных так, чтобы должно составлять две трети расстояния от внешней окружности вращающегося барабана до ступицы колеса.
1.3.8.
С учетом требований 1.3.7 и требования о том, что ни одно сопло не должно находиться ближе 15° или совпадать с вентиляционным или смотровым отверстием на неподвижной задней пластине, испытательное оборудование для барабанных тормозов должно быть расположено так, чтобы обеспечить оптимальную бесперебойное применение воды.
1.3.9.
Чтобы обеспечить правильное смачивание тормозов, транспортное средство должно находиться в движении непосредственно перед началом серии испытаний:
—
при непрерывной работе смачивающего оборудования, как предписано в настоящем Приложении,
—
на предписанной испытательной скорости,
—
без срабатывания тормозного устройства(ий), подлежащего испытанию,
—
на расстоянии не менее 500 м до места проведения испытания.
1.3.10.
Для ободных тормозов, установленных на некоторых мопедах с максимальной скоростью 25 км/ч или ниже, вода должна быть направлена на обод колеса, как показано на рисунке 2.
Рисунок 1
Способ применения воды для дисковых тормозов
фигура 2
Способ применения воды для ободных тормозов
1.4. Тест типа I (тест на затухание)
1.4.1. Специальные положения
1.4.1.1.
Рабочие тормоза всех мотоциклов (с коляской или без нее) и трициклов должны быть испытаны серией повторных остановок на груженом транспортном средстве в соответствии с требованиями, изложенными ниже. Для транспортных средств, оборудованных комбинированной тормозной системой, достаточно подвергнуть это рабочее тормозное устройство испытанию типа I.
1.4.1.2.
Испытание типа I проводится в три части.
1.4.1.2.1.
Одно испытание типа 0, как предписано 2.1.2 или 2.2.3.1.
1.4.1.2.2.
Серию из 10 повторных остановок проводят в соответствии с требованиями пункта 1.4.2.
1.4.1.2.3.
Однократное испытание типа 0, проводимое как можно скорее после завершения испытания, указанного в 1.4.1.2.2, и в любом случае в течение одной минуты после него, и проводимое в тех же условиях, что и условия, используемые для испытания в 1.4. 1.2.1, в частности, при максимально постоянной управляющей силе со средним значением, не превышающим среднюю силу, фактически использованную в этом испытании.
1.4.2. Условия испытаний
1.4.2.1.
Транспортное средство и испытуемый тормоз(и) должны быть практически очищены от влаги, а тормоз(-и) должен быть холодным (< 100 °C).
1.4.2.2.
Начальная скорость теста:
1.4.2.2.1.
для проверки переднего тормоза(ов), в зависимости от того, какое из значений меньше 70 % максимальной скорости транспортного средства и скорости 100 км/ч;
1.4.2.2.2.
для проверки заднего тормоза(ов), в зависимости от того, какое из значений меньше 70 % максимальной скорости транспортного средства и 80 км/ч;
1.4.2.2.3.
для испытания комбинированной тормозной системы, в зависимости от того, какое значение меньше из 70 % максимальной скорости транспортного средства и 100 км/ч.
1.4.2.3.
Расстояние между началом одной остановки и началом следующей должно составлять 1000 метров.
1.4.2.4.
Использование коробки передач и/или сцепления осуществляется следующим образом:
1.4.2.4.1.
В случае транспортного средства с механической коробкой передач или автоматической коробкой передач, где коробку передач можно отключить вручную, во время остановок должна включаться высшая передача, соответствующая достижению начальной испытательной скорости.
Когда скорость автомобиля упадет до 50 % от начальной испытательной скорости, двигатель необходимо выключить.
1.4.2.4.2.
В случае транспортного средства с полностью автоматической коробкой передач испытание должно проводиться в нормальных для такого оборудования условиях эксплуатации.
Для захода на посадку необходимо использовать передачу, подходящую для начальной испытательной скорости.
1.4.2.5.
После каждой остановки транспортное средство должно немедленно подвергаться максимальному ускорению для достижения начальной испытательной скорости и поддерживаться на этой скорости до начала следующей остановки. При необходимости транспортное средство можно развернуть на испытательном треке перед ускорением.
1.4.2.6.
Сила, прикладываемая к органу управления, должна быть отрегулирована таким образом, чтобы поддерживать среднее замедление 3 м/с2 или максимальное замедление, достижимое с помощью этого тормоза, в зависимости от того, какое из этих значений меньше, при первой остановке: эта сила должна оставаться постоянной на протяжении всех последующих требуемых остановок. по 1.4.1.2.2.
1.4.3. Остаточная производительность
1.4.3.1.
В конце испытания типа I остаточная эффективность рабочего тормозного устройства должна быть измерена в тех же условиях (и, в частности, при как можно более постоянном управляющем усилии со средним значением, не превышающим среднее фактически используемое усилие), что и для испытание типа 0 при отключенном двигателе (температурные условия могут быть разными).
1.4.3.2.
Остаточная производительность не должна быть:
1.4.3.2.1.
если оно выражено как замедление, то менее 60 % показателя замедления, достигнутого в ходе испытания типа 0;
или
1.4.3.2.2.
если он выражен как тормозной путь, то он больше, чем значение тормозного пути, рассчитанное в соответствии со следующей формулой;
S2 ≤ 1,67 S1 – 0,67 аВ
где:
С1
"="
тормозной путь, достигнутый в тесте типа 0,
Плохой
"="
тормозной путь, зафиксированный в тесте на остаточную эффективность,
а
"="
0,1,
В
"="
начальная скорость в начале торможения, определенная в 2.1.1 или 2.2.2.
2. РАБОТА ТОРМОЗНЫХ УСТРОЙСТВ
2.1. Положения, касающиеся испытаний транспортных средств с тормозными устройствами, действующими только на колесо или колеса передней или задней оси:
2.1.1.
Испытательная скорость V = 40 км/ч (1) для мопедов.
Испытательная скорость V = 60 км/ч (1) для мотоциклов (с коляской или без нее) и трехколесных велосипедов.
2.1.2. Эффективность торможения при загруженном автомобиле
2.1.2.1.
Для целей испытания остаточных характеристик типа I (мотоциклы с коляской или без нее) регистрируются зарегистрированные уровни эффективности с точки зрения тормозного пути, среднего полного замедления, а также используемой управляющей силы.
2.1.2.2. Торможение только передним тормозом
Категория
Тормозной путь (S)
(в м)
Соответствующее среднее развитое замедление,
(в м/с2)
Двухколесные мопеды
S ≤ 0,1.В + В2/90
3,4 (2)
Трехколесные мопеды
S ≤ 0,1.В + В2/70
2,7 (3)
Двухколесные мотоциклы
S ≤ 0,1.В + В2/115
4,4 (3)
Мотоциклы с коляской
S ≤ 0,1.В + В2/95
3,6
2.1.2.3. Торможение только задним тормозом
Категория
Тормозной путь (S)
(в м)
Соответствующее среднее развитое замедление
(в м/с2)
Двухколесные мопеды
S ≤ 0,1.В + В2/70
2,7
Трехколесные мопеды
S ≤ 0,1.В + В2/70
2,7 (4)
Двухколесные мотоциклы
S ≤ 0,1.В + В2/75
2,9 (4)
Мотоциклы с коляской
S ≤ 0,1.В + В2/95
3,6
2.1.3. Эффективность торможения на порожнем автомобиле
2.1.3.1.
Практическое испытание транспортного средства, управляемого одним водителем, не требуется, если расчет показывает, что распределение массы на заторможенных колесах обеспечивает среднее полностью развитое замедление не менее 2,5 м/с2 или тормозной путь.
S ≤ 0,1.В + В2/65
должно быть достигнуто с каждым из одноосных тормозных устройств.
2.2. Положения, касающиеся испытаний транспортных средств, у которых (по крайней мере) одно из тормозных устройств представляет собой комбинированную тормозную систему
2.2.1.
Для целей испытания остаточных характеристик типа I на мотоциклах (с коляской или без нее) и трехколесных велосипедах регистрируются зарегистрированные уровни эффективности с точки зрения тормозного пути, среднего полного замедления, а также используемой управляющей силы.
2.2.2.
Испытательная скорость V = 40 км/ч (5) для мопедов.
Испытательная скорость V = 60 км/ч (5) для мотоциклов (с коляской или без нее и трехколесных велосипедов).
2.2.3.
Транспортное средство испытывают как порожним, так и груженым.
2.2.3.1. Торможение только комбинированной тормозной системой.
Категория
Тормозной путь (S)
(в м)
Соответствующее среднее развитое замедление
(в м/с2)
Мопеды
S ≤ 0,1.В + В2/115
4,4
Двухколесные мотоциклы
S ≤ 0,1.В + В2/132
5,1
Мотоциклы с коляской
S ≤ 0,1.В + В2/140
5,4
Трехколесные велосипеды
S ≤ 0,1.В + В2/130
5,0
2.2.3.2. Торможение вторым рабочим или дополнительным (аварийным) тормозным устройством всех категорий.
Тормозной путь составляет:
S ≤ 0,1.В + В2/65
(соответствующее среднее полностью развитое замедление 2,5 м/с2).
2.3. Эффективность торможения с помощью стояночного тормозного устройства (если применимо)
2.3.1.
Стояночное тормозное устройство, даже если оно совмещено с одним из других тормозных устройств, должно быть способно удерживать груженое транспортное средство в неподвижном состоянии на уклоне вверх или вниз с уклоном 18 %.
2.4. Положения, касающиеся усилий, приложенных к органам управления тормозами
2.4.1. Силы, приложенные к органам управления рабочим тормозом
ручное управление
≤ 200 Н
ножное управление
≤ 350 Н (мопеды и мотоциклы (с коляской или без))
ножное управление
≤ 500 Н (трициклы).
2.4.2. Силы, приложенные к управлению стояночным тормозом (если применимо)
с ручным управлением
≤ 400 Н
с ножным управлением
≤ 500 Н.
2.4.3.
В случае рычагов ручного тормоза точка приложения ручного усилия принимается на расстоянии 50 мм от наружного конца рычага.
2.5. Уровни производительности (минимальные и максимальные), которых необходимо достичь при использовании мокрых тормозов.
2.5.1.
Среднее замедление, которое должно быть достигнуто с помощью мокрого тормоза(ов) в период от 0,5 до 1,0 секунды после применения тормоза, должно составлять не менее 60 % (6) от замедления, достигнутого с сухим тормозом(ами) за тот же период времени, и с той же приложенной управляющей силой.
2.5.2.
Используемая управляющая сила, которая должна быть приложена как можно быстрее, должна быть эквивалентна силе, необходимой для достижения среднего замедления 2,5 м/с2 при использовании сухого тормоза(ов).
2.5.3.
Ни в коем случае во время испытания типа 0 с мокрыми тормозами замедление не может превышать 120 % от замедления, достигнутого с сухим тормозом(ами).
(1) Транспортные средства, максимальная скорость (Vmax) которых ниже 45 км/ч для мопедов или 67 км/ч для мотоциклов (с коляской или без нее) и трициклов, испытываются при скорости, равной 0,9 Вмакс.
(2) Для мопедов с максимальной скоростью 25 км/ч или ниже, имеющих обод колеса 45 мм или менее (код 1,75), это значение составляет 2,8 или S ≤ 0,1 + V2/73. Если это значение не может быть достигнуто каждым тормозным устройством из-за ограниченного сцепления, то при испытании на нагруженном транспортном средстве с использованием обоих тормозных устройств одновременно следует применять значение 4,0 м/с2.
(3) Если эти значения для одиночных тормозных устройств не могут быть достигнуты из-за ограниченного сцепления, следующие значения должны быть заменены испытанием на груженом транспортном средстве с использованием обоих тормозных устройств вместе:
—
:
трехколесные мопеды
:
4,4 м/с2;
—
:
двухколесные мотоциклы
:
5,8 м/с2.
(4) Если эти значения для одиночных тормозных устройств не могут быть достигнуты из-за ограниченного сцепления, следующие значения заменяются при испытании на груженом транспортном средстве с использованием обоих тормозных устройств вместе:
—
:
трехколесные мопеды
:
4,4 м/с2;
—
:
двухколесные мотоциклы
:
5,8 м/с2.
(5) Транспортные средства, максимальная скорость (Vmax) которых ниже 45 км/ч для мопедов или 67 км/ч для мотоциклов (с коляской или без нее), должны испытываться на скорости, равной 0. ,9 Вмакс.
(6) Для мопедов с максимальной скоростью 25 км/ч или ниже это значение составляет 40 %.
Приложение 2
Требования, предъявляемые к двухколесным мопедам, двухколесным мотоциклам и трехколесным велосипедам, оснащенным антиблокировочными устройствами.
1. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ
1.1.
Целью настоящих положений является определение минимальных характеристик тормозных систем с антиблокировочными устройствами, установленных на двухколесных мопедах, двухколесных мотоциклах и трехколесных велосипедах. Это не делает обязательным оснащение транспортных средств антиблокировочным устройством, но если такие устройства установлены на транспортном средстве, они должны соответствовать приведенным ниже требованиям.
1.2.
Известные в настоящее время устройства содержат датчик или датчики, контроллер или контроллеры и модулятор или модуляторы. Любые устройства другой конструкции будут считаться антиблокировочными устройствами по смыслу настоящего Приложения, если они обеспечивают характеристики, по крайней мере, равные характеристикам, предписанным настоящим Приложением.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей настоящего Приложения:
2.1. Антиблокировочное устройство
означает компонент рабочей тормозной системы, который автоматически контролирует степень пробуксовки в направлении вращения колеса (колес) на одном или нескольких колесах транспортного средства во время торможения.
2.2. Датчик
означает компонент, предназначенный для идентификации и передачи контроллеру условий вращения колеса(-ов) или динамических условий транспортного средства.
2.3. Контроллер
означает компонент, предназначенный для оценки данных, передаваемых датчиком(ами), и передачи сигнала на модулятор.
2.4. Модулятор
означает компонент, предназначенный для изменения тормозной силы(сил) в соответствии с сигналом, полученным от контроллера.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ
3.1.
Каждое управляемое колесо должно быть таким, чтобы оно могло привести в работу хотя бы свое собственное устройство.
3.2.
О любом прерывании подачи электроэнергии к устройству и/или проводке, внешней по отношению к электронному контроллеру(ам), водитель должен сигнализировать оптическим предупреждающим сигналом, который должен быть виден даже при дневном свете; Водителю должно быть легко проверить, находится ли он в рабочем состоянии (1).
3.3.
В случае отказа антиблокировочного устройства эффективность торможения груженого транспортного средства не должна быть ниже предусмотренной для того, какое из двух требований к транспортному средству является меньшим из двух требований, определенных в 2.1.2.2 или 2.1.2.3 приложения. 1.
3.4.
Электромагнитные поля не должны отрицательно влиять на работу устройства (2).
3.5.
Антиблокировочные устройства должны сохранять свою работоспособность при полном нажатии тормоза на время любой остановки.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДГЕЗИИ
4.1. Общий
4.1.1.
В случае двухколесных мотоциклов и трехколесных велосипедов тормозные системы, оснащенные антиблокировочным устройством, считаются приемлемыми, если условие
ε ≥ 0,70
соблюдается, где ε представляет собой используемую адгезию, как определено в дополнении к настоящему Приложению (3).
4.1.2.
Коэффициент использования сцепления ε должен измеряться на дорожных покрытиях с коэффициентом сцепления не более 0,45 и не менее 0,8.
4.1.3.
Испытания необходимо проводить на порожнем автомобиле.
4.1.4.
Порядок проведения испытаний по определению коэффициента сцепления (К) и формула расчета коэффициента использования сцепления (ε) приведены в приложении к настоящему приложению.
5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ
5.1.
Следующие дополнительные проверки необходимо проводить на порожнем автомобиле.
5.1.1.
Любое колесо, управляемое антиблокировочным устройством, не должно блокироваться, когда к его устройству управления внезапно прикладывается полная сила (4) на двух типах дорожного покрытия, указанных в 4.1.2, при начальной скорости до 0,8 Vmax. но не более 80 км/ч (5).
5.1.2.
Если колесо, управляемое антиблокировочным устройством, проходит от поверхности с высоким или низким уровнем сцепления, как описано в 4.1.2, с приложением полной силы (4) к устройству управления, колесо не должно блокироваться. Скорость движения и момент срабатывания тормозов должны быть рассчитаны так, чтобы при полной работе антиблокировочного устройства на поверхности с высоким сцеплением переход с одной поверхности на другую осуществлялся примерно при 0,5 Vmax, не превышающем 50 км/ч.
5.1.3.
Если транспортное средство переходит от поверхности с низким уровнем сцепления к поверхности с высоким уровнем сцепления, как описано в 4.1.2, с полной силой (4), приложенной к устройству управления, замедление транспортного средства должно возрасти до соответствующего высокого значения в пределах разумного предела. времени и транспортное средство не должно отклоняться от первоначального курса. Скорость движения и момент срабатывания тормозов должны быть рассчитаны так, чтобы при полной работе антиблокировочной системы на поверхности с низким сцеплением переход с одной поверхности на другую происходил при скорости около 0,5 Vmax, не превышающей 50 км. /час.
5.1.4.
Если оба независимых тормозных устройства оборудованы антиблокировочным устройством, испытания, предписанные в 5.1.1, 5.1.2 и 5.1.3, также должны проводиться с использованием обоих независимых тормозных устройств вместе, при этом устойчивость транспортного средства должна сохраняться все время.
5.1.5.
Однако при испытаниях, предусмотренных 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3 и 5.1.4, допускаются периоды блокировки колес или чрезмерной пробуксовки колес при условии, что это не ухудшит устойчивость транспортного средства. При скорости автомобиля ниже 10 км/ч допускается блокировка колес.
(1) Техническая служба должна проверить электронный контроллер и/или любую систему привода на предмет возможных видов неисправности.
(2) Пока не будут согласованы единые процедуры испытаний, производители должны предоставить техническим службам свои процедуры и результаты испытаний.
(3) Для двухколесных мопедов, пока не будет установлено минимальное значение ε, измеренное значение должно быть записано в протоколе испытаний.
(4) Полное усилие означает максимальное усилие, предписанное в Разделе 2.4 Приложения 1 для данной категории транспортного средства: при необходимости для срабатывания антиблокировочного устройства может быть использовано более высокое усилие.
(5) На поверхностях с низкой адгезией (≤ 0,35) начальная скорость может быть уменьшена по соображениям безопасности: в таких случаях значение K и начальная скорость должны быть указаны в протоколе испытаний.
Приложение
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА АДГЕЗИИ (К)
1.1.
Коэффициент сцепления определяется по максимальной скорости торможения без блокировки колес автомобиля с отключенным антиблокировочным устройством(ами) и одновременного торможения всех колес (1).
1.2.
Испытания на торможение проводятся путем торможения на начальной скорости 60 км/ч (или, в случае транспортных средств, которые не могут развивать скорость 60 км/ч, на скорости примерно 0,9 Vmax), при этом транспортное средство проверяют. порожним (кроме испытательных приборов и/или необходимого защитного оборудования). Усилие, прилагаемое к управлению тормозом, должно быть постоянным на протяжении всего испытания.
1.3.
Серия испытаний может быть проведена до критической точки, достигнутой непосредственно перед блокировкой колеса (колес), путем изменения передних и задних тормозных сил, чтобы определить максимальную скорость торможения транспортного средства (2).
1.4.
Скорость торможения (Z) определяется исходя из времени, за которое скорость транспортного средства снижается с 40 км/ч до 20 км/ч, по формуле
где t измеряется в секундах.
Альтернативно, для транспортных средств, неспособных развивать скорость 50 км/ч, скорость торможения определяется исходя из времени, за которое скорость транспортного средства снижается с 0,8 Vmax до 0,8 Vmax – 20, где Vmax измеряется в км/ч. час
Максимальное значение Z = К.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДГЕЗИИ (ε).
2.1.
Используемое сцепление определяется как частное от максимальной скорости торможения при работающей антиблокировочной системе (Zmax) и максимальной скорости торможения при отключенной антиблокировочной системе (Zm). Отдельные испытания должны проводиться на каждом колесе, оснащенном антиблокировочным устройством.
2.2.
Zmax рассчитывается на основе среднего значения трех испытаний, используя время, необходимое для достижения скорости транспортного средства снижения скорости, указанного в 1.4.
2.3.
Используемая адгезия определяется формулой
(1) Дополнительные требования могут потребоваться в случае транспортных средств, оборудованных комбинированными тормозными системами.
(2) В качестве первого шага для облегчения этих предварительных испытаний можно определить максимальную управляющую силу, приложенную до критической точки, для каждого отдельного колеса.
Приложение 3
Приложение 4
Вершина
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959