10.10.2009
В
Официальный журнал Европейского Союза
Л 267/7
ДИРЕКТИВА 2009/110/EC ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА
от 16 сентября 2009 г.
о создании, преследовании и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег, вносящих поправки в Директивы 2005/60/EC и 2006/48/EC и отменяющих Директиву 2000/46/EC
(Текст, имеющий отношение к ЕЭЗ)
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества, в частности первое и третье предложения статьи 47(2) и статьи 95,
Принимая во внимание предложение Комиссии,
Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета (1),
Принимая во внимание мнение Европейского центрального банка (2),
Действуя в порядке, предусмотренном статьей 251 Договора (3),
Тогда как:
(1)
Директива 2000/46/EC Европейского парламента и Совета от 18 сентября 2000 г. о создании, проведении и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег (4) была принята в ответ на появление новых предоплаченных электронных платежных продуктов и был призван создать четкую правовую основу, призванную укрепить внутренний рынок, обеспечивая при этом адекватный уровень пруденциального надзора.
(2)
В своем обзоре Директивы 2000/46/EC Комиссия подчеркнула необходимость пересмотра этой Директивы, поскольку считалось, что некоторые из ее положений препятствуют возникновению настоящего единого рынка услуг электронных денег и развитию таких удобных для пользователя услуг.
(3)
Директива 2007/64/EC Европейского парламента и Совета от 13 ноября 2007 г. о платежных услугах на внутреннем рынке (5) установила современную и последовательную правовую основу для платежных услуг, включая координацию национальных положений о пруденциальных требованиях к платежным услугам. новая категория поставщиков платежных услуг, а именно платежные учреждения.
(4)
В целях устранения барьеров для входа на рынок и облегчения начала и продолжения деятельности по выпуску электронных денег необходимо пересмотреть правила, которым подчиняются учреждения электронных денег, чтобы обеспечить равные условия для всех поставщиков платежных услуг. .
(5)
Целесообразно ограничить применение настоящей Директивы поставщиками платежных услуг, выпускающими электронные деньги. Настоящая Директива не должна применяться к денежной стоимости, хранящейся на конкретных предоплаченных инструментах, предназначенных для удовлетворения конкретных потребностей, которые могут быть использованы только ограниченным образом, поскольку они позволяют держателю электронных денег приобретать товары или услуги только в помещениях электронных денег. эмитентом денег или внутри ограниченной сети поставщиков услуг по прямому коммерческому соглашению с профессиональным эмитентом, или потому, что их можно использовать только для приобретения ограниченного набора товаров или услуг. Инструмент следует считать используемым в такой ограниченной сети, если его можно использовать только либо для покупки товаров и услуг в конкретном магазине или сети магазинов, либо для ограниченного набора товаров или услуг, независимо от географического расположения. местонахождение точки продаж. Такие инструменты могут включать в себя карты магазинов, карты на бензин, членские карты, карты на общественный транспорт, ваучеры на питание или ваучеры на услуги (например, ваучеры на уход за детьми или ваучеры на социальные программы или программы услуг, которые субсидируют наем персонала для выполнения домашних задач, таких как уборка, глажка или работа в саду), на которые иногда распространяются особые налоговые или трудовые правовые рамки, призванные способствовать использованию таких инструментов для достижения целей, изложенных в социальном законодательстве. Если такой инструмент специального назначения превращается в инструмент общего назначения, исключение из сферы применения настоящей Директивы больше не должно применяться. Инструменты, которые можно использовать для покупок в магазинах перечисленных торговцев, не должны быть исключены из сферы действия настоящей Директивы, поскольку такие инструменты обычно предназначены для сети поставщиков услуг, которая постоянно растет.
(6)
Также уместно, чтобы настоящая Директива не применялась к денежной стоимости, которая используется для приобретения цифровых товаров или услуг, когда в силу характера товара или услуги оператор добавляет к ним внутреннюю стоимость, например. в форме средств доступа, поиска или распространения, при условии, что рассматриваемый товар или услуга могут быть использованы только через цифровое устройство, такое как мобильный телефон или компьютер, и при условии, что оператор электросвязи, цифровых или информационных технологий не выступать только посредником между пользователем платежных услуг и поставщиком товаров и услуг. Это ситуация, когда абонент мобильного телефона или другой цифровой сети платит сетевому оператору напрямую, и между абонентом сети и любым сторонним поставщиком товаров или услуг, поставляемых в рамках договора, не существует ни прямых платежных отношений, ни прямых отношений должника-кредитора. сделки.
(7)
Целесообразно ввести четкое определение электронных денег, чтобы сделать их технически нейтральными. Это определение должно охватывать все ситуации, когда поставщик платежных услуг выдает предоплаченную сохраненную сумму в обмен на средства, которые могут быть использованы для целей платежа, поскольку они принимаются третьими лицами в качестве платежа.
(8)
Определение электронных денег должно охватывать электронные деньги независимо от того, хранятся ли они на платежном устройстве, находящемся в распоряжении держателя электронных денег, или хранятся удаленно на сервере и управляются держателем электронных денег через специальный счет для электронных денег. Это определение должно быть достаточно широким, чтобы не препятствовать технологическим инновациям и охватывать не только все продукты электронных денег, доступные сегодня на рынке, но и те продукты, которые могут быть разработаны в будущем.
(9)
Режим пруденциального надзора за учреждениями, занимающимися электронными деньгами, следует пересмотреть и более тесно согласовать с рисками, с которыми сталкиваются эти учреждения. Этот режим также должен быть согласован с режимом пруденциального надзора, применяемым к платежным учреждениям в соответствии с Директивой 2007/64/EC. В этом отношении соответствующие положения Директивы 2007/64/EC должны применяться с соответствующими изменениями к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, без ущерба для положений настоящей Директивы. Поэтому ссылку на «платежное учреждение» в Директиве 2007/64/EC следует понимать как ссылку на учреждение электронных денег; ссылку на «платежную услугу» следует понимать как ссылку на деятельность платежных услуг и выпуск электронных денег; ссылку на «пользователя платежных услуг» следует читать как ссылку на пользователя платежных услуг и держателя электронных денег; ссылку на «эту Директиву» следует читать как ссылку как на Директиву 2007/64/EC, так и на настоящую Директиву; ссылку на Раздел II Директивы 2007/64/EC следует читать как ссылку на Раздел II Директивы 2007/64/EC и Раздел II настоящей Директивы; ссылку на Статью 6 Директивы 2007/64/EC следует понимать как ссылку на Статью 4 настоящей Директивы; ссылку на Статью 7(1) Директивы 2007/64/EC следует понимать как ссылку на Статью 5(1) настоящей Директивы; ссылку на Статью 7(2) Директивы 2007/64/EC следует понимать как ссылку на Статью 5(6) настоящей Директивы; ссылку на Статью 8 Директивы 2007/64/EC следует понимать как ссылку на Статью 5(2)–(5) настоящей Директивы; ссылку на Статью 9 Директивы 2007/64/EC следует понимать как ссылку на Статью 7 настоящей Директивы; ссылку на Статью 16(1) Директивы 2007/64/EC следует понимать как ссылку на Статью 6(1)(c) – (e) настоящей Директивы; а ссылку на Статью 26 Директивы 2007/64/EC следует понимать как ссылку на Статью 9 настоящей Директивы.
(10)
Признано, что учреждения, занимающиеся электронными деньгами, распространяют электронные деньги, в том числе путем продажи или перепродажи продуктов электронных денег населению, предоставления средств распространения электронных денег клиентам или погашения электронных денег по запросу клиентов или пополнения электронных денег клиентов. денежные продукты через физических или юридических лиц от их имени в соответствии с требованиями их соответствующих бизнес-моделей. Хотя учреждениям, занимающимся электронными деньгами, не должно быть разрешено выпускать электронные деньги через агентов, им, тем не менее, должно быть разрешено предоставлять платежные услуги, перечисленные в Приложении к Директиве 2007/64/EC, через агентов, если условия статьи 17 этой Директивы которые встретились.
(11)
Существует необходимость в режиме первоначального капитала в сочетании с режимом постоянного капитала, чтобы обеспечить соответствующий уровень защиты потребителей, а также разумную и разумную работу учреждений, занимающихся электронными деньгами. Учитывая специфику электронных денег, следует предусмотреть дополнительный метод расчета оборотного капитала. Должна быть сохранена полная свобода действий надзорного органа для обеспечения того, чтобы одни и те же риски рассматривались одинаковым образом для всех поставщиков платежных услуг и чтобы метод расчета учитывал конкретную деловую ситуацию данного учреждения электронных денег. Кроме того, следует предусмотреть положение, согласно которому учреждения, занимающиеся электронными деньгами, будут обязаны хранить средства держателей электронных денег отдельно от средств учреждения, занимающегося электронными деньгами, для другой коммерческой деятельности. На учреждения электронных денег также должны распространяться эффективные правила по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
(12)
Эксплуатация платежных систем – это деятельность, не предназначенная для определенных категорий учреждений. Однако важно признать, что, как и в случае с платежными учреждениями, деятельность платежных систем также может осуществляться учреждениями, занимающимися электронными деньгами.
(13)
Выпуск электронных денег не является деятельностью по приему депозитов в соответствии с Директивой 2006/48/EC Европейского парламента и Совета от 14 июня 2006 г., касающейся открытия и ведения бизнеса кредитных учреждений (6), ввиду его специфического характера как электронного суррогата монет и банкнот, который должен использоваться для осуществления платежей, обычно в ограниченных суммах, а не в качестве средства сбережений. Учреждениям электронных денег не должно быть разрешено предоставлять кредит из средств, полученных или удерживаемых для выпуска электронных денег. Кроме того, эмитентам электронных денег не должно быть разрешено предоставлять проценты или любые другие преимущества, если только эти преимущества не связаны с продолжительностью времени, в течение которого держатель электронных денег удерживает электронные деньги. Условия предоставления и сохранения авторизации в качестве учреждений электронных денег должны включать пруденциальные требования, пропорциональные операционным и финансовым рискам, с которыми сталкиваются такие органы в ходе своей деятельности, связанной с выпуском электронных денег, независимо от любой другой осуществляемой коммерческой деятельности. учреждением электронных денег.
(14)
Однако необходимо сохранить равные правила игры между учреждениями, занимающимися электронными деньгами, и кредитными учреждениями в отношении выпуска электронных денег, чтобы обеспечить честную конкуренцию за одну и ту же услугу среди более широкого круга учреждений в интересах держателей электронных денег. Это должно быть достигнуто путем балансирования менее обременительных особенностей режима пруденциального надзора, применяемого к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, и более строгими положениями, чем те, которые применяются к кредитным учреждениям, особенно в отношении защиты средств держателя электронных денег. Учитывая решающую важность защиты, необходимо, чтобы компетентные органы были заранее проинформированы о любых существенных изменениях, таких как изменение метода защиты, изменение кредитного учреждения, в котором хранятся защищенные средства, или изменение в страховании. предприятие или кредитное учреждение, которое застраховало или гарантировало охраняемые средства.
(15)
Правила, регулирующие филиалы учреждений, занимающихся электронными деньгами, головной офис которых находится за пределами Сообщества, должны быть аналогичны во всех государствах-членах. Важно предусмотреть, чтобы такие правила не были более благоприятными, чем правила для филиалов учреждений электронных денег, головной офис которых находится в другом государстве-члене ЕС. Сообщество должно иметь возможность заключать соглашения с третьими странами, предусматривающие применение правил, которые предоставляют филиалам учреждений электронных денег, головной офис которых находится за пределами Сообщества, одинаковый режим на всей территории Сообщества. Филиалы учреждений, занимающихся электронными деньгами, головной офис которых находится за пределами Сообщества, не должны пользоваться ни свободой учреждения в соответствии со статьей 43 Договора в государствах-членах, кроме тех, в которых они учреждены, ни свободой предоставления услуг в соответствии со вторым параграфом Статья 49 Договора.
(16)
Целесообразно разрешить государствам-членам ЕС отказаться от применения некоторых положений настоящей Директивы в отношении учреждений, выпускающих только ограниченное количество электронных денег. учреждения, получающие выгоду от такого отказа, не должны иметь права в соответствии с настоящей Директивой осуществлять свободу учреждения или свободу предоставлять услуги, и они не должны косвенно осуществлять эти права в качестве членов платежной системы. Однако желательно зарегистрировать данные обо всех организациях, предоставляющих услуги электронных денег, в том числе о тех, кто пользуется льготой. С этой целью государства-члены должны внести такие организации в реестр учреждений, занимающихся электронными деньгами.
(17)
По пруденциальным соображениям государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы только организации, занимающиеся электронными деньгами, должным образом уполномоченные или получившие право на отказ в соответствии с настоящей Директивой, кредитные учреждения, уполномоченные в соответствии с Директивой 2006/48/EC, жироотделения почтовых отделений, имеющие право в соответствии с национальным законодательством выпускать электронные деньги, учреждения, указанные в статье 2 Директивы 2006/48/ЕС, Европейский центральный банк, национальные центральные банки, когда они не действуют в качестве денежно-кредитного органа или других государственных органов, а также государства-члены или их региональные или местные органы власти, когда они действуют в своих интересах. возможности, поскольку государственные органы могут выпускать электронные деньги.
(18)
Электронные деньги должны быть погашаемыми, чтобы сохранить доверие держателя электронных денег. Возможность погашения не подразумевает, что средства, полученные в обмен на электронные деньги, следует рассматривать как депозиты или другие подлежащие возврату средства для целей Директивы 2006/48/EC. Погашение должно быть возможным в любое время по номинальной стоимости без какой-либо возможности согласовать минимальный порог погашения. Выкуп, как правило, должен предоставляться бесплатно. Однако в случаях, должным образом указанных в настоящей Директиве, должна быть возможность запросить пропорциональную и основанную на затратах плату без ущерба для национального законодательства по налогам или социальным вопросам или любых обязательств эмитента электронных денег в соответствии с другим соответствующим законодательством Сообщества или национальным законодательством, таким как правила по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, любые действия, направленные на замораживание средств, или любые конкретные меры, связанные с предотвращением и расследованием преступлений.
(19)
Внесудебные процедуры подачи жалоб и возмещения ущерба для разрешения споров должны быть в распоряжении держателей электронных денег. Поэтому глава 5 Раздела IV Директивы 2007/64/EC должна применяться с соответствующими изменениями в контексте настоящей Директивы, без ущерба для положений настоящей Директивы. Поэтому ссылку на «поставщика платежных услуг» в Директиве 2007/64/EC следует понимать как ссылку на эмитента электронных денег; ссылку на «пользователя платежных услуг» следует читать как ссылку на держателя электронных денег; а ссылку на Разделы III и IV Директивы 2007/64/EC следует рассматривать как ссылку на Раздел III настоящей Директивы.
(20)
Меры, необходимые для реализации настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры осуществления полномочий по реализации, предоставленных Комиссии (7).
(21)
В частности, Комиссия должна быть наделена полномочиями принимать имплементационные положения, чтобы учитывать инфляцию или технологические и рыночные изменения, а также обеспечивать конвергентное применение исключений в соответствии с настоящей Директивой. Поскольку такие меры носят общий характер и предназначены для внесения поправок в несущественные элементы настоящей Директивы, они должны быть приняты в соответствии с нормативной процедурой с тщательной проверкой, предусмотренной в Статье 5а Решения 1999/468/EC.
(22)
Эффективное функционирование этой Директивы необходимо будет пересмотреть. Таким образом, Комиссия должна быть обязана представить отчет через три года после крайнего срока транспонирования настоящей Директивы. Государства-члены ЕС должны предоставить Комиссии информацию относительно применения некоторых положений настоящей Директивы.
(23)
В интересах правовой определенности следует принять переходные меры, чтобы гарантировать, что организации, занимающиеся электронными деньгами, которые начали свою деятельность в соответствии с национальными законами, транспонирующими Директиву 2000/46/EC, могли продолжать эту деятельность в соответствующем государстве-члене ЕС в течение определенного периода времени. указанный период. Этот период должен быть более продолжительным для учреждений, занимающихся электронными деньгами, которые воспользовались отказом, предусмотренным статьей 8 Директивы 2000/46/EC.
(24)
Эта Директива вводит новое определение электронных денег, выпуск которых может воспользоваться отступлениями от статей 34 и 53 Директивы 2007/64/EC. Таким образом, упрощенный режим комплексной проверки клиентов для учреждений, занимающихся электронными деньгами, в соответствии с Директивой 2005/60/EC Европейского парламента и Совета от 26 октября 2005 г. о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма. (8) следует внести соответствующие поправки.
(25)
В соответствии с Директивой 2006/48/EC учреждения, занимающиеся электронными деньгами, считаются кредитными учреждениями, хотя они не могут ни принимать депозиты от населения, ни предоставлять кредиты из средств, полученных от населения. Учитывая режим, введенный настоящей Директивой, целесообразно внести поправки в определение кредитного учреждения в Директиве 2006/48/EC, чтобы гарантировать, что учреждения, занимающиеся электронными деньгами, не считаются кредитными учреждениями. Однако кредитным учреждениям по-прежнему должно быть разрешено выпускать электронные деньги и осуществлять такую деятельность в масштабах Сообщества при условии взаимного признания и режима комплексного пруденциального надзора, применяемого к ним в соответствии с законодательством Сообщества в банковской сфере. Однако в интересах поддержания равных правил игры кредитные учреждения должны, в качестве альтернативы, иметь возможность осуществлять эту деятельность через дочернюю компанию в соответствии с режимом пруденциального надзора настоящей Директивы, а не в соответствии с Директивой 2006/48/EC.
(26)
Положения настоящей Директивы заменяют все соответствующие положения Директивы 2000/46/EC. Поэтому Директиву 2000/46/EC следует отменить.
(27)
Поскольку цель настоящей Директивы не может быть в достаточной степени достигнута государствами-членами ЕС, поскольку она требует гармонизации множества различных правил, существующих в настоящее время в правовых системах различных государств-членов ЕС, и, следовательно, может быть лучше достигнута на уровне Сообщества, Сообщество может принять меры, в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в этой статье, настоящая Директива не выходит за рамки того, что необходимо для достижения этой цели.
(28)
В соответствии с пунктом 34 Межведомственного соглашения о совершенствовании законотворчества (9), государствам-членам рекомендуется составить для себя и в интересах Сообщества свои собственные таблицы, иллюстрирующие, насколько это возможно, взаимосвязь между этим Директивы и меры по транспозиции и обнародовать их,
ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
РАЗДЕЛ I
ОБЪЕМ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Статья 1
Предмет и объем
1. Настоящая Директива устанавливает правила осуществления деятельности по выпуску электронных денег, в целях чего государства-члены должны признавать следующие категории эмитентов электронных денег:
(а)
кредитные учреждения, определенные в пункте 1 статьи 4 Директивы 2006/48/EC, включая, в соответствии с национальным законодательством, их филиалы в значении пункта 3 статьи 4 этой Директивы, если такой филиал расположен на территории Сообщества. и его головной офис расположен за пределами Сообщества в соответствии со статьей 38 этой Директивы;
(б)
учреждения электронных денег, определенные в пункте 1 статьи 2 настоящей Директивы, включая, в соответствии со статьей 8 настоящей Директивы и национальным законодательством, их филиалы, если такой филиал расположен на территории Сообщества, а его головной офис расположен за пределами Сообщества. ;
(с)
почтовые жироучреждения, которые в соответствии с национальным законодательством имеют право выпускать электронные деньги;
(г)
Европейский центральный банк и национальные центральные банки, когда они не действуют в качестве денежно-кредитного органа или других органов государственной власти;
(е)
Государства-члены ЕС или их региональные или местные органы власти, когда они действуют в качестве органов государственной власти.
2. Раздел II настоящей Директивы устанавливает правила создания, ведения и пруденциального надзора за деятельностью учреждений, занимающихся электронными деньгами.
3. Государства-члены могут отказаться от применения всех или части положений Раздела II настоящей Директивы к учреждениям, указанным в Статье 2 Директивы 2006/48/EC, за исключением учреждений, упомянутых в первом и втором абзацах. этой статьи.
4. Настоящая Директива не применяется к денежной стоимости, хранящейся на инструментах, освобожденных от налога, как указано в Статье 3(k) Директивы 2007/64/EC.
5. Настоящая Директива не применяется к денежной стоимости, которая используется для совершения платежных операций, освобожденных от налога, как указано в Статье 3(l) Директивы 2007/64/EC.
Статья 2
Определения
Для целей настоящей Директивы применяются следующие определения:
1.
«организация электронных денег» означает юридическое лицо, которому было предоставлено разрешение в соответствии с Разделом II на выпуск электронных денег;
2.
«электронные деньги» означают электронно, в том числе магнитно, хранимую денежную стоимость, представленную требованием к эмитенту, которое выдается при получении средств с целью осуществления платежных операций, как это определено в пункте 5 статьи 4 Директивы 2007/64/EC. и который принимается физическим или юридическим лицом, отличным от эмитента электронных денег;
3.
«эмитент электронных денег» означает организации, указанные в статье 1(1), учреждения, получающие выгоду от отказа в соответствии со статьей 1(3), и юридические лица, получающие выгоду от отказа в соответствии со статьей 9;
4.
«Средняя сумма непогашенных электронных денег» означает среднюю общую сумму финансовых обязательств, связанных с выпущенными электронными деньгами, на конец каждого календарного дня за предыдущие шесть календарных месяцев, рассчитанную в первый календарный день каждого календарного месяца и примененную к этому календарному месяцу. .
РАЗДЕЛ II
ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМУ, ПРОВЕДЕНИЮ И ПРУДЕНЦИАЛЬНОМУ НАДЗОРУ ЗА БИЗНЕСОМ УЧРЕЖДЕНИЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Статья 3
Общие пруденциальные правила
1. Без ущерба для настоящей Директивы, статьи 5 и 10–15, статья 17(7) и статьи 18–25 Директивы 2007/64/EC применяются к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, с соответствующими изменениями.
2. Учреждения электронных денег должны заранее информировать компетентные органы о любых существенных изменениях в мерах, принятых для защиты средств, полученных в обмен на выпущенные электронные деньги.
3. Любое физическое или юридическое лицо, принявшее решение о приобретении или отчуждении, прямо или косвенно, существенного участия в значении пункта 11 статьи 4 Директивы 2006/48/EC в учреждении электронных денег, или о дальнейшем увеличивать или уменьшать, прямо или косвенно, такое существенное участие, в результате чего доля капитала или принадлежащих ему прав голоса достигнет, превысит или упадет ниже 20 %, 30 % или 50 %, или так, что учреждение электронных денег станет или перестанет быть ее дочерней компанией, должен проинформировать компетентные органы о своем намерении до такого приобретения, продажи, увеличения или сокращения.
Предполагаемый приобретатель должен предоставить компетентному органу информацию с указанием размера предполагаемого владения и соответствующую информацию, указанную в статье 19a(4) Директивы 2006/48/EC.
Если влияние, оказываемое лицами, указанными во втором подпараграфе, может нанести ущерб разумному и разумному управлению учреждением, компетентные органы выражают свое несогласие или принимают другие соответствующие меры, чтобы положить конец этой ситуации. Такие меры могут включать судебные запреты, санкции против директоров или менеджеров или приостановление осуществления прав голоса, закрепленных за акциями, принадлежащими указанным акционерам или участникам.
Аналогичные меры применяются к физическим или юридическим лицам, которые не выполняют обязательство по предоставлению предварительной информации, установленное настоящим пунктом.
Если холдинг приобретается, несмотря на противодействие компетентных органов, эти органы должны, независимо от любых других санкций, которые будут приняты, обеспечить реализацию права голоса приобретателя, действие которого будет приостановлено, недействительность поданных голосов или возможность аннулирование этих голосов.
Государства-члены могут отказаться или разрешить своим компетентным органам отказаться от применения всех или части обязательств в соответствии с настоящим параграфом в отношении учреждений, занимающихся электронными деньгами, которые осуществляют один или несколько видов деятельности, перечисленных в Статье 6(1)(e). .
4. Государства-члены разрешают учреждениям, занимающимся электронными деньгами, распространять и выкупать электронные деньги через физических или юридических лиц, действующих от их имени. Если учреждение электронных денег желает распространять электронные деньги в другом государстве-члене ЕС, привлекая такое физическое или юридическое лицо, оно должно следовать процедуре, изложенной в статье 25 Директивы 2007/64/EC.
5. Несмотря на параграф 4, организации, занимающиеся электронными деньгами, не должны выпускать электронные деньги через агентов. Учреждениям электронных денег разрешается предоставлять платежные услуги, указанные в статье 6(1)(a), через агентов только в том случае, если соблюдаются условия статьи 17 Директивы 2007/64/EC.
Статья 4
Начальный капитал
Государства-члены должны требовать от учреждений, занимающихся электронными деньгами, иметь на момент выдачи разрешения первоначальный капитал, состоящий из статей, указанных в статье 57(a) и (b) Директивы 2006/48/EC, в размере не менее 350 000 евро. .
Статья 5
Собственные средства
1. Собственные средства учреждения электронных денег, как указано в статьях 57–61, 63, 64 и 66 Директивы 2006/48/EC, не должны опускаться ниже суммы, требуемой в соответствии с пунктами 2–5 настоящей статьи или статьей 4 настоящей Директивы, в зависимости от того, какая из них выше.
2. Что касается деятельности, указанной в статье 6(1)(а), которая не связана с выпуском электронных денег, требования к собственным средствам учреждения, занимающегося электронными деньгами, рассчитываются в соответствии с одним из трех методов ( A, B или C), указанные в статье 8(1) и (2) Директивы 2007/64/EC. Соответствующий метод определяется компетентными органами в соответствии с национальным законодательством.
В отношении деятельности по выпуску электронных денег требования к собственным средствам учреждения электронных денег рассчитываются в соответствии с методом D, как указано в пункте 3.
Учреждения электронных денег всегда должны иметь собственные средства, как минимум равные сумме требований, указанных в первом и втором подпунктах.
3. Метод D: Собственные средства учреждения электронных денег для деятельности по выпуску электронных денег должны составлять не менее 2 % от средней суммы находящихся в обращении электронных денег.
4. Если учреждение электронных денег осуществляет любую деятельность, указанную в статье 6(1)(a), которая не связана с выпуском электронных денег или любой деятельностью, указанной в статье 6(1)(b) (e) и сумма непогашенных электронных денег заранее неизвестна, компетентные органы должны разрешить этому учреждению электронных денег рассчитать требования к своим собственным средствам на основе репрезентативной части, которая, как предполагается, будет использована для выпуска электронных денег, при условии, что такая репрезентативная часть может быть разумно оценена на основе исторических данных и к удовлетворению компетентных органов. Если организация, занимающаяся электронными деньгами, не завершила достаточный период деятельности, ее потребности в собственных средствах рассчитываются на основе прогнозируемых непогашенных электронных денег, подтвержденных ее бизнес-планом, с учетом любых корректировок этого плана, требуемых компетентными органами.
5. На основе оценки процессов управления рисками, баз данных о рисках убытков и механизмов внутреннего контроля учреждения электронных денег компетентные органы могут потребовать от учреждения электронных денег держать сумму собственных средств, не превышающую на 20 % выше, чем сумма, которая была бы получена в результате применения соответствующего метода в соответствии с пунктом 2, или позволить учреждению электронных денег удерживать сумму собственных средств, которая до 20 % ниже, чем сумма, которая была бы получена в результате применение соответствующего метода в соответствии с пунктом 2.
6. Государства-члены принимают необходимые меры для предотвращения многократного использования элементов, имеющих право на собственные средства:
(а)
если учреждение электронных денег принадлежит к той же группе, что и другое учреждение электронных денег, кредитное учреждение, платежное учреждение, инвестиционная фирма, компания по управлению активами или страховая или перестраховочная организация;
(б)
когда учреждение электронных денег осуществляет деятельность, отличную от выпуска электронных денег.
7. При соблюдении условий, изложенных в статье 69 Директивы 2006/48/EC, государства-члены или их компетентные органы могут принять решение не применять пункты 2 и 3 настоящей статьи к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, которые включены в консолидированный надзор за материнские кредитные учреждения в соответствии с Директивой 2006/48/EC.
Статья 6
Деятельность
1. Помимо эмиссии электронных денег учреждения электронных денег имеют право заниматься любой из следующих видов деятельности:
(а)
предоставление платежных услуг, перечисленных в Приложении к Директиве 2007/64/EC;
(б)
предоставление кредита, связанного с платежными услугами, указанными в пунктах 4, 5 или 7 Приложения к Директиве 2007/64/EC, если соблюдаются условия, изложенные в Статье 16(3) и (5) этой Директивы;
(с)
предоставление операционных услуг и тесно связанных с ними вспомогательных услуг в отношении выпуска электронных денег или предоставления платежных услуг, указанных в пункте (а);
(г)
функционирование платежных систем, как это определено в пункте 6 статьи 4 Директивы 2007/64/EC и без ущерба для статьи 28 этой Директивы;
(е)
коммерческая деятельность, отличная от выпуска электронных денег, с учетом применимого законодательства Сообщества и национального законодательства.
Кредит, упомянутый в пункте (b) первого подпараграфа, не может быть предоставлен за счет средств, полученных в обмен на электронные деньги и хранящихся в соответствии со статьей 7(1).
2. Учреждения электронных денег не должны принимать депозиты или другие подлежащие возврату средства от населения в значении статьи 5 Директивы 2006/48/EC.
3. Любые средства, полученные учреждениями электронных денег от держателя электронных денег, подлежат немедленному обмену на электронные деньги. Такие средства не должны представлять собой ни депозит, ни другие подлежащие возврату средства, полученные от общественности в значении статьи 5 Директивы 2006/48/EC.
4. Статья 16(2) и (4) Директивы 2007/64/EC применяется к средствам, полученным за деятельность, указанную в пункте 1(а) настоящей статьи, которая не связана с деятельностью по выпуску электронных денег.
Статья 7
Требования безопасности
1. Государства-члены должны требовать от учреждений, занимающихся электронными деньгами, защищать средства, полученные в обмен на выпущенные электронные деньги, в соответствии со статьей 9(1) и (2) Директивы 2007/64/EC. Средства, полученные в форме платежа с помощью платежного инструмента, не должны быть защищены до тех пор, пока они не будут зачислены на платежный счет учреждения электронных денег или иным образом не станут доступны учреждению электронных денег в соответствии с требованиями ко времени исполнения, изложенными в Директиве 2007/64. /EC, где это применимо. В любом случае такие средства должны быть сохранены не позднее пяти рабочих дней, как это определено в пункте 27 статьи 4 указанной Директивы, после выпуска электронных денег.
2. Для целей параграфа 1 безопасными активами с низким уровнем риска являются объекты активов, попадающие в одну из категорий, указанных в Таблице 1 пункта 14 Приложения I к Директиве 2006/49/EC Европейского Парламента и Совета. от 14 июня 2006 года о достаточности капитала инвестиционных компаний и кредитных организаций (10), для которых начисление на капитал за специфический риск не превышает 1,6 %, но исключая другие квалифицируемые статьи, как определено в пункте 15 этого Приложения.
Для целей пункта 1 безопасными активами с низким уровнем риска также являются единицы в компании коллективного инвестирования в переводные ценные бумаги (UCITS), которая инвестирует исключительно в активы, как указано в первом подпункте.
В исключительных обстоятельствах и при наличии надлежащего обоснования компетентные органы могут на основе оценки безопасности, зрелости, стоимости или других элементов риска активов, как указано в первом и втором подпунктах, определить, какие из этих активов не являются безопасными, с низким уровнем риска. -рисковые активы для целей пункта 1.
3. Статья 9 Директивы 2007/64/EC применяется к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, для деятельности, указанной в Статье 6(1)(a) настоящей Директивы, которая не связана с деятельностью по выпуску электронных денег.
4. Для целей параграфов 1 и 3 государства-члены или их компетентные органы могут определять в соответствии с национальным законодательством, какой метод должен использоваться учреждениями электронных денег для защиты средств.
Статья 8
Отношения с третьими странами
1. Государства-члены не должны применять к филиалу учреждения электронных денег, головной офис которого находится за пределами Сообщества, при открытии или осуществлении своей деятельности положений, которые приводят к более благоприятному режиму, чем режим, предоставляемый учреждению электронных денег, имеющему головной офис. внутри Сообщества.
2. Компетентные органы должны уведомлять Комиссию обо всех разрешениях для филиалов учреждений электронных денег, головной офис которых находится за пределами Сообщества.
3. Без ущерба для параграфа 1, Сообщество может посредством соглашений, заключенных с одной или несколькими третьими странами, согласиться применять положения, которые гарантируют, что к филиалам учреждения электронных денег, головной офис которого находится за пределами Сообщества, будут относиться одинаково на всей территории Сообщества.
Статья 9
Дополнительные исключения
1. Государства-члены могут отказаться или разрешить своим компетентным органам отказаться от применения всех или части процедур и условий, изложенных в статьях 3, 4, 5 и 7 настоящей Директивы, за исключением статей 20, 22, 23 и 24 Директивы 2007/64/EC и разрешает включение юридических лиц в реестр учреждений электронных денег, если соблюдаются оба следующих требования:
(а)
общая коммерческая деятельность генерирует среднюю сумму непогашенных электронных денег, которая не превышает лимит, установленный государством-членом, но в любом случае составляет не более 5 000 000 евро; и
(б)
ни одно из физических лиц, ответственных за управление или функционирование бизнеса, не было осуждено за преступления, связанные с отмыванием денег или финансированием терроризма или другими финансовыми преступлениями.
Если учреждение, занимающееся электронными деньгами, осуществляет любую деятельность, указанную в статье 6(1)(a), которая не связана с выпуском электронных денег, или любую деятельность, указанную в статье 6(1)(b), до ( e) и сумма непогашенных электронных денег заранее неизвестна, компетентные органы должны разрешить этому учреждению электронных денег применить пункт (a) первого подпараграфа на основе репрезентативной части, которая, как предполагается, будет использована для выпуска электронных денег при условии, что такая репрезентативная часть может быть разумно оценена на основе исторических данных и к удовлетворению компетентных органов. Если учреждение электронных денег не завершило достаточно длительный период деятельности, это требование должно оцениваться на основе прогнозируемых непогашенных электронных денег, подтвержденных его бизнес-планом, с учетом любых корректировок этого плана, требуемых компетентными органами.
Государства-члены могут также предусмотреть предоставление факультативных исключений в соответствии с настоящей статьей при условии соблюдения дополнительного требования о максимальной сумме хранения на платежном инструменте или платежном счете потребителя, где хранятся электронные деньги.
Юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с настоящим пунктом, может предоставлять платежные услуги, не связанные с электронными деньгами, выпущенными в соответствии с настоящей статьей, только при соблюдении условий, изложенных в статье 26 Директивы 2007/64/EC.
2. Юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с параграфом 1, должно иметь головной офис в государстве-члене ЕС, в котором оно фактически осуществляет свою деятельность.
3. Юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с пунктом 1, рассматривается как учреждение электронных денег. Однако статья 10(9) и статья 25 Директивы 2007/64/EC к нему не применяются.
4. Государства-члены могут предусмотреть, чтобы юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с параграфом 1, могло заниматься только некоторыми видами деятельности, перечисленными в Статье 6(1).
5. Юридическое лицо, указанное в пункте 1, обязано:
(а)
уведомлять компетентные органы о любых изменениях в своей ситуации, которые имеют отношение к условиям, указанным в пункте 1; и
(б)
не реже одного раза в год, в дату, указанную компетентными органами, сообщать о среднем объеме непогашенных электронных денег.
6. Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы в случае, если условия, изложенные в параграфах 1, 2 и 4, больше не выполняются, соответствующее юридическое лицо должно запросить разрешение в течение 30 календарных дней в соответствии со статьей 3. Любое такое лицо, которое не запросил разрешения в течение этого периода, ему будет запрещено в соответствии со статьей 10 выпускать электронные деньги.
7. Государства-члены должны гарантировать, что их компетентные органы имеют достаточные полномочия для проверки постоянного соблюдения требований, изложенных в настоящей статье.
8. Настоящая статья не применяется в отношении положений Директивы 2005/60/EC или национальных положений по борьбе с отмыванием денег.
9. Если государство-член воспользуется отказом, предусмотренным в параграфе 1, оно должно уведомить Комиссию соответствующим образом до 30 апреля 2011 года. Государство-член должно немедленно уведомить Комиссию о любых последующих изменениях. Кроме того, государство-член должно информировать Комиссию о количестве заинтересованных юридических лиц и на ежегодной основе об общей сумме непогашенных электронных денег, выпущенных на 31 декабря каждого календарного года, как указано в параграфе 1.
РАЗДЕЛ III
ВЫПУСК И ПОГАШЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
Статья 10
Запрет на выпуск электронных денег
Без ущерба для статьи 18 государства-члены должны запретить физическим или юридическим лицам, которые не являются эмитентами электронных денег, выпускать электронные деньги.
Статья 11
Выпуск и погашение
1. Государства-члены должны обеспечить, чтобы эмитенты электронных денег выпускали электронные деньги по номинальной стоимости при получении средств.
2. Государства-члены должны обеспечить, чтобы по запросу держателя электронных денег эмитенты электронных денег выкупили в любой момент и по номинальной стоимости денежную стоимость имеющихся электронных денег.
3. В договоре между эмитентом электронных денег и держателем электронных денег должны быть четко и ясно указаны условия погашения, включая любые связанные с этим сборы, и держатель электронных денег должен быть проинформирован об этих условиях до того, как он будет связан каким-либо контрактом или предложением.
4. Погашение может облагаться комиссией только в том случае, если это указано в договоре в соответствии с пунктом 3, и только в любом из следующих случаев:
(а)
если выкуп запрашивается до расторжения договора;
(б)
если договор предусматривает дату прекращения действия и держатель электронных денег расторгает договор до этой даты; или
(с)
если выкуп запрошен более чем через год после даты расторжения договора.
Любая такая плата должна быть соразмерной и соразмерной фактическим затратам, понесенным эмитентом электронных денег.
5. Если погашение запрашивается до прекращения действия договора, держатель электронных денег может запросить погашение электронных денег полностью или частично.
6. Если владелец электронных денег запрашивает погашение не позднее одного года после даты расторжения договора:
(а)
общая денежная стоимость имеющихся электронных денег должна быть погашена; или
(б)
Если учреждение электронных денег осуществляет один или несколько видов деятельности, перечисленных в статье 6(1)(e), и заранее неизвестно, какая часть средств будет использоваться в качестве электронных денег, все средства, запрошенные держателем электронных денег, должны быть быть искупленным.
7. Несмотря на пункты 4, 5 и 6, права выкупа лица, не являющегося потребителем, которое принимает электронные деньги, регулируются договорным соглашением между эмитентом электронных денег и этим лицом.
Статья 12
Запрет процентов
Государства-члены ЕС должны запретить предоставление процентов или любых других льгот, связанных с продолжительностью времени, в течение которого держатель электронных денег удерживает электронные деньги.
Статья 13
Внесудебные процедуры обжалования и возмещения ущерба при разрешении споров
Без ущерба для настоящей Директивы, Глава 5 Раздела IV Директивы 2007/64/EC применяется с соответствующими изменениями к эмитентам электронных денег в отношении их обязанностей, вытекающих из настоящего Раздела.
РАЗДЕЛ IV
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
Статья 14
Реализация мер
1. Комиссия может принять меры, необходимые для обновления положений настоящей Директивы, чтобы принять во внимание инфляцию или технологические и рыночные изменения. Эти меры, предназначенные для внесения поправок в несущественные элементы настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой с тщательным контролем, указанным в Статье 15(2).
2. Комиссия должна принять меры для обеспечения совпадающего применения исключений, упомянутых в Статье 1(4) и (5). Эти меры, предназначенные для внесения поправок в несущественные элементы настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой с тщательной проверкой, указанной в Статье 15(2).
Статья 15
Процедура комитета
1. Комиссии будет оказывать помощь Платежный комитет, созданный в соответствии со статьей 85 Директивы 2007/64/EC.
2. При ссылке на настоящий параграф применяются статьи 5a(1)–(4) и статья 7 Решения 1999/468/EC с учетом положений его статьи 8.
Статья 16
Полная гармонизация
1. Без ущерба для статьи 1(3), шестого подпункта статьи 3(3), статьи 5(7), статьи 7(4), статьи 9 и статьи 18(2), а также в той степени, в которой настоящая Директива предусматривает гармонизации, государства-члены не должны сохранять или вводить положения, кроме тех, которые изложены в настоящей Директиве.
2. Государства-члены должны обеспечить, чтобы эмитент электронных денег не отступал в ущерб держателю электронных денег от положений национального законодательства, реализующих или соответствующих положениям настоящей Директивы, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено в ней.
Статья 17
Обзор
К 1 ноября 2012 года Комиссия должна представить Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Европейскому центральному банку отчет о реализации и влиянии настоящей Директивы, в частности о применении пруденциальных требований к электронным деньгам. учреждений, сопровождаемый, при необходимости, предложением о его пересмотре.
Статья 18
Переходные положения
1. Государства-члены должны разрешить организациям, занимающимся электронными деньгами, которые до 30 апреля 2011 года начали деятельность в соответствии с национальным законодательством, транспонирующим Директиву 2000/46/EC в государстве-члене, в котором находится их головной офис, продолжать эту деятельность в этом государстве-члене ЕС или в другом государстве-члене ЕС в соответствии с договоренностями о взаимном признании, предусмотренными в Директиве 2000/46/ЕС, без необходимости запрашивать разрешение в соответствии со статьей 3 настоящей Директивы или соблюдать другие положения, изложенные или упомянутые в Раздел II настоящей Директивы.
Государства-члены ЕС должны потребовать от таких учреждений электронных денег предоставить всю соответствующую информацию компетентным органам, чтобы позволить последним оценить до 30 октября 2011 года, соответствуют ли учреждения электронных денег требованиям, изложенным в настоящей Директиве, и, если нет, какие меры необходимо принять для обеспечения соблюдения требований и является ли отзыв разрешения целесообразным.
Соответствующие учреждениям, занимающимся электронными деньгами, должны быть предоставлены разрешения, они должны быть внесены в реестр и обязаны соблюдать требования Раздела II. В случае невыполнения учреждениями электронных денег требований, установленных настоящей Директивой, до 30 октября 2011 года им запрещается выпускать электронные деньги.
2. Государства-члены могут предусмотреть автоматическую авторизацию организации, занимающейся электронными деньгами, и ее внесение в реестр, предусмотренный статьей 3, если компетентные органы уже имеют доказательства того, что соответствующая организация, занимающаяся электронными деньгами, соответствует требованиям, изложенным в статьях 3, 4. и 5. Компетентные органы должны проинформировать соответствующие организации, занимающиеся электронными деньгами, до выдачи разрешения.
3. Государства-члены должны разрешить учреждениям, занимающимся электронными деньгами, которые до 30 апреля 2011 года начали деятельность в соответствии с национальным законодательством, транспонирующим Статью 8 Директивы 2000/46/EC, продолжать эту деятельность в пределах соответствующего государства-члена в соответствии с Директивой 2000. /46/EC до 30 апреля 2012 г., без необходимости получения разрешения в соответствии со статьей 3 настоящей Директивы или соблюдения других положений, изложенных или упомянутых в Разделе II настоящей Директивы. Учреждениям электронных денег, которые в течение этого периода не были ни авторизованы, ни лишены права отказа в значении статьи 9 настоящей Директивы, будет запрещено выпускать электронные деньги.
Статья 19
Поправки к Директиве 2005/60/EC
В Директиву 2005/60/EC настоящим вносятся следующие поправки:
1.
в статье 3(2) пункт (а) заменен следующим:
'(а)
предприятие, кроме кредитной организации, которое осуществляет одну или несколько операций, включенных в пункты 2–12 и пункты 14 и 15 Приложения I к Директиве 2006/48/EC, включая деятельность пунктов обмена валюты (бюро де изменять);'
2.
в статье 11(5) пункт (d) заменен следующим:
'(г)
электронные деньги, как это определено в пункте 2 статьи 2 Директивы 2009/110/EC Европейского парламента и Совета от 16 сентября 2009 г. о создании, ведении и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег (11), где , если пополнение невозможно, максимальная сумма, хранящаяся в электронном виде на устройстве, не превышает 250 евро, или если пополнение возможно, на общую сумму транзакций в календаре налагается ограничение в 2 500 евро. год, за исключением случаев, когда сумма в размере 1 000 евро или более погашается в том же календарном году по запросу держателя электронных денег в соответствии со статьей 11 Директивы 2009/110/EC. Что касается национальных платежных операций, государства-члены ЕС или их компетентные органы могут увеличить сумму в 250 евро, упомянутую в этом пункте, до максимального уровня в 500 евро.
Статья 20
Поправки к Директиве 2006/48/EC
В Директиву 2006/48/EC настоящим вносятся следующие поправки:
1.
В статью 4 вносятся следующие изменения:
(а)
пункт 1 заменен следующим:
'1.
«кредитная организация» означает предприятие, деятельность которого заключается в получении депозитов или других подлежащих возврату средств от населения и предоставлении кредитов за свой счет;
(б)
пункт 5 заменен следующим:
'5.
«финансовое учреждение» означает предприятие, отличное от кредитного учреждения, основной деятельностью которого является приобретение активов или осуществление одного или нескольких видов деятельности, перечисленных в пунктах 2–12 и 15 Приложения I.’;
2.
в Приложение I добавлен следующий пункт:
'15.
Выпуск электронных денег».
Статья 21
Отменить
Директива 2000/46/EC должна быть отменена с 30 апреля 2011 г. без ущерба для статьи 18(1) и (3) настоящей Директивы.
Любая ссылка на отмененную Директиву должна быть истолкована как ссылка на настоящую Директиву.
Статья 22
Транспонирование
1. Государства-члены ЕС должны принять и опубликовать не позднее 30 апреля 2011 г. законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы. Они должны немедленно сообщить Комиссии текст этих мер.
Они будут применять эти меры с 30 апреля 2011 года.
Когда государства-члены ЕС принимают такие меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.
2. Государства-члены должны сообщить Комиссии текст основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.
Статья 23
Вступление в силу
Настоящая Директива вступает в силу на 20-й день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.
Статья 24
Адресаты
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Страсбурге 16 сентября 2009 г.
За Европейский Парламент
Президент
Ю. БУЗЕК
Для Совета
Президент
К. МАЛЬМСТРЁМ
(1) Заключение от 26 февраля 2009 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале).
(2) ОЖ C 30, 02.06.2009, стр. 1.
(3) Заключение Европейского парламента от 24 апреля 2009 г. (еще не опубликованное в Официальном журнале) и Решение Совета от 27 июля 2009 г.
(4) OJ L 275, 27.10.2000, с. 39.
(5) OJ L 319, 5 декабря 2007 г., с. 1.
(6) OJ L 177, 30 июня 2006 г., с. 1.
(7) OJ L 184, 17 июля 1999 г., с. 23.
(8) OJ L 309, 25.11.2005, с. 15.
(9) ОЖ C 321, 31 декабря 2003 г., стр. 1.
(10) OJ L 177, 30 июня 2006 г., с. 201.
(11) OJ L 267, 10.10.2009, стр. 7'.
Вершина
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959