ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

Директива Совета 2013/51/Евратом от 22 октября 2013 г., устанавливающая требования по защите здоровья населения в отношении радиоактивных веществ в воде, предназначенной для потребления человеком



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Council Directive 2013/51/Euratom of 22 October 2013 laying down requirements for the protection of the health of the general public with regard to radioactive substances in water intended for human consumption
ru Директива Совета 2013/51/Евратом от 22 октября 2013 г., устанавливающая требования по защите здоровья населения в отношении радиоактивных веществ в воде, предназначенной для потребления человеком

7.11.2013

В

Официальный журнал Европейского Союза

Л 296/12

ДИРЕКТИВА СОВЕТА 2013/51/ЕВРАТОМ

от 22 октября 2013 г.

устанавливающие требования по охране здоровья населения в отношении радиоактивных веществ в воде, предназначенной для потребления человеком

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии и, в частности, его статьи 31 и 32,

Принимая во внимание предложение Европейской комиссии, составленное после получения заключения группы лиц, назначенных Научно-техническим комитетом из числа научных экспертов в государствах-членах, в соответствии со статьей 31 Договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии ,

Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета (1),

После консультации с Европейским парламентом,

Тогда как:

(1)

Попадание воды в организм является одним из путей попадания радиоактивных веществ в организм человека. В соответствии с Директивой Совета 96/29/Евратом (2), вклад в облучение населения в целом от деятельности, связанной с риском ионизирующего излучения, должен поддерживаться на настолько низком уровне, насколько это разумно достижимо.

(2)

Ввиду важности для здоровья человека качества воды, предназначенной для потребления человеком, необходимо установить на уровне Сообщества стандарты качества, имеющие индикаторную функцию, и обеспечить мониторинг соблюдения этих стандартов.

(3)

Директива Совета 98/83/EC (3) устанавливает параметры индикаторов, относящиеся к радиоактивным веществам, в Приложении I, Часть C, а также соответствующие положения по мониторингу в Приложении II к нему. Однако эти параметры подпадают под действие базовых стандартов, определенных в статье 30 Договора о Евратоме.

(4)

Поэтому требования по мониторингу уровней радиоактивных веществ в воде, предназначенной для потребления человеком, должны быть закреплены в специальном законодательстве, обеспечивающем единообразие, последовательность и полноту законодательства по радиационной защите в соответствии с Договором о Евратоме.

(5)

Поскольку Сообщество правомочно принимать основные стандарты безопасности для защиты здоровья работников и населения в целом от опасностей, возникающих от ионизирующего излучения, положения настоящей Директивы заменяют положения Директивы 98/83/ЕС в отношении требований к охрана здоровья населения в отношении радиоактивных веществ в воде, предназначенной для потребления человеком.

(6)

Как признано Судом в его прецедентной практике, задачи, возложенные на Сообщество статьей 2(b) Договора о Евратоме по установлению единых стандартов безопасности для защиты здоровья работников и населения в целом, не исключают, за исключением случаев, когда прямо указано в этих стандартах, государство-член ЕС не может предусмотреть более строгие меры защиты. Поскольку настоящая Директива предусматривает минимальные правила, государства-члены должны иметь право принимать или поддерживать более строгие меры в области, охватываемой настоящей Директивой, без ущерба для свободного перемещения товаров на внутреннем рынке, как это определено прецедентным правом Суда. правосудия.

(7)

Параметрические значения не следует рассматривать как предельные значения. В случае, если мониторинг воды, предназначенной для потребления человеком, выявляет несоответствие параметрическому значению, заинтересованное государство-член должно рассмотреть, представляет ли это риск для здоровья человека, требующий принятия мер, и, при необходимости, предпринять корректирующие действия для улучшения качества воды. воду до уровня, соответствующего требованиям охраны здоровья человека с точки зрения радиационной защиты.

(8)

Мониторинг вод, предназначенных для потребления человеком, разлитых в бутылки или контейнеры, предназначенные для продажи, за исключением природных минеральных вод, с целью проверки соответствия уровней радиоактивных веществ параметрическим значениям, установленным в соответствии с настоящей Директивой, должен осуществляться в в соответствии с принципами анализа опасностей и критических контрольных точек (HACCP), как того требует Регламент (ЕС) № 852/2004 Европейского Парламента и Совета (4), и без ущерба для принципов официального контроля, изложенных в Регламенте ( EC) № 882/2004 Европейского Парламента и Совета (5).

(9)

Широкая общественность должна быть адекватно и надлежащим образом информирована о качестве воды, предназначенной для потребления человеком.

(10)

Необходимо исключить из сферы действия настоящей Директивы природные минеральные воды и воды, являющиеся лекарственными продуктами, поскольку в Директиве 2009/54/EC Европейского Парламента и Совета установлены специальные правила для этих типов воды (6). и Директива 2001/83/EC Европейского парламента и Совета (7).

(11)

Каждое государство-член должно создать программы мониторинга для проверки того, что вода, предназначенная для потребления человеком, соответствует требованиям настоящей Директивы.

(12)

Методы, используемые для анализа качества воды, предназначенной для потребления человеком, должны быть такими, чтобы гарантировать надежность и сопоставимость полученных результатов.

(13)

Принимая во внимание большую географическую изменчивость естественного распространения радона, Комиссия приняла Рекомендацию 2001/928/Euratom (8), которая касается качества воды, предназначенной для потребления человеком, в отношении радона и долгоживущих продуктов распада радона. Целесообразно включить эти радионуклиды в сферу действия настоящей Директивы.

(14)

В целях поддержания высокого качества воды, предназначенной для потребления человеком, ввиду ее важности для здоровья человека, необходимо регулярно обновлять Приложения II и III с учетом научно-технического прогресса.

(15)

Хотя государства-члены ЕС должны определять частоту отбора проб и анализов воды, предназначенной для потребления человеком, разлитой в бутылки или контейнеры, предназначенные для продажи, тем государствам-членам ЕС, которые обязаны контролировать воду, предназначенную для потребления человеком, на наличие радона или трития или устанавливать Ориентировочная доза (ИД), для проведения отбора проб и анализа не реже одного раза в год,

ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

Тема сообщения

Эта Директива устанавливает требования по защите здоровья населения в отношении радиоактивных веществ в воде, предназначенной для потребления человеком. Он устанавливает параметрические значения, частоты и методы мониторинга радиоактивных веществ.

Статья 2

Определения

Для целей настоящей Директивы применяются следующие определения:

(1)

«Вода, предназначенная для потребления человеком» означает:

(а)

вся вода, как в исходном состоянии, так и после очистки, предназначенная для питья, приготовления пищи, приготовления пищи или других бытовых целей, независимо от ее происхождения и от того, поставляется ли она из распределительной сети, из цистерны или в бутылках или контейнерах;

(б)

вся вода, используемая на любом предприятии по производству пищевых продуктов для производства, переработки, консервации или сбыта продуктов или веществ, предназначенных для потребления человеком, за исключением случаев, когда компетентные национальные органы удостоверяются, что качество воды не может повлиять на полезность пищевых продуктов в их готовом виде. ;

(2)

«радиоактивное вещество» означает любое вещество, содержащее один или несколько радионуклидов, активность или концентрацию которых нельзя игнорировать с точки зрения радиационной защиты;

(3)

«Индикативная доза» или «ИД» означает ожидаемую эффективную дозу за один год приема внутрь, полученную от всех радионуклидов, присутствие которых было обнаружено в воде, предназначенной для потребления человеком, естественного или искусственного происхождения, но исключая тритий, калий- 40 — радон и короткоживущие продукты распада радона;

(4)

«Параметрическое значение» означает количество радиоактивных веществ в воде, предназначенной для потребления человеком, выше которого государства-члены должны оценить, представляет ли присутствие радиоактивных веществ в воде, предназначенной для потребления человеком, риск для здоровья человека, который требует принятия мер, и, при необходимости, должны принять меры. корректирующие мероприятия по улучшению качества воды до уровня, соответствующего требованиям охраны здоровья человека с точки зрения радиационной защиты.

Статья 3

Область применения и исключения

1.   Настоящая Директива применяется к воде, предназначенной для потребления человеком.

2.   Настоящая Директива не применяется к:

(а)

природные минеральные воды, признанные таковыми компетентными национальными органами в соответствии с Директивой 2009/54/EC;

(б)

воды, которые являются лекарственными средствами по смыслу Директивы 2001/83/EC.

3.   Государства-члены могут освободить от действия настоящей Директивы:

(а)

вода, предназначенная исключительно для тех целей, для которых компетентные органы уверены, что качество воды не оказывает прямого или косвенного влияния на здоровье заинтересованного населения;

(б)

вода, предназначенная для потребления человеком, из индивидуального источника, обеспечивающего в среднем менее 10 м3 в день или обслуживающего менее 50 человек, за исключением случаев, когда вода поставляется в рамках коммерческой или общественной деятельности.

4.   Государства-члены, прибегающие к освобождениям, предусмотренным в пункте 3(b), должны гарантировать, что:

(а)

заинтересованная общественность информируется об этом и о любых действиях, которые могут быть предприняты для защиты здоровья человека от неблагоприятных последствий, возникающих в результате любого загрязнения воды, предназначенной для потребления человеком;

(б)

когда потенциальная опасность для здоровья человека, связанная с качеством такой воды, очевидна, заинтересованной общественности незамедлительно предоставляются соответствующие рекомендации.

Статья 4

Общие обязательства

Без ущерба для положений, изложенных в пункте а статьи 6(3) Директивы 96/29/Евратом (9), государства-члены должны принять все меры, необходимые для создания соответствующей программы мониторинга воды, предназначенной для потребления человеком, чтобы гарантировать, что в случае несоответствия параметрическим значениям, установленным в соответствии с настоящей Директивой:

(а)

необходимо оценить, представляет ли это риск для здоровья человека, требующий принятия мер, и,

(б)

При необходимости должны быть приняты меры по улучшению качества воды до уровня, соответствующего требованиям охраны здоровья человека с точки зрения радиационной защиты.

Статья 5

Параметрические значения и точки соответствия

1.   Государства-члены должны установить параметрические значения, применимые для мониторинга радиоактивных веществ в воде, предназначенной для потребления человеком, в соответствии с Приложением I.

2.   Если мониторинг воды, предназначенной для потребления человеком, проводится в соответствии с требованиями Приложения II к настоящей Директиве, точкой соответствия является:

(а)

в случае воды, подаваемой из распределительной сети, - точка, в которой она выходит из кранов, откуда обычно берется вода;

(б)

в случае воды, подаваемой из цистерны, - место ее выхода из цистерны;

(с)

в случае воды, разлитой в бутылки или контейнеры, предназначенные для продажи, - место разлива воды в бутылки или контейнеры;

(г)

в случае воды, используемой на предприятии по производству пищевых продуктов, — точка, где вода используется на предприятии.

3.   Определение точек соответствия в пункте (2)(a) не наносит ущерба выбору точки отбора проб, которой может быть любая точка в зоне поставок или на очистных сооружениях при условии отсутствия неблагоприятного изменения концентрации. значение между точкой отбора проб и точкой соответствия.

Статья 6

Мониторинг и анализ

1.   Государства-члены должны принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы мониторинг радиоактивных веществ в воде, предназначенной для потребления человеком, проводился в соответствии со стратегиями и частотой мониторинга, изложенными в Приложении II, с целью проверки того, соответствуют ли значения радиоактивных веществ параметрические значения, установленные в соответствии со статьей 5(1).

Государства-члены ЕС должны гарантировать, что мониторинг проводится таким образом, чтобы гарантировать, что полученные измеренные значения являются репрезентативными для качества воды, потребляемой в течение года. Для воды, предназначенной для потребления человеком, которая разливается в бутылки или контейнеры, предназначенные для продажи, это не должно наносить ущерба принципам HACCP, как того требует Регламент (ЕС) № 852/2004, и принципам официального контроля, изложенным в Регламенте. (ЕС) № 882/2004.

2.   Контроль на предмет ИД должен осуществляться, а аналитические рабочие характеристики должны соответствовать требованиям, изложенным в Приложении III.

3.   Государства-члены должны обеспечить, чтобы любая лаборатория, в которой анализируются пробы, имела систему аналитического контроля качества, подлежащую проверке внешней организацией, утвержденной для этой цели компетентным органом.

Статья 7

Меры по устранению недостатков и уведомление общественности

1.   Государства-члены должны гарантировать, что любое несоблюдение параметрического значения, установленного в соответствии со Статьей 5(1), немедленно расследуется с целью выявления причины.

2.   В случае несоблюдения параметрического значения государство-член должно оценить, представляет ли это несоответствие риск для здоровья человека, требующий принятия мер.

3.   В случае существования такого риска, упомянутого в параграфе 2, государство-член должно:

(а)

принять меры по устранению недостатков в целях соблюдения требований по охране здоровья человека с точки зрения радиационной защиты; и

(б)

обеспечить, чтобы широкая заинтересованная общественность:

(я)

уведомлено о риске и принятых мерах по устранению последствий; и

(ii)

консультировать о любых дополнительных мерах предосторожности, которые могут потребоваться для защиты здоровья человека в отношении радиоактивных веществ.

Статья 8

Транспонирование в национальное законодательство

1.   Государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 28 ноября 2015 года. Они должны немедленно сообщить Комиссии текст этих положений.

Когда государства-члены ЕС принимают эти положения, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официальной публикации. Государства-члены ЕС должны определить, как следует делать такую ​​ссылку.

2.   Государства-члены должны передать Комиссии тексты основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.

Статья 9

Вступление в силу

Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.

Статья 10

Адресаты

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Люксембурге 22 октября 2013 г.

Для Совета

Президент

Л. ЛИНКЯВИЧЮС

(1) ОЖ C 24, 28 января 2012 г., с. 122.

(2)  Директива Совета 96/29/Евратом от 13 мая 1996 г., устанавливающая основные стандарты безопасности для защиты здоровья работников и населения в целом от опасностей, возникающих от ионизирующего излучения (ОЖ L 159, 29.6.1996, стр. 1) ).

(3) Директива Совета 98/83/EC от 3 ноября 1998 г. о качестве воды, предназначенной для потребления человеком (OJ L 330, 5.12.1998, стр. 32).

(4) Регламент (ЕС) № 852/2004 2004 г. Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о гигиене пищевых продуктов (ОЖ L 139, 30.4.2004, стр. 1).

(5)  Регламент (ЕС) № 882/2004 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. об официальном контроле, осуществляемом с целью обеспечения проверки соблюдения законодательства о кормах и пищевых продуктах, правил здоровья и благополучия животных (OJ L 165). , 30.4.2004, стр. 1.).

(6)  Директива 2009/54/EC Европейского парламента и Совета от 18 июня 2009 г. о разработке и сбыте природных минеральных вод (ОЖ L 164, 26.6.2009, стр. 45).

(7)  Директива 2001/83/EC Европейского парламента и Совета от 6 ноября 2001 г. о Кодексе Сообщества, касающемся лекарственных средств для применения человеком (OJ L 311, 28.11.2001, стр. 67).

(8) Рекомендация Комиссии 2001/928/Евратом от 20 декабря 2001 г. о защите населения от воздействия радона в системах питьевого водоснабжения (OJ L 344, 28.12.2001, стр. 85).

(9)  Директива Совета 96/29/Евратом от 13 мая 1996 г., устанавливающая основные стандарты безопасности для защиты здоровья работников и населения в целом от опасностей, возникающих из-за ионизирующего излучения (OJ L 159, 29.6.1996, стр. 1) ).

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ РАДОНА, ТРИТИЯ И ID ВОДЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ

Параметр

Параметрическое значение

Единица

Примечания

Радон

100

Бк/л

(Примечание 1)

Тритий

100

Бк/л

(Заметка 2)

ИДЕНТИФИКАТОР

0,10

мЗв

Примечание 1:

(а)

Государства-члены могут установить уровень радона, превышение которого считается нецелесообразным и ниже которого следует продолжать оптимизацию защиты без ущерба для водоснабжения в национальном или региональном масштабе. Уровень, установленный государством-членом, может быть выше 100 Бк/л, но ниже 1 000 Бк/л. Чтобы упростить национальное законодательство, государства-члены могут принять решение скорректировать параметрическое значение до этого уровня.

(б)

Мероприятия по устранению недостатков считаются оправданными по соображениям радиологической защиты без дальнейшего рассмотрения, если концентрация радона превышает 1 000 Бк/л.

Заметка 2:

Повышенные уровни трития могут указывать на присутствие других искусственных радионуклидов. Если концентрация трития превышает его параметрическое значение, необходимо провести анализ на наличие других искусственных радионуклидов.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

МОНИТОРИНГ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

1.   Общие принципы и периодичность мониторинга

Все параметры, для которых параметрические значения должны быть установлены в соответствии со статьей 5(1), подлежат мониторингу. Однако никакого мониторинга конкретного параметра не требуется, если компетентный орган может установить, что в течение определенного им периода времени этот параметр вряд ли будет присутствовать в данном запасе воды, предназначенной для потребления человеком, в концентрациях. которое может превышать соответствующее параметрическое значение.

В случае радионуклидов естественного происхождения, если предыдущие результаты показали, что концентрация радионуклидов стабильна, частота, в отступление от минимальных требований к отбору проб, изложенных в пункте 6, должна быть определена государством-членом, принимая во внимание риск здоровью человека. Государство-член не обязано контролировать воду, предназначенную для потребления человеком, на наличие радона или трития или устанавливать идентификатор, если он удовлетворен на основе репрезентативных исследований, данных мониторинга или другой достоверной информации, которая в течение периода времени, определяемого В этом случае он должен сообщить основания для своего решения Комиссии и предоставить Комиссии необходимую документацию, подтверждающую это. решение, включая результаты любых проведенных опросов, мониторинга или расследований. В этом контексте положения, касающиеся минимальных требований к отбору проб и анализу, изложенные в пункте 6 настоящего Приложения, не применяются.

2.   Радон

Государства-члены должны обеспечить проведение репрезентативных исследований для определения масштаба и характера вероятного воздействия радона в воде, предназначенной для потребления человеком, происходящей из различных типов источников подземных вод и колодцев в различных геологических областях. Обследования должны быть организованы таким образом, чтобы основные параметры, и особенно геология и гидрология района, радиоактивность горных пород или почвы и тип скважин, могли быть идентифицированы и использованы для направления дальнейших действий в области вероятного высокого воздействия. Мониторинг концентраций радона проводится, если на основании результатов репрезентативных исследований или другой достоверной информации есть основания полагать, что параметрическое значение, установленное в соответствии со статьей 5(1), может быть превышено.

3. Тритий

Государства-члены должны обеспечить, чтобы мониторинг трития в воде, предназначенной для потребления человеком, проводился в тех случаях, когда на водосборной площади присутствует антропогенный источник трития или других искусственных радионуклидов и на основе других программ надзора или исследований не может быть показано, что уровень трития ниже параметрического значения, указанного в Приложении I. Если требуется мониторинг трития, он должен проводиться с частотой, указанной в таблице, приведенной в пункте 6 настоящего Приложения. Если концентрация трития превышает его параметрическое значение, необходимо провести исследование на наличие других искусственных радионуклидов.

4.   Индикативная доза

Мониторинг воды, предназначенной для употребления человеком в целях ИД, осуществляется при наличии источника искусственной или повышенной естественной радиоактивности и на основании других репрезентативных программ мониторинга или других исследований не может быть показано, что уровень ИД ниже параметрического. значение, указанное в Приложении I. Если требуется мониторинг уровней искусственных радионуклидов, он должен проводиться с периодичностью, указанной в таблице, приведенной в пункте 6 настоящего Приложения. Если требуется мониторинг уровней естественных радионуклидов, каждое государство-член должно определить частоту мониторинга валовой альфа-активности, валовой бета-активности или отдельных природных радионуклидов в зависимости от принятой им стратегии скрининга (согласно Приложению III). Частота контроля может варьироваться от однократного контрольного измерения до частот, указанных в таблице пункта 6 настоящего Приложения. Если требуется только однократная проверка на естественную радиоактивность, повторная проверка должна потребоваться, по крайней мере, в случае каких-либо изменений в поставке, которые могут повлиять на концентрации радионуклидов в воде, предназначенной для потребления человеком.

5.   Очистка воды

Если проводилась обработка для снижения уровня радионуклидов в воде, предназначенной для потребления человеком, мониторинг должен проводиться с частотой, указанной в таблице, приведенной в пункте 6, чтобы гарантировать постоянную эффективность этой обработки.

6.   Минимальная частота отбора проб и анализа

Минимальная частота отбора проб и анализа для мониторинга воды, предназначенной для потребления человеком, подаваемой из распределительной сети или из цистерны или используемой на предприятии по производству пищевых продуктов, должна быть указана в следующей таблице:

Стол

Минимальная частота отбора проб и анализа для мониторинга воды, предназначенной для потребления человеком, подаваемой из распределительной сети или из цистерны или используемой на предприятии по производству продуктов питания

Объем воды, распределяемой или добываемой каждый день в зоне водоснабжения

(Примечания 1 и 2)

с

Количество образцов в год

(Примечания 3 и 4)

объем ≤ 100

(Примечание 5)

100 <объем ≤ 1 000

1

1 000 <объем ≤ 10 000

1

+ 1 за каждые 3 300 м3/сут и их часть от общего объема

10 000 <объем ≤ 100 000

3

+1 за каждые 10 000 м3/сут и их часть от общего объема

объем > 100 000

10

+1 за каждые 25 000 м3/сут и их часть от общего объема

Примечание 1:

Зона снабжения – это географически определенная территория, в пределах которой вода, предназначенная для потребления человеком, поступает из одного или нескольких источников и в пределах которой качество воды можно считать примерно однородным.

Заметка 2:

Объемы рассчитываются как средние значения за календарный год. Государство-член может использовать количество жителей в зоне водоснабжения вместо объема воды для определения минимальной частоты, предполагая, что потребление воды составляет 200 л/день на душу населения.

Заметка 3:

Насколько это возможно, количество образцов должно быть распределено одинаково во времени и месте.

Примечание 4:

В случае прерывистого краткосрочного снабжения частота мониторинга воды, распределяемой цистернами, определяется заинтересованным государством-членом.

Примечание 5:

Частота определяется заинтересованным государством-членом ЕС.

Государства-члены должны определить частоту отбора проб воды, предназначенной для потребления человеком, разлитой в бутылки или контейнеры, предназначенные для продажи. При этом государства-члены ЕС могут принимать во внимание объем добываемой воды.

7.   Усреднение

Если параметрическое значение превышается в конкретной пробе, государства-члены должны определить степень повторной выборки, необходимую для обеспечения того, чтобы измеренные значения были репрезентативными для средней концентрации активности за полный год.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

МОНИТОРИНГ ИНДИКАТИВНЫХ ДОЗ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭФФЕКТИВНОСТИ

1.   Контроль за соблюдением идентификатора

Государства-члены могут использовать различные надежные стратегии проверки для выявления присутствия радиоактивности в воде, предназначенной для потребления человеком. Эти стратегии могут включать скрининг определенных радионуклидов или скрининг отдельного радионуклида, или скрининг валовой альфа-активности или валовой бета-активности.

(a)   проверка на наличие определенных радионуклидов или проверка на наличие отдельного радионуклида

Если одна из концентраций активности превышает 20 % соответствующего производного значения или концентрация трития превышает его параметрическое значение, указанное в Приложении I, необходимо провести анализ дополнительных радионуклидов. Радионуклиды, подлежащие измерению, определяются государствами-членами с учетом всей соответствующей информации о вероятных источниках радиоактивности.

(б)   стратегии скрининга валовой альфа-активности и валовой бета-активности

Государства-члены могут использовать стратегии скрининга валовой альфа-активности и валовой бета-активности (1) для мониторинга значения параметрического индикатора ID.

Для этой цели должны быть установлены уровни скрининга валовой альфа-активности или валовой бета-активности. Рекомендуемый уровень скрининга валовой альфа-активности составляет 0,1 Бк/л. Рекомендуемый уровень скрининга валовой бета-активности составляет 1,0 Бк/л.

Если валовая альфа-активность и валовая бета-активность составляют менее 0,1 Бк/л и 1,0 Бк/л соответственно, государство-член может предположить, что ID меньше параметрического значения 0,1 мЗв, и радиологическое исследование не требуется, если из других источников информации не известно, что в воде присутствуют определенные радионуклиды, которые могут вызвать Идентификацию, превышающую 0,1 мЗв.

Если валовая альфа-активность превышает 0,1 Бк/л или валовая бета-активность превышает 1,0 Бк/л, необходим анализ на конкретные радионуклиды.

Государства-члены могут устанавливать альтернативные уровни скрининга валовой альфа-активности и валовой бета-активности, если они могут продемонстрировать, что альтернативные уровни соответствуют идентификатору 0,1 мЗв.

Радионуклиды, подлежащие измерению, определяются государствами-членами с учетом всей соответствующей информации о вероятных источниках радиоактивности. Поскольку повышенные уровни трития могут указывать на присутствие других искусственных радионуклидов, тритий, валовую альфа-активность и валовую бета-активность следует измерять в одной и той же пробе.

2.   Расчет идентификатора

ID должен рассчитываться на основе измеренных концентраций радионуклидов и дозовых коэффициентов, указанных в Приложении III, Таблице А Директивы 96/29/Евратом, или более поздней информации, признанной компетентными органами государства-члена, на основе годового поступления. воды (730 л для взрослых). Если следующая формула удовлетворяется, государства-члены могут предположить, что ID меньше параметрического значения 0,1 мЗв, и никаких дальнейших исследований не требуется:

где

Ки (наблюдение)

"="

наблюдаемая концентрация радионуклида i

Ci(the)

"="

производная концентрация радионуклида i

н

"="

количество обнаруженных радионуклидов.

Производные концентрации радиоактивности в воде, предназначенной для потребления человеком (2)

Источник

Нуклид

Производная концентрация

Естественный

У-238 (3)

3,0 Бк/л

У-234 (3)

2,8 Бк/л

Ра-226

0,5 Бк/л

Ра-228

0,2 Бк/л

Пб-210

0,2 Бк/л

По-210

0,1 Бк/л

Искусственный

С-14

240 Бк/л

СР-90

4,9 Бк/л

Пу-239/Пу-240

0,6 Бк/л

Ам-241

0,7 Бк/л

Ко-60

40 Бк/л

Цс-134

7,2 Бк/л

Цс-137

11 Бк/л

И-131

6,2 Бк/л

3.   Рабочие характеристики и методы анализа.

Для следующих параметров и радионуклидов используемый метод анализа должен, как минимум, обеспечивать измерение концентраций активности с пределом обнаружения, указанным ниже:

Параметры и радионуклиды

Предел обнаружения (Примечания 1, 2)

Примечания

Тритий

10 Бк/л

Заметка 3

Радон

10 Бк/л

Заметка 3

валовая альфа-активность

0,04 Бк/л

Примечание 4

валовая бета-активность

0,4 Бк/л

Примечание 4

У-238

0,02 Бк/л

У-234

0,02 Бк/л

Ра-226

0,04 Бк/л

Ра-228

0,02 Бк/л

Примечание 5

Пб-210

0,02 Бк/л

По-210

0,01 Бк/л

С-14

20 Бк/л

СР-90

0,4 Бк/л

Пу-239/Пу-240

0,04 Бк/л

Ам-241

0,06 Бк/л

Ко-60

0,5 Бк/л

Цс-134

0,5 Бк/л

Цс-137

0,5 Бк/л

И-131

0,5 Бк/л

Примечание 1:

Предел обнаружения должен рассчитываться в соответствии со стандартом ISO 11929: Определение характеристических пределов (порог принятия решения, предел обнаружения и пределы доверительного интервала) для измерений ионизирующего излучения. Основы и применение, с вероятностями ошибок 1-й и 2-й степени. вроде по 0,05 каждый.

Заметка 2:

Неопределенности измерений должны рассчитываться и сообщаться как полные стандартные неопределенности или как расширенные стандартные неопределенности с коэффициентом расширения 1,96 в соответствии с Руководством ИСО по выражению неопределенности в измерениях.

Заметка 3:

Предел обнаружения трития и радона составляет 10 % от его параметрического значения 100 Бк/л.

Примечание 4:

Предел обнаружения валовой альфа-активности и валовой бета-активности составляет 40 % от значений скрининга 0,1 и 1,0 Бк/л соответственно.

Примечание 5:

Этот предел обнаружения применяется только к первоначальной проверке на предмет идентификации нового источника воды; если первоначальная проверка показывает, что маловероятно, что Ra-228 превышает 20 % полученной концентрации, предел обнаружения может быть увеличен до 0,08 Бк/л для рутинных измерений конкретных нуклидов Ra-228 до последующей повторной проверки требуется.

(1)  При необходимости валовая бета-активность может быть заменена остаточной бета-активностью после вычета концентрации активности K-40.

(2)  В эту таблицу включены значения для наиболее распространенных природных и искусственных радионуклидов; это точные значения, рассчитанные для дозы 0,1 мЗв, годового поступления 730 литров и с использованием дозовых коэффициентов, изложенных в Приложении III, Таблице А Директивы 96/29/Евратом; полученные концентрации для других радионуклидов могут быть рассчитаны на той же основе, а значения могут быть обновлены на основе более свежей информации, признанной компетентными органами государства-члена.

(3)  В этой таблице учитываются только радиологические свойства урана, но не его химическая токсичность.

Вершина