Модельный закон о государственных музеях-заповедниках (Принят в г. Санкт-Петербурге 24.11.2001 Постановлением 18-11 на 18-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
Принят
на восемнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(Постановление № 18-11
от 24 ноября 2001 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ - ЗАПОВЕДНИКАХ
Настоящий Закон определяет особенности правового положения государственных музеев - заповедников, а также регулирует отношения, связанные с их созданием, охраной, использованием и развитием в культурно-просветительских и научно-исследовательских целях.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие государственного музея - заповедника
Государственный музей - заповедник - учреждение культуры, созданное собственником в установленном законодательством порядке для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных историко-культурных и природных комплексов, материальных и духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях.
Статья 2. Категории и виды государственных музеев - заповедников
Государственные музеи - заповедники различаются: по доминирующей музейной функции - исторические (военно - исторические), мемориальные, архитектурно-художественные, этнографические, археологические; по правовому статусу занимаемой территории - имеющие установленные границы территории музея - заповедника; имеющие установленные границы территории памятников истории и культуры, находящихся в оперативном управлении музея - заповедника, и установленные границы охранных зон памятников; по отношению к земле и другим территориальным ресурсам - имеющие монопольное право юридического лица на пользование земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами или обладающие этим правом совместно с другими юридическими и физическими лицами; по отношению к комплексам и объектам культурного и природного наследия - имеющие в своем составе историко-культурные и природные комплексы и объекты или только историко-культурные комплексы и объекты.
Статья 3. Государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием государственных музеев - заповедников
1. Государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием государственных музеев - заповедников, осуществляется правительством и специально уполномоченными органами исполнительной власти.
2. Государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием государственных музеев - заповедников регионального значения, осуществляется органами государственной власти.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ - ЗАПОВЕДНИКОВ
Статья 4. Основные задачи государственных музеев - заповедников
Государственные музеи - заповедники выполняют следующие основные задачи:
- восстановление и сохранение комплексов (объектов) культурного и природного наследия, а также культурной и природной среды;
- осуществление просветительской, научно-исследовательской, образовательной и экскурсионно-туристской деятельности;
- сохранение, выявление и развитие традиций народной культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования, исторических технологий;
- хранение, изучение, сбор и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций.
Статья 5. Основные виды деятельности государственных музеев - заповедников
1. Государственные музеи - заповедники могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную национальным законодательством и соответствующую целям и задачам, предусмотренным настоящим Законом и уставами государственных музеев - заповедников (положениями о них).
2. Основные виды деятельности государственных музеев - заповедников:
- научно-фондовая - научное комплектование музейных, архивных и библиотечных фондов, организация хранения и государственного учета коллекций, научная инвентаризация коллекций, изучение и систематизация музейных собраний и комплексов;
- научно-исследовательская - изучение и систематизация музейных коллекций, памятников истории, архитектуры и природы, разработка тематико-экспозиционных планов экспозиций и выставок, проведение семинаров, совещаний, конференций;
- экспозиционно-выставочная - проектирование экспозиций и выставок, их монтаж и демонтаж, обеспечение сохранности экспонатов;
- реставрационно-консервационная - обеспечение реставрации и консервации коллекций, памятников культуры и архитектуры;
- просветительская и экскурсионно-туристская - популяризация памятников истории, культуры и природы путем проведения экскурсий, реализации экскурсионно-туристских программ, организации массовых мероприятий; изучение, поддержка и возрождение традиций народной культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования;
- природоохранная - учет, охрана, восстановление и сохранение природных комплексов (объектов), мониторинг историко-культурных территорий (культурного и природного ландшафта), сохранение и поддержание исторической достоверности культурной и природной среды, воссоздание исторического (мемориального) ландшафта;
- редакционно-издательская и рекламная - подготовка к изданию результатов научно-исследовательской деятельности, сборников, научных и выставочных каталогов, рекламных проспектов, буклетов, плакатов, афиш, создание видеофильмов, использование телекоммуникационных систем;
- хозяйственная - ведение хозяйственной деятельности для осуществления поставленных задач;
- международная - осуществление международных культурных связей, организация и развитие музейного туризма;
- охранная - создание единой системы безопасности территории музея - заповедника, его фондов, памятников истории, культуры и природы.
Глава 3. ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ - ЗАПОВЕДНИКОВ
Статья 6. Правовой статус территории государственных музеев - заповедников
1. Для обеспечения целостности и сохранности историко - культурных ансамблей и комплексов, памятников истории, культуры и природы, культурных и природных ландшафтов в их исторической культурной и природной среде устанавливаются территории государственных музеев - заповедников, которым присваивается статус особо охраняемых историко-культурных территорий.
Земельные, водные, лесные и иные природные ресурсы, а также здания, сооружения и коммуникации, расположенные на территориях государственных музеев - заповедников, находятся в особом режиме содержания и использования.
2. В отношении расположенных в границах территорий государственных музеев - заповедников участков земли и природных комплексов (объектов) применяются нормы законодательства об особо охраняемых природных территориях.
3. В целях защиты территорий государственных музеев - заповедников и входящих в их состав комплексов (объектов) культурного и природного наследия на прилегающих к территориям государственных музеев - заповедников участках земли и водного пространства создаются зоны охраны.
4. Государственные музеи - заповедники, имеющие в оперативном управлении комплексы (объекты) культурного и природного наследия, находящиеся вне установленных границ их территорий, осуществляют охрану исторической, культурной и природной среды в границах территорий памятников и зон их охраны. В указанных случаях территории памятников объявляются особо охраняемыми историко - культурными (историко-культурными и природными) территориями.
5. Объекты культурного и природного наследия, земельные, водные, лесные и иные ресурсы, объекты недвижимости могут быть отданы в безвозмездное и бессрочное пользование государственному музею - заповеднику, переданы ему в оперативное управление или включены в границы территории музея - заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации при условии установления для них особого режима содержания и использования.
Статья 7. Земли государственных музеев - заповедников и земли историко-культурного назначения на территориях государственных музеев - заповедников
1. Земли в границах установленных территорий государственных музеев - заповедников относятся к землям историко-культурного назначения и находятся в ограниченном гражданском обороте в соответствии с нормами национального земельного законодательства в целях сохранения культурного и природного наследия.
2. Земельные участки в границах установленных территорий государственных музеев - заповедников, переданные им в постоянное безвозмездное пользование, относятся к землям государственных музеев - заповедников и используются ими в соответствии с нормами настоящего Закона и нормативно-правовой документацией государственного музея - заповедника.
3. Разрешительная документация на застройку земельных участков в границах территории государственного музея - заповедника, не находящихся в пользовании государственного музея - заповедника, выдается только по согласованию с администрацией государственного музея - заповедника и в соответствии с утвержденным генеральным планом развития территории государственного музея - заповедника.
4. На земли историко-культурного назначения в границах территорий государственных музеев - заповедников могут устанавливаться ограничения пользования, обременения, сервитуты. Правовой режим земельного участка фиксируется в документах, удостоверяющих вещные (имущественные) права на него, и обязателен для соблюдения собственниками, владельцами или пользователями этого земельного участка, а также собственниками расположенной на нем недвижимости, обладающими правом пользования этим участком.
5. Земельные участки в границах территории государственного музея - заповедника, находящиеся в государственной собственности, не подлежат приватизации. Продажа земельных участков, не находящихся в государственной собственности, осуществляется с предоставлением преимущественного права их покупки государственному музею - заповеднику. Правовой режим земельного участка сохраняется при регистрации вещных прав на этот участок.
Статья 8. Государственный кадастр территорий государственных музеев - заповедников
1. Государственный кадастр территорий государственных музеев - заповедников как особо охраняемых историко-культурных территорий включает в себя сведения о статусе, географическом положении, границах, режиме особой охраны этих территорий, пользователях объектов культурного и природного наследия, земельных, водных, лесных и иных территориальных ресурсах, недвижимости, находящейся на этих территориях, а также об историко-культурной, просветительской, научной, экологической и экономической ценности этих территорий.
2. Государственный кадастр территорий государственных музеев - заповедников ведется в целях оценки состояния особо охраняемых историко-культурных территорий и расположенных в их границах объектов культурного и природного наследия, определения перспектив развития сети этих территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета указанных территорий при планировании социально - экономического развития регионов.
3. Порядок ведения государственного кадастра территорий государственных музеев - заповедников устанавливается правительством.
Глава 4. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ - ЗАПОВЕДНИКА
Статья 9. Содержание режима особой охраны территории государственного музея - заповедника
1. На территории государственного музея - заповедника устанавливается дифференцированный режим особой охраны, включающий регламент и ограничения хозяйственной и иной деятельности с учетом историко-культурных, природных и иных особенностей территории государственного музея - заповедника.
2. На территории государственного музея - заповедника запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб объектам культурного и природного наследия, исторической культурной и природной среде и которая не соответствует целям и задачам музея - заповедника, в том числе:
- расширение границ существующих поселений и хозяйственных объектов; строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов вне установленных для этого генеральным планом мест и без согласования с администрацией государственного музея - заповедника (разрешительная документация на строительство в указанных случаях не выдается);
- деятельность, влекущая за собой загрязнение (в том числе визуальное и акустическое) окружающей среды, нарушение сохранности земельного фонда, нарушение гидрологического режима территории, снижение биоразнообразия экосистем, иные деструктивные процессы в ландшафтах;
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций, не связанных с функционированием государственного музея - заповедника;
- реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций, ведущая к искажениям исторического ландшафта;
- предоставление на территории государственного музея - заповедника садоводческих и дачных участков, устройство свалок;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием государственного музея - заповедника, прогон домашних животных вне специально предусмотренных для этого мест;
- организация массовых зрелищных и спортивных мероприятий без согласования с администрацией государственного музея - заповедника, организация спортивных, туристских стоянок и разведение костров вне пределов специально установленных для этого мест;
- охота, промысловый и спортивный лов рыбы, промышленная заготовка растительного сырья, рубка леса (за исключением санитарной и ландшафтной).
3. На землях, включенных в границы государственного музея - заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещается использование технологий, нарушающих состояние памятников культуры и природы и оказывающих вредное влияние на окружающую среду или ведущих к утрате исторической традиции, строительство новых хозяйственных объектов без согласования с администрацией государственного музея - заповедника и соответствующего органа государственной власти, в ведении которого находится музей - заповедник. С администрацией государственного музея - заповедника согласовываются вопросы социально-экономического развития его территории, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на его территории и в зоне его охраны.
4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, деятельность которых осуществляется на территории государственного музея - заповедника, обязаны соблюдать установленный для нее режим особой охраны, содержания и использования. Собственники, владельцы, пользователи недвижимости и земельных участков на территории государственного музея - заповедника осуществляют свою деятельность в рамках установленных ограничений, несут обязательства по содержанию принадлежащих им объектов (которые фиксируются при оформлении вещных прав) и согласуют свою деятельность с администрацией государственного
Поделиться