ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

Модельный закон о государственных музеях-заповедниках (Принят в г. Санкт-Петербурге 24.11.2001 Постановлением 18-11 на 18-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)


Этот документ на других языках

Модельный закон о государственных музеях-заповедниках (Принят в г. Санкт-Петербурге 24.11.2001 Постановлением 18-11 на 18-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

Принят
на восемнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(Постановление № 18-11
от 24 ноября 2001 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ - ЗАПОВЕДНИКАХ
Настоящий Закон определяет особенности правового положения государственных музеев - заповедников, а также регулирует отношения, связанные с их созданием, охраной, использованием и развитием в культурно-просветительских и научно-исследовательских целях.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие государственного музея - заповедника
Государственный музей - заповедник - учреждение культуры, созданное собственником в установленном законодательством порядке для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных историко-культурных и природных комплексов, материальных и духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях.

Статья 2. Категории и виды государственных музеев - заповедников
Государственные музеи - заповедники различаются: по доминирующей музейной функции - исторические (военно - исторические), мемориальные, архитектурно-художественные, этнографические, археологические; по правовому статусу занимаемой территории - имеющие установленные границы территории музея - заповедника; имеющие установленные границы территории памятников истории и культуры, находящихся в оперативном управлении музея - заповедника, и установленные границы охранных зон памятников; по отношению к земле и другим территориальным ресурсам - имеющие монопольное право юридического лица на пользование земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами или обладающие этим правом совместно с другими юридическими и физическими лицами; по отношению к комплексам и объектам культурного и природного наследия - имеющие в своем составе историко-культурные и природные комплексы и объекты или только историко-культурные комплексы и объекты.

Статья 3. Государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием государственных музеев - заповедников
1. Государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием государственных музеев - заповедников, осуществляется правительством и специально уполномоченными органами исполнительной власти.

2. Государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием государственных музеев - заповедников регионального значения, осуществляется органами государственной власти.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ - ЗАПОВЕДНИКОВ
Статья 4. Основные задачи государственных музеев - заповедников
Государственные музеи - заповедники выполняют следующие основные задачи:

- восстановление и сохранение комплексов (объектов) культурного и природного наследия, а также культурной и природной среды;

- осуществление просветительской, научно-исследовательской, образовательной и экскурсионно-туристской деятельности;

- сохранение, выявление и развитие традиций народной культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования, исторических технологий;

- хранение, изучение, сбор и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций.

Статья 5. Основные виды деятельности государственных музеев - заповедников
1. Государственные музеи - заповедники могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную национальным законодательством и соответствующую целям и задачам, предусмотренным настоящим Законом и уставами государственных музеев - заповедников (положениями о них).

2. Основные виды деятельности государственных музеев - заповедников:

- научно-фондовая - научное комплектование музейных, архивных и библиотечных фондов, организация хранения и государственного учета коллекций, научная инвентаризация коллекций, изучение и систематизация музейных собраний и комплексов;

- научно-исследовательская - изучение и систематизация музейных коллекций, памятников истории, архитектуры и природы, разработка тематико-экспозиционных планов экспозиций и выставок, проведение семинаров, совещаний, конференций;

- экспозиционно-выставочная - проектирование экспозиций и выставок, их монтаж и демонтаж, обеспечение сохранности экспонатов;

- реставрационно-консервационная - обеспечение реставрации и консервации коллекций, памятников культуры и архитектуры;

- просветительская и экскурсионно-туристская - популяризация памятников истории, культуры и природы путем проведения экскурсий, реализации экскурсионно-туристских программ, организации массовых мероприятий; изучение, поддержка и возрождение традиций народной культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования;

- природоохранная - учет, охрана, восстановление и сохранение природных комплексов (объектов), мониторинг историко-культурных территорий (культурного и природного ландшафта), сохранение и поддержание исторической достоверности культурной и природной среды, воссоздание исторического (мемориального) ландшафта;

- редакционно-издательская и рекламная - подготовка к изданию результатов научно-исследовательской деятельности, сборников, научных и выставочных каталогов, рекламных проспектов, буклетов, плакатов, афиш, создание видеофильмов, использование телекоммуникационных систем;

- хозяйственная - ведение хозяйственной деятельности для осуществления поставленных задач;

- международная - осуществление международных культурных связей, организация и развитие музейного туризма;

- охранная - создание единой системы безопасности территории музея - заповедника, его фондов, памятников истории, культуры и природы.

Глава 3. ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ - ЗАПОВЕДНИКОВ
Статья 6. Правовой статус территории государственных музеев - заповедников
1. Для обеспечения целостности и сохранности историко - культурных ансамблей и комплексов, памятников истории, культуры и природы, культурных и природных ландшафтов в их исторической культурной и природной среде устанавливаются территории государственных музеев - заповедников, которым присваивается статус особо охраняемых историко-культурных территорий.

Земельные, водные, лесные и иные природные ресурсы, а также здания, сооружения и коммуникации, расположенные на территориях государственных музеев - заповедников, находятся в особом режиме содержания и использования.

2. В отношении расположенных в границах территорий государственных музеев - заповедников участков земли и природных комплексов (объектов) применяются нормы законодательства об особо охраняемых природных территориях.

3. В целях защиты территорий государственных музеев - заповедников и входящих в их состав комплексов (объектов) культурного и природного наследия на прилегающих к территориям государственных музеев - заповедников участках земли и водного пространства создаются зоны охраны.

4. Государственные музеи - заповедники, имеющие в оперативном управлении комплексы (объекты) культурного и природного наследия, находящиеся вне установленных границ их территорий, осуществляют охрану исторической, культурной и природной среды в границах территорий памятников и зон их охраны. В указанных случаях территории памятников объявляются особо охраняемыми историко - культурными (историко-культурными и природными) территориями.

5. Объекты культурного и природного наследия, земельные, водные, лесные и иные ресурсы, объекты недвижимости могут быть отданы в безвозмездное и бессрочное пользование государственному музею - заповеднику, переданы ему в оперативное управление или включены в границы территории музея - заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации при условии установления для них особого режима содержания и использования.

Статья 7. Земли государственных музеев - заповедников и земли историко-культурного назначения на территориях государственных музеев - заповедников
1. Земли в границах установленных территорий государственных музеев - заповедников относятся к землям историко-культурного назначения и находятся в ограниченном гражданском обороте в соответствии с нормами национального земельного законодательства в целях сохранения культурного и природного наследия.

2. Земельные участки в границах установленных территорий государственных музеев - заповедников, переданные им в постоянное безвозмездное пользование, относятся к землям государственных музеев - заповедников и используются ими в соответствии с нормами настоящего Закона и нормативно-правовой документацией государственного музея - заповедника.

3. Разрешительная документация на застройку земельных участков в границах территории государственного музея - заповедника, не находящихся в пользовании государственного музея - заповедника, выдается только по согласованию с администрацией государственного музея - заповедника и в соответствии с утвержденным генеральным планом развития территории государственного музея - заповедника.

4. На земли историко-культурного назначения в границах территорий государственных музеев - заповедников могут устанавливаться ограничения пользования, обременения, сервитуты. Правовой режим земельного участка фиксируется в документах, удостоверяющих вещные (имущественные) права на него, и обязателен для соблюдения собственниками, владельцами или пользователями этого земельного участка, а также собственниками расположенной на нем недвижимости, обладающими правом пользования этим участком.

5. Земельные участки в границах территории государственного музея - заповедника, находящиеся в государственной собственности, не подлежат приватизации. Продажа земельных участков, не находящихся в государственной собственности, осуществляется с предоставлением преимущественного права их покупки государственному музею - заповеднику. Правовой режим земельного участка сохраняется при регистрации вещных прав на этот участок.

Статья 8. Государственный кадастр территорий государственных музеев - заповедников
1. Государственный кадастр территорий государственных музеев - заповедников как особо охраняемых историко-культурных территорий включает в себя сведения о статусе, географическом положении, границах, режиме особой охраны этих территорий, пользователях объектов культурного и природного наследия, земельных, водных, лесных и иных территориальных ресурсах, недвижимости, находящейся на этих территориях, а также об историко-культурной, просветительской, научной, экологической и экономической ценности этих территорий.

2. Государственный кадастр территорий государственных музеев - заповедников ведется в целях оценки состояния особо охраняемых историко-культурных территорий и расположенных в их границах объектов культурного и природного наследия, определения перспектив развития сети этих территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета указанных территорий при планировании социально - экономического развития регионов.

3. Порядок ведения государственного кадастра территорий государственных музеев - заповедников устанавливается правительством.

Глава 4. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ - ЗАПОВЕДНИКА
Статья 9. Содержание режима особой охраны территории государственного музея - заповедника
1. На территории государственного музея - заповедника устанавливается дифференцированный режим особой охраны, включающий регламент и ограничения хозяйственной и иной деятельности с учетом историко-культурных, природных и иных особенностей территории государственного музея - заповедника.

2. На территории государственного музея - заповедника запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб объектам культурного и природного наследия, исторической культурной и природной среде и которая не соответствует целям и задачам музея - заповедника, в том числе:

- расширение границ существующих поселений и хозяйственных объектов; строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов вне установленных для этого генеральным планом мест и без согласования с администрацией государственного музея - заповедника (разрешительная документация на строительство в указанных случаях не выдается);

- деятельность, влекущая за собой загрязнение (в том числе визуальное и акустическое) окружающей среды, нарушение сохранности земельного фонда, нарушение гидрологического режима территории, снижение биоразнообразия экосистем, иные деструктивные процессы в ландшафтах;

- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций, не связанных с функционированием государственного музея - заповедника;

- реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций, ведущая к искажениям исторического ландшафта;

- предоставление на территории государственного музея - заповедника садоводческих и дачных участков, устройство свалок;

- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием государственного музея - заповедника, прогон домашних животных вне специально предусмотренных для этого мест;

- организация массовых зрелищных и спортивных мероприятий без согласования с администрацией государственного музея - заповедника, организация спортивных, туристских стоянок и разведение костров вне пределов специально установленных для этого мест;

- охота, промысловый и спортивный лов рыбы, промышленная заготовка растительного сырья, рубка леса (за исключением санитарной и ландшафтной).

3. На землях, включенных в границы государственного музея - заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещается использование технологий, нарушающих состояние памятников культуры и природы и оказывающих вредное влияние на окружающую среду или ведущих к утрате исторической традиции, строительство новых хозяйственных объектов без согласования с администрацией государственного музея - заповедника и соответствующего органа государственной власти, в ведении которого находится музей - заповедник. С администрацией государственного музея - заповедника согласовываются вопросы социально-экономического развития его территории, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на его территории и в зоне его охраны.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, деятельность которых осуществляется на территории государственного музея - заповедника, обязаны соблюдать установленный для нее режим особой охраны, содержания и использования. Собственники, владельцы, пользователи недвижимости и земельных участков на территории государственного музея - заповедника осуществляют свою деятельность в рамках установленных ограничений, несут обязательства по содержанию принадлежащих им объектов (которые фиксируются при оформлении вещных прав) и согласуют свою деятельность с администрацией государственного

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website
Модельный закон о государственных музеях-заповедниках (Принят в г. Санкт-Петербурге 24.11.2001 Постановлением 18-11 на 18-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)