ЗАКОН ЗАКОН Республики Башкортостан О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 06.11.2001 г. № 251-З; от 21.06.2002 г. № 339-З; от 23.07.2003 г. № 20-з; от 21.06.2005 г. № 186-з; от 30.05.2007 г. № 427-з; от 06.02.2008 г. № 524-з; от 25.05.2009 г. № 128-з; от 30.04.2010 г. № 259-з; от 29.09.2010 г. № 304-з; от 23.06.2011 г. № 417-з; от 02.11.2012 г. № 600-з; от 03.06.2013 г. № 686-з; от 27.12.2013 г. № 26-з; от 03.12.2014 г. № 161-з; от 21.09.2015 г. № 266-з; от 18.09.2015 г. № 262-з; от 30.03.2015 г. № 202-з; от 29.04.2014 г. № 86-з; от 23.05.2016 г. № 376-з; от 28.09.2009 г. № 165-З; от 04.02.2020 г. № 216-з; от 29.06.2020 г. № 287-з; от 06.12.2021 г. № 471-з) Принят Законодательной Палатой Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 25 января 1996 года Одобрен Палатой Представителей Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 21 февраля 1996 года Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера" (далее - Федеральный закон) определяеторганизационно-правовые нормы в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера (далее - чрезвычайные ситуации). (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от25.05.2009 г. № 128-з) Абзац(Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Действие настоящего Закона распространяется на отношения,возникающие в процессе деятельности органов государственной властиРеспублики Башкортостан, органов местного самоуправления, а также напредприятия, учреждения и организации независимо от ихорганизационно-правовой формы (далее организации) и населения вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 06.11.2001 г. № 251-З; от 21.06.2005 г. № 186-з) Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.06.2020 г. № 287-з) Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплексмероприятий, проводимых заблаговременно и направленных намаксимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайныхситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеровущерба окружающей (Исключен - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 25.05.2009 г. № 128-з)среде иматериальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательныеи другие неотложные работы, проводимые при возникновениичрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни исохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающейприродной среде и материальных потерь, а также на локализацию зончрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для нихопасных факторов. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которойсложилась чрезвычайная ситуация. Специализированные технические средства оповещения иинформирования населения в местах массового пребывания людей - этоспециально созданные технические устройства, осуществляющие прием,обработку и передачу аудио - и (или) аудиовизуальных, а также иныхсообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайныхситуаций и правилах поведения населения. (Дополнена - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 30.05.2007 г. № 427-з) Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.11.2012 г. № 600-з) Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.11.2012 г. № 600-з) Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) Статья 2. (Исключен - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 06.11.2001 г. № 251-З) Статья 3. Цели настоящего Закона Целями настоящего Закона являются: а) предупреждение возникновения и развития чрезвычайныхситуаций; б) (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) в) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайныхситуаций; г) ликвидация чрезвычайных ситуаций. Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьицелями отношения по восстановлению территорий, пострадавших врезультате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом нерегулируются. Статья 4. Башкирская территориальная подсистема единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) 1. Башкирская территориальная подсистема единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяетсилы и средства органов исполнительной власти в районах и городахРеспублики Башкортостан, органов местного самоуправления,организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций в том числе пообеспечению безопасности людей на водных объектах. (Дополнен - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от29.09.2010 г. № 304-з) Основными задачами Башкирской территориальной подсистемы единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций являются: (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) а) разработка и реализация правовых и экономических норм пообеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций втом числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 29.09.2010 г. № 304-з) б) (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) в) осуществление целевых и научно-технических программ,направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышениеустойчивости функционирования организаций, а также объектовсоциального назначения в чрезвычайных ситуациях; г) обеспечение готовности к действиям органов управления, сили средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций; д) сбор, обработка, обмен и выдача информации в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; е) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях втом числе организация разъяснительной и профилактической работы срединаселения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуацийна водных объектах; (Дополнен - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 29.09.2010 г. № 304-з) е.1) организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) е-2) прогнозирование и оценка социально-экономическихпоследствий чрезвычайных ситуаций; (Дополнена - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 30.05.2007 г. № 427-з) ж) (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) з) создание резервов финансовых и материальных ресурсов дляликвидации чрезвычайных ситуаций; и) осуществление государственной экспертизы, надзора иконтроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций; к) ликвидация чрезвычайных ситуаций; л) осуществление мероприятий по социальной защите населения,пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарныхакций; м) реализация прав и обязанностей населения в области защитыот чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующихв их ликвидации; н) международное сотрудничество и сотрудничество с субъектамиРоссийской Федерации в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций в том числе обеспечения безопасности людей наводных объектах. (Дополнен - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 29.09.2010 г. № 304-з) 2. Принципы построения, состав сил и средств, порядоквыполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иныевопросы функционирования Башкирской территориальной подсистемыединой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций определяются законодательством РоссийскойФедерации и Республики Башкортостан. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 21.06.2005 г. № 186-з) 3. Часть(Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.11.2012 г. № 600-з) 1. Органы управления и силы Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. 2. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации; б) местный уровень реагирования: решением главы сельского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения; решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района; решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа; в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования — решением Президента Республики Башкортостан при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Республики Башкортостан, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа Республики Башкортостан, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории Республики Башкортостан. 3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должностное лицо, определенное частью 2 настоящей статьи, может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва; в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории; д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.Решением главы местной администрации муниципального округа или решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа;(В редакции Закона Республики Башкортостанот 06.12.2021 г. № 471-з) Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зон экстренного оповещения населения Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными всоответствии с законодательством Российской Федерации изаконодательством Республики Башкортостан руководителями работ поликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификациичрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РоссийскойФедерации и по согласованию с республиканским органом исполнительнойвласти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, и органами местногосамоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайныеситуации. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2002 г. № 339-З) (Дополнен - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 25.05.2009 г. № 128-з) Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативным правовым актом Правительства Республики Башкортостан по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Информацию в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых ивозникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а такжесведения о радиационной, химической, медико-биологической,взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующихтерриториях. Информация в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органовгосударственной власти Республики Башкортостан, органов местногосамоуправления Республики Башкортостан и организаций в этой областиявляется гласной и открытой, если иное не предусмотренозаконодательством Российской Федерации. (Дополнена - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от21.06.2005 г. № 186-з) Органы государственной власти Республики Башкортостан, органыместного самоуправления и администрации организаций обязаныоперативно и достоверно информировать население через средствамассовой информации в том числе с использованием специализированныхтехнических средств оповещения и информирования населения в местахмассового пребывания людей и по иным каналам о состоянии защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах пообеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникшихчрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения отних. (Дополнена - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 30.05.2007 г. № 427-з) (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от06.11.2001 г. № 251-З) Сокрытие, несвоевременное представление либо представлениедолжностными лицами заведомо ложной информации в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций влекут за собойответственность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. (Дополнена - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Порядок обеспечения населения, органов государственной властиРеспублики Башкортостан, органов местного самоуправления иорганизаций информацией в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством. (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 06.11.2001 г. № 251-З) Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайныхситуаций, а также на максимально возможное снижение размеровущерба и потерь в случае их возникновения, проводятсязаблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечениюбезопасности людей на водных объектах, проводятся с учетомэкономических, природных и иных характеристик, особенностейтерриторий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайныхситуаций. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 29.09.2010 г. № 304-з) Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорийот чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасностилюдей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимойдостаточности и максимально возможного использования имеющихся сил исредств включая силы и средства гражданской обороны. (В редакцииЗаконов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 21.06.2005 г. № 186-з; от 29.09.2010 г. № 304-з) Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами исредствами организаций, органов исполнительной власти в районах игородах Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, натерриториях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Принедостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы исредства федеральных (Исключены - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з)органовисполнительной власти в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. (В редакции Законов Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 06.11.2001 г. № 251-З;от 21.06.2005 г. № 186-з) Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организациии проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайныхситуаций регионального характера в порядке, установленномфедеральным законом. (Дополнена - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Глава II. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан, органов и местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Статья 8. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Статья 9. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Статья 10. Полномочия органов государственной власти РеспубликиБашкортостан и органов местного самоуправления в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от21.06.2005 г. № 186-з) 1. Органы государственной власти Республики Башкортостан: а) принимают в соответствии с федеральными законами законы ииные нормативные правовые акты Республики Башкортостан в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациймежмуниципального и регионального характера; б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимыхсил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанныхситуациях; в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий вчрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера иобеспечивают их проведение; г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другиенеотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального ирегионального характера, а также поддерживают общественный порядок входе их проведения; при недостаточности собственных сил и средствобращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи; е) осуществляют финансирование мероприятий в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов дляликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и региональногохарактера; з) содействуют устойчивому функционированию организаций вчрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; и) содействуют федеральному органу исполнительной власти,уполномоченному на решение задач в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков дляустановки и (или) в установке специализированных технических средствоповещения и информирования населения в местах массового пребываниялюдей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств дляраспространения продукции средств массовой информации, выделенииэфирного времени в целях своевременного оповещения и информированиянаселения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в областизащиты от чрезвычайных ситуаций. (Дополнен - Закон ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостанот 30.05.2007 г. № 427-з) к) принимают решения об осуществлении единовременных денежныхвыплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновениячрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включаяопределение случаев осуществления единовременных денежных выплат, атакже круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.(Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 23.06.2011 г. № 417-з) л) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.11.2012 г. № 600-з) м) устанавливают региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном частью 2 статьи 41 настоящего Закона. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.11.2012 г. № 600-з) н) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.06.2013 г. № 686-з) о) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) п) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) р) утверждают положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

(В редакции Закона Республики Башкортостан от 06.12.2021 г. № 471-з) т) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом "л" настоящей части;

у) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Республики Башкортостан или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 Федерального закона.

(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.06.2020 г. № 287-з) 1.1. В случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти Республики Башкортостан в соответствии с пунктами "т" и "у" части 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.

(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.06.2020 г. № 287-з) 2. Органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимыхсил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этихситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий вчрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) г) осуществляют финансирование мероприятий в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов дляликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другиенеотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при ихпроведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаютсяза помощью к органам исполнительной власти Республики Башкортостан; ж) содействуют устойчивому функционированию организаций вчрезвычайных ситуациях; з) создают при органах местного самоуправления постояннодействующие органы управления, уполномоченные на решение задач вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.11.2012 г. № 600-з) к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном частью 2 статьи 41 настоящего Закона. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.11.2012 г. № 600-з) л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.06.2013 г. № 686-з) м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) 3. Органы местного самоуправления содействуют федеральномуоргану исполнительной власти, уполномоченному на решение задач вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, впредоставлении участков для установки и (или) в установкеспециализированных технических средств оповещения и информированиянаселения в местах массового пребывания людей, а также впредоставлении имеющихся технических устройств для распространенияпродукции средств массовой информации, выделении эфирного времени вцелях своевременного оповещения и информирования населения очрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты отчрезвычайных ситуаций. (Дополнен - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2007 г. № 427-з) Статья 11. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Статья 12. Органы государственной власти Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Координирующим органом Башкирской территориальной подсистемыединой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций является комиссия по чрезвычайным ситуациям иобеспечению пожарной безопасности Республики Башкортостан. (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Решение задач в области зашиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций осуществляется (Исключено - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от21.06.2005 г. № 186-з)уполномоченным республиканским органомисполнительной власти. Статья (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 06.11.2001 г. № 251-З) Статья 13. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в областизащиты работников организаций и подведомственных объектовпроизводственного и социального назначения от чрезвычайныхситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышениюустойчивости функционирования организаций и обеспечениюжизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в) обеспечивать (Исключены - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) создание,подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучениеработников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайныхситуациях в соответствии с законодательством; (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от06.11.2001 г. № 251-З) г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальныесистемы оповещения о чрезвычайных ситуациях; д) обеспечивать организацию и проведениеаварийно-спасательных и других неотложных работ наподведомственных объектах производственного и социальногоназначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии спланами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) финансировать мероприятия по защите работников организацийи подведомственных объектов производственного и социальногоназначения от чрезвычайных ситуаций; ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов дляликвидации чрезвычайных ситуаций; з) предоставлять в установленном порядке информацию в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а такжеоповещать работников организаций об угрозе возникновения или овозникновении чрезвычайных ситуаций; и) (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) к) предоставлять в установленном порядке федеральному органуисполнительной власти, уполномоченному на решение задач в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки дляустановки специализированных технических средств оповещения иинформирования населения в местах массового пребывания людей,осуществлять в установленном порядке распространение информации вцелях своевременного оповещения и информирования населения очрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты отчрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использованияимеющихся у организаций технических устройств для распространенияпродукции средств массовой информации, а также каналов связи,выделения эфирного времени и иными способами. (Дополнен - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 30.05.2007 г. № 427-з) Подпункт (Дополнен - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 06.11.2001 г. № 251-З) Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.11.2012 г. № 600-з) Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.11.2012 г. № 600-з) Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в томчисле обеспечения безопасности людей на водных объектах, всоответствии с законодательством Российской Федерации и своимиуставами. (В редакции Законов Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2002 г. № 339-З; от 29.09.2010 г. №304-з) Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайныхситуаций, действуют под руководством соответствующих органовуправления Башкирской территориальной подсистемы единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций, на которые возлагается ответственность за решениевопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений кзоне чрезвычайной ситуации и обратно, обеспечения их средствамииндивидуальной защиты от поражения, организацией размещения,питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского идругих видов обеспечения их деятельности в этих условиях. (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественныхобъединений должны иметь подтвержденную в аттестационном порядкеподготовку по соответствующей программе. Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории республики(Исключены - Закон Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з)могут привлекаться специальноподготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации,других войск и воинских формирований. Порядок их привлеченияопределяется законодательством Российской Федерации. (В редакцииЗакона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 23.07.2003 г. № 20-з) Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Республики Башкортостан для ликвидации чрезвычайных ситуаций При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органоввнутренних дел Российской Федерации (Исключены - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от06.02.2008 г. № 524-з)применяются в соответствии с задачами,возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан. (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 06.02.2008 г. № 524-з) Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Дополнена - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защитапострадавших (Дополнена - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) 1. Граждане Российской Федерации имеют право: (Дополнен - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 21.06.2005 г. № 186-з) а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случаевозникновения чрезвычайной ситуации; б) в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуацийиспользовать средства коллективной и индивидуальной защиты идругое имущество органов исполнительной власти и организаций,предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; в) быть информированными о риске, которому они могутподвергнуться в определенных местах пребывания на территорииреспублики, и о мерах необходимой безопасности; г) обращаться лично, а также направлять в органы государственнойвласти, органы местного самоуправления индивидуальные и коллективныеобращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций в том числе обеспечения безопасности людей на водныхобъектах; (Дополнен - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 29.09.2010 г. № 304-з) д) участвовать в установленном порядке в мероприятиях попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществувследствие чрезвычайных ситуаций; ж) на медицинское обслуживание, компенсации и социальныегарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) з) на (Исключены - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з), получениекомпенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровьюпри выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) и) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособностив связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполненииобязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидностькоторых наступила вследствие трудового увечья; к) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца,погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного привыполнении обязанностей по защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан,погибших или умерших от увечья, полученного при выполнениигражданского долга по спасению человеческой жизни, охранесобственности и правопорядка.

л) на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2014 г. № 161-з) 2. Порядок и условия (Исключены - Закон ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостан от 21.06.2005 г. №186-з), виды и размеры компенсаций и социальных гарантий,предоставляемых гражданам Российской Федерации (Дополнена - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от21.06.2005 г. № 186-з) в соответствии с частью 1 настоящей статьи,устанавливаются законодательством. (В редакции ЗаконовГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 06.11.2001 г. № 251-З; от 21.06.2005 г. № 186-з) Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Дополнено -Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 21.06.2005 г. № 186-з) Граждане Российской Федерации обязаны: (Дополнен - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 21.06.2005 г. № 186-з) а) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; (В редакцииЗакона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 06.11.2001 г. № 251-З) б) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовойдеятельности, не допускать нарушений производственной итехнологической дисциплины, требований экологической безопасности,которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации; в) изучать основные способы защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощипострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правилапользования коллективными и индивидуальными средствами защиты,постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки вуказанной области; г) выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.06.2020 г. № 287-з) д) при необходимости оказывать содействие в проведенииаварийно-спасательных и других неотложных работ. Глава V. Подготовка Населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций Статья 20. Подготовка населения в области защиты отчрезвычайных ситуаций (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2007 г. № 427-з) Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайныхситуации определяется Правительством Российской Федерации. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуацияхосуществляется в организациях, в том числе в образовательныхорганизациях, по месту жительства, а также с использованиемспециализированных технических средств оповещения и информированиянаселения в местах массового пребывания людей. Методическое руководство при решении вопросов защиты населенияот чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения кдействиям в чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасногоповедения на водных объектах, своевременным оповещением иинформированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещениемспециализированных технических средств оповещения и информированиянаселения в местах массового пребывания людей осуществляютсяфедеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решениезадач в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 29.09.2010 г. № 304-з) Руководители и другие работники органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и непосредственно по месту работы. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 26-з) Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей наводных объектах, обеспечивается органами исполнительной властиРеспублики Башкортостан, входящими в Башкирскую территориальнуюподсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями,осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей,органами государственной власти Республики Башкортостан, органамиместного самоуправления, организациями. (В редакции ЗаконовГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от21.06.2005 г. № 186-з; от 29.09.2010 г. № 304-з) Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей наводных объектах, могут использоваться средства массовой информации атакже специализированные технические средства оповещения иинформирования населения в местах массового пребывания людей. (Вредакции Законов Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 30.05.2007 г. № 427-з; от 29.09.2010 г. № 304-з) Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Статья 22. Финансирование целевых программ Финансирование целевых программ по защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивостифункционирования организаций осуществляется в соответствии сзаконодательством. Статья 22-1. Финансовое обеспечение деятельности органовуправления, уполномоченных на решение задач в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Дополнена - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от21.06.2005 г. № 186-з) Финансовое обеспечение деятельности республиканского органаисполнительной власти, органа местного самоуправления,уполномоченных на решение задач в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральнымзаконом, осуществляется соответственно за счет средств бюджетаРеспублики Башкортостан и местного бюджета. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 25.05.2009 г. № 128-з) Статья 23. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидациипоследствий чрезвычайных ситуаций (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 21.06.2005 г. № 186-з) 1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер попредупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: регионального и межмуниципального характера (за исключениемчрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров)является расходным обязательством Республики Башкортостан; в границах (на территории) муниципального образования (заисключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесныхпожаров) является расходным обязательством муниципального образования.(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 23.06.2011 г. № 417-з) 2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидациичрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке,установленном Правительством Российской Федерации. Статья 24. Создание и использование резервов финансовых иматериальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 21.06.2005 г. № 186-з) 1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидациичрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренногопривлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайныхситуаций. Указанные резервы создаются органами исполнительной властиРеспублики Башкортостан, органами местного самоуправления. 2. Порядок создания и использования указанных в части 1настоящей статьи резервов и порядок восполнения использованныхсредств этих резервов определяются соответственно ПравительствомРеспублики Башкортостан и органами местного самоуправлениям; Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Статья 25. Государственная экспертиза проектной документацииособо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектовобороны и безопасности (В редакции Закона Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2007 г. № 427-з) Проектная документация особо опасных, технически сложных,уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежитгосударственной экспертизе в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о градостроительной деятельности. Статья 26. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций1. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется посредством:а) федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;б) регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляемого республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан.2. Предметом государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:а) для федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – соблюдение организациями и гражданами, эксплуатирующими потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, государственными корпорациями, создающими в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организациями и гражданами, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;б) для регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.3. Организация и осуществление государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».4. Государственный надзор за реализацией федеральными органами исполнительной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.5. Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти Республики Башкортостан полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на основании положений Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.6. Государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основании положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан.(В редакции Закона Республики Башкортостан от 06.12.2021 г. № 471-з) Глава VIII. Заключительные положения (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 25.05.2009 г. № 128-з) Статья 27. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 25.05.2009 г. № 128-з) Статья 28. (Исключен - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 06.11.2001 г. № 251-З) Статья 29. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. 2. Поручить Правительству Республики Башкортостан привестинормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в срокдо 1 апреля 1996 года. (В редакции Закона Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан от 23.07.2003 г. № 20-з) Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики14 марта 1996 года№ 26-З