ЗАКОН ЗАКОН Республики Башкортостан ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З; от 07.11.2005 г. № 225-з; от 08.12.2006 г. № 390-з; от 31.10.2007 г. № 473-з; от 27.11.2008 г. № 73-з) Принят Законодательной Палатой Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 10 апреля 1997 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 16 мая 1997 года. Настоящий Закон регулирует отношения в области экологическойбезопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельностиграждан и юридических лиц, деятельности органов государственнойвласти и органов местного самоуправления, их должностных лиц инаправлен на защиту жизни, здоровья и условий жизнедеятельностичеловека, защиту общества, его материальных и духовных ценностей,окружающей природной среды от угроз, возникающих в результатевоздействий на окружающую природную среду. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.01.2002 г. № 290-З) Глава I. Общие положения Статья 1. Законодательство Республики Башкортостан в областиэкологической безопасности (В редакции Закона ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.01.2002 г. № 290-З) Законодательство Республики Башкортостан в областиэкологической безопасности основывается на соответствующихположениях Конституции Российской Федерации, Конституции РеспубликиБашкортостан, Федерального закона "Об охране окружающей среды,Экологического кодекса Республики Башкортостан и состоит изнастоящего Закона и иных нормативных правовых актов. (В редакцииЗакона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.12.2006 г. № 390-з) Статья 2. Основные понятия Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненноважных интересов личности, общества, окружающей природной среды отугроз, возникающих в результате антропогенных и природныхвоздействий на нее. Экологическая опасность - состояние, угрожающее здоровью ииным жизненно важным интересам личности, обществу и окружающейприродной среде в результате антропогенных и природных воздействийна нее. Экологическая опасная ситуация - ситуация, характеризующаясяналичием или возможностью разрушения либо негативного изменениясостояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных иприродных воздействий на нее, в том числе обусловленных бедствиямии катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающаяжизненно важным интересам личности и обществу. Чрезвычайная экологическая ситуация - экологически опаснаяситуация, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан,окружающей природной среды обязательного принятия экстренных мердля устранения такой ситуации. Экологическое бедствие - чрезвычайная экологическая ситуация,характеризующаяся необратимыми изменениями окружающей природнойсреды и условий жизнедеятельности людей. Субъект экологической опасности - гражданин, юридическоелицо, в том числе должностное лицо, деятельность которого способнасоздавать экологически опасную ситуацию. Обеспечение экологической безопасности - система действий попредотвращению возникновения, развития экологически опасныхситуаций и ликвидации их последствий. Глава II. Государственная политика в области экологической безопасности Статья 3. Основные требования к обеспечению экологической безопасности 1. Экологическая безопасность является составной частьюбезопасности личности, общества и государства. Реализация прав исвобод граждан, причиняющих ущерб их праву на экологическуюбезопасность, не допускается. Воздействие на окружающую природную среду не должно понижатьуровень экологической безопасности настоящего и будущих поколений. Нарушения правовых норм в области экологической безопасностиотносятся к нарушениям прав человека. 2. Государственная политика Республики Башкортостан в областиэкологической безопасности должна предусматривать единство исогласованность действий в этой области органов государственнойвласти Российской Федерации, Республики Башкортостан и другихсубъектов Российской Федерации. 3. При формировании и реализации государственной стратегииразвития Республики Башкортостан экологическая безопасностьобеспечивается в приоритетном порядке. Обеспечение экологической безопасности на глобальном инациональном уровнях относится к приоритетным направленияммеждународного сотрудничества Республики Башкортостан. 4. Государственная политика в области экологическойбезопасности должна предусматривать планомерное понижение уровняэкологической опасности. Установление требований к обеспечениюэкологической безопасности менее жестких, чем установленныеспециально уполномоченными органами в области экологическойбезопасности, не допускается. 5. Деятельность органов государственной власти и органовместного самоуправления, субъектов хозяйственной и инойдеятельности, граждан должна обеспечивать сохранение биосферы, всехее компонентов. (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З) 6. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающаяпрямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду,должна регламентироваться с позиций обеспечения экологическойбезопасности. 7. Все субъекты хозяйственной и иной деятельности, в томчисле природоохранной, обязаны соблюдать требования по обеспечениюэкологической безопасности, установленные законами и иныминормативными правовыми актами. 8. При планировании и осуществлении хозяйственной и инойдеятельности любыми субъектами экологической опасности обеспечениеэкологической безопасности, в том числе проведение необходимыхпрофилактических мер и передача в установленном порядке информацииоб экологически опасных ситуациях органам государственной власти,должно осуществляться в приоритетном порядке. Обязательным условием осуществления прав владения,пользования и распоряжения природными ресурсами являетсясоблюдение требований обеспечения экологической безопасности. 9. Экологическая безопасность должна гарантированнообеспечиваться за счет финансовых и материально-техническихресурсов юридических лиц и граждан, осуществляющих хозяйственную ииную деятельность. 10. Граждане, а также организации в случае возникновенияэкологически опасной ситуации в обязательном порядке информируютсяо ее характере и источниках. Глава III. Права граждан и общественных объединений Статья 4. Права граждан и общественных объединений в области экологической безопасности 1. Экологическая безопасность каждого гражданинаобеспечивается государством. 2. Граждане Российской Федерации, а также иностранные гражданеи лица без гражданства, находящиеся на территории РеспубликиБашкортостан, имеют равные права на экологическую безопасность ивозмещение ущерба, причиненного в результате возникновенияэкологически опасных ситуаций. (В редакции Закона ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.01.2002 г. № 290-З) 3. Граждане и общественные объединения имеют право: направлятьдля рассмотрения органам государственной власти и органам местногосамоуправления предложения по обеспечению экологическойбезопасности; (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З) получать в установленном порядке от органов государственнойвласти и органов местного самоуправления информацию об источникахэкологической опасности, экологически опасных ситуациях ипринимаемых мерах по их устранению; (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.01.2002 г. № 290-З) осуществлять в установленном порядке общественный контроль засоблюдением требований по обеспечению экологической безопасности; обращаться в соответствующие органы государственной власти, ворганы прокуратуры, а также в органы местного самоуправления вслучае нарушения законов и иных нормативных правовых актов,действующих на территории Республики Башкортостан; (В редакцииЗакона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.01.2002 г. № 290-З) обращаться в установленном порядке в судебные органыреспублики в случае нарушения прав на экологическую безопасность ипричинения им ущерба в результате создания экологически опаснойситуации. Глава IV. Полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области экологической безопасности (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З) Статья 5. Вопросы ведения Республики Башкортостан в области экологической безопасности К ведению Республики Башкортостан в области экологическойбезопасности относятся: формирование и реализация единой государственной политикиреспублики в области экологической безопасности; обеспечение экологически безопасного использования природныхресурсов в республике; правовое регулирование общественных отношений в областиэкологической безопасности на территории республики; формирование, финансирование и реализация республиканских(Исключены - Закон Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 08.12.2006 г. № 390-з)программ по обеспечениюэкологической безопасности; (В редакции Закона ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.12.2006 г. № 390-з) Абзац(Исключен - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З) Статья 6. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области экологической безопасности 1. Президент Республики Башкортостан: является гарантом обеспечения экологической безопасности припринятии политических, социально-экономических и иных решений; определяет совместно с Государственным Собранием -КурултаемРеспублики Башкортостан единую государственную политику республики вобласти экологической безопасности и контролирует ее реализацию; (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 08.12.2006 г. № 390-з) осуществляет общее руководство деятельностью органовисполнительной власти в области экологической безопасности. 2. Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан:(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 08.12.2006 г. № 390-з) обеспечивает правовые основы деятельности в областиэкологической безопасности; определяет приоритеты в области экологической безопасности; утверждает бюджетные ассигнования на финансированиереализации республиканских программ и мероприятий по обеспечениюэкологической безопасности. 3. Правительство Республики Башкортостан: (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.12.2006 г. № 390-з) обеспечивает проведение в республике единой государственнойполитики в области экологической безопасности; обеспечивает соблюдение требований экологической безопасности; предусматривает и обеспечивает выделение средств из бюджетаРеспублики Башкортостан на финансирование реализации республиканскихпрограмм и мероприятий по обеспечению экологической безопасности приразработке проектов государственного бюджета; (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.12.2006 г. № 390-з) осуществляет меры по защите прав граждан на экологическуюбезопасность; отчитывается в установленном порядке за деятельность вобласти экологической безопасности перед Президентом РеспубликиБашкортостан и ежегодно информирует граждан об этой деятельности; участвует в установленном порядке в международныхмероприятиях по обеспечению экологической безопасности; участвует в мероприятиях по обеспечению экологическойбезопасности за пределами Республики Башкортостан в соответствии сдоговорами и соглашениями, заключенными с сопредельными субъектамиРоссийской Федерации; осуществляет в соответствии со своей компетенцией иныеполномочия в области экологической безопасности. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственноерегулирование и межотраслевую координацию по вопросамсанитарно-эпидемиологического благополучия населения издравоохранения, охраны атмосферного воздуха, водных объектов, недр,земельных и лесных ресурсов, почв, ландшафтов, растительного иживотного мира; по мониторингу окружающей среды и природныхресурсов; по вопросам (Исключены - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 08.12.2006 г. №390-з)радиационной безопасности, промышленной безопасности, пожарнойбезопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций иликвидации последствий стихийных бедствий, иные органыисполнительной власти, осуществляющие в соответствии сзаконодательством государственное регулирование и межотраслевуюкоординацию по вопросам экологической безопасности, выполняют вобласти экологической безопасности следующие функции: участие в разработке и реализации единой государственнойполитики Республики Башкортостан в области экологическойбезопасности, федеральных и республиканских комплексных и целевыхпрограмм по обеспечению экологической безопасности и осуществлениеконтроля за их выполнением, а также координация деятельностиорганов исполнительной власти в области экологической безопасностии методическое руководство этой деятельностью; участие в деятельности по выявлению и прогнозированиюпроцессов и явлений, создающих угрозу возникновения и развитияэкологически опасных ситуаций; осуществление в соответствии с настоящим Законом работ поформированию и ведению комплекса нормативных правовых актоворганов исполнительной власти и контроль за их соблюдением; установление соответствия намечаемой хозяйственной и инойдеятельности требованиям по обеспечению экологическойбезопасности, участие в информационном обеспечении в областиэкологической безопасности; участие в определении мероприятий по обеспечениюэкологической безопасности, в том числе по ликвидации опасныхэкологических последствий хозяйственной и иной деятельности; иные полномочия и функции, установленные законодательством вобласти экологической безопасности. Органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия вобласти экологической безопасности, и их территориальные органыкоординируют свою деятельность в области экологическойбезопасности со специально уполномоченным республиканскимгосударственным органом в области экологической безопасности. Статья 7. Полномочия межведомственного Совета общественнойбезопасности Республики Башкортостан (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.12.2006 г. № 390-з) К компетенции межведомственного Совета общественнойбезопасности Республики Башкортостан в области экологическойбезопасности относится подготовка рекомендаций Президенту РеспубликиБашкортостан для принятия решений по вопросам обеспеченияэкологической безопасности. Статья 8. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 08.12.2006 г. № 390-з) Статья 9. Права органов местного самоуправления в области экологической безопасности Органы местного самоуправления в области экологическойбезопасности имеют право: устанавливать дополнительные требования к обеспечениюэкологической безопасности на соответствующей территории; обращаться в установленном порядке к органам исполнительнойвласти по вопросам проведения проверки организаций на соответствиетребованиям к обеспечению экологической безопасности; организовывать общественные обсуждения и опросы срединаселения, а также обеспечивать иные формы участия граждан впринятии решений по вопросам экологической безопасности; осуществлять иную деятельность, не противоречащуюзаконодательству. Статья 10. Функции, права и обязанности специально уполномоченного государственного органа в области экологической безопасности 1. (Исключен - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З) 2. Специально уполномоченный республиканский орган в областиэкологической безопасности осуществляет следующие функции: разработка и реализация в соответствии со своей компетенциейсовместно с органами исполнительной власти, осуществляющимиполномочия в области экологической безопасности, единойгосударственной политики Республики Башкортостан в областиобеспечения экологической безопасности, республиканскихкомплексных и целевых программ в этой области; координация деятельности по реализации указанных программ иконтроль за их выполнением; координация деятельности органов исполнительной власти,осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, повыявлению, прогнозированию процессов и явлений, создающих угрозувозникновения и развития экологически опасных ситуаций, иосуществление этой деятельности; организация информационного обеспечения в областиэкологической безопасности и координация этой деятельности; координация и осуществление в соответствии с настоящимЗаконом работ по формированию и ведению комплекса нормативныхправовых актов органов исполнительной власти; установление соответствия намечаемой хозяйственной и инойдеятельности требованиям по обеспечению экологическойбезопасности, в том числе посредством проведения в установленномпорядке государственной экологической экспертизы; государственный контроль совместно с органами исполнительнойвласти за соблюдением требований по обеспечению экологическойбезопасности юридическими лицами и гражданами, осуществляющимихозяйственную и иную деятельность, оказывающую прямое иликосвенное воздействие на окружающую природную среду; Абзац(Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 07.11.2005 г. № 225-з) определение совместно с органами исполнительной власти,осуществляющими полномочия в области экологической безопасности,мероприятий по обеспечению экологической безопасности, в том числепо ликвидации опасных экологических последствий хозяйственной ииной деятельности; внесение в установленном порядке предложений о приданиисоответствующим территориям статуса зон чрезвычайной экологическойситуации, в том числе зон экологического бедствия; участие в разработке федеральных и республиканских программобучения населения в области экологической безопасности и ихсогласование; иные полномочия, установленные законодательством обэкологической безопасности. 3. Специально уполномоченный республиканский орган в областиэкологической безопасности обязан: обеспечивать соответствие комплекса нормативных правовыхактов органов исполнительной власти законодательству обэкологической безопасности; обеспечивать соответствие принимаемых республиканскихпрограмм требованиям по обеспечению экологической безопасности; своевременно информировать органы прокуратуры о нарушениизаконодательства об экологической безопасности; выполнять иные требования, установленные законодательством обэкологической безопасности. 4. Специально уполномоченный республиканский орган в областиэкологической безопасности имеет право: взаимодействовать с органами исполнительной власти РоссийскойФедерации, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации по вопросам обеспечения экологической безопасности; получать в соответствии с законодательством безвозмездно отгосударственных органов и организаций информацию, необходимую дляосуществления своей деятельности в области экологическойбезопасности; взаимодействовать в установленном порядке с соответствующимиорганами других государств в целях проведения консультаций, обменаопытом, информацией и специалистами в области экологическойбезопасности; рассматривать материалы об административных правонарушениях вобласти экологической безопасности, привлекать виновных кответственности в установленном порядке; осуществлять в пределах своей компетенции иные действия вобласти экологической безопасности. 5. Нормативные правовые акты специально уполномоченногореспубликанского органа в области экологической безопасности,устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности,а также принимаемые в пределах его компетенции решения в областиэкологической безопасности обязательны для республиканских органовисполнительной власти, (Исключены - Закон Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан от 08.12.2006 г. № 390-з),органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З; от 08.12.2006 г. № 390-з) 6. В компетенцию специально уполномоченных территориальныхорганов в области экологической безопасности входит осуществлениена соответствующей территории полномочий в области экологическойбезопасности, предоставленных им в установленном порядке. Глава V. Нормативное правовое регулирование и информационное обеспечение в области экологической безопасности Статья 11. Нормативное правовое регулирование в области экологической безопасности 1. Специально уполномоченный республиканский орган в областиэкологической безопасности в соответствии с его компетенциейутверждает нормативные правовые акты, устанавливающие требования кобеспечению экологической безопасности. 2. Нормативные правовые акты специально уполномоченногореспубликанского органа в области экологической безопасности вчасти установления более жестких требований к обеспечениюэкологической безопасности согласовываются с органамиисполнительной власти. Специально уполномоченный республиканский орган в областиэкологической безопасности утверждает нормативные правовые акты,устанавливающие требования к обеспечению экологическойбезопасности, по которым от органов исполнительной власти,осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, непоступили предложения по установлению более жестких требований кобеспечению экологической безопасности. 3. Нормативные правовые акты органов исполнительной властиподлежат государственной регистрации в порядке, установленномзаконодательством. Статья 12. Информационное обеспечение деятельности в области экологической безопасности 1. Специально уполномоченный государственный орган в областиэкологической безопасности и органы исполнительной власти,осуществляющие полномочия в области экологической безопасности, всоответствии со своей компетенцией определяют требования кинформационному обеспечению в области экологической безопасности. Органы исполнительной власти, осуществляющие мониторингсостояния окружающей среды и природных ресурсов, информационноеобеспечение в области экологической безопасности, несутответственность за нарушение требований, установленных специальноуполномоченным органом в области экологической безопасности. 2. Финансовое и материально-техническое обеспечениесоответствующей деятельности осуществляется в необходимом объеме засчет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостанв порядке, установленном законодательством. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.12.2006 г. № 390-з) Глава VI. Ограничения хозяйственной и иной деятельности и зонирование территорий Республики Башкортостан, обеспечивающие экологическую безопасность Статья 13. Ограничения хозяйственной и иной деятельности, обеспечивающие экологическую безопасность 1. Органам государственной власти и органам местногосамоуправления, их должностным лицам запрещается принимать иреализовывать решения, допускающие: (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.01.2002 г. № 290-З) хозяйственную и иную деятельность, оказывающую прямое иликосвенное воздействие на окружающую природную среду, безположительного заключения государственной экологическойэкспертизы, а также без выданной в установленном порядке лицензии(разрешения) на осуществление этой деятельности; хозяйственную и иную деятельность, экологические последствиякоторой непредсказуемы; хозяйственную и иную деятельность, не соответствующуютребованиям по обеспечению экологической безопасности; вовлечение в хозяйственную и иную деятельность новых земельбез восстановления ранее нарушенных земель в порядке и наусловиях, установленных законодательством; проведение научно-исследовательских, экономических и иныхэкспериментов, противоречащих законодательству об экологическойбезопасности; хозяйственную и иную деятельность в случае отрицательногозаключения государственной экологической экспертизы, установившейее экологическую опасность; проведение ядерных взрывов и испытаний в мирных целях, заисключением случаев, предусмотренных договорами РоссийскойФедерации и Республики Башкортостан в области экологическойбезопасности; Абзац(Исключен - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З) ввоз на территорию Республики Башкортостан токсичных и иныхопасных отходов производства и потребления, нетоксичныхнеутилизированных отходов, озоноразрушающих веществ, а такжевеществ, использование и технология утилизации которых представляетэкологическую опасность в соответствии с перечнем, установленнымзаконодательством; (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З) осуществление деятельности, способствующей глобальнымизменениям окружающей природной среды и ее компонентов, в томчисле деятельности, осуществляемой с нарушением договоровРоссийской Федерации и Республики Башкортостан в областиэкологической безопасности; применение токсичных веществ, способных накапливаться вокружающей природной среде и организме человека, а такжеприменение токсичных веществ, технология утилизации которыхпредставляет экологическую опасность; применение веществ, оценка опасности которых для окружающейприродной среды и человека не производилась; использование, разведение, расселение организмов, несвойственных природной среде соответствующей территории, а такжеорганизмов, полученных искусственным путем, без разработкиэффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения ирасселения; иные виды деятельности, отнесенные законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации и РеспубликиБашкортостан к категории экологически опасной деятельности. Гражданам и юридическим лицам осуществление указанных видовдеятельности запрещается. 2. При предоставлении природных ресурсов во владение,пользование и распоряжение гражданам или юридическим лицам вдокументах, подтверждающих их право на владение, пользование ираспоряжение природными ресурсами, должны быть определенытребования к обеспечению экологически безопасного использованиясоответствующих природных ресурсов, установленные в соответствии сзаконодательством. Статья 14. Зонирование территории Республики Башкортостан по степени экологической опасности Вся территория Республики Башкортостан делится на зоны постепени обеспечения экологической безопасности, для каждой изкоторых законодательством устанавливаются требования к обеспечениюэкологической безопасности, в том числе требования,устанавливающие разрешенные и запрещенные виды хозяйственной ииной деятельности. Глава VII. Предотвращение экологически опасных ситуаций и ликвидация их последствий Статья 15. Принятие решений о хозяйственной и иной деятельности 1. Любая намечаемая хозяйственная и иная деятельность вустановленном законом порядке подлежит оценке с позиций еевозможного прямого или косвенного воздействия на окружающуюприродную среду, определению степени ее экологической опасности,обязательной государственной экологической экспертизе илицензированию. 2. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающаяпрямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду,является потенциально экологически опасной и подлежит вустановленном порядке систематической проверке на соответствиетребованиям к обеспечению экологической безопасности. 3. Намечаемая хозяйственная и иная деятельность, несоответствующая требованиям по обеспечению экологическойбезопасности, оценивается как экологически опасная и запрещается впорядке, установленном законодательством. Статья 16. Ликвидация последствий экологически опасных ситуаций 1. Последствия экологически опасных ситуаций, в том числеотдаленные последствия, ликвидируются в полном объеме за счет: средств юридических лиц и граждан, виновных в созданииэкологически опасной ситуации; средств страхования ответственности субъекта хозяйственной ииной деятельности за ущерб, нанесенный окружающей природной средев результате возникновения экологически опасной ситуации; средств федерального бюджета и бюджета РеспубликиБашкортостан, выделяемых на осуществление соответствующих видовхозяйственной и иной деятельности; целевых средств федерального бюджета в случаях, установленныхзаконодательством Российской Федерации. Требования к страхованию ответственности субъектахозяйственной и иной деятельности за ущерб, нанесенный окружающейприродной среде в результате возникновения экологически опаснойситуации, устанавливаются законодательством. Экологические последствия стихийных бедствий и катастрофликвидируются за счет целевых средств федерального бюджета ибюджета Республики Башкортостан с учетом степени экологическойопасности и размера ущерба, нанесенного окружающей природнойсреде. 2. Органы государственной власти и органы местногосамоуправления в соответствии со своей компетенцией в приоритетномпорядке должны предусматривать и осуществлять организацию иподдержку мероприятий по восстановлению окружающей природной среды взонах чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе в зонахэкологических бедствий. (В редакции Закона Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З) 3. Координацию деятельности по ликвидации последствий опасныхвоздействий на окружающую природную среду и государственный контрольза указанной деятельностью осуществляет Правительство РеспубликиБашкортостан (Исключены - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 08.12.2006 г. № 390-з). (Вредакции Законов Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З; от 08.12.2006 г. № 390-з) 4. Требования к ликвидации последствий экологически опасныхситуаций в отношении их конкретных видов устанавливаютсязаконодательством. Глава VIII. Финансирование деятельности в области экологической безопасности Статья 17. Источники финансирования деятельности в области экологической безопасности Финансирование деятельности в области экологическойбезопасности осуществляется в установленном порядке за счетсредств субъектов экологической опасности, федерального бюджета,бюджета Республики Башкортостан, и из других источников в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 31.10.2007 г. № 473-з) Глава IX. Ответственность за нарушение законодательства в области экологической безопасности Статья 18. Виды нарушений законодательства в области экологической безопасности 1. Нарушениями законодательства в области экологическойбезопасности субъектами экологической опасности являются: нарушения настоящего Закона, нормативных правовых актов,устанавливающих требования к обеспечению экологическойбезопасности; преднамеренное разрушение или повреждение объектов, способныхсоздать экологически опасную ситуацию; создание угроз экологической опасности; финансирование экологической опасной деятельности организацийнезависимо от их форм собственности. 2. Нарушениями законодательства в области экологическойбезопасности должностными лицами специально уполномоченногореспубликанского органа в области экологической безопасностиявляются: утверждение требований к обеспечению экологическойбезопасности, противоречащих законодательству об экологическойбезопасности; непринятие в пределах своей компетенции решений и мер пообеспечению экологической безопасности, в том числе выдачазаключений государственной экологической экспертизы с нарушениемтребований к обеспечению экологической безопасности. 3. Нарушениями законодательства об экологической безопасностидолжностными лицами органов государственной власти и органовместного самоуправления являются: (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.01.2002 г. № 290-З) проведение государственной политики в области экологическойбезопасности без учета требований к обеспечению экологическойбезопасности; фальсификация или несвоевременное предоставление информацииоб экологически опасных ситуациях, предоставление указаннойинформации в неполном объеме, а также невыполнение обязанностей послежению за факторами, источниками и уровнями экологическойопасности; принятие решения, в том числе выдача лицензий (разрешений) наспециальное природопользование, с нарушением требований кобеспечению экологической безопасности; иные виды нарушений законодательства об экологическойбезопасности. Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства об экологической безопасности Лица, виновные в нарушении законодательства об экологическойбезопасности несут уголовную, гражданско-правовую иадминистративную ответственность в соответствии сзаконодательством. Глава X. (Исключена - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 08.01.2002 г. № 290-З) Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики2 июня 1997 года№ 93-З