ЗАКОН Республики Башкортостан О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ" Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 30 октября 1997 года.
Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 24 ноября 1997 года.
Статья 1. Внести в Закон Республики Башкортостан "О научной деятельности и государственной научно-технической политике" (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, № 5, ст. 191) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Башкортостан О науке и государственной научно-технической политике в Республике Башкортостан Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие эффективное функционирование науки и научно-технической сферы в Республике Башкортостан, и регулирует отношения между субъектами научной, научно-технической деятельности, органами государственной власти Республики Башкортостан и потребителями научной и (или) научно-технической продукции.
Глава I. Общие положения Статья 1. Законодательство Республики Башкортостан о науке и государственной научно-технической политике 1. Законодательство Республики Башкортостан о науке и государственной научно-технической политике включает в себя Конституцию Республики Башкортостан, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан.
2. Действие законодательства Республики Башкортостан о науке и государственной научно-технической политике распространяется на все научные организации на ее территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и подчиненности.
3. На территории Республики Башкортостан действует федеральное законодательство о науке и государственной научно-технической политике, принятое по вопросам, переданным Республикой Башкортостан в ведение Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
научно-исследовательская деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на производство (получение) новых знаний о природе, обществе и мышлении;
фундаментальные научные исследования - деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека и окружающего его мира;
прикладные научные исследования - деятельность, направленная на получение новых знаний, обеспечивающих применение результатов фундаментальных научных исследований для решения конкретных практических задач;
научно-практическая деятельность, в том числе научно-техническая деятельность, - деятельность, направленная на поиск новых решений практических задач, обусловленных применением, как правило, новых научных знаний, на обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы;
экспериментальная разработка - деятельность, основанная на научных знаниях или данных практического опыта и направленная на создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, методов, иных систем и технологий, их дальнейшее совершенствование, а также результат такой деятельности;
научный, научно-технический результат - продукт научной, научно-технической деятельности, содержащий новое знание, новое решение практической задачи и зафиксированный на любом информационном носителе;
научная, научно-техническая продукция - научный, научно-технический результат, предназначенный для реализации потребителям;
грант - денежные и иные материальные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно государством, физическим или юридическим лицом, в том числе иностранным государством, иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, а также международной организацией на проведение конкретного научного исследования, иные цели в научном процессе на условиях, предусмотренных грантодателем;
государственная научно-техническая политика - идеологическая основа и практическая направленность деятельности государства по обеспечению эффективного функционирования и развития науки, техники и технологий.
Глава II. Субъекты научной и научно-технической деятельности Статья 3. Общие положения о субъектах научной и научно-технической деятельности 1. Научная и научно-техническая деятельность осуществляется физическими лицами (далее - граждане) в пределах прав, установленных законодательством, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
2. Органы государственной власти Республики Башкортостан в соответствии с настоящим Законом:
гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
признают право на обоснованный риск в научной и научно-технической деятельности;
обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;
гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;
гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.
Статья 4. Ученый, научный работник, специалист научной организации и работник сферы обслуживания научной и (или) научно-технической деятельности.
Общественные объединения ученых, научных работников 1. Ученым признается гражданин, имеющий научную квалификацию, занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью и имеющий значимые в научном отношении результаты такой деятельности.
Ученые работают индивидуально или в составе научных коллективов.
2. Научным работником является гражданин, осуществляющий научную и (или) научно-техническую деятельность в научной организации.
3. Специалистом научной организации является работник научной организации, способствующий получению научного или научно-технического результата или его практической реализации.
4. Работником сферы обслуживания научной и (или) научно-технической деятельности (далее - работник сферы научного обслуживания) является работник научной организации, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
5. Правовые основы оценки научной квалификации граждан и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки научной квалификации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке.
6. Ученый, научный работник имеют право на:
признание их авторами научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством;
получение в соответствии с законодательством доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, авторами которых они являются;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих их творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством (коммерческую реализацию научной и научно-технической продукции);
участие в научных дискуссиях, конференциях, симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве, включая публикацию научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации;
доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, которые, по их мнению, могут оказать негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду;
повышение научной квалификации.
7. Ученым, имеющим звание "Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан", может устанавливаться надбавка к заработной плате в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
8. Ученый, научный работник обязаны:
осуществлять научную, научно-техническую деятельность и экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вред его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;
объективно осуществлять экспертизы представленных им научных и научно-технических программ и проектов, научных и научно-технических результатов и экспериментальных разработок;
соблюдать объективность при опубликовании своих научных и научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
9. Ученый, научный работник имеют другие права и обязанности, предусмотренные законодательством и локальными актами научной организации.
10. Ученые, научные работники в целях осуществления научной и (или) научно-технической деятельности, содействия научным организациям, пропаганды научных знаний вправе создавать на добровольной основе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук (далее - научные общества) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях.
Органы государственной власти Республики Башкортостан могут привлекать на добровольной основе научные общества к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
Статья 5. Научная организация 1. Научной организацией признается:
юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности осуществляющее в соответствии со своими учредительными документами в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научно-педагогических и научных кадров;
специальное научное, научно-техническое структурное подразделение юридического лица, осуществляющее по его доверенности правомочия юридического лица или осуществляющее самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с его положением и правами руководителя структурного подразделения.
2. Государственная аккредитация научных организаций организуется Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и (или) Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
Государственная аккредитация научных организаций, организуемая Кабинетом Министров Республики Башкортостан, осуществляется в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом или положением которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается образовательному учреждению высшего профессионального образования, осуществляющему в порядке, устанавливаемом законодательством, подготовку научно-педагогических и научных кадров и имеющему в своем составе научно-исследовательскую часть, прошедшую государственную аккредитацию научной организации.
Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации налоговых и других льгот, установленных законодательством.
Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности.
3. Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, может присваиваться статус государственного, в том числе републиканского государственного научного центра.
Порядок присвоения статуса республиканского государственного научного центра определяется Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
4. Государственная научная организация и ее учредитель обязаны поддерживать и развивать научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу научной организации, обновлять ее производственные фонды.
Республиканские органы исполнительной власти, учредившие государственную научную организацию, выделяют необходимые средства на возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной организации и при недостаточности средств у данной организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае, если государственная научная организация создана в форме учреждения или унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления.
5. Земельные участки государственным научным организациям предоставляются в безвозмездное пользование.
Порядок предоставления земельных участков научным организациям, условия владения и пользования указанными земельными участками устанавливаются законодательством Республики Башкортостан.
6. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
7. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством и учредительными документами научной организации и (или) юридического лица, создавшего научную организацию в своем составе.
При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз без согласования с ученым (научным, техническим, научно-техническим) советом научной организации.
Статья 6. Академия наук Республики Башкортостан 1. Академия наук Республики Башкортостан является высшим научным учреждением Республики Башкортостан, имеет государственный статус, финансируется за счет средств республиканского бюджета, наделяется правами управления своей деятельностью и имуществом.
Академия наук Республики Башкортостан создается, реорганизуется и ликвидируется законом Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан.
В Академию наук Республики Башкортостан входят научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы.
Структура Академии наук Республики Башкортостан, порядок деятельности и финансирования входящих в ее состав организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются уставом Академии наук Республики Башкортостан.
2. Академия наук Республики Башкортостан является самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства Республики Башкортостан и своего устава. Академия наук Республики Башкортостан проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств республиканского бюджета, осуществляет координацию с академическими учреждениями Российской Федерации.
3. Финансирование Академии наук Республики Башкортостан осуществляется за счет средств республиканского бюджета, указываемых в нем отдельной строкой, и иных источников, не запрещенных законодательством.
Результаты выполненных с использованием средств республиканского бюджета научных исследований Академии наук Республики Башкортостан передаются Республике Башкортостан в соответствии с законодательством.
Академия наук Республики Башкортостан ежегодно представляет Президенту Республики Башкортостан и в Кабинет Министров Республики Башкортостан отчет о научной и (или) научно-технической деятельности.
4. Академия наук Республики Башкортостан, ее научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы владеют, пользуются и распоряжаются государственным имуществом, переданным им в оперативное управление или хозяйственное ведение в соответствии с законодательством. Реестры имущества, переданного Академии наук Республики Башкортостан в оперативное управление или хозяйственное ведение, утверждаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
5. За Академией наук Республики Башкортостан, ее научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке.
Статья 7. Академические учреждения Российской Федерации 1. В Республике Башкортостан действуют академические учреждения Российской Федерации.
2. Республика Башкортостан может участвовать в финансировании академических учреждений Российской Федерации, действующих на территории Республики Башкортостан.
Глава III. Организация и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности Статья 8. Управление научной и научно-технической деятельностью 1. Управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
Целью государственного регулирования научной и научно-технической деятельности являются:
обеспечение свободы научного творчества;
обеспечение правовых, экономических и социальных условий эффективного функционирования научных организаций.
2. Органы государственной власти Республики Башкортостан, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.
3. Управление научной организацией осуществляется в соответствии с законодательством на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
4. Ученые (научные, технические, научно-технические) советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных, научно-технических работ и развития государственных научных организаций гласно, исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.
Статья 9. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции 1. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции являются договоры (контракты) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, иные договоры (контракты) на создание (передачу), использование научной и (или) научно-технической продукции, а также договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности.
2. Кабинет Министров Республики Башкортостан вправе устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.
3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - производителей и потребителей научной и (или) научно-технической продукции.
Статья 10. Информационное обеспечение научной и научно-технической деятельности 1. Субъекты научной и научно-технической деятельности имеют право на свободный обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, порядок распространения которых устанавливается законодательством и локальными актами научных организаций.
2. Кабинет Министров Республики Башкортостан обеспечивает создание республиканских информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и научно-технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и научно-технических результатах за пределами территории Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Кабинет Министров Республики Башкортостан гарантирует субъектам научной и научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники.
3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых функционируют банки данных и базы данных научной и научно-технической информации, обеспечиваются сохранность указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам в установленном порядке.
Статья 11. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной и научно-технической деятельности Органы государственой власти Республики Башкортостан в соответствии с законодательством вправе:
устанавливать особый порядок проведения научных исследований и использование научных и научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности Республики Башкортостан, здоровью граждан, окружающей природной среде;
вводить ограничения на право использования отдельных научных и научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности и осуществляя надзор за его соблюдением;
лицензировать отдельные виды научной и научно-технической деятельности.
Глава IV. Государственная научно-техническая политика Республики Башкортостан Статья 12. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики 1. Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики республики, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов республики, укрепление обороноспособности Российской Федерации и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
2. Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил республики;
гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в городах и районах Республики Башкортостан и интеграция их научно-технического потенциала;
развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Республики Башкортостан.
Статья 13. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области формирования и реализации государственной научно-технической политики 1. К ведению органов государственной власти Республики Башкортостан относятся:
разработка и проведение государственной научно-технической политики Республики Башкортостан;
определение приоритетных направлений развития науки и техники в Республике Башкортостан;
формирование и реализация республиканских научных и научнотехнических программ и проектов, а также определение республиканских органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;
финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств республиканского бюджета;
установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов;
содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности в городах и районах Республики Башкортостан;
управление государственными научными организациями, учрежденными органами государственной власти Республики Башкортостан, в том числе их реорганизация и ликвидация;
формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности Республики Башкортостан, участие в формировании соответствующих межрегиональных органов;
контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан;
создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;
формирование республиканских и межрегиональных фондов научного, научно-технического и технологического развития;
реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами Республики Башкортостан и Российской Федерации;
осуществление иных полномочий, не отнесенных к ведению органов государственной власти Российской Федерации.
Кабинет Министров Республики Башкортостан определяет полномочия республиканских органов исполнительной власти в области формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Башкортостан, утверждает республиканские научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают Государственный комитет Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию или его правопреемник совместно с Академией наук Республики Башкортостан, республиканскими органами исполнительной власти.
2. К совместному ведению органов государственной власти республики Башкортостан и органов государственной власти Российской Федерации относятся:
формирование экономического механизма осуществления единой государственной научно-технической политики;
организация научно-технического прогнозирования;
размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции Республики Башкортостан и Российской Федерации;
формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территории Республики Башкортостан;
разработка и реализация мер по социальной защите работников научных организаций, в том числе их материальное обеспечение;
формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития;
международные научные связи;
координация по вопросам науки и государственной научно-технической политики.
3. По вопросам совместного ведения органы государственной власти Республики Башкортостан при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти Российской Федерации в формах:
подготовки совместных предложений о совершенствовании организационно-экономического механизма научной и инновационной деятельности;
участие представителей соответствующих органов государственной власти Республики Башкортостан в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами государственной власти Российской Федерации;
взаимной передачи на основе договоров и соглашений отдельных полномочий на координацию научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы Республики Башкортостан и Российской Федерации;
подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию социальной сферы научных организаций.
4. Органы местной власти Республики Башкортостан в пределах своей компетенции и с учетом потребностей развития соответствующих административно-территориальных единиц содействуют развитию науки, финансированию исследований и научно-технических разработок из местного бюджета, участвуют в формировании республиканских и межрегиональных программ.
Статья 14. Порядок формирования государственной научно-технической политики 1. Основные приоритеты научно-технической политики определяются исходя из задач социально-экономического и культурного развития Республики Башкортостан.
2. Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Республики Башкортостан на основе специального доклада Кабинета Министров Республики Башкортостан.
3. Государственное Собрание Республики Башкортостан ежегодно в соответствии с Бюджетным посланием Президента Республики Башкортостан определяет при утверждении республиканского бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения республиканских научно-технических программ и проектов, объем финансирования академических учреждений и научных организаций и размер средств, направляемых в республиканские фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
4. Определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической политики Республики Башкортостан и Российской Федерации.
5. Государственная научно-техническая политика формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти Республики Башкортостан и органов государственной власти Российской Федерации.
6. Органы государственной власти Республики Башкортостан содействуют сохранению высокого уровня научно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного назначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную поддержку их научным коллективам.
Статья 15. Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности 1. Органы государственной власти Республики Башкортостан организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием представителей органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местной власти, организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при:
определении приоритетных направлений государственной научно-технической политики, а также развития науки и техники;
формирование научных и научно-технических программ и проектов;
проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике республики.
3. В экспертизе научной и научно-технической деятельности не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах.
4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и проектов республиканские органы исполнительной власти обязаны заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
5. В случаях, предусмотренных законодательством, в установленном порядке проводится обязательная государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.
Статья 16. Финансирование научной и научно-технической деятельности 1. Финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством.
Финансирование научных исследований и экспериментальных разработок из республиканского бюджета осуществляется в размере не менее четырех процентов расходной части республиканского бюджета, включая финансирование расходов учреждений, находящихся в ведении Российской Федерации, в пределах предусмотренных объемов ассигнований.
2. Кабинет Министров Республики Башкортостан организует разработку и исполнение республиканского бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных республиканским бюджетом средств на эти цели между государственными заказчиками республиканских целевых программ, республиканскими органами исполнительной власти, научными организациями и указанными государственными фондами.
3. Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального и республиканского бюджетов. В целях содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований, отбираемым на основе конкурса, в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Башкортостан, создаются фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
4. Республиканские научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств республиканского бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения.
5. Работы местного значения могут финансироваться за счет средств местных бюджетов, местных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
Совместное использование средств, выделенных из федерального, республиканского и местных бюджетов на финансирование научных исследований федерального значения, осуществляется на долевых началах по согласованию между соответствующими органами Российской Федерации, Республики Башкортостан и органами местной власти.
6. Финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется Республикой Башкортостан на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов.
7. В Республике Башкортостан могут действовать государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
Органы государственной власти Республики Башкортостан в порядке, установленном законодательством, создают государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности как некоммерческие организации, деятельность которых финансируется за счет средств республиканского бюджета или иных источников, не запрещенных законодательством. Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности являются самоуправляемыми организациями и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством и уставами.
Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности организуют независимую экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, представляемых субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ и проектов. Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности ведут раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их уставами.
8. В республиканских органах исполнительной власти, коммерческих организациях в установленном порядке могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.
9. Органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из республиканского бюджета или соответствующих внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.
10. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов, в том числе предоставленных органами государственной власти Республики Башкортостан в порядке, установленном грантодателями. Порядок предоставления грантов республиканскими органами исполнительной власти устанавливается Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством, в случае их использования на территории иностранного государства - в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.
Статья 17. Международное научное и научно-техническое сотрудничество Республики Башкортостан 1. Органы государственной власти Республики Башкортостан создают субъектам научной и научно-технической деятельности необходимые условия для международного научного и научно-технического сотрудничества.
Субъекты научной и научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу в Республике Башкортостан и за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством.
В Республике Башкортостан в установленном порядке могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
2. Иностранные инвестиции в область науки и техники осуществляются в порядке и в формах, предусмотренных законодательством.
3. Республика Башкортостан поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Республики Башкортостан и Российской Федерации, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников, научных и иных организаций.
Органы государственной власти Республики Башкортостан содействуют развитию научно-технического сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых государств на основе многосторонних и двусторонних договоров с ними.
4. Органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют контроль за передачей научных и научно-технических результатов, а также научной и научно-технической продукции за пределы территории Республики Башкортостан и Российской Федерации в порядке, устанавливаемом законодательством".
Статья 2. Предложить Президенту Республики Башкортостан и поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 9 декабря 1997 года № 129-З