ЗАКОН Республики Башкортостан ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (В редакции Закона Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан от 30.12.2000 г. № 143-з; от 07.03.2001 г. № 197-З; от 05.06.2001 г. № 220-з; от 07.05.2002 г. № 327-З; от 05.10.2004 г. № 112-з; от 07.02.2005 г. № 150-З; от 03.05.2006 г. № 306-з; от 22.06.2009 г. № 136-з; от 02.02.2012 г. № 501-з; от 27.12.2013 г. № 32-з; от 29.05.2014 г. № 102-з; от 28.12.2015 г. № 315-з; от 08.07.2016 г. № 399-з; от 22.06.2018 г. № 638-з; от 19.12.2019 г. № 187-з; от 02.07.2020 г. № 297-з; от 24.12.2021 г. № 508) Принят Законодательной Палатой Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 20 октября 1998 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 11 ноября 1998 года. Настоящий Закон направлен на регулирование в Республике Башкортостан отношений в области обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2009 г. № 136-з) Статья 1. Основные понятия (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, указанных в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления").
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) 1. Правовое регулирование в области обращения с отходами в Республике Башкортостан осуществляется Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации законами и иными, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, а также муниципальными нормативными правовыми актами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2006 г. № 306-з) 2. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) 3. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросом вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.05.2014 г. № 102-з) 4. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 19.12.2019 г. № 187-з) Статья 3. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 4. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Глава (Исключена - Закон Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.12.2015 г. № 315-з) К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами относятся:
1) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;
2) разработка, утверждение и реализация государственной программы Республики Башкортостан в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 08.07.2016 г. № 399-з) 3) участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Башкортостан;
4) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
5) (Утратил силу - Закон Республики Башкортостан от 24.12.2021 г.
№ 508) 6) участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;
7) установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
(В редакции Закона Республики Башкортостан от 24.12.2021 г.
№ 508) 8) осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.07.2020 г. № 297-з; от 24.12.2021 г.
№ 508) 9) установление порядка ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления;
10) определение в программах социально-экономического развития Республики Башкортостан прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
11) утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
12) утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 13) утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 14) установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
15) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 16) утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 17) регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
18) разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 19.12.2019 г. № 187-з) 19) утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 08.07.2016 г. № 399-з) Статья 6. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 6.1. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.10.2004 г. № 112-з) Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6.1.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Башкортостан (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.12.2015 г. № 315-з) Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами, установленные настоящим Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 6.2. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению (Статья дополнена - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2006 г. № 306-з) 1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному Правительством Республики Башкортостан.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
3. Правила обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2009 г. № 136-з) Статья 6.2.1. Требования к разработке и реализации государственной программы Республики Башкортостан в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.12.2015 г. № 315-з) 1. Государственная программа Республики Башкортостан в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, разрабатывается в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Башкортостан, установленным Правительством Республики Башкортостан.
2. Государственная программа Республики Башкортостан в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее также - государственная программа в области обращения с отходами), должна содержать:
1) значения целевых показателей в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
2) перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
3) информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
3. Перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на:
1) стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
2) софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета;
3) стимулирование утилизации отходов;
4) выявление мест несанкционированного размещения отходов;
5) предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;
6) обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.
4. Перечень мероприятий государственной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, учитывается при формировании мероприятий соответствующих государственных программ Российской Федерации.
5. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 6. Государственная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Республики Башкортостан для всеобщего и бесплатного доступа.
Статья 6.2.2. Требования к территориальной схеме обращения с отходами (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 19.12.2019 г. № 187-з) 1. В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждается территориальная схема обращения с отходами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 19.12.2019 г. № 187-з) 2. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами в соответствии с документами территориального планирования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 19.12.2019 г. № 187-з) 3. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:
1) данные о нахождении источников образования отходов на территории Республики Башкортостан (с нанесением источников их образования на карту Республики Башкортостан);
2) данные о количестве образующихся отходов на территории Республики Башкортостан с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
3) данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в Республике Башкортостан (с разбивкой по годам);
4) данные о нахождении мест накопления отходов на территории Республики Башкортостан; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 08.07.2016 г. № 399-з) 5) данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 5.1) данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 6) баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Республики Башкортостан;
7) схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 8) данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 9) оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 10) прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 11) сведения о зонах деятельности регионального оператора; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 12) электронную модель территориальной схемы обращения с отходами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 4. Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальной схемы обращения с отходами, а также требования к ее составу и содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 19.12.2019 г. № 187-з) 5. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 19.12.2019 г. № 187-з) 6. Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Республики Башкортостан для всеобщего и бесплатного доступа.
Статья 6.3. Нормирование в области обращения с отходами (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.12.2015 г. № 315-з) 1. Нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 08.07.2016 г. № 399-з) 5. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами.
7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.07.2020 г. № 297-з) 8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.07.2020 г. № 297-з) 9. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.
Статья 6.4. Республиканский кадастр отходов 1. Республиканский кадастр отходов включает в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.12.2015 г. № 315-з) 2. Порядок ведения республиканского кадастра отходов определяется Правительством Республики Башкортостан.
Статья 6.5. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами), проводится в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
(В редакции Закона Республики Башкортостан от 24.12.2021 г.
№ 508) Глава 3. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Глава 4. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Глава (Исключена - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 20. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 21. Программы в области обращения с отходами 1. В целях планирования и реализации мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию и размещению с учетом состояния окружающей среды, а также уровня социально-экономического развития территорий органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления разрабатывают соответственно республиканские целевые программы и местные программы в области обращения с отходами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2009 г. № 136-з) 2. Порядок разработки республиканских целевых программ в области обращения с отходами и порядок контроля за их исполнением определяются законодательством. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2009 г. № 136-з) Статья 22. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 23. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 24. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 24.1. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.12.2015 г. № 315-з) 1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с государственной программой Республики Башкортостан в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 2. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами). (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 3. Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 6. Содержание и порядок заключения соглашения между органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются Правительством Республики Башкортостан. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории Республики Башкортостан, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с настоящей статьей. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию Республики Башкортостан и не должны пересекаться. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами Республики Башкортостан. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории Республики Башкортостан и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 11. Региональные операторы имеют право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, которые установлены статьями 14.1 - 14.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 19.12.2019 г. № 187-з) Статья 24.2. Особенности регулирования видов деятельности и тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.12.2015 г. № 315-з) 1. К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
1) обработка твердых коммунальных отходов;
2) обезвреживание твердых коммунальных отходов;
3) захоронение твердых коммунальных отходов;
4) оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором;
5) энергетическая утилизация.
(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.07.2020 г. № 297-з) 2. Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные республиканским органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
2.1. В случае, если оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такого оператора не устанавливается. При этом расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 3. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти Республики Башкортостан, и устанавливает порядок этого согласования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 4. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования тарифов или в случае передачи соответствующих полномочий законом Республики Башкортостан органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5.(Утратил силу - Закон Республики Башкортостан от 24.12.2021 г.
№ 508) Статья 24.3. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.12.2015 г. № 315-з) 1. Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
2. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом Республики Башкортостан).
3. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий Республики Башкортостан и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
4. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 24.4. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами 1. Информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие такой информации осуществляется региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 2. Информация о регулируемых видах деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к которой обеспечивается свободный доступ и которая подлежит раскрытию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, не может быть признана коммерческой тайной.
3. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 4. Органы исполнительной власти Республики Башкортостан в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и настоящим Законом, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
5. Органы местного самоуправления поселений, городских округов в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и настоящим Законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
Статья 24.5. Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами 1. Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется посредством:
1) федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования тарифов (далее - орган государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов) в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан.
2. Предметом государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами являются:
1) для федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
2) для регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне органов исполнительной власти Республики Башкортостан, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдения стандартов раскрытия информации.
3. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
5. Правительство Российской Федерации устанавливает общие требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
6. Государственный контроль (надзор) за реализацией органом государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов полномочий в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
7. Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления отдельных полномочий Республики Башкортостан в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (в случае наделения указанных органов соответствующими полномочиями законом Республики Башкортостан) осуществляется органом государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". (В редакции Закона Республики Башкортостан от 24.12.2021 г.
№ 508) Статья 24.6. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 1. Строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) 2. Инвестиционная программа утверждается органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами. Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядок определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ, устанавливается Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 638-з) Глава 6 (Исключена - Закон Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 25. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами 1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2009 г. № 136-з) 2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.12.2015 г. № 315-з) Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Глава 7 (Исключена - Закон Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 28. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2009 г. № 136-з) Глава 8 (Исключена - Закон Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 07.02.2005 г. № 150-З) Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Статья 30. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Предложить Президенту Республики Башкортостан и поручить Правительству Республики Башкортостан в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.10.2004 г. № 112-з) Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики30 ноября 1998 года№ 195-З