ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

ЗАКОН ЗАКОН Республики Башкортостан О радиационной безопасности в Республике Башкортостан (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.10.2004 г. № 112-з; от 10.03.2005 г. № 158-з;от 30.12.2005 г. № 274-з; от 27.11.2008 г. № 73-з) Принят Законодательной Палатой Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 16 ноября 1999 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 22 декабря 1999 года. Настоящий Закон направлен на обеспечение радиационнойбезопасности населения Республики Башкортостан в целях охраны егоздоровья. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Основные понятия, используемые в настоящем Законе: радиационная безопасность - состояние объекта, организации,производства, территории и защищенности людей, определяемоекомплексом технических и организационных мероприятий, исключающихили максимально снижающих возможность вредного воздействияприродных и техногенных источников ионизирующего излучения нанаселение, персонал и окружающую природную среду; радиационная безопасность населения - состояние защищенностинастоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровьявоздействия ионизирующего излучения; естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемаякосмическим излучением и излучением природных радионуклидов,естественно распределенных в земле, воде, воздухе, другихэлементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; ядерные материалы - материалы, содержащие или способныевоспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материаламвещества, испускающие ионизирующее излучение; радионуклид - радиоактивные атомы с данным массовым числом иатомным номером, а для изомерных атомов и с данным энергетическимсостоянием атомного ядра; авария радиационная - потеря управления источникомионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования,неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями илииными причинами, которые привели или могли привести к облучениюлюдей или радиоактивному загрязнению окружающей среды,превышающему установленные нормативы; загрязнение радиоактивное - присутствие радиоактивных веществтехногенного происхождения на поверхности или внутри материала илитела человека, в воздухе или другом месте, которое может привестик облучению в дозах выше допустимых норм, установленныхзаконодательством; источник ионизирующего излучения - устройство илирадиоактивное вещество, испускающее или способное испускатьионизирующее излучение; источник излучения техногенный - источник ионизирующегоизлучения, специально созданный для полезного применения этогоизлучения или являющийся побочным продуктом этой деятельности; источники излучения природные - источники излученияприродного происхождения, включая космическое излучение, а такжеземные источники излучения, присутствующие в жилищах, на шахтах, висточниках минеральных вод и так далее; облучение - воздействие на людей ионизирующего излучения,которое может быть внешним воздействием от источников, находящихсявне тела человека, или внутренним воздействием от источников,попавших внутрь его организма; радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивныевещества в любом агрегатном состоянии, дальнейшее использованиекоторых не предусматривается; материалы, изделия, оборудование, объекты биологическогопроисхождения, в которых содержание радионуклидов превышаетуровни, установленные нормативными правовыми актами; отработавшее ядерное топливо; отработавшие свой ресурс или поврежденные радионуклидныеисточники; извлеченные из недр и складируемые в отвалы и хвостохранилищапороды, руды и отходы обогащения и выщелачивания руд, в которыхсодержание радионуклидов превышает уровни, установленныенормативными правовыми актами; персонал - лица, работающие с техногенными источниками илинаходящиеся по условиям работы в сфере их воздействия; пункты хранения - не относящиеся к ядерным установкам иисточникам ионизирующего излучения стационарные объекты исооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов ирадиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивныхотходов; радиационно опасный объект - объект (пункт хранениярадиоактивных веществ и радиоактивных отходов, транспортноесредство, технологический комплекс, установка, аппарат,оборудование, изделие), изготавливающий и (или) применяющийпотенциально опасные для персонала объекта, населения и окружающейприродной среды источники ионизирующих излучений; санитарно - защитная зона - территория вокруг организации илиисточника ионизирующего излучения, на которой уровень облучениялюдей в условиях нормальной эксплуатации данного источника можетпревысить установленный предел дозы облучения для населения и вкоторой запрещается постоянное и временное проживание людей,вводится ограничение хозяйственной деятельности и проводитсярадиационный контроль; зона наблюдения - территория за пределами санитарно -защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль; эксплуатирующая организация - организация, созданная всоответствии с законодательством и признанная соответствующиморганом управления по использованию атомной энергии пригоднойэксплуатировать ядерную установку, источник ионизирующегоизлучения или пункт хранения и осуществлять собственными силамиили с привлечением других организаций деятельность по размещению,проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатацииядерной установки, источника ионизирующего излучения или пунктахранения, по транспортировке ядерных материалов, источниковионизирующего излучения или радиоактивных отходов, а такжедеятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивнымивеществами; ядерные установки - сооружения и комплексы с ядернымиреакторами, транспортные и транспортабельные средства; сооруженияи комплексы с промышленными, экспериментальными иисследовательскими ядерными реакторами, критическими иподкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы,полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами дляиспользования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалысооружения, комплексы, установки для производства, использования,переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерныхматериалов. Статья 2. Правовое регулирование в области обращения систочниками ионизирующего излучения и обеспечения радиационнойбезопасности (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) 1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационнойбезопасности осуществляется Федеральным законом "О радиационнойбезопасности населения" и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, а также настоящим Законом и иными нормативнымиправовыми актами Республики Башкортостан. 2. Законы и иные нормативные правовые акты РеспубликиБашкортостан не могут устанавливать нормы, снижающие требования крадиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленныеФедеральным законом "О радиационной безопасности населения". Статья 3. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности 1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасностиявляются: принцип нормирования - непревышение допустимых пределовиндивидуальных доз облучения граждан от всех источниковионизирующего излучения; принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности поиспользованию источников ионизирующего излучения, при которыхполученная для человека и общества польза не превышает рискавозможного вреда, причиненного дополнительным к естественномурадиационному фону облучением; принцип оптимизации - поддержание на возможно низком уровне сучетом экономических и социальных факторов индивидуальных дозоблучения и числа облучаемых лиц при использовании любогоисточника ионизирующего излучения. 2. При радиационной аварии система радиационной безопасностинаселения основывается на следующих принципах: предполагаемые мероприятия по ликвидации последствийрадиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; виды и масштаб деятельности по ликвидации последствийрадиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобыпольза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключениемвреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной. Статья 5. Государственное нормирование в области обеспечениярадиационной безопасности (В редакции Закона Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Государственное нормирование в области обеспечения радиационнойбезопасности осуществляется путем установления санитарных правил,норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности,государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охранытруда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документовпо радиационной безопасности. Статья 6. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности Радиационная безопасность обеспечивается: комплексом мер следующего характера: правового,организационного, инженерно - технического, санитарно -гигиенического и радиоэкологического, медицинского, научного,образовательного, воспитательного; осуществлением органами органами исполнительной власти РеспубликиБашкортостан, органами местного самоуправления, юридическими ифизическими лицами мероприятий по соблюдению нормативных правовыхактов в области обеспечения радиационной безопасности; (В редакцииЗакона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 10.03.2005 г. № 158-з) информированием населения о радиационной обстановке и мерахпо обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационнойбезопасности. Глава II ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 7. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 8. Полномочия органов государственной власти РеспубликиБашкортостан в области обеспечения радиационной безопасности (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Органы государственной власти Республики Башкортостан в областиобеспечения радиационной безопасности: 1) разрабатывают в соответствии с положениями Федеральногозакона "О радиационной безопасности населения" законы и иныенормативные правовые акты Республики Башкортостан; 2) разрабатывают и реализуют республиканские программы в областиобеспечения радиационной безопасности; 3) организуют контроль за радиационной обстановкой на территорииРеспублики Башкортостан в пределах своих полномочий; 4) участвуют в организации и проведении оперативных мероприятийв случае угрозы возникновения радиационной аварии; 5) обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан исоблюдения интересов государства в области обеспечения радиационнойбезопасности в пределах своих полномочий; 6) участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствийрадиационных аварий на территории Республики Башкортостан; 7) реализуют другие полномочия в области обеспечениярадиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесеннымик ведению Республики Башкортостан, не отнесенные к полномочиямРоссийской Федерации. Статья 9. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 10. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Глава Ш. Контроль в области обеспечения радиационной безопасности Статья 11. Осуществление надзора и контроля в области обеспечениярадиационной безопасности (В редакции Закона Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Деятельность органов, осуществляющих надзор и контроль в областиобеспечения радиационной безопасности, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 12. Радиационный мониторинг 1. В республике организуется и ведется радиационныймониторинг. 2. Радиационный мониторинг ведут государственныеуполномоченные органы, эксплуатирующие организации, другиеорганизации, аккредитованные в установленном порядке в рамкахединой государственной системы радиационного мониторинга. 3. Эксплуатирующие организации ведут радиационный мониторингна своих объектах и на территориях санитарно - защитных зон и зоннаблюдения в соответствии с нормативными требованиями. 4. Эксплуатирующие организации и иные организации, ведущиерадиационный мониторинг в единой государственной системерадиационного мониторинга, обязаны предоставлять документальныеданные мониторинга государственным уполномоченным органам и вединый банк данных мониторинга в соответствии с законодательством. 5. Республиканская система радиационного мониторинга вРеспублике Башкортостан создается и функционирует в рамках единойгосударственной системы мониторинга. 6. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 13. Общественный контроль за радиационной безопасностью Общественные объединения вправе осуществлять общественныйконтроль за выполнением норм и правил радиационной безопасности впорядке, установленном законодательством. Глава IV ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 14. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений 1. Научно - исследовательские и опытно - конструкторскиеработы в области обращения с источниками ионизирующего излучения,проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения,конструирование и изготовление для них технологическогооборудования, средств радиационной защиты, а также работы вобласти добычи, производства, транспортирования, хранения,использования, обслуживания, утилизации и захоронения источниковионизирующего излучения, контроль за радиационной обстановкойосуществляются только на основании разрешений (лицензий), выданныхорганами, уполномоченными на ведение лицензирования. 2. Лицензирование деятельности в области обращения с источникамиионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 15. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 16. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 17. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 18. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 19. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 20. Обеспечение радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами 1. При проектировании любых объектов, использующих источникиионизирующих излучений, должна быть предусмотрена технологияобращения с радиоактивными отходами, образующимися в ходе работ систочниками ионизирующего излучения. Эта технология должнаобеспечить: очистку газоаэрозольных выбросов и жидких сбросов доустановленных нормативных значений; перевод радионуклидов в форму, гарантирующую локализациюотходов и радиоактивных веществ в пределах границ земельного илигорного отвода; хранение и захоронение радиоактивных отходов только вспециально предназначенных для этих целей хранилищах имогильниках. 2. При хранении, переработке и захоронении радиоактивныхотходов их надежная изоляция обеспечивается системой естественныхи искусственных барьеров. 3. В течение всего времени хранения и захоронениярадиоактивных отходов эксплуатирующая организация осуществляетконтроль за их состоянием, целостностью барьеров хранилища,радиационной обстановкой в хранилище и окружающей природной среде. 4. При удалении в окружающую природную среду жидких и твердыхотходов, содержащих радиоактивные вещества ниже пределов,установленных для категории "радиоактивные отходы", но вышефоновых значений, должна быть обоснована невозможность накоплениярадионуклидов в элементах экологических систем выше установленныхнормами значений. 5. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 21. Обеспечение радиационной безопасности при деятельности организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса, не связанных с ядерно-топливным циклом 1. Для действующих и вводимых в эксплуатацию организацийдобывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно -энергетического комплекса, не связанных с ядерно - топливнымциклом, проводится экспертиза технологии добывания сырья,образования отходов на наличие радиационного фактора. 2. Организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи,проводят техническое обслуживание источников ионизирующегоизлучения, несут ответственность за радиационную безопасностьшламонакопителей, отвалов, шахтных вод и других источниковионизирующего излучения, образованных путем накопленияестественных радионуклидов, осуществляют радиационный контрольэтих объектов, разрабатывают и выполняют организационно -технические мероприятия по предотвращению загрязнения окружающейприродной среды радионуклидами естественного происхождения,образующимися в результате производственной деятельности этихорганизаций. 3. При наличии радиационного воздействия сверхустановленныхпределов организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи,незамедлительно сообщают об этом в орган исполнительной власти,осуществляющий надзор и контроль в области обеспечения радиационнойбезопасности. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 22. Учет радиационно опасных объектов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов 1. Учет радиационно опасных объектов, радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов в республике проводится в соответствии сзаконодательством. 2. Организации независимо от форм собственности иорганизационно - правовой формы, осуществляющие деятельность попроизводству, использованию, утилизации, транспортировке, хранениюи захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов,проводят их учет и контроль. 3. Правильность ведения эксплуатирующими организациями учетарадиационно опасных объектов, радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов контролируется органами исполнительнойвласти, осуществляющими надзор и контроль в области обеспечениярадиационной безопасности. 4. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 23. Обеспечение радиационной безопасности (Исключен -Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от10.03.2005 г. № 158-з)в эксплуатирующих организациях 1. Эксплуатирующие организации, на которых возможновозникновение радиационной аварии, обязаны иметь: перечень возможных радиационных аварий с прогнозомрадиационной обстановки и учетом их последствий; критерии принятия решений при возникновении радиационнойаварии; инструкцию по предупреждению радиационных аварий (инцидентов)и ликвидации их последствий; план мероприятий по защите персонала от радиационной аварии и еепоследствий, согласованный с органами исполнительной власти,осуществляющими надзор и контроль в области обеспечения радиационнойбезопасности, и органами местного самоуправления; (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 10.03.2005 г. № 158-з) средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствийрадиационной аварии; медицинские средства профилактики радиационных поражений исредства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационнойаварии; аварийно - спасательные формирования, созданные из числаперсонала эксплуатирующей организации; средства индивидуальной защиты для собственных, а такжепривлекаемых сил для ликвидации последствий радиационных аварий. 2. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 24. Требования к персоналу эксплуатирующих организаций 1. К работе на ядерной установке, пунктах хранения, сядерными материалами и источниками ионизирующего излучениядопускаются лица, соответствующие квалификационным требованиям, неимеющие медицинских, в том числе психофизиологических,противопоказаний и получившие допуск к указанной работе. 2. Перечень медицинских противопоказаний и переченьдолжностей, на которые распространяются данные противопоказания, атакже требования к проведению медицинских осмотров ипсихофизиологических обследований определяются законодательством. 3. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 25. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 26. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 27. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 28. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Глава V ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ Статья 29. Обеспечение радиационной безопасности персонала эксплуатирующих организаций В целях обеспечения радиационной безопасности персоналаэксплуатирующая организация обязана: планировать и осуществлять мероприятия по обеспечениюрадиационной безопасности; заблаговременно проводить мероприятия, направленные напредупреждение радиационных аварий, а также на максимальновозможное снижение размеров ущерба в случае их возникновения; осуществлять производственный контроль за радиационнойобстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территорииорганизации; проводить учет и контроль индивидуальных доз облученияперсонала; проводить аттестацию руководителей и исполнителей работ,специалистов служб производственного контроля и других лиц,работающих в этих организациях; организовывать проведение периодических медицинских осмотровперсонала; информировать персонал об уровнях излучения на рабочих местахи величине полученных ими индивидуальных доз облучения; выполнять предписания и постановления органов исполнительнойвласти, осуществляющих надзор и контроль в области обеспечениярадиационной безопасности. Статья 30. Обеспечение радиационной безопасности населения при нормальной работе радиационно опасных объектов 1. В целях защиты населения в районе размещения радиационноопасного объекта устанавливаются особые территории - санитарно -защитная зона и зона наблюдения. Размер и границы санитарно - защитной зоны и зоны наблюденияопределяются в соответствии с законодательством в областииспользования атомной энергии и обеспечения радиационнойбезопасности. 2. В санитарно - защитной зоне запрещается размещениепитьевых водозаборов грунтовых и поверхностных вод, жилых иобщественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся крадиационно опасному объекту лечебно - оздоровительных учреждений,подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренныхпроектом санитарно - защитной зоны. 3. В санитарно - защитной зоне вводится режим ограничений нахозяйственную деятельность. Использование земель санитарно -защитной зоны для сельскохозяйственных целей возможно только сразрешения органов государственного санитарно -эпидемиологического надзора. 4. В санитарно - защитной зоне и зоне наблюденияэксплуатирующая организация должна осуществлять постоянныйконтроль за радиационной обстановкой, органы исполнительнойвласти, осуществляющие надзор и контроль в области обеспечениярадиационной безопасности, - периодический контроль зарадиационной обстановкой. Статья 31. Обеспечение радиационной безопасности персонала и населения при радиационных авариях В случае возникновения радиационной аварии эксплуатирующаяорганизация обязана: обеспечить выполнение мероприятий по защите персонала инаселения от радиационной аварии и ее последствий; проинформировать о радиационной аварии органы государственнойвласти, в том числе органы исполнительной власти, осуществляющиенадзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, атакже органы местного самоуправления, население территорий, на которыхвозможно повышенное облучение; принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим прирадиационной аварии; локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратитьраспространение радиоактивных веществ в окружающей природнойсреде, организовать проведение мероприятий по ликвидации авариисогласно плану; провести анализ и подготовить прогноз развития радиационнойобстановки после ликвидации радиационной аварии; принять меры по нормализации радиационной обстановки послеликвидации радиационной аварии. Статья 32. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов 1. Облучение населения и персонала, обусловленное радоном,продуктами его распада, а также другими долгоживущими природнымирадионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должнопревышать установленные нормативы. (В редакции Закона ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.12.2005 г. № 274-з) 2. В целях защиты населения и персонала от влияния природныхрадионуклидов должны осуществляться следующие мероприятия: (В редакцииЗакона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от30.12.2005 г. № 274-з) составление кадастра территорий с повышенным естественнымрадиационным фоном, радиационно-гигиеническая паспортизация территорийи организаций; выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений сучетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения; проектирование и строительство зданий и сооружений с учетомпредотвращения поступления радона в воздух этих помещений; проведение производственного контроля строительных материалов,приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержаниярадона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов; эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания в нихрадона и гамма-излучения природных радионуклидов. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровнясодержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданияхи сооружениях должен быть изменен характер их использования. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, неотвечающие требованиям к обеспечению радиационнойбезопасности. 3. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) 4. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 33. Обеспечение радиационной безопасности при медицинском рентгенорадиологическом обслуживании 1. При проведении медицинских рентгенорадиологическихпроцедур следует использовать все необходимые средства защитыграждан (пациентов). Дозы облучения граждан (пациентов) при проведениирентгенорадиологических процедур должны соответствоватьустановленным нормам и правилам радиационной безопасности и должныфиксироваться в соответствующей медицинской организации в рамкахединой государственной системы контроля и учета индивидуальных дозоблучения. 2. По требованию гражданина (пациента) при проведениимедицинских рентгенорадиологических процедур ему предоставляетсяполная информация об ожидаемой или получаемой им дозе облучения ио возможных последствиях. Ответственность за непредоставлениеинформации или за предоставление недостоверной информациивозлагается на медицинскую организацию, проводящуюрентгенорадиологические исследования и процедуры. 3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинскихрентгенорадиологических процедур, за исключением профилактическихисследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных вэпидемиологическом отношении. Статья 34. Обеспечение радиационной безопасности при производстве продуктов питания и обеспечении питьевой водой Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода иконтактирующие с ними в процессе изготовления, хранения,транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечатьтребованиям к обеспечению радиационной безопасности, а такжеподлежат производственному контролю за соблюдением норм и правилпо обеспечению радиационной безопасности. Глава VI ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 35. Право граждан на радиационную безопасность Граждане, постоянно или временно проживающие на территорииРеспублики Башкортостан, имеют право на благоприятную средуобитания и радиационную безопасность. Это право обеспечивается засчет проведения комплекса мероприятий по предотвращениюрадиационного воздействия на организм человека ионизирующегоизлучения сверхустановленных норм, выполнения гражданами иэксплуатирующими организациями требований, норм, правил инормативов в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 36. Право граждан и общественных объединений на получение информации 1. Граждане, общественные объединения имеют право наполучение объективной информации о радиационной обстановке. 2. Данное право обеспечивается путем периодических публикаций всредствах массовой информации, ответов на запросы общественныхорганизаций, проведения встреч общественности с представителямиэксплуатирующих организаций, органов исполнительной власти,осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения радиационнойбезопасности, местного самоуправления. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 10.03.2005 г. № 158-з) 3. Предоставление гражданам информации о радиационнойобстановке органами исполнительной власти, осуществляющими надзори контроль в области обеспечения радиационной безопасности,осуществляется бесплатно. Статья 37. Право граждан на получение документа, подтверждающего полученную дозу облучения Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получениесоответствующего документа о полученной дозе внешнего ивнутреннего облучения. Порядок получения такого документа и егоформа определяются в соответствии с законодательством. Статья 38. Право на проверку состояния радиационной безопасности 1. Граждане и общественные объединения имеют право требоватьпроведения проверки состояния радиационной безопасности вконкретных условиях. 2. Заключение и оценку состояния радиационной безопасностиобъекта или территории дают органы исполнительной власти,осуществляющие надзор и контроль в области обеспечениярадиационной безопасности. Статья 39. Обязанности граждан и юридических лиц по соблюдению требований законодательства по обеспечению радиационной безопасности 1. Граждане, постоянно или временно проживающие на территорииРеспублики Башкортостан, а также юридические лица обязаны: соблюдать требования законодательства по обеспечениюрадиационной безопасности; выполнять требования органов исполнительной власти и органовместного самоуправления в области обеспечения радиационнойбезопасности; (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) принимать участие в реализации мероприятий по обеспечениюрадиационной безопасности. 2. Привлечение граждан для ликвидации последствийрадиационных аварий допускается только на добровольной основе, приих письменном согласии и после информирования о возможных дозахоблучения при ликвидации аварии и о риске для здоровья. Граждане,привлекаемые в установленном порядке для участия в ликвидациипоследствий радиационных аварий, должны иметь соответствующуюподготовку, подтвержденную в аттестационном порядке. Глава VII ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения радиационной безопасности Граждане, должностные и юридические лица, виновные в нарушениизаконодательства в области обеспечения радиационной безопасности,несут (Исключен - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з)ответственность всоответствии с законодательством. (В редакции Закона ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Статья 41. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. № 158-з) Глава VIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Статья 43. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Предложить Президенту Республики Башкортостан и поручитьКабинету Министров Республики Башкортостан в шестимесячный срокпривести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящимЗаконом. ПрезидентРеспублики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики6 января 2000 года№ 46-з