ЗАКОН ЗАКОН Республики Башкортостан Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 17.03.2003 г. № 481-з; от 20.07.2004 г. № 95-з; от 25.03.2005 г. № 172-з; от 06.12.2005 г. № 253-з; от 28.12.2007 г. № 508-з; от 01.10.2010 г. № 310-з; от 23.06.2011 г. № 418-з; от 07.12.2011 г. № 471-з;от 27.12.2013 г. № 39-з; от 29.04.2014 г. № 94-з;от 28.04.2016 г. № 368-з; от 22.06.2018 г. № 648-з;от 03.12.2019 г. № 180-з; от 02.11.2020 г. № 327-з) Принят Законодательной Палатой Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 28 декабря 1999 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 28 января 2000 года. Настоящий Закон устанавливает правовые и организационныеосновы оказания адресной социальной помощи в РеспубликеБашкортостан малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающимгражданам. Предметом регулирования настоящего Закона не являютсяотношения, связанные с предоставлением гражданам льгот имер социальной поддержки, установленных законодательством. (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 25.03.2005 г. № 172-з) Статья 1. Основные понятия Для целей настоящего Закона применяются следующие основныепонятия: адресная социальная помощь - предоставление малоимущим семьямили малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средствсоответствующих бюджетов социальных пособий, субсидий,социальных услуг, жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданамопределенной денежной суммы за счет средств соответствующихбюджетов; субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичнаяоплата предоставляемых гражданам социальных услуг; (В редакцииЗакона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 25.03.2005 г. № 172-з) абзац.(Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 25.03.2005 г. № 172-з) (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 20.07.2004 г. № 95-з) набор социальных услуг - перечень социальных услуг,предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии сФедеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственнойсоциальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственнойсоциальной помощи"); (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 01.10.2010 г. № 310-з) социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину адресную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 39-з) программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 39-з) Статья 2. Цели оказания адресной социальной помощи Адресная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущиходиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых нижевеличины прожиточного минимума, установленного в РеспубликеБашкортостан; (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 17.03.2003 г. № 481-з) адресного использования бюджетных средств. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 25.03.2005 г. № 172-з) усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;(Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 25.03.2005 г. № 172-з) создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступностии общественно приемлемого качества социальных услуг; (Дополнен -Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 25.03.2005 г. № 172-з) снижения уровня социального неравенства; (Дополнен - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 25.03.2005 г. № 172-з) повышения доходов населения. (Дополнен - Закон ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостанот 25.03.2005 г. № 172-з) Статья 3. Законодательство Республики Башкортостан обадресной социальной помощи Законодательство Республики Башкортостан об адреснойсоциальной помощи основывается на соответствующих положенияхКонституции Российской Федерации, Федерального закона "Огосударственной социальной помощи", Конституции РеспубликиБашкортостан и состоит из настоящего Закона и иных нормативныхправовых актов. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 20.07.2004 г. № 95-з) Статья 4. Полномочия органов государственной власти РеспубликиБашкортостан в сфере оказания адресной социальной помощи К полномочиям органов государственной власти РеспубликиБашкортостан в сфере оказания адресной социальной помощи относятся: (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 01.10.2010 г. № 310-з) 1) принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты адресной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с целями, установленными настоящим Законом, а также разработка и реализация республиканской программы социальной поддержки населения; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 39-з) 2) установление видов адресной социальной помощи, оказаниекоторой является расходным обязательством Республики Башкортостан иобязательно на ее территории; 3) финансирование мер по оказанию адресной социальной помощи; 4) заключение соглашений с федеральными органами исполнительнойвласти в рамках взаимодействия по предоставлению гражданам социальныхуслуг: а) о включении категорий граждан, проживающих на территорииРеспублики Башкортостан и не имеющих права на получениегосударственной социальной помощи в виде набора социальных услуг,предусмотренных законодательством Российской Федерации, в числополучателей социальных услуг; б) об оказании за счет средств бюджета Республики Башкортостандополнительных социальных услуг определенным категориям граждан,имеющим право на получение набора социальных услуг в соответствии сзаконодательством Российской Федерации; в) (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 01.10.2010 г. № 310-з) (В редакции Законов Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 25.03.2005 г. № 172-з;от 01.10.2010 г. № 310-з) 5) иные полномочия, установленные законодательством РоссийскойФедерации и Республики Башкортостан. (Дополнен - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от01.10.2010 г. № 310-з) Органы государственной власти Республики Башкортостан, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.12.2011 г. № 471-з) Статья 4.1. Осуществление органами государственной властиРеспублики Башкортостан переданных Российской Федерацией полномочий вобласти оказания государственной социальной помощи в виде наборасоциальных услуг (Дополнен - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 28.12.2007 г. № 508-з) К полномочиям Российской Федерации в области оказаниягосударственной социальной помощи в виде набора социальных услуг,осуществляемым органами государственной власти РеспубликиБашкортостан, относятся следующие полномочия по организацииобеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющихправо на получение государственной социальной помощи и не отказавшихсяот получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1статьи 6.2 Федерального закона (Исключен - Закон ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостан от 01.10.2010 г. №310-з)"О государственной социальной помощи", лекарственнымисредствами, изделиями медицинского назначения, а такжеспециализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 01.10.2010 г. № 310-з) 1) организация размещения заказов на поставки лекарственныхпрепаратами, изделий медицинского назначения, а такжеспециализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (Вредакции Законов Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 01.10.2010 г. № 310-з; от 23.06.2011 г. № 418-з); 2) заключение по итогам размещения государственных заказов напоставки лекарственных препаратами, изделий медицинского назначения, атакже специализированных продуктов лечебного питания длядетей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; (Вредакции Законов Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 01.10.2010 г. № 310-з; от 23.06.2011 г. № 418-з) 3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами,изделиями медицинского назначения, а также специализированнымипродуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными погосударственным контрактам. (В редакции Законов ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостан от 01.10.2010 г. № 310-з;от 23.06.2011 г. № 418-з) Реализация переданных Российской Федерацией полномочий в областиоказания государственной социальной помощи в виде набора социальныхуслуг осуществляется органами государственной власти РеспубликиБашкортостан за счет средств, выделяемых в виде субвенций изфедерального бюджета. (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 01.10.2010 г. № 310-з) Порядок осуществления органами государственной власти РеспубликиБашкортостан переданных Российской Федерацией полномочий в областиоказания государственной социальной помощи в виде набора социальныхуслуг определяется федеральным законодательством. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 01.10.2010 г. № 310-з) Статья 5. Источники финансирования адресной социальной помощи в Республике Башкортостан Источниками финансирования адресной социальной помощи вРеспублике Башкортостан являются: средства бюджета Республики Башкортостан; (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 17.03.2003 г. № 481-з) абзац;(Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 25.03.2005 г. № 172-з); другие источники, не запрещенные законодательством. Часть.(Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 06.12.2005 г. № 253-з) Статья 6. Получатели адресной социальной помощи Адресная социальная помощь оказывается малоимущим семьям ималоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим отних причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточногоминимума, установленного в Республике Башкортостан. Категории малоимущих семей и одиноко проживающих граждан,которым оказывается адресная социальная помощь, определяютсяПравительством Республики Башкортостан. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 20.07.2004 г. № 95-з) Статья 7. Виды адресной социальной помощи Оказание адресной социальной помощи осуществляется вследующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другиевыплаты); (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 25.03.2005 г. № 172-з) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь,медикаменты и другие виды натуральной помощи). (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 20.07.2004 г. № 95-з) Часть. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 25.03.2005 г. № 172-з) Статья 8. Размер адресной социальной помощи Размер адресной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущимодиноко проживающим гражданам определяется Правительством РеспубликиБашкортостан. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 25.03.2005 г. № 172-з) Статья 9. Порядок формирования информационного банка данных о получателях адресной социальной помощи Порядок формирования информационного банка данных о получателяхадресной социальной помощи определяется Правительством РеспубликиБашкортостан. (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 17.03.2003 г. № 481-з) Статья 10. Порядок назначения адресной социальной помощи Адресная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в электронной либо письменной форме в орган, оказывающий адресную социальную помощь, по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 39-з) Представленные заявителем сведения могут быть подтвержденыпосредством дополнительной проверки (комиссионного обследования),проводимой органом, оказывающим адресную социальную помощь,самостоятельно. Уведомление о назначении адресной социальной помощи или оботказе в ее назначении должно быть направлено в письменной формезаявителю органом, оказывающим адресную социальную помощь, поместу жительства или месту пребывания заявителя не позднее чемчерез 10 дней после обращения заявителя и представления имнеобходимых документов. При необходимости проведения дополнительнойпроверки (комиссионного обследования) органом, оказывающим адреснуюсоциальную помощь, представленных заявителем сведений о доходахсемьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать вуказанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведениитакой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть данзаявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления. В случае представления заявителем неполных и (или)недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему(его семье) имуществе на праве собственности орган, оказывающийадресную социальную помощь, по месту жительства или меступребывания отказывает заявителю в назначении адресной социальнойпомощи. Отказ в назначении адресной социальной помощи по этимоснованиям заявитель может обжаловать в вышестоящие органы и (или)в суд. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 20.07.2004 г. № 95-з) Порядок назначения адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также форма социального контракта устанавливаются Правительством Республики Башкортостан. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 25.03.2005 г. № 172-з; от 27.12.2013 г. № 39-з) Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину адресной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.12.2011 г. № 471-з) Статья 10.1. Адресная социальная помощь на основании социального контракта (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 39-з) 1. Адресная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 6 настоящего Закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. 2. В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании адресной социальной помощи; 3) виды и размер адресной социальной помощи; 4) порядок оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта. 3. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями адресной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. 4. Орган социальной защиты населения при оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями адресной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. 5. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта. 6. Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается заявителем и руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина. 7. Адресная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным Правительством Республики Башкортостан. 8. Оказание адресной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания адресной социальной помощи без социального контракта или отказ в назначении адресной социальной помощи. 9. Мониторинг оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан. Статья 10.3. Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 02.11.2020 г. № 327-з)Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи". Статья 11. Порядок учета доходов и расчета среднедушевогодохода Порядок учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего направе собственности имущества, и расчета среднедушевого дохода семьии дохода одиноко проживающего гражданина для признания ихмалоимущими и оказания им адресной социальной помощи определяетсязаконодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 20.07.2004 г. № 95-з) Статья 12. Прекращение оказания адресной социальной помощи Оказание адресной социальной помощи прекращается в случаях: превышения размера среднедушевого дохода семьи величиныпрожиточного минимума установленного в Республике Башкортостан; (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 17.03.2003 г. № 481-з)изменения обстоятельств, в связи, с которыми граждане были отнесены к категории граждан, имеющих право на адресную социальную помощь;(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 25.03.2005 г. № 172-з) выезда граждан на постоянное место жительства за пределыРеспублики Башкортостан; обнаружения незаконности оказания адресной социальной помощипо вине заявителя либо органов, оказывающих адресную социальнуюпомощь; смерти получателя. Оказание адресной социальной помощи прекращается с первогочисла месяца, следующего за месяцем, в котором наступилиобстоятельства, повлекшие прекращение оказания адресной социальнойпомощи. Прекращение оказания адресной социальной помощи может бытьобжаловано заявителем в вышестоящие органы и (или) в суд. (Дополнен- Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 20.07.2004 г. № 95-з) Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание адресной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных Правительством Республики Башкортостан. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. № 39-з) Статья 13. Обязанности и ответственность получателей адресной социальной помощи, организаций и органов, оказывающих адресную социальную помощь Граждане, получающие адресную социальную помощь, обязаныизвещать орган, оказывающий адресную социальную помощь, онаступлении обстоятельств, влекущих изменение или прекращениеоказания адресной социальной помощи (трудоустройство, увеличениеразмера среднедушевого дохода по другим причинам, выезд на другоепостоянное место жительства одного из членов семьи, помещениеребенка в детское учреждение на полное государственноеобеспечение, лишение родительских прав и так далее) в течение двухнедель со дня наступления указанных обстоятельств. (В редакцииЗакона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 20.07.2004 г. № 95-з) В случае невыполнения обязанностей, указанных в части первойнастоящей статьи, а также в случае незаконного получения адреснойсоциальной помощи по представленным заявителем документам сзаведомо ложными сведениями о составе семьи и доходах адреснаясоциальная помощь взыскивается в судебном порядке. Организация несет ответственность за достоверность сведений,содержащихся в документах, выданных для оказания адреснойсоциальной помощи. В случаях, когда содержащиеся в документахсведения неверны и на их основании оказана адресная социальнаяпомощь, организация возмещает соответствующему органу,оказывающему адресную социальную помощь, ущерб в порядке,предусмотренном законодательством. В случае нарушения прав граждан на адресную социальную помощьпо вине органов, оказывающих адресную социальную помощь, онаоказывается со дня первоначального обращения. Статья 14. Разрешение споров Споры по вопросам назначения и оказания адресной социальнойпомощи разрешаются в порядке, установленном законодательством. Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Правительству Республики Башкортостан в трехмесячный срокпривести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящимЗаконом. (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 17.03.2003 г. № 481-з) ПрезидентРеспублики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики4 февраля 2000 года№ 50-з