ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

ЗАКОН ЗАКОН Республики Башкортостан Об экологическом мониторинге (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 06.11.2001 г. № 252-З; от 01.10.2004 г. № 102-з; от 07.11.2005 г. № 225-з; от 03.05.2006 г. № 303-з) (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27.11.2008 г. № 73-з) Принят Законодательной Палатой Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 20 апреля 2000 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 12 мая 2000 года. Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические исоциальные основы обеспечения экологического мониторинга вРеспублике Башкортостан и регулирует отношения в этой области междуорганами государственной власти Республики Башкортостан и органамиместного самоуправления, организациями, общественными объединениямии гражданами. (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 06.11.2001 г. № 252-З) Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Экологический мониторинг 1. Экологический мониторинг - комплекс мероприятий попроведению наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей средына основе измерений количественных и качественных показателейстепени ее загрязнения. 2. Основными задачами экологического мониторинга являютсяобеспечение органов государственной власти Республики Башкортостан иорганов местного самоуправления, юридических лиц и гражданрегулярной, своевременной и достоверной информацией о состоянииокружающей среды, влиянии источников антропогенного воздействия наокружающую среду и здоровье населения. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 06.11.2001 г. № 252-З) Статья 2. Основные понятия Основные понятия, используемые в настоящем Законе: антропогенное воздействие - сумма прямых и опосредованных(косвенных) влияний деятельности человека на окружающую среду; загрязнение окружающей среды - привнесение в окружающую средуили возникновение в ней новых, обычно не характерных для неефизических, химических или биологических агентов в результатехозяйственной и иной деятельности в количествах (концентрациях),превышающих естественные, среднемноголетние их значения (впределах крайних колебаний) в окружающей среде; обеспечение экологической безопасности - система мер попредотвращению возникновения и развития экологически опасныхситуаций, ликвидации их последствий; окружающая среда - совокупность природных компонентов(атмосферного воздуха, воды, почвы, недр, животного ирастительного мира) и ландшафта, природных, исторических,культурных памятников и других материальных объектов, оказывающихвлияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояниездоровья человека, и (или) взаимодействие этих компонентов; охрана окружающей среды - комплекс международных,государственных и региональных, административно - хозяйственных,правовых, политических, экономических, социальных, технологическихи общественных мероприятий, направленных на сохранение,рациональное использование и воспроизводство окружающей среды; природопользователи - юридические лица и граждане,занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица (далее - индивидуальные предприниматели),осуществляющие в соответствии с требованиями законодательствахозяйственную или иную деятельность, для ведения которойиспользуются природные ресурсы и (или) при осуществлении которойоказывается воздействие на окружающую среду; чрезвычайная экологическая ситуация - экологически опаснаяситуация, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан, атакже окружающей среды неотложного принятия экстренных мер для ееустранения; экологическая безопасность - состояние защищенности жизненноважных интересов личности, общества, окружающей среды отопасностей, возникающих в результате антропогенных и природныхвоздействий; экологически опасная ситуация - ситуация, характеризующаясяналичием или возможностью разрушения либо негативного изменениясостояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природныхвоздействий на нее, в том числе обусловленных бедствиями икатастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающаяжизненно важным интересам личности и общества; экологические требования - общие нормы и правила организациии ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной сиспользованием отдельных видов природных ресурсов и (или)воздействием на окружающую среду. Статья 3. Задачи настоящего Закона Задачами настоящего Закона являются: реализация конституционного права граждан на достовернуюинформацию о состоянии окружающей среды; (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.05.2006 г. № 303-з) законодательное обеспечение государственной политики вобласти экологического мониторинга; определение компетенции органов государственной властиРеспублики Башкортостан в области экологического мониторинга, атакже возможности участия в деятельности по экологическомумониторингу организаций, общественных объединений и граждан; (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 06.11.2001 г. № 252-З; от 03.05.2006 г. № 303-з) определение механизмов межведомственной координациидеятельности в области экологического мониторинга. Статья 4. Объекты и субъекты экологического мониторинга 1. На территории Республики Башкортостан к объектамэкологического мониторинга относятся: 1) источники антропогенного воздействия на окружающую среду; 2) объекты и территориально обособленные участки окружающейсреды (атмосферного воздуха, вод, недр, почв, лесных и иныхприродных объектов, особо охраняемых природных территорий); 3) группы населения, испытывающие негативное воздействиефакторов окружающей среды. 2. Субъектами экологического мониторинга являются: 1) органы исполнительной власти, уполномоченные наорганизацию и ведение экологического мониторинга; 2) органы местного самоуправления; (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.05.2006 г. № 303-з) 3) природопользователи. 3. Экологический мониторинг ведется на республиканском,местном и локальном (объектовом) уровнях в объемах, обеспечивающихполучение целостной и достоверной информации об окружающей среде иэкологической обстановке, а также о динамике их изменения. Глава II ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.05.2006 г. № 303-з) Статья 5. Основные принципы организации и осуществлениядеятельности в области экологического мониторинга (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.05.2006 г. № 303-з) К основным принципам организации и осуществления деятельности вобласти экологического мониторинга относятся: (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.05.2006 г. № 303-з) согласованность действий органов государственной властиРеспублики Башкортостан с органами государственной властиРоссийской Федерации и других субъектов Российской Федерации; учет данных экологического мониторинга при формировании иреализации государственной стратегии развития РеспубликиБашкортостан; ведение экологического мониторинга при осуществлениихозяйственной и иной деятельности, оказывающей прямое иликосвенное воздействие на окружающую среду, строгое соблюдениетребований по обеспечению экологического мониторинга всемисубъектами хозяйственной и иной деятельности, в том числеприродоохранной; гарантированное обеспечение экологического мониторинга засчет финансовых и материально - технических ресурсов юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющиххозяйственную и иную деятельность. Глава III ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Статья 6. Права граждан и общественных объединений в области экологического мониторинга 1. Граждане и общественные объединения имеют право вустановленном порядке получать от органов государственной властиРеспублики Башкортостан и органов местного самоуправлениядостоверную и полную информацию о состоянии окружающей среды. (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 06.11.2001 г. № 252-З) Государственные органы, уполномоченные на организацию иведение экологического мониторинга, обязаны рассматривать вустановленном порядке жалобы и заявления граждан и общественныхобъединений о состоянии окружающей среды и извещать заявителей орезультатах рассмотрения и принятых мерах. 2. Общественные объединения имеют право обращаться вгосударственные органы, уполномоченные на организацию и ведениеэкологического мониторинга, с предложениями об установлениидополнительных объектов экологического мониторинга и внесении их вГосударственный реестр объектов экологического мониторингаРеспублики Башкортостан, а также участвовать в веденииэкологического мониторинга за счет своих и иных предусмотренныхзаконодательством средств. Глава IV ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (В редакцииЗакона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.05.2006 г. № 303-з) Статья 7. Полномочия Правительства Республики Башкортостан в области экологического мониторинга Правительство Республики Башкортостан: (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 01.10.2004 г. № 102-з) абзац;(Утратил силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 01.10.2004 г. № 102-з) осуществляет координацию деятельности государственных органовРеспублики Башкортостан, уполномоченных на организацию и ведениеэкологического мониторинга; (В редакции Закона ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостанот 01.10.2004 г. № 102-з) организует разработку и выполнение республиканских целевыхпрограмм по экологическому мониторингу; определяет порядок ведения Государственного реестра объектовэкологического мониторинга Республики Башкортостан; определяет порядок объединения информационных ресурсовсубъектов экологического мониторинга в Единую государственнуюсистему экологического мониторинга Республики Башкортостан и ихиспользования; получает от государственных органов, уполномоченных наорганизацию и ведение экологического мониторинга, данныеэкологического мониторинга, аналитические материалы, инуюэкологическую информацию и использует их при принятии решений пооздоровлению населения и окружающей среды, обеспечениюэкологической безопасности и рациональному использованию природныхресурсов; осуществляет иные полномочия в области экологическогомониторинга в соответствии с законодательством. Статья 8.(Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2006 г. № 303-з) Статья 9. Полномочия государственных органов РеспубликиБашкортостан, уполномоченных на организацию и ведение экологическогомониторинга на территории Республики Башкортостан (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 01.10.2004 г. № 102-з) 1. Организацию и ведение экологического мониторинга натерритории Республики Башкортостан осуществляют уполномоченныегосударственные органы Республики Башкортостан, на которые всоответствии с законодательством возложены данные функции. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 06.11.2001 г. № 252-З; от 01.10.2004 г. № 102-з) 2. Государственные органы Республики Башкортостан,уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторингана территории Республики Башкортостан, в сфере своей деятельности икомпетенции: (В редакции Закона Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 01.10.2004 г. № 102-з) организуют и осуществляют мониторинг соответствующих объектовприродной среды самостоятельно в рамках положений об этих органах; участвуют в порядке, установленном нормативными правовымиактами Российской Федерации, в осуществлении государственногомониторинга окружающей среды (государственного экологическогомониторинга) с правом формирования и обеспечения функционированиятерриториальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды натерритории Республики Башкортостан; (Дополнен - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.05.2006 г. № 303-з) участвуют в организации и ведении государственного мониторингаводных объектов; (Дополнен - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2006 г. № 303-з) определяют объекты экологического мониторинга по согласованиюс государственным органом, уполномоченным на ведениеГосударственного реестра объектов экологического мониторингаРеспублики Башкортостан; организуют проведение исследований по экологическомумониторингу по взаимосогласованным нормативным и методическимдокументам, обеспечивающим единство методов, способов ипоказателей, на основе которых осуществляются сбор и обработкаданных состояния объектов экологического мониторинга; доводят до сведения природопользователей порядокобязательного представления документированных данныхэкологического мониторинга; организуют и обеспечивают ведение специализированных банковданных экологического мониторинга; организуют оценку данных экологического мониторинга напредмет отсутствия сведений, отнесенных законодательством ккатегории ограниченного распространения; осуществляют бесплатный информационный обмен с другимиуполномоченными государственными органами в области экологическогомониторинга; устанавливают квалификационные требования к персоналу,обеспечивающему ведение экологического мониторинга; организуют обучение и подготовку специалистов для работы вобласти экологического мониторинга; информируют органы государственной власти РеспубликиБашкортостан, органы местного самоуправления и население о состоянииокружающей среды на территории Республики Башкортостан на основедостоверных данных экологического мониторинга. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 06.11.2001 г. № 252-З) Глава V РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Статья 10. Обязанности природопользователей в области экологического мониторинга 1. Природопользователи в отношении объектов, подведомственныхим и внесенных в Государственный реестр объектов экологическогомониторинга Республики Башкортостан, обязаны: 1) осуществлять организацию и проведение локальногомониторинга источников антропогенного воздействия на окружающуюприродную среду за счет собственных средств; 2) обеспечивать создание необходимой материально -технической базы экологического мониторинга; 3) вести локальный мониторинг с использованием утвержденных вустановленном законодательством порядке методик, с помощьюприборов и средств, обеспечивающих единство измерений; 4) определять должностных лиц, ответственных за ведениелокального экологического мониторинга, обеспечивать ихпрофессиональную подготовку в соответствии с установленнымиквалификационными требованиями; 5) бесплатно представлять в установленные сроки и вустановленных объемах государственным органам, уполномоченным наорганизацию и ведение экологического мониторинга, органам местногосамоуправления обязательные документированные данные локальногоэкологического мониторинга. (В редакции Законов ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостанот 06.11.2001 г. № 252-З; от 03.05.2006 г. № 303-з) 2. Ведение локального экологического мониторингаосуществляется природопользователями (или привлекаемыми ими подоговору юридическими лицами) по разработанным ими в соответствиис установленными требованиями программам (регламентам),согласованным с государственными органами, уполномоченными наорганизацию и ведение экологического мониторинга. Статья 11. Единая государственная система экологического мониторинга Республики Башкортостан 1. Экологический мониторинг на территории РеспубликиБашкортостан проводится в рамках Единой государственной системыэкологического мониторинга Республики Башкортостан. 2. Единая государственная система экологического мониторингаРеспублики Башкортостан является частью Единой государственнойсистемы экологического мониторинга Российской Федерации. 3. Основу Единой государственной системы экологическогомониторинга Республики Башкортостан составляют функциональные илокальные подсистемы экологического мониторинга, создаваемые набазе государственных органов Республики Башкортостан,уполномоченных на организацию и ведение экологическогомониторинга. Координацию деятельности ведомственных ифункциональных подсистем и их объединение в Единую государственнуюсистему экологического мониторинга Республики Башкортостаносуществляет орган исполнительной власти, уполномоченный впорядке, установленном законодательством. 4. Правительство Республики Башкортостан определяет порядок,форму и сроки представления субъектами экологического мониторингаинформационных ресурсов в Единую государственную системуэкологического мониторинга Республики Башкортостан и порядокиспользования данных этой системы. (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 01.10.2004 г. № 102-з) 5. Данные экологического мониторинга, относящиеся кэкологической информации, не подлежат засекречиванию. Ограниченныйдоступ к данным, связанным с необходимостью обеспечениягосударственной тайны, устанавливается законодательством. Статья 12. Использование информационных ресурсов экологического мониторинга (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 01.10.2004 г. № 102-з) Информационные ресурсы экологического мониторинга подлежатиспользованию органами государственной власти РеспубликиБашкортостан и органами местного самоуправления при принятии имирешений по вопросам обеспечения социально - экономического развитияРеспублики Башкортостан, охраны окружающей среды и обеспеченияэкологической безопасности, в том числе: (В редакции ЗаконовГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 06.11.2001 г. № 252-З; от 01.10.2004 г. № 102-з) 1) при подготовке прогнозов и разработке программ социально -экономического развития, включая республиканские и местныеинвестиционные, экологические и иные программы; 2) при подготовке градостроительной документации, включаягенеральные планы городов; 3) при приятии решений о строительстве крупных хозяйственныхобъектов; 4) при ведении отдельных видов государственных кадастровприродных ресурсов; 5) при подготовке государственных докладов о состоянииокружающей природной среды и ее влиянии на здоровье населенияРеспублики Башкортостан; 6) при подготовке проектов нормативных правовых актовРеспублики Башкортостан по вопросам природопользования, охраныокружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а такжефинансирования мероприятий и программ по оздоровлению окружающейсреды и населения, проживающего на территориях с особымэкологическим статусом; 7)(Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 07.11.2005 г. № 225-з) Статья 13. Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан 1. Государственный реестр объектов экологического мониторингаРеспублики Башкортостан создается с целью регистрации объектовэкологического мониторинга, расположенных на территории РеспубликиБашкортостан. 2. Порядок ведения Государственного реестра объектовэкологического мониторинга Республики Башкортостан и государственныйорган, осуществляющий его, определяются Правительством РеспубликиБашкортостан. (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 01.10.2004 г. № 102-з) 3. Государственные органы, уполномоченные на организацию иведение экологического мониторинга, извещают природопользователейуведомлением (предписанием) о внесении подведомственных имобъектов в Государственный реестр объектов экологическогомониторинга Республики Башкортостан. 4. Особо охраняемые природные территории включаются вГосударственный реестр объектов экологического мониторингаРеспублики Башкортостан в качестве эталонных участков и опорныхпунктов для оценки качества окружающей среды. Статья 14. Экологический мониторинг на территориях, имеющих особый экологический статус 1. На территориях, имеющих особый экологический статус (зоначрезвычайной экологической ситуации, зона экологическогобедствия), экологический мониторинг является составной частьюпрограмм оздоровления территорий. 2. Экологический мониторинг ведется по объектам и факторам,по которым было принято решение о присвоении территории особогоэкологического статуса в объемах, достаточных для достоверной иполной оценки эффективности выполняемых природоохранныхмероприятий и программ. Статья 15. Экологический мониторинг в закрытых административно - территориальных образованиях 1. Экологический мониторинг в закрытых административно -территориальных образованиях является составной частьюэкологического мониторинга Республики Башкортостан. 2. Экологический мониторинг осуществляется с учетомтребований, определяемых законодательством о закрытыхадминистративно - территориальных образованиях. Статья 16. Экологический мониторинг на военных и оборонных объектах На военных и оборонных объектах, а также при проведениисборов и учений, при дислокации войск и военной техники натерритории Республики Башкортостан организация и ведениеэкологического мониторинга осуществляются с учетом требований,определяемых законодательством. Статья 17. Экологический мониторинг при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций 1. На объектах, включенных в Государственный реестр опасныхобъектов, организуется и ведется экологический мониторинг ихсостояния по соответствующим показателям, а также экологическиймониторинг внешних факторов, способных вызвать чрезвычайныеситуации. 2. При возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляетсяэкологический мониторинг природных и иных объектов, оказавшихся взоне влияния чрезвычайной ситуации и распространения еенеблагоприятных последствий. Статья 18. Экологический мониторинг при обращении с опасными отходами Экологический мониторинг ведется на всех стадиях обращения сопасными отходами (накопление, транспортировка, обезвреживание,утилизация, захоронение и иные стадии обращения с отходами). Экологический мониторинг ведут юридические лица ииндивидуальные предприниматели, осуществляющие соответствующиеоперации по обращению с опасными отходами, если договором междуними и производителем или собственником опасных отходов непредусмотрено иное. Статья 19. Экологический мониторинг и государственная экологическая экспертиза В представляемых на государственную экологическую экспертизудокументах по мероприятиям, связанным с природопользованием ипланируемым к реализации в Республике Башкортостан, обязательнымявляется раздел об экологическом мониторинге. По объектамгосударственной экологической экспертизы, которые одновременноявляются объектами экологического мониторинга (полностью иличастично), полнота и достоверность представляемой на экспертизуинформации должна обеспечиваться использованием соответствующихинформационных ресурсов, имеющихся в системе экологическогомониторинга. Статья 20.(Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 01.10.2004 г. № 102-з) Глава VI ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Статья 21. Финансирование работ по организации и ведению экологического мониторинга 1. Финансирование работ по организации экологическогомониторинга осуществляется в рамках выполнения соответствующихреспубликанских целевых и местных программ за счет средствсоответствующих бюджетов и внебюджетных фондов. 2. Финансирование работ по ведению экологического мониторингаприродопользователями, определенное статьей 10 настоящего Закона,осуществляется за счет природопользователей. 3. Финансирование работ по ведению экологического мониторингаисточников загрязнения окружающей среды, находящихся вмуниципальной собственности, осуществляется за счет средствсоответствующих предприятий - природопользователей, расположенныхна территории данного муниципального образования. Экологический мониторинг состояния здоровья населения,испытывающего негативное влияние факторов окружающей среды натерритории муниципальных образований, осуществляется за счетбюджетов, внебюджетных фондов и других предусмотренных для этогоисточников в соответствии с законодательством. 4. Финансирование работ по ведению экологического мониторингана природных и других объектах, не находящихся во владении ипользовании юридических и физических лиц, а также финансированиеработ по экологическому мониторингу состояния окружающей среды,здоровья населения, испытывающего негативное влияние окружающейсреды, в объемах, предусмотренных республиканскими целевымипрограммами, осуществляется из республиканского бюджета,внебюджетных фондов, других источников, предусмотренныхзаконодательством. Глава VII ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства в области экологического мониторинга Юридические лица, должностные лица и граждане, виновные внарушении законодательства в области экологического мониторинга,несут ответственность в соответствии с законодательством. Нарушениями законодательства в области экологическогомониторинга являются: несоблюдение стандартов, норм и правил ведения экологическогомониторинга; сокрытие, несвоевременное представление информации,представление заведомо ложных данных экологического мониторинга,иное несоблюдение порядка обязательного представления данныхэкологического мониторинга; невыполнение предписаний уполномоченных государственныхорганов по экологическому мониторингу и воспрепятствование восуществлении ими своих полномочий; несоблюдение правил использования информационных ресурсов,находящихся в системе экологического мониторинга. Статья 23.(Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 07.11.2005 г. № 225-з) Глава VIII (Исключена - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 06.11.2001 г. № 252-З) Глава IX ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Статья 26. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 01.10.2004 г. № 102-з) ПрезидентРеспублики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики24 мая 2000 года№ 73-з