ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 01.10.2007 г. № 467-з ЗАКОН Республики Башкортостан О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН" Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 21 декабря 2000 года.

Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 26 декабря 2000 года.

Статья 1. Внести в Закон Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, № 3 (21), ст. 104) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

"ЗАКОН Республики Башкортостан ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабили тационные и иные мероприятия;

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

рабочее место - место, на котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат без опасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан об охране труда и сфера его применения 1. Законодательство Республики Башкортостан об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан, Трудовом кодексе Республики Башкортостан, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов.

2. Действие настоящего Закона распространяется на:

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, направляемых на работу в организации;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

3. На граждан, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства-работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся на территории Республики Башкортостан, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации и Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено международными договорами и соглашениями Россий ской Федерации.

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда 1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридиче скими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Разработка и утверждение подзаконных нормативных правовых актов Республики Башкортостан об охране труда, а также сроки их пересмотра осуществляются в соответствии с законодательством.

Статья 4. Основные направления государственной политики Республики Башкортостан в области охраны труда 1. Основными направлениями государственной политики Республики Башкортостан в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан об охране труда, а также республиканских, отраслевых и территориальных (городских, районных) целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обеспечение выплаты установленных законодательством компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация статистической отчетности по охране труда;

обеспечение функционирования информационной системы охраны труда;

участие в проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработке и внедрении безопасных техники и технологий, производстве средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

координация деятельности по обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами.

2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области охраны труда К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области охраны труда относятся:

реализация государственной политики в области охраны труда на территории Республики Башкортостан;

участие в разработке федеральных законов, разработка и принятие законов Республики Башкортостан, иных нормативных правовых актов в области охраны труда;

участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, а также разработка и реализация республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств республиканского бюджета;

государственное управление охраной труда на территории Республики Башкортостан;

образование республиканского органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, определение его структуры, задач, функций и полномочий;

организация деятельности республиканской межведомственной комиссии по охране труда;

определение порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, а также работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;

организация в республике статистической отчетности по охране труда;

передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях районов, городов;

другие полномочия в области охраны труда.

Статья 6. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда К полномочиям республиканского органа исполнительной влас ти, ведающего вопросами охраны труда, относятся:

реализация государственной политики в области охраны труда;

участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

государственное управление охраной труда;

осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

участие в разработке и реализации федеральных, республикан ских и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

участие в определении расходов на охрану труда за счет средств республиканского бюджета;

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

координация деятельности органов, осуществляющих на территории республики надзор и контроль в области охраны труда;

участие в разработке и организации внедрения единых информационных технологий и автоматизированных систем по обработке информации об условиях и охране труда, о производственном травматизме и профессиональной заболеваемости;

организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;

организация профессиональной подготовки в области охраны труда лиц, ответственных за обеспечение требований охраны труда;

обеспечение взаимодействия в установленном порядке с органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, органами государственного надзора и контроля, общественными и иными объединениями, а также с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, относящимся к его компетенции;

координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

другие полномочия в области охраны труда, определенные Кабинетом Министров Республики Башкортостан.

Статья 7. Полномочия местных органов государственной власти в области охраны труда К полномочиям местных органов государственной власти в области охраны труда относятся:

реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им в установленном порядке;

создание в установленном порядке районных, городских служб охраны труда;

принятие территориальных (районных, городских) целевых программ улучшения условий и охраны труда;

участие в установленном порядке в расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

другие полномочия в области охраны труда.

ГЛАВА II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

профессиональную подготовку в области охраны труда за счет средств работодателя;

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации организации или ее структурного подразделения, рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

прохождение в установленном порядке предварительных, периодических, внеочередных медицинских осмотров (обследований) за счет средств работодателя с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных осмотров;

компенсации, установленные законодательством, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда 1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.

В трудовом договоре (контракте) должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включая опасные и (или) вредные производственные факторы, а также льготы и компенсации за особые условия труда.

3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.

4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных законом, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством.

5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) и его отказа по этой причине от выполнения работы работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством.

6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда, выплата единовременного пособия осуществляются в соответствии с законодательством. Коллективным договором (соглашением) может быть установлен повышенный размер возмещения вреда.

8. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

9. При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан перевести работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением.

Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда 1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.

2. Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 11. Государственное управление охраной труда 1. Государственное управление охраной труда в Республике Башкортостан осуществляется Кабинетом Министров Республики Башкортостан непосредственно или по его поручению республикан ским органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, другими республиканскими органами исполнительной власти, а также местными органами государственной власти.

2. Распределение полномочий республиканских органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Кабинетом Министров Республики Башкортостан.

Принятые в пределах своих полномочий республиканским органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, решения в области охраны труда обязательны для исполнения республиканскими органами исполнительной власти, местными органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами государственного надзора и контроля, работодателями, объединениями работодателей и работниками.

3. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, расположенные на территории Республики Башкортостан, республиканские органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять отдельные функ ции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функ ции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность в области охраны труда с республиканским органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

4. Местные органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют управление охраной труда на подведомственных территориях.

Статья 12. Служба охраны труда в организации 1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации с численностью более 300 работников создается служба охраны труда из специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и (или) опыт работы в этой области.

В организации с численностью от 100 до 300 работников создается служба или вводится должность специалиста по охране труда. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель может заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Функции специалиста по охране труда в организации с численностью 100 и менее работников могут выполнять должностные лица организации (по совместительству), прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда.

2. Структура, численность и полномочия службы охраны труда организации определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального и республиканского органов исполнительной власти, ведающих вопросами охраны труда.

3. По статусу и условиям оплаты труда служба (специалисты службы) охраны труда приравниваются к основным производственным подразделениям (специалистам) организации.

Работодатель обязан обеспечить материально-техническую базу службы охраны труда.

Прекращение трудового договора (контракта) со специалистами охраны труда по инициативе работодателя производится по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и представительным органом работников организации.

Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда 1. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда 1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

2. Работодатель обязан обеспечить:

ознакомление работника при приеме на работу с требованиями охраны труда и его правами на социальную защиту, содержанием коллективного договора (соглашения), правилами внутреннего трудового распорядка;

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;

режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством;

приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за наличием и правильностью хранения, применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицин ских осмотров;

недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им льготах, компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральному и республиканскому органам исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального и республиканского органов исполнительной власти, ведающих вопросами охраны труда, органов государственного надзора и контроля, Фонда социального страхования Российской Федерации и Фонда государственного социального страхования Республики Башкортостан, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с изменениями требований охраны труда;

выполнение других требований охраны труда.

Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда Работник обязан:

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда 1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда.

2. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешения соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

3. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

4. Запрещается применение в производстве вредных и (или) опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

5. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных и (или) опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда и иметь сертификаты соответствия.

Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 1. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие, обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном законодательством.

2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 18. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка в области охраны труда 1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном законодательством.

Лица, не прошедшие проверку знаний (аттестацию) в области охраны труда, не допускаются к организации и производству работ.

2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

3. Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

4. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования.

В образовательные программы всех видов профессионального образования должны включаться разделы по охране труда в порядке, установленном законодательством.

5. Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда 1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального, республиканского бюджетов, бюджетов районов, городов, местных бюджетов, внебюджетных источников, а также взносов юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства об охране труда, распределяемых в порядке, установленном законодательством.

3. В целях финансирования мероприятий по охране труда органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления, организации могут создавать фонды охраны труда в порядке, установленном законодательством.

Средства фондов охраны труда, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.

Средства, направляемые в фонд охраны труда, расходуются исключительно на улучшение условий и охраны труда работников.

Организации, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд.

4. Финансирование мероприятий, связанных с реализацией государственной политики в области охраны труда, осуществляется за счет средств Республиканского фонда охраны труда Республики Башкортостан.

Средства Республиканского фонда охраны труда Республики Башкортостан формируются за счет:

целевых ассигнований из республиканского бюджета на финансирование республиканских программ и других мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

добровольных взносов юридических и физических лиц;

прочих поступлений в соответствии с законодательством.

Порядок образования Республиканского фонда охраны труда Республики Башкортостан, а также расходования его средств определяется Положением о Республиканском фонде охраны труда Республики Башкортостан, утверждаемым Государственным Собранием Республики Башкортостан.

5. Районные, городские фонды охраны труда формируются за счет:

целевых ассигнований, выделяемых из бюджетов районов, городов на финансирование территориальных (районных, городских) программ улучшения условий и охраны труда;

части средств фондов охраны труда организаций;

добровольных взносов юридических и физических лиц;

прочих поступлений в соответствии с законодательством.

6. Фонд охраны труда организации формируется за счет:

средств организаций, выделяемых на финансирование меро приятий по улучшению условий и охраны труда;

добровольных взносов юридических и физических лиц.

7. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производ ство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

8. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Коллективным договором (соглашением) организации могут быть предусмотрены доплаты или дополнительные льготы за работу без нарушений требований охраны труда.

ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Статья 20. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются государственной инспекцией охраны труда.

2. Положение о государственной инспекции охраны труда утверждается в порядке, установленном законодательством.

3. Государственные инспекторы охраны труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц, республиканских органов исполнительной власти, местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функ ций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении лиц, виновных в указанных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда, а также не использующих предоставленные средства индивидуальной защиты;

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию охраны труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

выполнять другие полномочия в соответствии с законодательством.

4. Государственные инспекторы охраны труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством.

5. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с государственной инспекцией охраны труда осуществляются органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

Статья 21. Государственная экспертиза условий труда 1. Государственная экспертиза условий труда в Республике Башкортостан осуществляется республиканским органом исполнительной власти по труду.

2. Положение о государственной экспертизе условий труда утверждается Кабинетом Министров Республики Башкортостан.

3. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

5. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда 1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставку продукции, не соответствующей требованиям охраны труда Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда 1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация средств производства (оборудования, машин, механизмов и тому подобных) осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственной инспекции охраны труда и государственных инспекторов охраны труда до устранения указанных нарушений.

2. Решения, принятые руководителями государственной инспекции охраны труда и государственными инспекторами охраны труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд.

Обжалование не приостанавливает выполнения предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.

Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда принимается судом по требованию руководителя республиканского органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителя государственной инспекции охраны труда при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.".

Статья 2. Предложить Президенту Республики Башкортостан и поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 9 января 2001 года № 161-З