ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О мерах по развитию и совершенствованию службы экстренной медицинской помощи Республики Бурятия и обеспечению ее функционирования при возникновении чрезвычайных ситуаций Правительство Республики Бурятия отмечает, что организационно-штатная структура созданной в республике службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, уровень ее материально-технического оснащения не гарантируют оказание своевременной и высококвалифицированной медицинской помощи пострадавшему населению при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях.

Силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, ведомственно разобщены и требуют координации управления деятельностью всеми учреждениями и формированиями независимо от их ведомственной подчиненности.

Не решены многие вопросы материально-технического оснащения службы экстренной медицинской помощи, не имеются в наличии установленное количество медицинского оборудования, приборов, инструментария, лекарственных и перевязочных средств, специальный автотранспорт повышенной проходимости.

Действующая система связи службы не обеспечит устойчивого и непрерывного управления службой экстренной медицинской помощи в период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ее взаимодействия со Всероссийской и региональными службами медицины катастроф.

Уровень подготовки населения республики по вопросам профилактики поражений и оказания первой медицинской помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций остается на крайне низком уровне.

В целях обеспечения эффективной и своевременной экстренной лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению Республики Бурятия при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, и в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 887 "Об утверждении федеральной целевой программы развития и совершенствования службы медицины катастроф на 1994-1996 годы" Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить республиканскую целевую программу развития и совершенствования службы экстренной медицинской помощи Республики Бурятия (прилагается) поручить ее реализацию Министерству здравоохранения Республики Бурятия и Комитету по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Бурятия.

2. Министерству финансов Республики Бурятия:

2.1. Обеспечить финансирование содержания республиканского центра экстренной медицинской помощи в сумме 103,0 млн.рублей.

2.2. Выделить из валютного фонда Министерству здравоохранения республики 100 (сто) тысяч долларов США на закуп наркозно-дыхательной аппаратуры и диагностического оборудования для службы экстренной медицинской помощи республики.

3. Руководителям АО "Улан-Удэнское авиапредприятие", отделения ВСЖД пассажирского автотранспортного предприятия № 2 и Северо-Байкальского отделения БАМЖД, обеспечить в первоочередном порядке по заявкам республиканского центра экстренной медицинской помощи и Министерства здравоохранения республики перевозку населения, пострадавшего при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, а также специалистов, медикаментов, медицинского оборудования, аппаратуры, необходимых для оказания медикосанитарной помощи.

5. Руководителям АО "Улан-Удэнское авиапредприятие", Улан-Удэнского отделения ВСЖД, и Северо-Байкальского отделения БАМЖД, Министерству внутренних дел республики отработать планы взаимодействия ведомственных медицинских служб с республиканским центром экстренной медицинской помощи по использованию медицинских сил и средств при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

6. Руководителям Улан-Удэнских пассажирских автотранспортных предприятий № 1 и 2 обеспечить немедленное выделение по заявкам республиканского центра экстренной медицинской помощи, Министерства здравоохранения республики автобусов, оборудованных санитарными носилками, для перевозки пострадавшего населения при чрезвычайных ситуациях.

7. Руководителям АО "Улан-Удэнское авиапредприятие", Улан-Удэнского отделения ВСЖД и Северо-Байкальского отделения БАМЖД обеспечить развертывание эвакоприемников силами ведомственных медицинских служб в период эвакуации пострадавшего населения из зон чрезвычайных ситуаций железнодорожным и авиационным транспортом.

8. Министерству внутренних дел республики:

8.1. Обеспечить выделение по заявкам республиканского центра экстренной медицинской помощи, Министерства здравоохранения республики необходимых сил и средств для сопровождения медицинских формирований на автотранспорте в зону аварии, катастрофы и стихийного бедствия, а также автотранспорта с пострадавшими, развертывания санитарно-контрольных пунктов, выполнения карантинных мероприятий.

8.2. Предусмотреть использование средств связи Министерства для обеспечения связи медицинских сил, работающих в зонах аварий, катастроф и стихийных бедствий, с республиканским центром экстренной медицинской помощи республики, Министерством здравоохранения республики.

9. Руководителю АО "Электросвязь" республики обеспечить внеочередное предоставление связи медицинским подразделениям, работающим непосредственно в зонах чрезвычайных ситуаций.

10. Главам администраций городов и районов республики при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий обеспечить:

- организацию трехразового питания работников, участвующих в спасательных работах, за счет средств администраций;

- создание условий для работы сил и средств службы экстренной медицинской помощи (выделение помещений для развертывания медицинских пунктов, расширения коечной емкости лечебных учреждений, обеспечение их транспортом, водой, электроэнергией, топливом, другими материально-техническими средствами, охрану медицинских учреждений и формирований).

11. Руководителям Улан-Удэнского локомотиво-вагоноремонтного завода, АО "Улан-Удэстальмост" обеспечить первоочередной отпуск кислорода по заявкам лечебных учреждений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

12. Просить Правительство Российской Федерации о целевом финансировании республиканской целевой программы развития и совершенствования службы экстренной медицинской помощи Республики Бурятия за счет средств федерального бюджета, направляемых на финансирование федеральной целевой программы развития и совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1994-1996 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 887.

13. Оплату расходов, связанных с оказанием медицинской помощи пострадавшему населению при чрезвычайных ситуациях, производить в соответствии с Положением о порядке финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства Республики Бурятия на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций по представлению комитета по ГО и ЧС Республики Бурятия.

14. Комитету по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Бурятия обеспечить контроль за выполнением настоящего постановления.

15. Считать утратившим силу постановление Совета Министров Бурятской ССР от 20 ноября 1990 г. № 264 "О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях".

Первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия М.А.Спасов г.Улан-Удэ "29" декабря 1994 г.

№ 197 Утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.12.94 № 197 ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА развития и совершенствования службы экстренной медицинской помощи Республики Бурятия I. Обоснование Настоящая Программа разработана на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 30.07.94 г. № 887 "Об утверждении федеральной целевой программы развития и совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф на 1994-1996 годы", от 30.07.94 г. № 888 "О федеральной программе "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации на 1995-1996 годы", реальной необходимости развития и совершенствования службы экстренной медицинской помощи Республики Бурятия исходя из всевозрастающего количества погибших и пострадавших в результате аварий, дорожно-транспортных происшествий, высокой вероятности стихийных бедствий и катастроф на территории республики как природного, так и техногенного (антропогенного) происхождения.

При разработке программы были приняты во внимание следующие особенности:

- сложная многообразная проблема сохранения жизни и здоровья человека при чрезвычайных ситуациях, которая определяет необходимость оказания современной высококвалифицированной медицинской помощи населению соответствующими учреждениями и формированиями здравоохранения республики, координации и управление службой экстренной медицинской помощи;

- в сложившихся социально-экономических условиях в Республике Бурятия необходимость определения приоритетных направлений и мероприятий по развитию службы экстренной медицинской помощи, требующих первоочередной государственной поддержки на республиканском, городских и районных уровнях;

- вопросы финансирования мероприятий, направленных на эффективное оказание экстренной лечебно-профилактической помощи населению в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, должны решаться наряду с важнейшими народнохозяйственными задачами с использованием и привлечением всех имеющихся источников финансирования, необходимых для достижения этих целей.

II. Цели и задачи Целью Программы являются предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечению готовности, развитие и совершенствование деятельности сил и средств службы экстренной медицинской помощи республики по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях и повседневной деятельности.

Для достижения поставленных целей программой предусмотрено решение следующих задач:

- обеспечение развития и совершенствование республиканской службы экстренной медицинской помощи;

- экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях;

- кадровое и материально-техническое обеспечение республиканской службы экстренной медицинской помощи.

III. Обеспечение развития и совершенствования республиканской службы экстренной медицинской помощи Эффективность лечебно-профилактического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях во многом зависит от организации управления, структуры, форм и методов работы республиканской службы экстренной медицинской помощи. Необходимо создание оптимальной структуры этой службы, обеспечение готовности лечебно-профилактических учреждений и формирований, составляющих ее структуру, к координированным действиям в условиях возникновения и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и эпидемий на республиканском, городских и районных уровнях.

Силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, на территории республики ведомственно разобщены, требуют координации управления деятельностью всеми учреждениями и формированиями независимо от их ведомственной подчиненности.

- основными направлениями развития и совершенствования республиканской службы экстренной медицинской помощи являются:

- организация и структурное построение республиканской службы экстренной медицинской помощи;

- внедрение в практику деятельности службы научно-методических разработок Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" по развитию и совершенствованию Всероссийской службы медицины катастроф;

- внедрение единой системы планирования деятельности и организации управления службой экстренной медицинской помощи республики;

- информационное обеспечение учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи республики;

- обеспечение функционирования формирований постоянной готовности и учреждений службы экстренной медицинской помощи республики.

IV. Экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях В сложившихся социально-экономических условиях осуществление возложенных на службу экстренной медицинской помощи республики задач и функций по организации и своевременному оказанию экстренной медицинской помощи и лечению в условиях чрезвычайных ситуаций затруднено из-за недостаточного финансирования, учреждений и формирований службы, их неудовлетворительного материально-технического снабжения, а также обеспечения лекарственными и другими средствами.

Экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях имеет свои особенности, обусловленные внезапностью возникновения такой ситуации, ее характером и масштабом последствий, тяжестью и разнообразием форм заболеваний и поражений населения.

В связи с вышеизложенным возникают серьезные проблемы как в системе организации медицинской помощи, так и в качестве ее оказания населению в этих условиях.

Основными направлениями работ по обеспечению экстренной медицинской помощи и лечению населения в чрезвычайных ситуациях на республиканском, городских и районных уровнях являются:

- внедрение методологии этапного лечения населения;

- внедрение государственных стандартов оказания всех видов медицинской помощи населению на догоспитальном и госпитальном этапах в условиях чрезвычайных ситуаций;

- внедрение и совершенствование методов и средств медицинской помощи и лечение населения с различными формами заболеваний и поражений в зависимости от характера чрезвычайных ситуаций;

- оснащение учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи средствами и препаратами для экстренной медицинской помощи и лечения населения с различной паталогией заболевания, формами и характером поражения;

- обеспечение последовательности и преемственности при этапном лечении населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций;

- создание и содержание бригад специализированной медицинской помощи в постоянной готовности;

- обеспечение системы реанимационно-анестезиологических мероприятий, в т.ч. детям, в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение реабилитационных мероприятий заболевшим и пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;

- психофизиологическая поддержка населения, а также персонала аварийно-спасательных служб и службы экстренной медицинской помощи при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

V.Санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях За последние годы в Республике Бурятия значительно осложнилась санитарно-эпидемиологическая обстановка в связи с наводнениями, ухудшением социально-гигиенических условий проживания населения республики, ростом миграции населения. За 1993-1994 годы в республике зарегистрировано 30 групповых инфекционных заболеваний с числом заболевших 400 человек. Достаточно высока вероятность заноса на территорию республики особо опасных и карантинных инфекций.

Не решены многие вопросы предупреждения санитарно-эпидемиологического неблагополучия территории республики, создания материально-технической базы центров Госсанэпиднадзора для своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического и биологического заражений объектов внешней среды при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основными направлениями работ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в Республике Бурятия с целью профилактики возникновения массовых инфекционных заболеваний, предупреждения их распространения при возникновении чрезвычайных ситуаций являются:

- создание регистра объектов, потенциально опасных в отношении возникновения возможных неблагоприятных экологических и санитарно-эпидемиологических последствий их деятельности;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием здоровья населения республики и средой его обитания при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения, предупреждение и ликвидация санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций;

- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций путем санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе лабораторного контроля на объектах с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих здоровью населения и санитарно-эпидемиологической обстановке;

- создание необходимой материально-технической базы центров Государственного санитарного надзора в Республике Бурятия для санитарно-эпидемиологического обеспечения республики при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- Мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Республики Бурятия, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций будут осуществляться в рамках программы "Охрана территории Российской Федерации от завоза и распространения особоопасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994-1997 годы" и постановления Правительства Республики Бурятия от 25.11.94 г. № 161 "О неотложных мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Бурятия".

VI. Кадровое и материально-техническое обеспечение республиканской службы экстренной медицинской помощи В Республике Бурятия необходимо создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки различных категорий работников государственного и муниципального здравоохранения, специалистов службы экстренной медицинской помощи, персонала профессиональных контингентов на транспорте, аварийно-спасательных служб и различных категорий населения по вопросам медицины катастроф, в том числе оказание первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

Не решены многие вопросы материально-технического оснащения службы экстренной медицинской помощи, не имеются в наличии в установленном количестве медицинское оборудование, приборы, инструментарий, лекарственные и перевязочные средства.

В целях кадрового и материально-технического обеспечения службы экстренной медицинской помощи планируется:

- подготовка населения, медицинских работников по вопросам оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение учреждений, формирований службы экстренной медицинской помощи необходимыми материально-техническим оснащением, приборами, оборудованием и транспортом;

- обеспечение средствами защиты медицинского персонала службы экстренной медицинской помощи для работы в очагах чрезвычайных ситуаций, вызванных токсичными химическими и радиационными факторами;

- обеспечение республиканского центра экстренной медицинской помощи информационно-вычислительной и оргтехникой;

- оснащение республиканского центра экстренной медицинской помощи средствами и каналами связи ("Искра", модемная связь, факс), в т.ч.

носильными (передвижными) средствами радиосвязи для работы в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение республиканского центра экстренной медицинской помощи, формирований службы экстренной медицинской помощи полимерными изделиями, хирургическим инструментарием одноразового пользования, препаратами крови, наборами лекарственных препаратов, перевязочных средств;

- строительство здания республиканского центра экстренной медицинской помощи с клинической базой и складами медицинского имущества.

VII. Социально-экономический эффект Реализация программы и выполнение настоящего постановления обеспечат предупреждение, сокращение медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; эффективное оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению при различных патологических состояниях, нозологических формах заболеваний, трамвах, поражениях и при повседневной деятельности учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи населению республики.

Медико-социальный эффект будет определяться качеством медицинской помощи и лечения на всех этапах ее оказания, что позволит предотвратить возможные осложнения заболевания, снизить степень инвалидности и смертность населения.

Экономический эффект от реализации программы ожидается в виде сохранения трудовых ресурсов и соответственно сокращения экономических потерь общества, что приведет к улучшению состояния здоровья населения и среды его обитания.

VIII. Управление и механизм реализации Основные направления и отдельные разделы целевой программы будут ежегодно корректироваться с учетом социально-экономического развития республики, а также на основании полученного опыта работы службы, результатов научных исследований, проводимых по этой проблеме.

Руководство реализацией программы и настоящего постановления осуществляют Министерство здравоохранения республики, Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям республики.

Реализацию целевой программы должны предусматривать в комплексных планах развития и совершенствования отрасли здравоохранения республики.