РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ ЗАКОН Утратил силу - Закон Республики Бурятия от 10.09.2007 г. № 2433-III Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия (В редакции Закона Республики Бурятия от 24.04.2002 г. № 1035-II) Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия регулирует вопросы административно-территориального устройства Республики Бурятия, на основе которого строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия и термины Административно-территориальное устройство - территориальная организация Республики Бурятия, представляющая собой систему имеющихся в республике административно-территориальных единиц, городских и сельских поселений, внутрипоселенческих и иных территорий.

Административно-территориальная единица - часть территории республики в фиксированных границах с одним или несколькими городскими или сельскими поселениями, имеющими название, органы местного самоуправления.

Поселение (населенный пункт) - территория или часть территории административно-территориальной единицы, имеющая компактную застройку в пределах границы и служащая постоянным либо временным местом проживания людей.

Небольшие населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, заимки, полевые станы и другие селения, связанные с обслуживанием транспорта и охраной путей сообщения, метеостанции, дачные поселения и т.д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они находятся в административном и территориальном отношениях.

Поселения (населенные пункты), находящиеся на территории Республики Бурятия, делятся на городские и сельские.

Городское поселение - населенный пункт, который, исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, отнесен в установленном порядке к категории городов, поселков городского типа. (В редакции Закона Республики Бурятия от 24.04.2002 г. № 1035-II) Город - населенный пункт в пределах установленной границы, имеющий социально-культурную и промышленную инфраструктуру либо имеющий таковой статус исторически. Определение статуса города производится Народным Хуралом Республики Бурятия в установленном порядке.

Часть.(Исключена - Закон Республики Бурятия от 24.04.2002 г. № 1035-II) Курортное поселение - населенный пункт, расположенный в местности, имеющей лечебно-оздоровительное значение, при условии, что количество ежегодно приезжающих для лечения и отдыха в эти населенные пункты составляет не менее 50 процентов постоянного населения.

Сельское поселение - населенный пункт - село, улус, а также поселок, иные населенные пункты, не отнесенные в установленном порядке к категории городских поселений. (В редакции Закона Республики Бурятия от 24.04.2002 г. № 1035-II) Сельсовет, сомон - административно-территориальная единица, которая своими фиксированными границами охватывает одно или несколько сельских поселений.

Район, аймак - административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельсоветов, сомонов, а также городские и сельские поселения.

Городской район - часть территории города, выделенная с целью управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения, приближения органов местного самоуправления к населению.

Национальный район, сельсовет - район, сельсовет, который в соответствии с республиканским законодательством имеет данный статус, учитывающий исконные виды деятельности, язык, культурно-бытовые традиции, обычаи малочисленных этнических групп, проживающих в их пределах.

Административный центр - населенный пункт, который в установленном порядке признан местом нахождения органов местного самоуправления района, аймака, поселка, сельсовета, сомона.

Закрытое административно-территориальное образование - административно-территориальная единица, в пределах которой расположены предприятия промышленности, военные и другие объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий социальные условия проживания граждан.

Внутрипоселенческая территория - часть территории городского или сельского поселения, выделенная с целью управления хозяйством на данной территории, улучшения обслуживания населения, в которой создается территориальное общественное самоуправление.

Статья 2. Основные принципы административно-территориального устройства Республики Бурятия 1. Административно-территориальное устройство Республики Бурятия основывается на принципах:

а) соответствия исторически сложившейся территории компактного проживания людей;

б) создания социально-экономических, производственно - экологических, бюджетно-финансовых и организационно-правовых условий для формирования деятельности органов местного самоуправления;

в) участия населения в работе органов местного самоуправления на принципах прямого народовластия и выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления;

г) создания экологически здоровой и социально благоприятной среды обитания;

д) обеспечения комплексного и рационального использования земли, воды и других природных ресурсов;

е) развития национальной культуры, бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности во всех формах собственности у малочисленных этнических групп населения.

Статья 3. Территория Республики Бурятия 1. Территория Республики Бурятия едина и является составной частью территории Российской Федерации.

В состав территории Республики Бурятия входят административно-территориальные единицы, городские и сельские поселения.

2. К административно-территориальным единицам относятся: район, аймак, город, поселок, сельсовет, сомон.

3. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения административно-территориальных единиц, городских и сельских поселений, установления, изменения их границ и наименования устанавливается настоящим Законом.

Статья 4. Законодательная основа административно-территориального устройства 1. Административно-территориальное устройство осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Бурятия, настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами.

2. Иные нормативно-правовые акты не могут противоречить настоящему Закону.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Бурятия в области административно-территориального устройства 1. К полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия в области административно-территориального устройства относятся:

1) учет и регистрация административно-территориальных единиц, городских и сельских поселений;

2) образование, изменение, упразднение административно - территориальных единиц, установление, изменение их границ, за исключением внутригородских;

3) установление и перенесение административных центров районов, аймаков, сельсоветов, сомонов;

4) отнесение поселений к категориям городов, поселков, сел, улусов;

5) наименование и переименование административно - территориальных единиц, городских и сельских поселений;

6) включение поселений в состав районов, аймаков, городов, сельсоветов, сомонов.

2. Определение административно-территориального устройства относится к ведению Народного Хурала Республики Бурятия.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области административно-территориального устройства 1. К ведению органов местного самоуправления муниципальных образований относится выполнение предварительных мероприятий по:

1) образованию, упразднению административно-территориальных единиц, установлению, изменению их границ, за исключением внутригородских;

2) установлению и перенесению административных центров районов, аймаков, сельсоветов, сомонов;

3) наименованию и переименованию административно - территориальных единиц, городских и сельских поселений;

4) включению поселений в состав районов, аймаков, городов, поселков, сельсоветов, сомонов.

2. К числу предварительных мероприятий относится также проведение собраний (сходов), конференций граждан с целью учета мнения населения, принятие решений, оформление необходимых документов и материалов, представление их Народному Хуралу Республики Бурятия.

Глава II. Образование, упразднение административно - территориальных единиц, поселений, установление и изменение их границ, а также образование национального района, сельсовета Статья 7. Образование, упразднение районов, аймаков, сельсоветов, сомонов, сельских поселений, установление, изменение их границ 1. Образование, упразднение районов, аймаков, сельсоветов, сомонов, сельских поселений, установление и изменение их границ производится Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению соответствующего представительного органа местного самоуправления района, аймака, при наличии заключения Правительства Республики Бурятия.

2. При образовании, упразднении районов, аймаков, сельсоветов, сомонов, сельских поселений, установлении и изменении их границ принимается во внимание и учитывается сложившееся на территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего нужды населения, тяготение сельсоветов, сомонов, поселков, поселений к определенному административному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал территории, достаточный для функционирования производственной и социальной инфраструктуры.

3. К категории сел, улусов могут быть отнесены сельские поселения с компактной застройкой, постоянно проживающим населением, не имеющие органов местного самоуправления, муниципальной собственности, бюджета.

4. К категории сельсоветов, сомонов могут быть отнесены сельские поселения, состоящие из одного или нескольких сел, улусов, тяготеющих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру и имеющему транспортное сообщение.

5. Порядок определения статуса районов, аймаков, сельсоветов, сомонов, сельских поселений определяется Положением "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Бурятия".

Статья 8. Образование, упразднение городов, поселков, установление и изменение их границ 1. Образование, упразднение городов, поселков, установление и изменение их границ (городской, поселковой черты) производится Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению соответствующего органа местного самоуправления с учетом мнения населения при наличии заключения Правительства Республики Бурятия.

2. При образовании, упразднении городов, установлении и изменении их границ принимается во внимание и учитывается сложившаяся на их территории многоотраслевая производственная и социальная инфраструктура, управляемость городским хозяйством, транспортные магистрали, узлы связи и соответствующая численность населения.

3. К категории поселков могут быть отнесены городские поселения, имеющие объекты производственной и социальной инфраструктуры, транспортные магистрали, узлы связи при соответствующей численности населения.

4. Порядок отнесения поселений к категории сел, городов, поселков определяется Положением "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Бурятия", утвержденным Народным Хуралом Республики Бурятия по согласованию с Правительством Республики Бурятия.

Статья 9. Образование, упразднение городских районов, установление и изменение их границ Образование, упразднение городских районов, установление и изменение их границ производится органом местного самоуправления города с учетом мнения населения данной территории в соответствии с Уставом о местном самоуправлении города.

Статья 10. Образование национального района, сельсовета 1. Национальный район, сельсовет образуется, упраздняется Народным Хуралом Республики Бурятия с учетом мнения населения соответствующих поселений, по представлению органа местного самоуправления района, сельсовета.

2. Порядок образования национального района, сельсовета определяется законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

Статья 11. Учет мнения населения при изменении административно-территориального устройства Изменение административно-территориального устройства не допускается без учета мнения населения соответствующей административно-территориальной единицы, городского, сельского поселения.

Учет мнения населения административно-территориальных единиц, городского, сельского поселения реализуется посредством местного референдума, собрания (схода), конференции граждан.

Статья 12. Сохранение существующих границ землепользования при изменении административно-территориального устройства При изменении административно-территориального устройства сохраняются границы землепользования независимо от форм собственности на землю в порядке, установленном законодательством.

Глава III. Наименование и переименование административно-территориальных единиц, поселений, внутрипоселенческих территорий и установление, перенесение административных центров Статья 13. Наименование и переименование административно-территориальных единиц, поселений 1. Наименование и переименование районов, аймаков, поселков, сельсоветов, сомонов, сел, улусов, в том числе наименование вновь возникших, а также присвоение им имен государственных и общественных деятелей производится Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению органа местного самоуправления района, аймака с учетом мнения населения соответствующей территории при наличии заключения Правительства Республики Бурятия.

2. Наименование и переименование городов, городских районов, в том числе вновь возникших, а также присвоение им имен государственных и общественных деятелей производится Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению органа местного самоуправления города с учетом мнения населения соответствующей территории при наличии заключения Правительства Республики Бурятия.

3. Наименование и переименование административно - территориальных единиц и поселений производится с учетом географических, исторических, национальных и других местных условий, мнения органов связи и отделений железных дорог по поселениям, в которых находятся почтово-телеграфные учреждения или железнодорожные станции.

4. При наименовании и переименовании административно - территориальных единиц и поселений не допускается присвоение уже имеющихся в республике наименований.

5. Присвоение административно-территориальным единицам и поселениям имен деятелей (государственных, политических, общественных, науки, культуры и т. д.) может производиться только посмертно.

Статья 14. Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей поселений Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей поселений производится органами местного самоуправления муниципальных образований. Присвоение улицам, площадям и другим составным частям поселений имен деятелей (государственных, политических, общественных, науки, культуры и т. д.) производится Правительством Республики Бурятия по представлению органа местного самоуправления района, аймака, города.

Глава IV. Порядок оформления документов по вопросам административно-территориального устройства Статья 15. Порядок регистрации административно-территориальных единиц, городских и сельских поселений, исключения из учетных данных 1. Учет и регистрация административно-территориальных единиц, городских и сельских поселений производится Народным Хуралом Республики Бурятия.

2. Регистрации и учету подлежат все городские и сельские поселения Республики Бурятия, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее население.

3. Учет и регистрация закрытых административно-территориальных образований осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

4. Вновь возникшие административно-территориальные единицы, городские и сельские поселения регистрируются и учитываются Народным Хуралом Республики Бурятия не позднее трех месяцев со дня их возникновения.

5. Поселения, из которых выехали или переселились все жители, подлежат исключению из учетных данных. Из учетных данных также исключаются поселения, которые вошли в состав городов, поселков или объединены с другими поселениями.

Статья 16. Перечень документов и материалов, представляемых Народному Хуралу Республики Бурятия по вопросам административно-территориального устройства 1. Для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства органы местного самоуправления районов, аймаков, городов представляют в Народный Хурал Республики Бурятия следующие документы и материалы:

- решение представительного органа местного самоуправления района, аймака, города;

- пояснительную записку, содержащую обоснование целесообразности вносимых предложений;

- решение местного референдума по данному вопросу;

- протокол собрания (схода), конференции граждан;

- описание измененного участка границы и схематическую карту с указанием на ней существующих административно-территориальных образований и предполагаемых изменений. Схематическая карта должна иметь масштаб и условные обозначения. Карта подписывается главой местного самоуправления района, аймака, города по согласованию с главой местного самоуправления поселка, сельсовета, сомона или с главой администрации заинтересованной территории;

- смету расходов, необходимых для проведения предлагаемого преобразования;

- заключение Правительства Республики Бурятия по поводу предлагаемых изменений административно-территориального устройства.

2. Порядок представления документов и материалов определяется Положением "О порядке решения вопросов административно - территориального устройства Республики Бурятия".

Статья 17. Перечень административно-территориальных единиц и поселений 1. Перечень административно-территориальных единиц и поселений закрепляется в справочнике "Административно-территориальное устройство Республики Бурятия".

2. Составной частью организации административно - территориального устройства Республики Бурятия является его картографическое обеспечение. Оно предназначено для подготовки документов по определению административных границ районов, аймаков и прохождения городской черты.

3. Подготовку справочника "Административно-территориальное устройство Республики Бурятия" и картографическое обеспечение осуществляют организации по поручению Правительства Республики Бурятия.

Глава V. Заключительные положения Статья 18. Разрешение споров по вопросам территориального устройства При возникновении спора о целесообразности предложенного преобразования Председатель Народного Хурала Республики Бурятия создает согласительную комиссию с участием представителей заинтересованных сторон. Результаты работы комиссии и ее выводы учитываются Народным Хуралом при рассмотрении внесенного предложения и принятия окончательного решения.

Статья 19. Сроки повторного рассмотрения Народным Хуралом Республики Бурятия отклоненного им предложения о преобразовании административно-территориального устройства В случае, если Народный Хурал Республики Бурятия принял решение об отклонении предложения об изменении административно - территориального устройства, повторное рассмотрение по этому же вопросу может быть проведено по истечении не менее одного года с момента первого рассмотрения.

Статья 20. О признании утратившими силу нормативных правовых актов Республики Бурятия о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Признать утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета Бурятской АССР от 16 ноября 1983 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Бурятской АССР" и Положение о порядке решения вопросов административно - территориального устройства Бурятской АССР.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Бурятия Л.В.ПОТАПОВ г. Улан-Удэ "2" апреля 1996 г.

№ 279-I