ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О целевой программе "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Бурятия на 1995-1997 годы" В целях реализации мероприятий по предупреждению инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения и в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 ноября 1994 г. № 161 "О неотложных мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Бурятия Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную целевую программу "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Бурятия на 1995-1997 годы", разработанную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1994 г. № 158 "О государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1995 годы".
2. Определить государственными заказчиками программы Центр госсанэпиднадзора в Республике Бурятия и Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
3. Поручить Министерству финансов Республики Бурятия (Шлыкова Г.В.), Министерству экономики Республики Бурятия (Жильцов А.Н.):
- изыскать средства для проведения неотложных мероприятий по сохранению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в республике на 1995 год;
- при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия и бюджета на 1996-1997 годы определить меры по реализации финансирования данной программы;
- совместно с Министерством здравоохранения Республики Бурятия (Бальжиров Б.Г.), Центром госсанэпиднадзора в Республике Бурятия (Болошинов А.Б.) проработать на уровне Российской Федерации финансирование отдельных мероприятий программы из источников Федерального бюджета, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ.
4.Рекомендовать администрациям районов и городов ежегодно изыскивать и предусматривать финансовые средства на проведение неотложных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5.Поручить Комитету по водному хозяйству Республики Бурятия (Молотов В.С.), Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия (Думнов В.Л.) совместно с Министерством экономики Республики Бурятия (Жильцов А.Н.), Центром госсанэпиднадзора в Республике Бурятия (Болошинов А.Б.) и другими заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями до июля 1995 г. разработать и представить Правительству Республики Бурятия целевую программу обеспечения населения Республики Бурятия питьевой водой в соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 5 апреля 1995 г. № 188-р, как программу, направленную на снижение уровня заболеваемости, населения кишечными инфекциями и другими заболеваниями, связанными с употреблением воды.
6. Центру госсанэпиднадзора в Республике Бурятия (Болошинов А.Б.) усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением требований санитарного законодательства и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и совместно с Министерством здравоохранения Республики Бурятия (Бальжиров Б.Г.) ежегодно докладывать Правительству Республики Бурятия о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии здоровья населения в республике и принимаемых профилактических мерах.
Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия Л.В.ПОТАПОВ г.Улан-Удэ 29.05.1995 г.
№ 189 Утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Бурятия на 1995-1997 годы" Разработчики программы - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Бурятия;
- Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Обоснование программы Санитарно-гигиеническая, эпидемиологическая и экологическая ситуация, наряду с социально-экономическими условиями в республике, сложилась напряженная, что заметно неблагоприятно сказывается, особенно последние 2 года, на показателях здоровья населения.
Наметившееся ухудшение демографической ситуации в Республике Бурятия к концу 80-х годов продолжается. Наблюдается резкое снижение рождаемости с 20,3 на 1000 населения в 1989 году до 11,8 в 1994 году, рост общей смертности с 8,1 в 1989 г. до 13,1 в 1994 г., снижение естественного прироста с 14,3 в 1985 г. до 1,3 в 1994 году.
Неблагоприятные демографические сдвиги сохраняются. Основными причинами смертности населения являются болезни кровообращения, травмы, злокачественные новообразования и заболевания органов дыхания.
Рост общей заболеваемости по сравнению с 1983 годом составил 50%.
В 11 районах Бурятии наблюдается неблагоприятная тенденция к росту общей заболеваемости населения. В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни системы органов дыхания (35%), на 2 - травмы и несчастные случаи (24%), на 3 - болезни центральной нервной системы и органов чувств (12%).
Наблюдается рост заболеваемости сердечно-сосудистой патологией всех нозологических форм, в том числе инфарктом миокарда у лиц трудоспособного возраста; психическими и аллергическими заболеваниями, снижение иммуного статуса населения. Неблагоприятные отклонения в здоровьи населения подтверждают высокие цифры аномалий беременных, резкое снижение удельного веса детей, находящихся на естественном вскармливании. Увеличивается количество женщин с осложненной беременностью. Отмечается рост врожденных заболеваний и уродств, а также заболеваемость новорожденных за счет внутриутробной гипоксии плода, связанной с фитоплацентарной недостаточностью, внутриутробной гипотрофией. Увеличение общей заболеваемости детского населения в определенной степени связано с резким ухудшением состояния здоровья женщин детородного возраста и самих беременных.Только 10-12% женщин детородного возраста считаются здоровыми, 70% нуждается в оздоровлении и лечении соматических осложнений. Резко возрастает анемия у беременных с - 16,7 на 100 тысяч в 1991 г. до 48,3 в 1994 г., заболевание почек - соответственно с 8,1 до 22,8,органов кровообращения - с 4,2 до 9,9.
По отдельным районам, как Кабанский, Селенгинский, Прибайкальский и г.Улан-Удэ, заболеваемость с временной утратой трудоспособности остается на стабильно высоких цифрах в днях. Особенно неблагополучное положение по заболеваемости отмечается у работников сельского хозяйства, где отмечается тенденция к хронизации заболеваемости и отмечается рост случаев выхода на инвалидность в трудоспособном возрасте. Как проявление нерешаемых вопросов охраны труда,за последние годы отмечается рост профессиональной заболеваемости. За 3 года зарегистрировано 155 случаев профессиональных заболеваний.
В последние 2 года в республике осложнилась эпидемиологическая обстановка по управляемым инфекциям, особенно дифтерией, а также социально-обусловленным инфекциям: туберкулезом, венерическими заболеваниями, чесоткой, педикулезом, В республике не достигнута стабилизация заболеваемости дифтерией и других управляемых инфекций (кори, коклюша, эпидемического паротита) средствами иммунопрофилактики.
За 1994 заболеваемость дифтерией по сравнению с 1993 г. возросла в 20,6 раза, заболело 348 человек, выявлено 458 носителей этой инфекции. От этой инфекции умерло 7 человек.
Заболеваемость регистрируется во всех районах республики и г.Улан-Удэ. Имеют место групповые заболевания в школах и других организованных коллективах.
Одной из основных причин высокого уровня заболеваемости является низкий охват профилактическими прививками взрослого населения и подростков.
Своевременность и эффективность иммунопрофилактики зависит от полного обеспечения шприцами одноразового пользования, холодильниками для хранения иммунобиологических препаратов, термоконтейнеров с термоиндикаторами для транспортировки их. Не внедрены иммунизация детского населения от краснухи и вирусного гепатита "В".
В республике чрезвычайный характер приобрела заболеваемость туберкулезом. Как и в целом по стране отмечается рост заболеваемости туберкулезом начиная с 1992 г., что безусловно связано с низким жизненным уровнем населения республики. В связи с ростом заболеваемости происходит утяжеление форм заболеваемости туберкулезом, уровень летальности среди впервые выявленных больных возрос по сравнению с предыдущими годами в 7 раз, резко возросла заболеваемость среди детского населения и составила 47,2 сл. на 100 тысяч детского населения (по Российской Федерации - 10,5 сл.), а по г.Улан-Удэ - 95,7 сл. Несмотря на рост заболеваемости населения республики туберкулезом, отмечается снижение профилактических осмотров населения. Если в 1991 г. было осмотрено 83,5% всего населения республики, то в 1994 году - 57,0%, что связано прежде всего с крайне низким обеспечением рентгено-флюорографической техникой, вместо необходимых 14 в республике функционирует всего 4 передвижных флюорографа.
Осложнилась ситуация по заболеваемости венерическими болезнями, рост заболеваемости сифилисом в 1994 г. по сравнению с 1992 годом составил в 6 раз, гонореей - в 1,5 раза. Заболело за 1994 г.
венерическими болезнями более 3000 человек. Показатель заболеваемости на 100 тысяч населения составил: сифилисом 38,0 случаев, гонореей - 255,1 случай. О напряженности эпидемиологической ситуации свидетельствует увеличение поздних форм заболеваемости, низкий удельный вес выявления источников заражения роста заболеваемости среди лиц молодого возраста (67,8 % среди лиц до 29 лет), возросла доля неработающих (лиц, занимающихся частной торговлей, мигрирующих на территории Российской Федерации) - 35%, ухудшились показатели активного выявления больных. В республике не выявляются больные другими инфекционными болезнями, передающимися половым путем (хламидийные инфекции, герпес и другие). По этой причине назрела необходимость внедрения новых методов диагности инфекций, передающихся половым путем (иммуноферментный анализ, культуральная диагностика гонореи и др.). Экономический ущерб от инфекционных заболеваний по Республике Бурятия в 1994 году составил 85 млрд. 166 млн.рублей.
Значительную долю в заболеваемости населения инфекционными и паразитарными болезнями занимают острые кишечные инфекции, в том числе инфекционный гепатит. Ежегодно кишечными инфекциями болеют 7-8 тысяч человек. Одной из важных причин, поддерживающих высокий уровень кишечной инфекционной заболеваемости и вирусным гепатитом А в республике, являются нерешенные вопросы обеспечения населения доброкачественной питьевой водой. В целом по республике 12% исследованных проб воды, используемой для питьевых целей, не отвечает стандартам по химическим и до 15% по бактериологическим показателям.
Другой причиной распространения кишечных инфекций является реализация населению, в условиях усиливающихся рыночных отношений, частного предпринимательства и свободной торговли, продуктов питания негарантированного качества и не отвечающих медико-биологическим требованиям.
В последние год отмечается рост числа обнаружения загрязнения продовольственного сырья, продуктов питания солями тяжелых металлов и другими токсикантами. Удельный вес продуктов, в которых обнаруживаются остаточные количества пестицидов, возрос по сравнению с 1982 г. в 7-10 раз.
Исследования, проводимые эколого-геохимической экспедицией Бурятгеолкома, показали значительное загрязнение тяжелыми металлами не только почвы промпредприятий и вокруг них, но и воздушной среды на территории жилых массивов, жилых массивов Селенгинского ЦКК, Тимлюйского цементного завода, ТЭЦ-1, ЛВРЗ, Авиазавода свалок бытовых отходов и др.
В республике насчитывается свыше 180 объектов, имеющих 5527 источников вредных выбросов в автомосферу. Не решены вопросы утилизации и захоронения твердых и жидких токсичных промышленных отходов. Ухудшилось санитарное состояние жилых массивов в связи с резким удорожанием ассенизационного и другого спец. транспорта для вывоза бытовых отходов.
Требует ускорения реализация Программы сплошного обследования и радиационного картографирования всей территории республики, выявление радиационных аномалий и техногенных загрязнений токсичными веществами.
Существенное ухудшение состояния здоровья населения, особенно детского, нуждается в изучении влияния на него факторов окружающей среды.
Сложившаяся в Республике Бурятия неблагоприятная санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая ситуация, негативные сдвиги в здоровьи населения за последние годы, позволяют прогнозировать ухудшение ситуации и требует принятия неотложных мер по стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации в республике, выполнению Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и основных положений Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" № 468 от 20.04.93 г., разработку и реализацию республиканской, районных и городских целевых комплексных программ.
Принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1994 г. № 158 утверждена "Государственная программа неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы" и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить подобные региональные программы и осуществить их финансирование за счет средств местных бюджетов, обеспечить финансирование санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполняемых Госсанэпидслужбой в рамках первичной медико-санитарной помощи населению за счет средств местных бюджетов в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан.
Цели и задачи Целями настоящей Программы являются стабилизация и снижение уровня заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями, путем проведения противоэпидемических мер, осуществляемых лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения и Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Бурятия с участием других министерств, ведомств, администраций районов и городов.
Программа не предусматривает решение ряда важных санитарно-гигиенических проблем и опасных факторов окружающей среды, влияющих на уровень как инфекционной, так и неинфекционной заболеваемости и здоровье населения республики.
Часть санитарно-гигиенических проблем вошли в другие республиканские программы. Так, отдельными целевыми республиканскими программами предусматриваются решение вопросов обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, вопросы питания детей дошкольного возраста - индустрия детского питания, ряд вопросов в Программе - безопасное материнство. Экологические проблемы - в рассматриваемой в Парламенте России программе по охране и рациональному использованию природных ресурсов бассейна озера Байкал.
Часть санитарно-эпидемиологических проблем будет представлена в разрабатываемой Программе по охране территории Республики Бурятия от заноса и распространения особо-опасных инфекций и т.д.
Представленная Программа предусматривает в основном неотложные меры, проводимые организациями и учреждениями здравоохранения и Госсанэпиднадзора в Республике Бурятия.
Из Программы (первоначальные варианты) исключены разделы социально-гигиенического мониторинга и развития Госсанэпидслужбы в Республике Бурятия ввиду необходимости большого объема их финансирования (745 млн.руб. на мониторинг и свыше 15 млрд.рублей на развитие службы) и отсутствием источников их финансирования при предварительном рассмотрении и заключении в Министерстве экономики и Министерстве финансов Республики Бурятия и по этой причине о нецелесообразности включения этих разделов в настоящую Программу.
1. Для достижения поставленных целей представляемой Программой предусмотрено решение следующих задач:
- достижение необходимого уровня охвата населения профилактическими прививками;
- мероприятия по борьбе с социально-обусловленными инфекционными заболеваниями;
- мероприятия по совершенствованию эпидемиологического надзора и снижению паразитарных заболеваний;
- предупреждение распространения массовых заболеваний кишечными инфекциями, вирусными гепатитами А и пищевых отравлений;
- предупреждение ВИЧ-инфекции (СПИД) и парентеральных вирусных гепатитов.
2. В целях обеспечения контроля за выполнением Федеральной Целевой Программы снижения уровня облучения населения и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994- 1996 годы (программы "Радон") необходимо оснащение основных исполнителей программы - Центров Госсанэпиднадзора соответствующей радиометрической аппаратурой, отсутствующей в настоящее время.
Представленная Программа предусматривает также, как неотложную меру, оснащение Центра Госсанэпиднадзора в Республике Бурятия гамма-спектрометрическим комплексом и радономером для осуществления контроля, касающейся радиационной защиты населения, и предотвращения техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами.
Предупреждение инфекционных и паразитарных заболеваний Основной целью является снижение уровня заболеваемости и смертности населения республики от инфекционных и паразитарных заболеваний. Для реализации поставленных целей предусматривается решение следующих неотложных задач (на 1995 г.):
1. Повышение эффективности системы иммунопрофилактики управляемых инфекционных заболеваний 1.1. Достижение охвата детей в возрасте одного года прививками против туберкулеза, полиомиелита, дифтерита, коклюша, столбняка, а детей в возрасте двух лет против кори до уровня 95% к 1996 г., и взрослого населения против дифтерии на 80% на всей территории Республики Бурятия:
- бесперебойное снабжение в требуемых количествах одноразовыми шприцами и необходимыми вакцинами всех ЛПУ, осуществляющих работу по вакцинации;
- укомплектование подготовленными кадрами, оснащение картотеками и необходимым оборудованием кабинетов иммунопрофилактики;
- организация бесперебойной работы прививочных бригад для обеспечения вакцинопрофилактики.
1.2. Создание эффективной и надежной системы транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики:
- обеспечение всех ЛПУ, осуществляющих иммунопрофилактику, термоконтейнерами с термоиндекаторами многоразового пользования для транспортировки вакцин и холодильниками для хранения их;
- приобретение и установка морозильных камер в аэропорту и оптово-снабженческой аптечной базе Минздрава Республики Бурятия.
1.3. Совершенствование информационно-аналитической базы системы эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями, управляемыми вакцинацией:
- организация системы контроля за уровнем охвата населения прививками и за состоянием коллективного иммунитета у населения с использованием эпидемиологических методов и серологических исследований;
- доукомплектование лабораторных подразделений Центров ГСЭН оборудованием, диагностикумами и тестсистемами для серологического мониторинга напряженности иммунитета населения.
1.4. Подготовка кадров по вопросам вакцинопрофилактики:
- разработка и внедрение специальных дифференцированных программ для студентов медицинских училищ,на курсах повышения квалификации врачей, средних медицинских работников, курсах информации и стажировки, также для работников аптечной базы и аптечных учреждений.
Перспективные на 1996-1997 годы мероприятия:
1. Введение прививочного сертификата для всего населения республики.
2. Организация контроля за качеством поступающих вакцин в республику (коревая, паротитная, полиомиелитная) на базе вирусологической лаборатории Центра госсанэпиднадзора в Республике Бурятия.
3. Внедрение в практическое здравоохранение новых вакцин против краснухи и вирусного гепатита В.
4. Внедрение автоматизированной системы слежения за коллективным иммунитетом населения в лечебно-профилактических учреждениях и Центрах госсанэпиднадзора в Республике Бурятия.
5. Организация серологического мониторинга во всех районных центрах госсанэпиднадзора.
2. Мероприятия по борьбе с социально обусловленными инфекционными заболеваниями 2.1. Первоочередные меры по стабилизации и снижению заболеваемости венерическими и другими болезнями,передаваемыми половым путем:
- организация подготовки педагогов, воспитателей во вопросам полового воспитания и профилактики среди детей и подростков, молодежи венерических заболеваний;
- активизация противовенерической пропаганды среди широких слоев населения через средства массовой информации (радио,телевидение, кино,местная пресса),распространение среди населения информационно-пропагандистской литературы;
- внедрение диагностики сифилиса и хламидийных инфекций в ИФА,внедрение культурального метода диагностики гонореи в лечебно-профилактических учреждениях районов республики;
- организация работы оперативной группы специалистов при Министерстве здравоохранения республики.
Перспективные мероприятия на 1996-1997 годы:
- развертывание ночного профилактория на базе Республиканского кожно-венерологического диспансера;
- развертывание городского кожно-венерологического диспансера со стационаром на 40 коек;
- создание в структуре Министерства внутренних дел для отделения профилактики и пресечения правонарушений общественной нравственности.
2.2. Неотложные меры по снижению заболеваемости чесоткой и педикулезом:
- развертывание дополнительных коек и стационаров (скабиозориев) для госпитализации больных чесоткой;
- организация своевременного технического ремонта подвижных и стационарных дезинфекционных камер Центров госсанэпиднадзора и лечебно-профилактических учреждений для обеспечения камерной дизенфекции в очагах чесотки;
- реконструкция и ремонт общественных бань и прачечных с оборудованием дезинфекционных камер;
- оказание материальной помощи малообеспеченным семьям на банно-прачечные услуги;
- обеспечение детских, подростковых учреждений и учреждений закрытого интернатного типа антипедикулезными средствами;
- усиление санитарной пропаганды и санитарного просвещения с использованием средств массовой информации по профилактике чесотки и сыпного тифа.
Перспективные мероприятия на 1996-1997 годы:
- организация стационаров и центров реабилитации в сельских районах республики и в г.Улан-Удэ, предусмотрев оборудование санпропускников и дезкамер.
2.3. Меры по предупреждению распространения туберкулеза Неотложные меры:
- организация мероприятий по раннему выявлению туберкулеза среди населения и сельскохозяйственных животных;
- оздоровление детей и подростков в противотуберкулезных санаторно-оздоровительных учреждениях, выделение инфицированных детей в санаторные группы дошкольных учреждений во всех районах республики;
- активизация санитарной пропаганды с использованием всех видов средств массовой информации;
- организация дезинфекционных мероприятий в противотуберкулезных учреждениях и в очагах туберкулеза;
- повышение профессиональной подготовки медицинских работников по вопросам диагностики и профилактики туберкулеза;
- внедрение новых эффективных методов лечения больных туберкулезом;
- организация противотуберкулезной помощи населению, проживающему в районах, приравненных в Крайнему Северу, с выездом бригад врачей в отдаленные населенные пункты;
- завершение строительства комплекса Республиканского противотуберкулезного диспансера.
Перспективные мероприятия на 1996-1997 годы:
- совершенствование и внедрение нелучевых методов выявления групп риска по заболеванию туберкулезом;
- оснащение лечебно-профилактических учреждений новыми типами флюорографов с минимальной лучевой нагрузкой для пациентов и персонала.
3. Мероприятия по совершенствованию эпидемиологического надзора и снижению паразитарными заболеваниями В целях стабилизации и дальнейшего снижения заболеваемости гельминтозами проводить ежегодные лабораторные обследования групп повышенного риска заражения, эпидемически значимых контингентов, лиц по клиническим и эпидемиологическим показаниям.
С целью проведения оздоровительных мероприятий, для эпидемиологической оценки ситуации по заболеваемости людей диффилоботриозом организовать совместное с Бурятским институтом естественных наук РАН изучение пораженности рыбы в водоемах Еравнинского и Баунтовского районов.
Провести обследование пораженности людей и животных на территории республики на эхинококкоз совместно с БСХИ.
Проводить на всей территории республики санитарно-гельминтологические исследования объектов внешней среды (почва, вода).
Проведение гигиенического воспитания населения и санитарной пропаганды по профилактике гельминтозов.
4. Предупреждение распространения массовых заболеваний кишечными инфекциями, инфекционными вирусными гепатитами А и пищевых отравлений Основой предупреждения распространения кишечных инфекций является обеспечение безопасности продуктов питания населения и питьевой воды с одновременным проведением организационных медико-санитарных и лечебных мероприятий.
4.1. Обеспечение населения доброкачественной питьевой водой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 573-р о разработке Федеральной программы "Обеспечение населения Российской Федерации питьевой водой", протоколом совещания 28 февраля 1995 г. заинтересованных министерств, комитетов, администраций территорий и служб при 1-ом заместителе министра экономики Республики Бурятия по вопросу обсуждения проекта целевой Программы "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Бурятия на 1994-1995гг.:
- определены разработчики отдельной целевой Программы "Обеспечение населения Республики Бурятия питьевой водой":
Комитет по водному хозяйству Республики Бурятия, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство строительства и архитектуры Республики Бурятия и срок представления указанной Программы Правительству - июль 1995 года.
4.2. Обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов Организация на предприятиях, вырабатывающих продукты питания высокой эпидемиологической значимости (производство молочной продукции,колбасные изделия и безалкогольные напитки), микробиологического лабораторного контроля силами собственных лабораторий или по договорам с Центрами госсанэпиднадзора, а также ведомственный лабораторный контроль за ходом технологического процесса.
Исполнитель: руководители всех предприятий независимо от форм собственности.
Финансирование: за счет средств предприятий.
Обеспечение эффективного функционирования системы лицензирования производства и сертификации реализуемых продуктов питания.
Исполнитель: органы по сертификации и лицен- зированию в Республике Бурятия.
Финансирование: за счет средств предприятий.
Организация полного, устойчивого контроля за качеством продукции детского питания на предприятиях, вырабатывающих и реализующих ее.
- лицензирование производства продуктов питания для детей;
- сертификация продукции для детей, производимой в республике и поступающей из других регионов по импорту.
Исполнитель: Бурятский ЦСМ и Центр ГСЭН в Республике Бурятия, Министерство сельского хозяйства, Госкомитет по торговле.
Организация и оборудование необходимыми санитарно-техническими устройствами для соблюдения личной и общественной гигиены в местах торговли пищевыми продуктами.
Исполнитель: администрации районов и городов.
Организация гигиенического обучения работников общественного питания и торговли всех форм собственности.
Исполнитель: администрации районов, городов, Минздрав, Центр ГСЭН.
Финансирование: за счет владельцев, организаций по договорам.
Создание в школах, средних и высших учебных заведениях условий для организации питьевого режима и соблюдения личной гигиены учащимися и студентами.
Исполнитель: Министерство образования, руко- водители ВУЗов, средних специ- альных учебных заведений.
Финансирование: за счет средств учреждений.
4.3, Мероприятия санитарной очистки и благоустройства населенных мест Строительство типовых контейнерных площадок для сбора бытовых отходов в благоустроенных и неблагоустроенных жилых массивах.
Исполнители: Администрации районов, владельцы жилья.
Организация мойки и дезинфекции контейнеров для бытовых отходов.
Исполнители: Администрации районов, владельцы жилья.
Закрепление за предприятиями, организациями, учреждениями территорий населенных мест за уборку.
Исполнители: Администрации районов и го- родов.
4.4. Медицинские мероприятия.
Внедрение современной системы санитарно-эпидемиологического надзора за кишечными инфекциями с использованием компьютерной техники.
Исполнители: Центры ГСЭН в Республике Бурятия.
Создание сети микробиологических лабораторий в РТМО.
Исполнители: Минздрав Республики Бурятия, Минэкономика и Министерство финансов.
Ремонт, реконструкция, боксирование инфекционных стационаров в районах и г.Улан-Удэ и обеспечение диагностическим оборудованием и медикаментами для лечения кишечных инфекций.
Исполнители: главы районных администраций, администрация г.Улан-Удэ.
Внедрение современных методов диагностики кишечных инфекций (ротавирусные инфекции, кампилобактериоз, иерсиниозы и др.).
Исполнители: Министерство здравоохранения, Центры ГСЭН в Республике Буря- тия.
5. Профилактика ВИЧ-инфекции (СПИД), парентеральных гепатитов (вирусные гепатиты В,С,Д) 5.1.Проведение эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией, СПИД- маркерными заболеваниями и парентеральными гепатитами.
Исполнители: Минздрав, Центр ГСЭН в Республике Бурятия.
Завершение организации централизованных стерилизационных отделений во всех поликлиниках, больницах, диспансерах и полный переход на стандартные методы стерилизации изделий медицинского назначения.
Исполнители: Минздрав, руководители ЛПУ, администрации районов.
Проведение обследования населения на СПИД и парентеральные гепатиты по клиническим эпид.показаниям.
Исполнители: Центр по борьбе со СПИДом Руководители ЛПУ.
Обеспечение лечебно-профилактических учреждений республики тест системами на ВИЧ-инфекцию и вирусные гепатиты В,С,Д.
Информационное обеспечение населения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов.
Исполнители: Министерство здравоохранения, Министерство образования, Центр ГСЭН в Республике Бурятия.
Проведение мероприятий по предупреждению внутрибольничных заболеваний, ВИЧ-инфекций и парентеральных гепатитов.
Исполнители: Министерство здравоохранения, руководители ЛПУ, Центры ГСЭН в Республике Бурятия.
Внедрение в практику здравоохранения и Центров госсанэпиднадзора в высокочувствительных методов диагностики при обследовании групп риска вирусных гепатитов ВСД.
Исполнители: ЛПУ МЗ и Центра ГСЭН Заказчики программы: Центр госсанэпиднадзора в Республике Бурятия, Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Исполнители программы: Министерство здравоохранения, лечебно-профилактические учреждения, специализированные диспансеры в районах и г.Улан-Удэ, Центры госсанэпиднадзора в Республике Бурятия, Министерство экономики Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство социальной защиты, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству , Комитет по водному хозяйству, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, администрации районов и городов.